5 мин.

Что нужно Киргиосу, чтобы стать великим

В Токио австралиец, которому все прочат большое будущее, выиграл третий титул в сезоне, но работы у него еще полно.

Прием

Начнем с того, что у Киргиоса на приеме не очень хорошая статистика. В этом году он 41-й в туре по выигранным геймам на чужой подаче – за ним остается 20%. Ведет по этому показателю Надаль – 42%, на втором месте Маррей – 37%, на третьем месте Джокович – 35%. Но, наверное, всем понятно, что их уровня Киргиосу не достичь никогда просто потому, что у него другая игра.

Однако прибавлять на приеме нужно – например, атакующий Федерер в своей карьере выигрывает 27% геймов на чужой подаче. Киргиосу стоит стремиться к этому показателю. И нужно отметить, что прогресс в этом аспекте явно наблюдается. В прошлом году он выигрывал 16.9% геймов на приеме, а в 2014 – 13.9.

Понятно, что Киргиос в своей игре больше полагается на подачу. По проценту выигранных геймов на своей подаче (89%) он в этом сезоне уступает только таким монстрам как Изнер, Карлович и Раонич. Но все равно разницу между подачей и приемом нужно ликвидировать, потому что, например, Джокович и на подаче, и на приеме входит в десятку лучших в туре. Маррей на приеме второй, а на подаче – 11-й. Вавринка на подаче входит в топ-10, а на приеме – в топ-20. Статистически, у лучших на данный момент игроков игра куда более сбалансированная, чем у Киргиоса.

Но не стоит зацикливаться на цифрах. Если просто посмотреть на то, как Киргиос принимает подачу соперников, возникает ощущение, что он на нее слишком поздно выходит, слишком поздно делает разножку и начинает движение. Что довольно странно для такого резкого и реактивного теннисиста.

Плюс, Киргиосу в силу его характера не хватает умения сосредотачиваться на каждом приеме, и самым ярким примером стал уже знаменитый гейм в матче против Гаске. Тут нужно опять же брать пример с Федерера, который регулярно показывал, что даже подачу Карловича или Раонича можно взять с 0:40.

Игра с топ-соперниками

В этом году Киргиос входит в топ-5 по количеству побед над соперниками из Топ-10 (6) и в топ-20 – по проценту побед над «десяткой» (баланс 6-7, процент побед – 46). Однако в матчах с Топ-10 у него значительно хуже идет игра на подаче – 83% выигранных розыгрышей против 89% в матчах со всеми (правда, это все равно восьмое место в туре). На приеме он выигрывает уже не 20% геймов, а всего 12% (и это хуже, чем прошлогодние 13%). Кроме того, у Топ-10 он не выиграл ни одного решающего сета.

Вообще Киргиосу нужно работать над игрой в тяжелые моменты, потому что в этом году он занимает только 44-е место по количеству побед после поражения в первом сете (баланс 3-9, 25%). В решающих сетах у него тоже отрицательная статистика – 6-7, и это 51-е место в туре. За карьеру он выиграл всего 33% решающих сетов, и тут ему предстоит огромная работа, потому что, например, у Надаля и Джоковича этот показатель выше 60%, у Маррея – 56%, а у Федерера – 47%.

После поражения от Маррея на «Уимблдоне» Киргиос отметил, что когда ему становится тяжело, он становится мягким. Лучше и не скажешь.

Игра с лета

Речь идет не об умении выполнить один эффектный удар за матч, с чем у Киргиоса проблем нет. Но в целом в игре с лета у него наблюдаются чисто технические проблемы – он недостаточно хорошо работает ногами. А игра у сетки на ногах и строится – начиная с подхода и заканчивая умением подстроиться под мяч, хотя хорошие руки и могут частично компенсировать недочеты в работе ног.

Терпение

Киргиос – мастер мощной атаки, он прекрасно умеет эффектно завершать розыгрыш в один-два удара. Но вот держаться в затяжном обмене ему в целом довольно трудно. Он либо заводится и начинает лупить, что приводит к ошибкам, либо начинает выдумывать странные удары, которые могут приносить успех в матчах с игроками второго эшелона, но с которыми элита в целом разбирается без проблем.

Хорошее окружение

На данный момент австралиец работает без тренера, и ничего хорошего в этом нет. Теннис – настолько технически сложная игра, что посторонний взгляд для прогресса попросту необходим, потому что самому за всеми деталями уследить сложно. Особенно если ты, прямо скажем, не самый старательный человек, как Киргиос.

Его слова о том, что Маррей может позвать любого человека с улицы и все равно играть круто, отчасти правдивы. Маррей не опустится ниже уровня Топ-10. Но он не будет и прогрессировать. И, между прочим, у шотландца, проводящего лучший сезон в своей жизни, тренера целых два. Как и у Джоковича, Надаля и Федерера. И у всех это не парни с улицы.

Киргиосу нужно быть немного скромнее и, например, не наезжать на отличного тренера Роджера Рашида. Его скорее стоит послушать. Иногда возникает ощущение, что Киргиосу кажется, будто все люди в теннисном мире довольно бестолковые, и пользы от них нет никакой. Сильных специалистов действительно не миллионы, но они есть, и Киргиосу они нужны.

Настрой

Обычно, когда разговор идет о Киргиосе, его характер упоминается в первую очередь. Но мы скажем о нем в последнюю, потому что это общий знаменатель, охватывающий почти все перечисленные выше проблемы.

Киргиос нетерпеливый, вздорный и высокомерный. Возможно, таким поведением он маскирует глубокую неуверенность в себе, неудовлетворенный перфекционизм, или же это просто реакция на то, что он занимается делом, которое, по собственным словам, не особо любит.

Как бы то ни было, если он хочет добиться в этом деле успеха, ему нужно смириться с ситуацией, понять, что не все всегда будет красиво и безупречно, стать скромнее и работать. Потому что когда Киргиос сосредотачивается на теннисе, он способен на многое – три выигранных в этом году титула и та игра, которую он показывал на пути к ним, тому подтверждение.

Фото: REUTERS/Issei Kato; globallookpress.com/imago/BPI; Gettyimages.ru/Clive Brunskill