4 мин.

Мученье – свет

Конечно, этот сезон был одним из сложнейших в истории томского клуба. Причины этому разные. Часть вины за неудачное выступление команды на себя взяли и руководители клуба. Отчасти мы неудачно выступали потому, что игроки подвержены событиям, которые происходят в клубе. Не зря говорят, что футбольная команда – это живой организм. Если заболел клуб – заболевает и команда.

Слава богу, что все закончилось хорошо. Но сразу хочу сказать, что ни в коем случае не записываю это на свой счет. Никаких подвигов я не совершал. Единственное, что могу считать своей заслугой, – это атмосферу в коллективе. Когда я пришел, то сразу сказал, что все в руках футболистов. Они играют, они – главные действующие лица в этой ситуации. Если они забудут все проблемы, которые были между ними, все будет хорошо. Иначе – крах. И, может быть, откликнувшись на это, ребята играли практически на своем уровне. И взяли свои очки – в честной борьбе. Мы ни одной игры не купили, не продали, и для меня это – самое главное. Мы с высоко поднятой головой заканчивали этот сезон. Мы мучились, мучили других, старались, бились – и судьба нам улыбнулась.

Конечно, нам повезло, что команды, которые остались внизу, играли хуже нас. На сегодняшний день могу сказать так: команда, решив задачу сохранения места в премьер-лиге, должна думать о завтрашнем дне. Завтрашний день заключается в том, что нам необходимо провести какие-то изменения в составе. Должно появиться больше футболистов, которые умеют играть в футбол, которые к нему неравнодушны, которые могут играть за имя клуба, за его честь. Поэтому мне очень важно, чтобы у нас в составе были люди, которые думают о будущем. Те, у которых футбольная карьера – не вчерашний день. С учетом этого и требуется проводить трансферную политику.

Процесс перехода от профессии эксперта к профессии тренера по ходу сезона сложился для меня очень легко и органично, несмотря на то, что в России я работаю впервые. Во время первой пресс-конференции, когда вопросы задавались на моем языке, когда была первая встреча с игроками, и я увидел понимание в их глазах, сложилось все легко и просто. Все было понятно и все было легко. Кроме того, на сантименты не было никакого времени. Я прилетел – и сразу надо было готовиться к матчу против Грозного. Необходимо было просмотреть предыдущие игры, разобрать состав.

Многие спрашивают, не мешало ли мне то, что у меня не было обновленной тренерской лицензии. Никак на мне это не отражалось: наоборот, был доволен, что не надо после матчей на пресс-конференции ходить. Я к этому относился абсолютно спокойно. Никаких неудобств не было совершенно. Да и Василий Баскаков, который формально исполнял обязанности главного тренера, относился к ситуации с пониманием. Он в таком положении бывал не раз, так что для него все привычно. Ну а после получения лицензии вообще не будет никаких вопросов.

Вообще, я считаю, что Томскую область никак нельзя лишать профессиональной команды. Может, я скажу банально и пафосно, но футбольная команда в Москве – это чье-то тщеславие, хорошо сдобренное деньгами. А клуб в регионе – это социальный проект. В Томске нет ни гандбольного клуба, ни хоккейного, ни волейбольного. Весь спорт – это футбол. Когда, к примеру, на матч с «Тереком» сделали вход бесплатным, на трибунах было 15 тысяч человек. Следующий же матч был платным – и пришло 14 тысяч! Причем не сказал бы, что билеты были очень дешевыми. Просто на футбол там ходят семьями. В городе живет 600 тысяч человек. И вот проводится зимний чемпионат Томска. Как вы думаете, сколько команд в нем принимает участие? 320 команд! Играют, конечно, 7 на 7, но все равно. Очередь команд при температуре -20. Причем существуют жесткие конкурсные условия для участия в этом турнире. Ну как можно такой город лишать команды? Но это, конечно, вопрос больше к руководству области.

Сейчас все большее значение приобретает экономический кризис. У меня была такая ситуация, когда я работал в Южной Корее. Там случился дефолт. Правительство обратилось к гражданам с просьбой пополнить золотовалютный фонд и внести свои сбережения на счет в банке. Вернуть обещали через 20 лет. И знаете что? Выстраивались очереди! Люди ночами стояли, чтобы сдать накопленное золото. Там ведь принято его дарить практически на все праздники. Или пример из футбола: до дефолта у игроков были определенные премиальные. Собрались президенты клубов и договорились, что у всех команд будет определенный потолок зарплат и бонусов. Это было джентльменское соглашение, которое не было оформлено официально. И никто ни один доллар не переплатил. Я думаю, что наша лига тоже должна относиться к этому с пониманием. Просто нужно перетерпеть год-два. В нашем футболе все игроки – адекватные люди и должны отнестись к происходящему соответственно.

Сейчас мы отпустили игроков до 5 января. Потом проведем медобследование в Москве и улетим в Турцию на сбор. Там будем 14 дней и через какое-то время снова улетим. Планы сверстаны и программа составлена. Я же сейчас напряженно занимаюсь трансферными вопросами. Мы уже обсудили, какие позиции хотим укрепить, с кем из игроков продолжим сотрудничество, а с кем расстанемся.

Еще хотел бы обратиться к своим читателям: я прочел все комментарии за все время, что я веду свой блог. Благодарю всех: и тех, кто позитивно относится к моим постам, и тех, которым они не нравятся. Жалею, что нет возможности ответить на все вопросы.

Появился у меня однофамилец Владимир Непомнящий, который выразил желание играть у нас в дубле. Советую ему для начала посмотреться там, где будет ближе к месту, в котором он живет. У меня пока нет возможности пригласить его в Томск.

Надеюсь, что скоро я еще раз поотвечаю на те вопросы, которые читатели оставили к записям в моем дневнике.