5 мин.

Остин на букву А

Вторая запись - для равновесия - о гонках. Должна была появиться несколько раньше, но я был в таких суровых и диких местах, где интернет ловится только на мормышку. Поэтому через день после ГП Турции и первого матча финала Кубка Стэнли – крео об еще одном Гран При США.

Когда я на днях прочитал, что Ф-1 возвращается в США, то окончательно поверил, что Берни владеет черной магией. Помимо подозрительной бодрости тела и духа в весьма почтенном возрасте, главное доказательство - Гран При в Штатах.

Суть новости: с 2012 начинает действовать 10-летний контракт на проведение ГП США в Остине, штат Техас. Я могу понять мотивы чиновников ФИА и ФОМ, команд и спонсоров, но не мотивы организаторов. Гонки в США далеко не самый популярный вид спорта, и в ближайшие годы уж точно данное утверждение будет оставаться верным. Только отчаянный оптимист, чей энтузиазм подкрепляется запрещенными препаратами, может думать, что чего-то выиграет как организатор от гонки "Формулы-1".

Промоутеры Гран При порой напоминают доверчивых буратин, которым авторитетные кот Базилио о лиса Алиса посоветовали зарыть деньги на Поле Чудес. И ведь не может не сработать – известно про целых три успешных случая. Вот только советники забывают добавить, что один закапыватель денег наткнулся на клад, второй на нефть, а третьего выпорол отец, он вернулся, откопал деньги и вложил их в акции «Майкрософта». Почему и разбогател.

Организаторы гонки в Остине похожи больше на Буратино, чем на нефтяника или биржевого трейдера. Гран При США это просто какой-то рай для желающих потерять деньги. Финансовые обязательства, которые можно смело назвать данью, безусловно позволят дочкам Экклстоуна купить себе еще по одной модной шляпке, но сами организаторы могут только потерять. Зрители? Те самые американцы, которые не смогли спасти от убытков гонку Ф-1 даже на культовом Индинанаполисе? Аргумент, что в Остине нет своей профессиональной команды в главных американских лигах немногого стоит. Сами по себе гонки никогда не были чересчур популярным видом спорта, а Ф-1 это очень непопулярный подвид автогонок в США. Да и остинцы живут все же не в концлагере и могут смотреть по ТВ то, что хотят. Думаю, тот факт, что Остин – крупнейший город в США без своей профессиональной команды стал одним из важных факторов для инвесторов. Но почему-то все забыли о студенческой команде по футболу (не соккер). Студенческие соревнования в Штатах очень популярны и тот, кто считает это аналогом российского первенства физкультурников, ничего не понимает в американском спорте. И потом, успешный Гран При должен собирать по 100-150 тысяч человек. В Остине живет 750 тысяч. Т.е., если расчет только на остинцев, прийти должен каждый седьмой или, более наглядно, в половине семей города должен быть хотя бы один человек, купивший билет на гонку. Выглядит утопией, при том, что гонки в Барселоне или Монреале живут отнюдь не только за счет барселонцев и монреальцев.

И на кого ходить американцам? USGP умерла в родовых мучениях, другой команды пока не видно. Не исключено, что какая-то появится – особенно в свете того, что в «Феррари» обмолвились о желании создать американскую «дочку». Но это будет таким же способом немного подзаработать, как для Берни сам Гран При. Некий умеренный интерес появления американской команды все же может вызвать. Но без гонщиков-американцев он будет чересчур умеренный. А если такие будут, но кто-то вроде Скотта Спида, то ажиотаж получится цыплячий.

Вроде Марко Андретти когда-то выражал готовность рискнуть карьерой и нырнуть в омут с головой. Но, думаю, папа ему расскажет факты своей биографии. Лучшим магнитом зрительского внимания могла бы стать Даника Патрик. Но этот бабец так грамотно строит свой имидж и думает о пиаре, что на глупые шаги, скорее всего, не пойдет. Большого наплыва туристов из Европы тоже не предвидится: океан-с и, как следствие, дороговизна такого тура.

Дополнительным плюсом, а, точнее, минусом, будет то, что трасса не входит в календари других гоночных серий США. Они хотят все окупить одной гонкой в год? Это не более реально, чем массы остинцев на трибунах, которые всю жизнь мечтали увидеть таких сверхпопулярных в Штатах Алонсо и Баттона.

Таинственные инвесторы, которые сейчас вроде бы готовы вложить деньги сильно прогорят. Вряд ли они настолько не понимают ситуации. Скорее всего, получится как с зомби-командой Уиндзора и Пука. Вначале много разговоров о мешках денег, которые не знают куда девать, а потом извинения, что не смогли рассчитать силы.

Но если гонка все же состоится, то прогорят не только организаторы. Свою дыру в бюджете получат и команды. Причем получат под ехидное хихиканье все того же Берни. «Хотели выход на американский рынок? Недовольны моими арабскими прожектами? Вот вам гады, гонка в США». Может вообще сложиться странная ситуация. Вначале большие боссы в европейских штаб-квартирах обрадуются американскому этапу, а потом (года через два) их подчиненные – непосредственные руководители команд – будут жаловаться, что дорого и бесполезно ездить в этот дурацкий Остин.

При том, что сами автогиганты никакого профита не получат. Непопулярная гонка не сможет сделать отдельную марку-участницу этой гонки популярной. Гораздо эффективнее было бы входить в качестве участников в американские серии. Японские концерны, которым американский рынок очень важен, кстати, так и делают.

Итак, мой прогноз. Вначале бравые отчеты: «Мы по-настоящему мировая серия», «Мы обязуемся обеспечить аншлаги в течении следующих 10 лет». Потом тихий слив: «Кризис, понимаете ли», «Мы бы рады, но по календарю майа в этом году конец света и мы хотим подумать о вечном». Если племени майа не поверят, то тогда (году в 2015): «ФБР разыскивает того подлеца, который подписал 10-летний контракт с Экклстоуном», «Организаторы сообщают, что для того чтобы рассчитаться по долгам, отдали жен и детей в рабство».

P.S. Когда верстался номер. Я человек, политикой не очень интересующийся. Но за два дня прочел два раза про В.В.Путина. Первый раз, про то как он разговаривал с Шевчуком. Второй раз, когда он поддержал продление контракта с Быковым. И подумалось мне: лучше бы «музыкант Юра Шевчук» просил бы не о Марше несогласных, а о новом тренере для сборной.