3 мин.

Близкие люди

Если смотреть на результаты личных встреч, преимущество Надаля над Федерером на грунте выглядит убийственным. Но статистические показатели, собранные Карлом Байэликом (The Wall Street Journal), утверждают, что матчи зачастую были более упорными, а Федерер находился ближе к победе, чем многим кажется. Цифры, показывающие, как они близки – в блоге «С миру по Нитке».  

«Роджер Федерер не дал состояться третьему подряд грунтовому финалу между Рафаэлем Надалем и Новаком Джоковичем. Рекордсмен по количеству титулов турниров «Большого шлема» после победы над Джоковичем в полуфинале «Ролан Гаррос» находится в шаге от 17 кубка. Теперь в финале Федерер встретится с Надалем – это будет их 25-я встреча вообще и 14-я на грунте.

На других покрытиях двое из величайших игроков в истории примерно равны – Федерер ведет в личных встречах 6:5. Но на грунте доминирует Надаль, выигравший 11 из 13 матчей, включая все 4 на «Ролан Гаррос». Безусловно, Федереру здесь нечего стыдиться. На грунте Надаль выиграл 226 из 244 матчей, включая 31 из 35 финалов, а за последние шесть лет испанец на этом покрытии проиграл всего шесть раз. Федерер, дважды обыгрывавший Надаля в финалах, был единственным, кому удавалось сделать это. Но этой весной Новак Джокович повторил достижение в Мадриде и Риме – и это были первые грунтовые победы серба над Надалем после 9 поражений. Федерер и Джокович – два из трех игроков, более чем единожды обыгрывавших Надаля на земле в основной сетке турниров АТР. Третий, Гастон Гаудио, был одним из символов предыдущего поколения грунтовиков, на смену которому и пришел Надаль. Гаудио обыгрывал Надаля трижды, но все это было более шести лет назад, до того, как испанец начал доминировать на грунте. Надаль выиграл три их последние встречи, взяв 7 из 8 сетов. Кстати, именно Гаудио был последним чемпионом «Ролан Гаррос» до Надаля и Федерера.

Быть вторым после Надаля на грунте – это не так уж плохо. И большую часть периода после появления Надаля в 2005 Федерер удерживал это звание. Швейцарец один раз выигрывал в Париже, играл в пяти из последних шести финалов, а также выходил там в полу- и четвертьфинал. У него было и много других грунтовых финалов в этот период. Там он обычно встречался с Надалем и обычно проигрывал. Но счет 11:2 не отражает того, насколько упорными были многие их встречи на этом покрытии. Надаль выиграл 71% сетов, но всего 56% геймов и 52% розыгрышей. В 18 из 41 сета, которые они провели на грунте, Федерер или выиграл или довел дело до тай-брейка. В 12 из 13 матчей Федерер выигрывал минимум 44% очков. 13 встреча – разгром, который Надаль учинил ему в 2008 в парижском финале – выглядит скорее исключением. Как и победа Надаля в Риме, одержанная на тай-брейке пятого сета – Федерер тогда выиграл больше очков. К тому же швейцарец заработал 46% всех брейк-пойнтов в их матчах на грунте. Его главной проблемой была реализация этих возможностей – он выиграл 32% брейк-пойнтов, а Надаль 43%.

В какой-то степени эта статистика отражает природу тенниса – небольшая разница между игроками трансформируется в зрительно легкую победу одного из них (в полуфинале против Надаля Энди Маррей выиграл 46% розыгрышей, но проиграл в три сета). И неспособность Федерера реализовать брейк-пойнты может быть обусловлена не нервами и не удачей испанца. Многие считают, что будучи левшой Надаль на брейк-пойнте может подавать выбивающую подачу под бэкхенд правши – и в этом его преимущество. Но еще эта статистика показывает, что Федерер достаточно силен, чтобы сделать воскресный финал боевым и, может быть, даже впервые обыграть Надаля в Париже».