6 мин.

Медведева против Загитовой уже устарело, но ничего нового мы еще не придумали

В чем проблема противостояния двух известных фигуристок?

Никто из тех, кто хоть раз смотрел фигурное катание, не сможет поспорить, что дуэль между Загитовой и Медведевой - самая длительная и опасная в истории современного женского катания. Такой накал страстей может сравниться только с отношениями Ягудина и Плющенко, да и те споры закончились в фигурном катании много лет назад. Алина и Женя уже давно по меркам этого вида спорта не катаются профессионально, но остаются самыми популярными и обсуждаемыми фигуристками, а их фанаты готовы буквально разорвать противоположную сторону за альтернативное мнение. Так в чем же проблема?

В 2018 году юная фигуристка по имени Алина Загитова вышла во взрослые и сразу вкатилась в олимпийский сезон. Ее визитной карточкой стали прыжки во второй части программы, на которые у самых топовых фигуристов обычно не остается сил, и две постановки: драматичный "Черный лебедь" вместе с торжественным "Дон Кихотом". Однако еще несколько месяцев подряд считалось, что главным фаворитом остается Евгения Медведева: спортсменка, победившая на всех крупных стартах двух последних лет.

Глобально все изменилось уже ближе к Олимпиаде. На чемпионате Европы 15-летняя дебютантка сумела обыграть опытную фигуристку, и именно в тот момент зародилось серьезное противостояние двух фанатских групп. Тогда Алина по сумме двух программ обыграла Женю на 5,38 баллов, и для последнего предолимпийского старта это были серьезные цифры, заставившие многих по-другому взглянуть на черную лошадку этих соревнований.

Но в тот момент чемпионат Европы был скорее праздником (особенно с учетом того, что проводился в Москве) и лишь подтверждал, что у других стран нет никакого шанса обогнать российских девушек.

По-настоящему драматичным стали Олимпийские игры: неудивительно, что главный старт жизни разделил жизнь двух фигуристок на до и после. И если раньше они были просто коллегами, делившими лед и внимание Этери Тутберидзе, то Олимпиада разорвала все связи между ними и, словно в романе, выделила им противоположные роли, которые и сделали отношения такими эмоциональными. Медведева стала фигуристкой, рухнувшей с Олимпа (в прямом и переносном смысле этого слова), а Загитова получила волну славы и признания. Женя воплотила образ Анны Карениной, став синонимом горя и трагедии, а Алина улыбчиво прошла все соревнования и для не погруженных в спорт зрителей стала символом победы России.

Таким двум героиням не суждено было плыть в одной лодке. Логично, что любители фигурного катания разделились на два лагеря: все подкрепилось уходом Евгении к Орсеру и множеством громких интервью, в которых Женя не совсем лестно отзывалась о бывшей наставнице. К простому разделению на тех, кто любит одну или другую фигуристку, добавилась война патриотичных болельщиков "Хрустального" и тех, кто жаждал увидеть что-то вне истории Тутберидзе в фигурном катании.

Знакомое чувство? Кажется, что за целый цикл ничего не изменилось, и многие до сих пор ждут успешных экспериментов фигуристок за пределами определенного тренерского штаба. Кроме того, скользких дорожек за это время стало намного больше: появился Плющенко с громкими заявлениями и, прямо скажем, нападками его жены Рудковской на всю систему Тутберидзе. Трусова и Косторная на год поменяли тренера (а потом вернулись обратно к Этери Георгиевне), Лиза Туктамышева вернулась в элиту, борясь с незаслуженно низкими компонентами, Камила Валиева начала наступать на пятки Щербаковой. За эти четыре года фигурное катание значительно разрослось в пределах России и могло позволить себе повысить популярность за счет острых споров и интересных заголовков.

Но ни Ангелы против Самбо, ни опыт Мишина против благосклонности со стороны судей, ни преданность и стойкость Ани против юной дерзости Камилы - ничего из этого не переплюнуло инфополя, связанного с Алиной и Женей. Более того, даже близко не подошло: посмотрим на заголовки медиа о фигурном катании за последние несколько месяцев.

Спорт-экспресс: в отсутствии больших стартов (публикации датируются концом мая и начало июня) крупнейшее СМИ обсуждает не действующих спортсменок, три из которых, между прочим, взяли пьедестал чемпионата Мира, а Загитову: гастроли в Японии, рассказы об ее юниорской карьере и единоразовом приезде в Новогорск. Сам заголовок "Ну теперь-то точно вернется?" (в левом верхнем углу) говорит о том, что спустя два года профессиональные журналисты вынуждены идти на поводу у фанатов и писать кликбейтные заголовки ради привлечения аудитории (что не действует, видимо, ни с ТЩК, ни с ВУХ, ни вообще с кем-либо другим).

Теперь о Жене Медведевой. Безусловно, ее спортивные успехи и очень дерзкая личность привлекает зрителей даже спустя время. Вот скриншот публикации о произвольной программе "Алегрия": под этой записью пользователи оставили 658 комментариев.

И вроде бы эта цифра логична, если не сравнивать ее ни с чем другим. Публикация о Саше Трусовой и ее рекордных пяти четвертных набрала 336 ответов читателей: и это с учетом того, что Александра является действующей спортсменкой и выдает такой прокат, который ей самой будет сложно повторить, не говоря уже о других одиночницах. Согласитесь, это говорит о многом: лидеры женского катания сейчас намного уступают тем, кто искрит в шоу "Ледниковый период".

Проблема в том, что у любого явления или процесса должен наблюдаться прогресс. Если жить прошлым и держаться за былые заслуги, разбирая на секунды редкие выходы призеров Олимпиады-2018, то фигурное катание не будет развиваться с медийной точки зрения, и триксели с квадами будут просто никому не нужны. Другие виды спорта уже давно вышли на новый уровень: даже сборная России по футболу, которая добивается гораздо более скромных результатов, имеет свой ютуб-канал - во многом за счет не всегда этичных скандалов, за которыми идет простой народ.

Ведь подавляющее большинство людей любят различные виды спорта не из-за высокой техники, исполнения элементов или возможности изучать статистику. Людям во все времена нужно хлеба и зрелищ, эмоций, с которыми они не столкнутся ни в одном фильме или сериале, и ничем, кроме ярких противостояний, этого не достичь.