Муки Алонсо
К моему сожалению, в интернете в блогах и форумах появилось много ложной информации о причинах схода Фернандо Алонсо на Гран При Малайзии, от каких то невероятных поломок до его собственной вины. Разбираемся в причинах, и тем, чего стоило испанцу почти финишировать.
Что же случилось
На самом деле, еще на прогревочном круге у Фернандо отказала электроника, отвечающая за сброс газа при переключении. Тут надо обратится к конструкции руля и коробки передач. Для тех кто не в курсе - на болидах Ф1 установлены кулачновые коробки передач. Привод сцепления автоматический, а переключение передач секвентальное. Кулачковая коробка отличается от обычной в первую очередь тем что у неё муфты включения передач представляют собой не венец с множеством мелких зубцов, а несколько крупных кулачков (как правило, 5-7) которые входят в зацепление с такими же на шестерне с приличным зазором по ширине (это сделано для возможности мгновенного включения любой передачи) и конечно же никаких синхронизаторов. Этот же принцип используется на большинстве мотоциклетных коробок. Преимущества очевидны — в любой момент можно включить любую передачу даже без сцепления. Недостатки тоже есть — большие ударные нагрузки на двигатель, трансмиссию, привода, гранаты которые часто приводят к поломкам даже тех деталей, о которых раньше и не думали. Привод сцепления автоматический, и используется только при троганьи с места.
Как влияло на пилотаж и время на круге
Фернандо не мог использовать секвентальный режим в полной мере при переключении вниз. Электроника или механическая поломка лишили коробку автоматического сброса газа, необходимого что бы переключить передачу. Фернандо подгазовывал самостоятельно. Из-за этого повышенным нагрузкам подвергались тормоза и особенно мотор, на который через маховик передавались страшнейшие ударные нагрузки. Отдайте должное агрегату - он должен был развалится еще на втором круге.
Что касается потерь по времени, то после приспособления к такой форме пилотажа, потери вряд ли были более 0.3 секунд на круге. Но вот усилия для пилотажа были воистину огромны. Фернандо сам взорвал свой мотор, либо не выдержав усталости и ошибся таки со сцеплением, либо все же мотор не выдержал сам. Но первый вариант более вероятен - испанец отчаянно тормозил в попытке пройти Баттона, и в пылу мог не расчитать. Но его вины нет, многие другие не преодалели бы и этой дистанции. Этим же вызван срыв Алонсо на старте в первом повороте, ведь при таком переключении задок мог поретять стабильность и уйти в резкий срыв.
Чем грозит
У Феррари осталось не так много моторов. У Алонсо взорвался мотор с Астралии, итого у него осталось 5 новых моторов и для практик с Бахрейна на 16 гонок - не лучшая ситуация. Мотор Бахрейна по правилам можно поставить только в Абу-Даби.
Но похоже, проблема с моторами не случайна. В Заубере вышли из строя оба агреата, причем ночью в закрытом парке Феррари произвела замену кое какой гидравлики на своих машинах, а Заубер нет. Где правда, а где нет мы конечно не узнаем, но у Скудерии больше проблем на жаре, чем они говорят. Теперь им придется пристально следить за ситуацией с моторами, иначе нынешнее лидерство в зачетах окажется под вопросом.
В добавок к написанному, как я понимаю в Ф1 нельзя тормозить двигателем, а значит Алонсо мог управлять болидом практически без потерь, увы Фернандо не сумел справился с обгоном Баттона, забыл про «раненую» коробку.
ЗЫ Интересна ваша точка зрения относительно клиренса Быков. Если можно ответьте здесь -> http://www.sports.ru/tribuna/blogs/f1info/78176.html?comments=1#comments
Фишка коробки DSG в наличии 2х сцеплений. Одно на четные передачи, другое на нечетные.
В отличии от обычной коробки в ДСГ в зацеплении находятся 2 передачи (но одна из них висит на разомкнутом сцеплении) и переключение происходит просто за счет смыкания одного и размыкания другого сцепления.
Как я уже говорил там фактически две параллельные коробки.
Описание на сайте фольца почитать можно и в Авторевю помню было неплохое описание ее принципа, значит его можно найти у них на сайте autorivew.ru в подшивке.
Кроме того в машинах Ф1 не такая конструкция коробки.
Наиболее близкая по конструкции к КПП Ф1 на гражданских авто является SMG от БМВ.
Во-вторых не стоит забывать, что на всех серьезных спортивных авто (и ф-1 тут не исключение) стоят кулачковые коробки. Эти коробки намного прочнее своих гражданских собратьев, в них нет синхронизаторов и муфты с щестернями входят в зацепление кулачками. Соответственно без всяких синхронизаторов. При переключении передач в таких коробках сцепление не используется, но зато нужны перегазовки при переключении вниз, которые в ф-1 происходят автоматически и которые как раз не работали у Алонсо, и ему пришлось делать их вручную.
http://www.lastochka.by/gt/tech/dsg/
изучите, тут нет 3го вала, но в остальном эта конструкция полностью аналогична машинам Ф1
«Мотор Бахрейна по правилам можно поставить только в Абу-Даби»
В каком смысле?
//
«Это означало что он тормозил либо на нейтрали, либо на той передачи, на которой подходил к повороту, а потом выжимать сцепление и включать нужную передачу. Из-за этого повышенным нагрузкам подвергались тормоза и особенно мотор, на который через маховик передавались страшнейшие ударные нагрузки. »
//
1. Почему вы решили, что на тормоза упадет сколько-нибудь значительная дополнительная нагрузка? Томрожение двигателем не факт, что используется Алонсо, а во вторых дает малозначительный эффект при том, что в тормозах уже заложен значительный запас и какие-то проценты ничего не изменят.
2. Простите, я не понял механизма возникновения страшнейших ударных нагрузок на мотор. Вон doctor.morge утверждает, что от слетания в нейтраль движок вообще сгорать должен :) А если он врубал нейтраль и не выжимал газ, то обороты должны были падать ну очень быстро - вал не крутится, подачи топлива нет.
Большое спасибо за этот материал, который весомо дополняет борьбу с предвзятостью и прозаическими наездами неадекватов и Алонсофобов на поистинне филигранную гонку в исполнении Фернандо. Если этот материал родился у вас сугубо в результате личных изысков и познаний, то примите мои комплименты, не часто тут у нас встречаются столь углубленные познания. Я вам это пишу не просто ради красного словца, по образованию я инженер-конструктор в области автомобилестроения, но это всё было в далеком прошлом, из-за рабочей занятости абсолютно другой проблематикой в последние лет 30 я, к сожалению, чувствую, что безмерно отстал от многих современных аспектов в авто/мото тематике, и ваш материал возродил прилив ностальгии о временах, когда я штудировал Авто-журналы, занимался их реферированием и переводами. Признаюсь, что не всё, о чем идет речь у вас в материале мне понятно, но попробую разобраться на основе ссылок, здесь упомянутых, я уже распечатал интересующие меня статьи и обязательно их изучу на досуге, тем более, что всегда неплохо потренироваться в переводе этой тематики.
Но не совсем я с вами согласен в части замены движков, вы пишите «У Алонсо взорвался мотор с Австралии», а когда и где? на практике что ли? что то я четко не помню этого факта... А с другой стороны, как раз сегодня опубликован материал с подачи моториста Феррари Луки Марморини, который противоречит тому, что сказано вами. Не плохо бы всем нам разобраться с этой моторной проблематикой до конца, как вы считаете, Евгений ?
Тут надо обратится к конструкции руля и коробки передач. Для тех кто не в курсе - на болидах Ф1 установлены трехвальные коробки передач, два из которых отвечают за передачи переднего хода, и одна заднего. На первом вале - четные передачи, на втором - нечетные. Все шестерни в постоянном зацеплении, а подключение нужной передачу осуществляется через муфту, подходящую под шестерню.
-------
Это чтож за конструкция КПП такая???
Ну два вала для передач переднего хода - это понятно. Ведущий и ведомый. Однако фраза «На первом вале - четные передачи, на втором - нечетные» сразу вгоняет в ступор. Как это? Тогда валов должно быть 3 или 4, причем только вперед.
Да и муфта там под шестерню не подходит. Там зацепление кулачками производится.
//Это означает, что испанцу пришлось перед каждым переключением передачи как вниз, так и вверх, выжимать сцепление руками.
------
Не, конструкция гражданских машин прочно засела в наши головы и не желает оттуда уходить.
Да не использует никто сцепление на спортивных кулачковых коробках. Автоматическое сцепление - это не более чем система синхронизации валов, позволяющая гонщику не задумываться о перегазовках и отпускании газа.
Странно, что не от пресс-службы Феррари.
Уж могли бы как-то поведать миру о героической стойкости своего пилота.
А как вы высчитали про 3-десятых с круга?
Т.е. вы высчитали, что лучший круг гонки все-таки у Алонсо (1:36.931).
Вот это да.
Трудно вообразить с каким преимуществом бы Алонсо финишировал перед Феттелем, будь у него все в порядке.
Ряд моментов вызывает недоумение - хотелось бы оригинал прочесть.