4 мин.

Нас оставили без флага. Почему так вышло?

Российские спортсмены смогут поехать на Олимпиаду в Южную Корею только под нейтральным флагом. Это далеко не самый страшный вариант из возможных, но все равно не особенно приятный. Вспоминаем – совсем коротко – цепочку событий последних 4 лет, которая привела МОК к такому решению.

● В феврале 2014-го сборная России с отрывом и эмоциями выиграла медальный зачет Олимпиады в Сочи, а месяц спустя присоединила Крым. Это стало точкой отсчета для санкций, которые позднее проникли и в спорт. Отношения с Западом окончательно испортились.

● В ноябре 2014-го вышел фильм немецкого журналиста Хайо Зеппельта (канал ARD) о допинге в русской легкой атлетике – информаторами стали супруги Степановы: Юлия (бегунья) и Виталий (экс-сотрудник РУСАДА). В тот же день французская газета L’Equipe вышла с подобным расследованием.

● МОК, ВАДА и ИААФ заинтересовались фильмом Зеппельта. Спортивные чиновники России не отреагировали на сигналы – расследование (уже реальное, а не журналистское) продолжалось почти год.

● В ноябре 2015-го с докладом выступила комиссия Ричарда Паунда (в ее составе был теперь уже знаменитый Ричард Макларен), где обвинила министерство спорта России в «манипулировании» допинг-пробами спортсменов. По итогам расследования русских легкоатлетов отстранили от соревнований под национальным флагом – бан не снят до сих пор. Тогда же ВАДА обвинило директора Московской лаборатории Григория Родченкова в уничтожении почти 1500 проб – и он ушел в отставку.

● За последние годы ВАДА и МОК увлеклись перепроверкой олимпийских проб: так Россия потеряла почти три десятка медалей Пекина-2008 и Лондона-2012. Все по закону – ни единого выигранного иска со стороны наших спортсменов.

«Мельдониевая» весна-2016 – десятки спортсменов из России попали во временное отстранение из-за препарата, название которого вы наверняка уже не забудете. Оправдали почти всех – только Шарапова угодила в бан на 15 месяцев.

● В мае 2016-го экс-глава ФГУП «Российский антидопинговый центр» Григорий Родченков, уехавший в Штаты, рассказал много интересного о допинговой программе перед Играми-2014 в Сочи. Его сведения легли в основу расследования The New York Times. С этого начались зимние проблемы.

● Сразу после интервью Родченкова ВАДА сообщило, что все показания проверит канадский юрист Ричард Макларен. Тот в короткие сроки пришел к выводу о существовании допинг-системы, его июльский доклад повлиял на допуск к Играм-2016 российских тяжелоатлетов и гребцов. Легкоатлеты, за исключением Клишиной, в Рио тоже не поехали.

● Попросив время на доработку, Макларен выпустил второй доклад в декабре 2016-го. Это тот самый документ, по которому сейчас осудили Россию. Там речь о манипуляциях с пробами до и во время Олимпиады в Сочи: коктейль «Дюшес», нечеловеческое содержание соли в пробах и подмена флаконов (о них свидетельствовали царапины на крышках). Во всем этом, по Макларену, участвовали представители госструктур России, в том числе ФСБ.

● Доклад Макларена почти год перепроверяли две комиссии МОК: команда Дениса Освальда заново изучала все пробы русских спортсменов в Сочи-2014, бригада Самуэля Шмида – причастность государства к допинговой системе.

● Освальд не пощадил: два с лишним десятка спортсменов пожизненно отстранены от Игр в любом качестве, у России отняли 11 медалей – сборная потеряла первое место в общем зачете. Шмид доказал существование допинг-системы.

Главная причина всех проблем: наличие допинговой системы установлено. Олимпийский комитет России лишен аккредитации, команда едет на Игры-2018 не под своим флагом.

Русские олимпийцы готовят иски. Но судиться нужно не с Родченковым

«На мне все грехи, кроме педофилии и гомосексуализма». Родченков гремит на русском ТВ

«Два раза накормили обедом, я доел виноград за Мутко». Олимпийские дневники Родченкова

У нас отбирают медали, а мы молчим. Просто позор

Фото: Global Look Press/Christian Charisius/dpa; РИА Новости/Павел Лисицын, Михаил Сербин, Алекс Макнотон, Григорий Сысоев