8 мин.

16 лет назад в Майами впервые встретились Федерер и Надаль. Рафа выиграл за час

Вспоминаем начало великой легенды.

«Помню, я уже был №1, когда Рафа только начинал играть в туре. Он тогда был хорошенький – не то, что сейчас», – сказал Роджер Федерер год назад в Индиан-Уэллс, и 16-тысячный стадион с готовностью рассмеялся. А через мгновение хором взгрустнул, когда Маэстро заметил, что сейчас каждый их матч друг против друга может стать последним.

На этой неделе турнир в Майами отметил бы 16-летие великого соперничества Федерера и Надаля: того, в котором самый титулованный теннисист современности одержал в полтора раза меньше побед (16-24); в котором 13 матчей дошли до решающего сета, 14 были сыграны в финалах, а девять – в финалах «Большого шлема» (включая, возможно, лучший в истории).

За полтора десятка лет с той весны-2004 противостояние Надаля и Федерера по масштабу и легендарности обошло и Борга с Макинроем, и Макинроя с Лендлом, и Агасси с Сампрасом. Со временем в двусторонний спор о величии вмешался Новак Джокович, и сейчас и Федерер, и Надаль с ним сыграли больше матчей, чем друг с другом (50 и 55, рекорд Открытой эры), но самой сочной теннисной классикой все равно остается Федаль – это столкновение правши и левши, непринужденности и неутомимости, элегантности и скромности, виртуозного умения ответить на самый пустой вопрос и великой брови, беспощадной к любой репортерской ерунде.

Федерер был действующим чемпионом двух «Шлемов» и №1, Надаль – 17-летним дебютантом. Матч продлился чуть больше часа

В том марте 22-летний Федерер приехал в Майами после первых побед на Australian Open и в Индиан-Уэллс и второй – в Дубае. Он выиграл 12 своих последних матчей и 28 из последних 29. Всего месяцем ранее Роджер впервые стал первой ракеткой мира, сместив с вершины рейтинга чемпиона US Open Энди Роддика; тот в 21 провел лучший сезон карьеры, которая продлится еще девять лет (взял шесть титулов на всех покрытиях, в том числе два «Мастерса» и «Шлем»). Мощный американец, воинственный Хьюитт, неуступчивый Налбандян и зверски привлекательный Сафин вместе с Федерером входили в поколение «Новых мячей» и тогда виделись его главными конкурентами в борьбе за мировое господство.

Рафаэлю Надалю было 17, он был самым молодым участником турнира и годом ранее еще не играл в основном туре. Предыдущей весной он впервые прошел квалификацию турнира ATP и на грунте Монте-Карло обыграл чемпиона «Ролан Гаррос» Альберта Косту. Дебют тинейджера с Мальорки в Париже тогда не состоялся из-за локтя, травмированного на тренировке, но до конца года он впервые зашел в топ-50, а за первые три месяца 2004-го – в топ-40. Федерер позднее скажет, что к первой встрече с Рафой уже был о нем хорошо наслышан (а двумя неделями ранее в Индиан-Уэллс проиграл ему в паре). Репортер The Guardian из Майами так вообще напишет, что швейцарец еще до турнира пророчил испанцу №1 в течение трех лет.

В финале Индиан-Уэллс против Тима Хенмэна (который нанес ему два последних на тот момент поражения) Федерер получил тепловой удар, и во Флориде ему еще нездоровилось. В стартовом матче он с трудом обыграл Николая Давыденко (и сделает это еще десять раз, прежде чем впервые проиграть – на победном для москвича итоговом турнире-2009), а Надаль, последним заскочивший в посев, – Горана Иванишевича, который проводил последний сезон. Федерер был не в идеальном состоянии, но ставить против него, игрока момента, на дебютанта без титулов ATP было безумием. Матч и продлился рутинные 70 минут.

Надаль выиграл 6:3, 6:3.

Реклама 18+

Рафа еще не говорил по-английски, Роджер уже шутил папины шутки

Надаль трижды взял подачу Федерера, в своих геймах не дав ему ни одного брейк-пойнта (81% попадания первым мячом). Он обезоружил швейцарца топспином, который скоро станет легендарным, отчаянно защищался, роскошно атаковал и выиграл 13 из 14 выходов к сетке, в том числе на матчболе. Надаль играл вдохновенно и бесстрашно и сделал это на одном из главных турниров мира в своем первом матче против №1. Длинноволосый 17-летний мальчик в майке, который с репортерами еще общался через переводчика, уже в тот вечер показал, что главным соперником, укротителем и товарищем величайшего игрока всех времен будет он, который не умеет сдаваться и поэтому как никто и побеждает, и проигрывает.

«Я не удивлен. Эта молодежь в своем стиле», – резюмировал после матча 22-летний Федерер под хохот зала.

«Я очень рад, потому что сыграл один из лучших матчей в своей жизни. Понятно, что он свой лучший теннис не показал, – поэтому-то я и победил. Если бы показал, у меня был шансов не было. Но в теннисе такое бывает: если игрок вроде меня играет очень, очень хорошо, а топ-игрок – как Роджер – нет, то я могу победить. Но все равно я очень, очень рад», – сказал тогда Надаль примерно то же, что говорит и 15 лет спустя: играть умеют все, а ты хорош ровно настолько, насколько готов рыть землю в каждом матче.

Через год Федерер взял реванш в финале, через 15 они с Надалем – главный теннисный броманс

В следующем круге Надаль проиграл Фернандо Гонсалесу и его сексапильному форхенду, а турнир выиграл Роддик. На европейском грунте Рафа снова травмировался и опять не смог дебютировать на Открытом чемпионате Франции, но до конца сезона зашел в топ-35 и выиграл первый титул ATP, а в следующем стал топом, добавив к нему еще 11, включая дебютный «Ролан Гаррос».

Федерер в том сезоне защитил «Уимблдон» и итоговый турнир и впервые выиграл US Open, а с первого места рейтинга он не спускался следующие четыре года, пока не уступил его – правильно – Надалю. На двоих с Рафой они в середине этого отрезка выиграли 11 «Шлемов» подряд (два с лишним года главные теннисные титулы брали два человека). 

«Тот матч был пришествием Рафы, особенно на хардовые корты – с характерной экспертизой вспоминал Федерер десять лет спустя. – Потому что это всегда рубеж – обыграть первую ракетку мира на харде, – как, например, я обыграл Хьюитта там же парой лет ранее. Мне кажется, тогда все воспринимали Рафу как грунтовика, а он уже тогда показал, что способен на большее, и дальше это доказал».

В следующий раз Федерер и Надаль встретились ровно через год, в Майами, – но уже в финале. Тогда титульные матчи «Мастерсов» игрались до пяти сетов, и Роджер героически победил, проиграв два первых, а потом назвал тот матч поворотным моментом всей своей карьеры:

«Он клал по линии форхенд за форхендом, но я все равно все эти четыре часа держал концентрацию, не выпадал. Тот матч научил меня не сдаваться. В нем я показал себе и своей команде, что умею бороться».

Умение бороться понадобится Федереру во встречах с Надалем еще примерно 40 раз. Последний Miami Open снова выиграл Роджер, а для Надаля, вернувшегося к безрукавкам, важнейшая часть сезона по-прежнему грунт, хоть он все так же не считает себя грунтовиком. Можно подумать, что этих 16 лет и 37 «Шлемов» и не было, только вот теперь их все чаще спрашивают, что они значат друг для друга сейчас, когда главная их борьба – со временем.

Надаль на это вскидывает бровь и отшучивается «Не хочется, чтобы казалось, будто я хочу быть его парнем», – а Федерера таким не смутить. «Я всегда за Рафу, потому что это Рафа, и я его люблю», – сказал он в прошлом году на Australian Open и показал: величайшее соперничество – это не то, в котором больше всего матчей, титулов, часов на корте. Величайшее – это то, в котором соперники делают друг друга лучше и друг другу за это благодарны.

Реклама 18+

Величайшему матчу в истории тенниса – 10 лет

Федерер привез Надаля на родину мамы. Они собрали 52к человек, 3 млн долларов и даже станцевали

Фото: youtube.com/Tennis TV; Gettyimages.ru/Lintao Zhang, Ezra Shaw, Al Bello, Bongarts, Clive Brunskil