7 мин.

Как Федерер спасал Шанхай

Эта история относится к тем временам, когда в Шанхае на том стадионе, где сейчас проходит турнир серии Masters 1000, еще проводился итоговый турнир. Здесь есть интересные подробности, о которых, наверное, мало кто знает.

«Когда сезон Большого Шлема-2005 был закончен для Роджера Федерера, он сосредоточился на реализации задач на остаток года. Он решил сыграть в Кубке Дэвиса и помочь своей команде остаться в числе 16 лучших сборных, а также хотел отстоять первую строчку рейтинга. Еще он хотел защитить титул в Бангкоке, наконец-таки выиграть титул на домашнем турнире в Базеле и третий раз подряд закончить год победой на итоговом турнире. Да, и почему бы по дороге впервые в карьере не выиграть титулы в Мадриде или Париже?

И вначале все шло как по маслу. Федерер присоединился к команде Швейцарии в Кубке Дэвиса для матча плей-офф Мировой группы против Великобритании в Женеве. Он легко обыграл Алана Макина, а потом они с Ивом Аллегро в четыре сета победили Энди Маррея и Грега Руседски в парном матче. Швейцария в итоге выиграла встречу, что позволило ей остаться в Мировой группе на 12-й сезон подряд.

Через неделю Федерер встретился с талантливым шотландским парнем Марреем в финале турнира в Бангкоке, где выиграл 24-й подряд одиночный финал. Победа в Бангкоке обеспечила Федереру первую строчку по итогам года, а это значило, что на протяжении всего сезона-2005 он был первой ракеткой мира – такое достижение до него покорялось только четырем игрокам (Джимми Коннорсу, Ивану Лендлу, Питу Сампрасу и Ллейтону Хьюитту). В награду Федерер и его девушка Мирка Вавринец устроили себе небольшие каникулы в Бангкоке – ходили по храмам, смотрели статуи Будды и наслаждались тайской кухней. Если бы не Федерер, Рафаэль Надаль стал бы лучшим игроком сезона. Юный испанец выиграл 11 турниров – изумительное количество – включая «Ролан Гаррос» и турниры серии Masters в Монте-Карло, Риме, Монреале и Мадриде. За год он набрал очков больше, чем набирали игроки, последние 4 сезона заканчивавшие год на первой строчке – Густаво Куэртен (2000), Ллейтон Хьюитт (2001, 2002) и Энди Роддик (2003). Но в эру Федерера этого хватало только на второе место.

11 октября Федерер тренировался со своим соотечественником Михаэлем Ламмером в Альшвиле. Тогда он вновь почувствовал на себе силу «Базельского проклятия». На том же стадионе, где в прошлом году растянул мышцу, он травмировал правую лодыжку. Федерер почувствовал резкую боль, упал на корт и не мог встать. «Сначала я подумал, что сломал что-то», – объяснил он. Диагноз оказался не таким страшным, но все же достаточно неприятным. Федерер порвал связки, и хотя операция не понадобилась, он был вынужден сняться с турниров в Мадриде, Базеле и Париже. Были сомнения в том, что за месяц он успеет восстановиться, чтобы сыграть на итоговом турнире в Шанхае.

Нога была в гипсе, и две недели Федерер ходил на костылях. Он делал все возможное, чтобы ускорить восстановление и выступить в Шанхае. Он прошел через ультразвук, лимфодренаж, массажи, специальные упражнения – все. Стоит сказать, что он был не единственным травмированным игроком Топ-10 – тогда список первой десятки рейтинга больше напоминал больничный журнал. Три чемпиона турниров «Большого шлема» снялись с турнира – Марат Сафин из-за проблем с коленом, Энди Роддик – со спиной, а Ллейтон Хьюитт предпочел провести время с новой супругой Бек Картрайт, которая тогда ожидала первого ребенка.

Еще один победитель турниров «Большого шлема», Андре Агасси, приехал в Китай после травмы связок левой лодыжки, полученной примерно в одно время с Федерером. После поражения в первом матче группового этапа от Николая Давыденко со счетом 4:6, 2:6, Агасси снялся с турнира. У Надаля после победы на турнире в Мадриде в октябре были проблемы с левой ногой, из-за которых он снялся с турниров в Базеле и Париже. Хотя он и приехал в Китай, и ожидалось, что он сыграет, он снялся с турнира незадолго до первого матча. За несколько часов Шанхай потерял двух звезд – Агасси и Надаля – и участие Федерера тоже было под сомнением. Двукратный и действующий победитель приехал в Шанхай заранее, чтобы готовиться к турниру, но за два дня до начала он так еще и не знал, будет ли играть.

Билеты на защищенный от тайфунов стадион Шанхая были почти распроданы – но для амбициозных китайских организаторов сложившаяся ситуация была гораздо хуже тайфуна. После успешного проведения турнира в 2002 им удалось снова заполучить его на три года, начиная с 2005. За два сезона, что итоговый обитал в Хьюстоне, был построен великолепный стадион Qi Zhong вместимостью 15 000 зрителей. Арена его оснащена выдвижной крышей, выполненной в форме цветущей магнолии – символа города. Конструкция весит восемь тонн и состоит из восьми подвижных частей. Поскольку восемь – любимое число Федерера (он родился в восьмой день восьмого месяца), между ним и турниром установилась необычная связь. К тому же Шанхай был особенным местом для Федерера из-за того, что именно здесь в 2002 он дебютировал на итоговом – и воспоминания были ему дороги. Он даже лишний раз съездил туда в октябре на официальное открытие стадиона.

Травма лодыжки, определенно, была самой серьезной в карьере Федерера на тот момент. Хотя по медицинским показаниям он и мог играть, ничего особенного от себя он не ожидал. У него не было возможности нормально подготовиться к турниру, так что он даже не исключал возможности трех поражений на групповом этапе. В первом матче к собственному удивлению Федерер смог обыграть Давида Налбандяна – 6:3, 2:6, 6:4. Он говорил об этой победе, как об одной из лучших в карьере. Это явно показывало, насколько слабо подготовленным он себя чувствовал.

Следующий матч Федерера – против Ивана Любичича – стал кульминацией всего турнира. Любичич рассматривался как претендент на титул, ведь он лучше всех в туре провел сезон в залах. И Федерер напугал болельщиков – и организаторов – когда перед третьим сетом вызвал на корт врача. Однако после перерыва он продолжил матч, отыграл три матч-пойнта и на тай-брейке вырвал победу со счетом 7:4. Этим он обеспечил себе место в полуфинале как победитель группового этапа.

В полуфинале он записал на свой счет невероятный разгром Гастона Гаудио со счетом 6:0, 6:0, что позволило ему не только третий год подряд выйти в финал итогового турнира, но и добиться сезонного баланса побед и поражений 81-3. Он был в одной победе от лучшего в истории баланса, которого в 1984 добился Джон Макинрой. Тогда Мак стал победителем «Уимблдона» и US Open и выиграл 82 матча за сезон при 3 поражениях. Обыгранный в первом матче группового этапа Налбандян был единственным препятствием между Федерером и этим важным рекордом. Однако финал проходил в пятисетовом формате, что здорово усложняло жизнь не имевшему достаточной игровой практики Федереру. Тай-брейки решили судьбу первых двух партий – первый Федерер выиграл 7:4, а второй 13:11. После двух часов напряженной борьбы, которая позволила Федереру повести 2:0 по сетам, стало заметно, что он устал. Налбандян воспользовался этим и потихоньку вернулся в игру. Игровой провал Федерера пришелся на четвертый сет и начало пятого, когда он проиграл 10 геймов подряд и в итоге уступал 0:4 в решающей партии. При счете 0:30 в пятом гейме Федерер, подбадриваемый скандированием зрителей «Роджер! Роджер!» и подгоняемой собственной волей к победе и гордостью, начал отыгрываться. Через 45 минут он был в двух шагах от победы – подавал на матч при счете 6:5, 30:0. Однако Налбандян снова повернул ход матча. Позже Федерер скажет: «Я уже играл не на победу – я просто хотел усложнить ему жизнь».

После обратного брейка Налбандян выиграл тай-брейк, а вместе с ним и матч – 6:7, 6:7, 6:2, 6:1, 7:6. Федерер смотрел, как Налбандян, одержав крупнейшую победу в карьере и став первым за 31 год аргентинским победителем итогового, опустился на корт. «Я был ближе к победе, чем мог представить до начала турнира. С учетом обстоятельств это был один из лучших турниров в моей карьере. В этом году это было, наверное, самое эмоциональное выступление», – сказал Федерер.

Удовлетворен ли был Федерер своим выступлением или нет, но это поражение прервало несколько его серий. Это было первое поражение со времен «Ролан Гаррос» в начале июня – прервалась серия из 35 побед, пятая в истории по продолжительности (соотечественнику Налбандяна Гильермо Виласу принадлежит рекорд – 46 побед). К тому же поражение стало первым с 2003 года проигрышем в финале – прервалась серия из 24 победных финалов. Хотя Федерер и проиграл всего 4 матча за сезон, он сам счел его не столь удачным, как предыдущий, потому что 2 поражения пришлись на турниры «Большого шлема». «Но этот сезон тоже выдался потрясающим. Иногда я чувствовал себя непобедимым».

Благодаря звездному статусу Федерера итоговый турнир не стал провальным для китайских промоутеров. Недавно начавшееся продвижение тенниса в Азию успешно продолжилось. Через несколько месяцев АТР подписала с Шанхаем контракт на проведение турнира серии Masters начиная с 2008 года. «Хотя итоговый турнир и был ослаблен многочисленными отказами, все это компенсировал один из самых увлекательных матчей сезона», – написал журналист Shanghai Daily через день после эпического финала. Джон Макинрой тоже был доволен: «Было приятно посмотреть, как Федерер старается побить мой рекорд. Может быть, теперь люди поймут, что это не так уж просто – достичь баланса побед и поражений 82-3».