5 мин.

Автопортрет. Что надо делать президенту ФХР

Фото: РИА Новости/ Александр Вильф

Знаете что, я понимаю, что ничего нового в принципе не скажу – некоторые из тех, кто читает этот текст, все уже обсудили в комментариях у нас на сайте, в уютной жежешечке или фэйсбучеке. Еще я понимаю, что мой прошлый пост был более или менее на ту же тему, и выглядеть это будет, наверное, в самом деле подозрительно.

Да мне все равно. Потому что сейчас все еще тот самый момент, когда услышать эти слова можете не только вы, постоянные посетители уютных комментариев на Sports.ru, твиттеров и фэйсбучеков, но и еще несколько десятков тысяч человек, которым уже со следующей недели не придет в голову обсуждать какие-либо хоккейные темы примерно до февраля 2014-го. Ну, может быть, не услышать, так хоть увидеть. Время такое. Да и то – основная часть майских «любителей хоккея» уже ушла на Евровидение. Но, может быть, еще не все.

Прошлая колонка, например, даже заинтересовала желтую прессу. А это, кстати, большое дело, желтая пресса хоккеем-то вообще редко интересуется. Так вот, написали: «Российский журналист объявил Третьяка врагом народа». Серьезно – вот ссылка. Хотелось бы, кстати, показать Вячеславу Быкову, что такое настоящая желтая пресса, а не то, что ему там где-то мерещилось время от времени.

А еще после прошлого поста количество подписчиков этого блога выросло на три десятка. Больший наплыв за сутки случился, только когда его, блог, решил отрекламировать Василий Уткин – кстати, тоже во время чемпионата мира. Ну, вы понимаете.

И да, братцы, я не пинаю раненого льва. Во-первых, он крепче большинства из нас. Уж во всяком случае – в политическом смысле. Во-вторых, я говорил более или менее то же самое давным-давно и не раз. Проблема в том, что аудитория тогда была несравнимой.

Но – к делу. В субботу в «Советском спорте» состоялся такой срыв масок, которого ни один журналист президенту ФХР не смог бы организовать при всем желании. Правда – я не смогу сказать о Третьяке хуже, чем он сам говорит о себе. Удивительно, почему это до сих пор не вышло ему боком.

«Я подходил к американским коллегам: объясните, откуда у вас такой бум в стране, почему вы нас все время обыгрываете на юниорских чемпионатах мира? У них есть программа. Собирают лучших 17-летних игроков со всей страны. <Бла-бла-бла, мы в курсе...> И на ЧМ своих сверстников просто рвут».

Извините, если кого обидел этой вставкой в цитату. Но в самом деле – программа NTDP (National Team Development Program – «Программа развития национальной команды», примерно так) существует с 1996 года. То есть что-то около 17 лет. Мне интересно, президент ФХР, который 10-15-20 лет назад немало времени проводил в США (если кто не знает, как раз в те годы у него в Северной Америке в разное время было три вратарских школы), действительно узнал о ней только сейчас, когда догадался спросить американских коллег? Или он пудрит нам мозги? Если не знал, то какого черта такой человек (извините, такой великий вратарь, мировая легенда) вообще отвечает за российский хоккей? Если пудрит мозги, то с какой целью? Правда, я не понимаю.

Однако, продолжим об NTDP. «Клубы никогда не отдадут своих лучших игроков, – отвечает Третьяк на вопрос «Почему у нас нет такой программы?». – У нас система подготовки совсем другая. Неужели «Трактор» отдал бы для проекта того же Ничушкина. А в Америке их собирают и готовят. Причем совершенно бесплатно!»

Окей, давайте посмотрим, как лучшие американские юниоры на драфте НХЛ проходили через NTDP. 2012 – Алекс Гальченюк играл в лиге Онтарио, программу NTDP не проходил; Стефан Матто в программе играл два года, но перед драфтом сезон провел в лиге Квебека. Ну дальше не пойдем, и так понятно, что не все американские ничушкины участвовали в программе и тем более оставались в ней после 18 лет (потому что на этом возрасте программа, собственно, заканчивается). Итак, много ли мальчишек 18 лет и моложе у нас играют на уровне Ничушкина? И неужели всемогущая ФХР, которая продавливает у КХЛ лимит на иностранцев и игровое время иностранных вратарей, не может продавить правило, которое бы позволило собирать у клубов, например, лучших 16-летних игроков в одну команду, которая бы играла в МХЛ? Не может? Да ладно?

Но хочу заметить: я вовсе не одобряю внедрение американской программы у нас. Потому что в NTDP собирают ребят не из школ энхаэловских клубов, а из таких сел и деревень, о которых нам и слышать-то никогда не доводилось. Но это была бы хоть какая-то программа. Пусть не самая удачная, но программа. Но у ФХР-то нет никакой! В Швеции есть, в Финляндии, в Швейцарии. У ФХР – нет.

Впрочем, стоп, программа у ФХР есть, вы ее даже можете почитать на официальном сайте. Ну и сравнить ее с американской, пусть даже в общих чертах. Только это все те же «бла-бла-бла».

И, раз уж зашла речь о развитии хоккея, последняя цитата: «У нас в молодежной лиге играют 21-летние игроки, которые там правят балом. А этого быть не должно. Надо ограничить возраст МХЛ до 20. Остальные пусть переходят во взрослые лиги или заканчивают».

Только вдумайтесь, это говорит президент ФХР. Президент Федерации хоккея России. Пожалуйста, ее цели и задачи, опубликованные на официальном сайте: «Федерация хоккея России (ФХР) является общероссийским общественным объединением, созданным для развития и популяризации хоккея в Российской Федерации, повышения его роли во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни населения».

А в чем принципиальная разница между 20-летними и 21-летними игроками? Первые могут играть за молодежную сборную, а вторые – нет. Пацаны, вам 21, староваты уже, завязывайте. В сборные вы не годитесь, в рапортах Путину о медальках вы не помощники, так нахрена, извините, вы тогда нужны? Еще раз: сборные – это все, что важно президенту ФХР. Найдите, пожалуйста, это слово – «сборная» – в том абзаце, в котором обозначены цели и задачи федерации. Ну и вообще – почитайте этот документ и попробуйте, в силу своих знаний, сравнить его с реальностью.

В комментариях к прошлому посту, помимо одинаково бесполезных «все по делу», «это заказ» и «да как ты смеешь оскорблять великого хоккеиста», встречались такие обоснованные комментарии, как, например: «А делать-то чего?»

Если вкратце, то надо требовать, чтобы президент ФХР занимался следующим:

1. Обеспечивал максимально широкую возможность для занятия хоккеем детей по всей стране;

2. Организовывал всевозможные курсы для тренеров;

3. Обеспечивал достойное существование сборных всех возрастов.

Причем, это в порядке убывания важности. А победы сборных не должны быть главной и единственной целью, которой подчинено все хоккейное устройство. Но они непременно станут следствием этой работы, приятным и, в принципе, обязательным бонусом.

И мне все равно, будет это делать Владислав Третьяк, легенда хоккея, или условный Василий Третьяков, никогда в хоккей не игравший.