5 мин.

Какие проблемы раскрыли слитые документы WADA?

Снова о самом главном.

alt

Поев госдеповских котлет, полученных за оправдание сестер Уильямс, можно поразмышлять на тему того, что все же значат выложенные вчера документы. Какие тайны они открывают.

Начнем с того, что ситуация с сестрами Уильямс (а про Байлз и других говорить не могу, потому что не в теме) действительно не скандал. Но нужно сделать важную оговорку. Это не скандал в рамках существующей антидопинговой системы. Идеальная ли это система? Конечно, нет.

Если прочитать комментарии к предыдущему посту, можно (отбросив ругательства и оскорбления) найти ряд вполне обоснованных претензий. Например, почему все эти терапевтические исключения скрываются? Хороший вопрос. Вероятнее всего, тут все дело в конфиденциальности, врачебной тайне и других практиках, сложившихся для защиты от вмешательства в личную жизнь людей.

Другое дело, что в определенных сферах приватностью людям приходится жертвовать. И в какой-то мере можно требовать от спортсменов опубликования данных об их здоровье – в конце концов, это главных инструмент их труда. Соответственно, можно поспорить, что общественность имеет право хотя бы в общих чертах знать, что с этим инструментом происходит. Например, так считает Рафаэль Надаль, который, устав от постоянных обвинений, попросил ITF опубликовать данные о его анализах.

Что касается конкретно тенниса, то про секретность, которая окружает антидопинговую программу, мы уже писали. Сейчас ситуация вроде бы меняется в лучшую сторону – по крайней мере, тайных дисквалификаций больше не будет.

alt

Следующая претензия: почему им разрешают, а нам нет? Нам тоже разрешают, и примеры этому есть. И их довольно много. Так что, скорее, нам стоит брать с американцев пример. По статистике, например, в 2013 году 8% положительных допинг-проб объяснялись терапевтическим использованием. Но из этих проб за 36% отвечает USADA. И существует практика терапевтического использования уже довольно давно – первый черновик действующего стандарта был опубликован и обсуждался еще в 2002 году. Работать он начал с 2004-го. 12 лет – нормальный срок для того, чтобы освоить существующие лазейки в правилах.

Еще один хороший вопрос: ТИ разрешается только в тех случаях, когда без препарата существует серьезный риск здоровью – так почему спортом занимаются настолько серьезно больные люди? В свое время мне приходилось слушать лекции по всяким дисциплинам из области теории спорта, и один из главных выводов, которые я сделал, заключается в том, что, если хочешь быть здоровым – занимайся не спортом, а физкультурой.

Теннисная практика это подтверждает. Ходят истории о том, что Роджер Федерер в определенный период жизни из-за проблем со спиной не мог брать на руки своих дочерей. Иван Лендл закончил карьеру с такими проблемами со здоровьем, что получил страховки по нетрудоспособности. Джим Курье, например, говорил, что тот 15 лет не мог заниматься теннисом, чтобы сполна воспользоваться этой пенсией. У той же самой Шараповой, по ее словам, проблемы с сердцем и предпосылки к диабету. Разрешение на мельдоний она могла получить совершенно точно. Но ее агент вместо того, чтобы заняться этим вопросом, разводился с женой.

Шарапова – еще одна тема, которая стала подниматься после слива документов. Почему ее дисквалифицировали, а сестер – нет? Ответ простой: они документы подготовили заранее. Если говорить метафорично, то сложившаяся система похожа на нервную и капризную кошку. Она высокомерная, придирчивая, и человек должен знать, как с ней обращаться. Если все продумать, отнестись к ней обходительно, то она будет урчать и ластиться. Если бросаться напролом – уйдешь с расцарапанным лицом.

alt

В общем, хакеры, конечно, запустили мощное общественное обсуждение, но если подойти к выложенными документам с холодной головой, то даже как-то и разочаровываешься – наверняка, в базе данных WADA есть вещи поинтереснее (например, документы – разоблачающие или нет – Майкла Фелпса или Кэтлин Ледеки). Но сам факт взлома базы – это еще один аргумент в пользу тех, кто говорит, что WADA нужно расформировать и собрать заново.

Мнение о том, что ситуация с сестрами Уильямс – это скандал и позор – основано не на юридическом подходе к делу, а на моральном. Встречается даже такой аргумент – узаконенное воровство или узаконенное убийство остается воровством или убийством. Почему узаконенный допинг – это нормально? Конечно, с моральной точки зрения это верно.

Но нужно признать две вещи. Первое – путь к большому успеху несовместим с высокой моралью. Второе – мы живем в мире, где на глобальном уровне доминирует западная система ценностей, в которой главным является именно закон, а не мораль. Конечно, на том же самом Западе считается, что, если закон преступен, человек обязан с ним бороться. Но чтобы бороться с таким законом, нужен какой-то вес. Например, сегрегацию в США победили, только когда накопилась критическая масса недовольных. И процесс этот не был бескровным.

Как нам известно, закон – что дышло. Главная проблема в том, что в сложившейся на данный момент ситуации не мы его поворачиваем. Это обидно, это неприятно, но демагогия положения не исправит. И мы можем либо искать лазейки в существующих законах, но соблюдать их. Либо не соблюдать, но быть готовыми к последствиям.

Если говорить о последствиях, то тут подтверждается тезис о доминировании закона над моралью. И даже находятся аргументы в пользу того, что на самом деле политические мотивы доминируют над законом. Потому что принцип коллективной ответственности, который применяется к российским спортсменам – вещь совершенно неприемлемая. То, что сделали с российскими паралимпийцами, – это настоящая мерзость, которую здоровому человеку оправдать невозможно. И то, что мы – редакция Sports.ru – никак на это не отреагировали, лично меня коробит.

Но этот принцип применяется и будет применяться, на что указывают, например, слова гендиректора WADA. В данной ситуации нам остается одно: становиться сильнее и менять правила под себя. И это куда сложнее, чем обозвать Серену Уильямс мужиком.

***

Кстати, хочется обратиться к Дмитрию Губерниеву и Марии Захаровой. В слитых документах есть графа «пол», в которой и у Серены, и у Винус написано «женский». Так что, нет, Тарпищев извинялся не зря.

Фото: REUTERS/Christinne Muschi; Global Look Press/imago sportfotodienst, David Lobel/ZUMAPRESS.com