10 мин.

Ядерный толстяк идет штурмовать НБА. Зайон Уильямсон будет первым номером драфта-2019

Или нет?

Завтра ночью в НБА состоится очередная церемония драфта. Под первым номером «Новый Орлеан» выберет форварда Дьюка Зайона Уильямсона, 125-килограммовую машину по уничтожению кроссовок.

Ниже:

– почему Уильямсон считается самым крутым молодым игроком со времен Энтони Дэвиса;

– полная демонстрация феноменального атлетизма;

– модель построения команды вокруг Уильямсона;

– минусы, которые ставят все под сомнение.

Ныряем.

💦

За последние годы мы привыкли знать, кто уйдет первым пиком еще за несколько недель до драфта. Эйтон для «Финикса», Фульц и Симмонс для «Сиксерс» – всем было понятно, что именно эти люди и будут выбраны первыми. И на драфте-2019 мы видим привычную ситуацию: Зайон Уильямсон – безоговорочный фаворит на первый пик. Настолько безоговорочный, что по сути «Пеликанс» его уже выбрали.

В действительности Зайон – это уже несколько иной уровень проспекта даже по сравнению с первыми пиками последних лет. Он позиционируется не просто как лучший баскетболист на драфте, а как главный талант поколения. Последний игрок, будущая звездность которого в момент драфта была настолько же несомненна, это Энтони Дэвис. По крайней мере, так считается.

Так кто вообще такой этот Уильямсон и чем он так крут?

Зайон – мощный форвард из Дьюка. По росту для «четверки» он немного низковат, зато массы хватит и на центровых, официально там числится 129 кг, на вид – больше. Выглядит так, как будто Дрэймонд Грин обменял жир на мышцы и научился прыгать.

В результате получается такой летающий танк, который для большинства соперников либо слишком сильный, либо слишком быстрый, поэтому всегда может пройти (игра строится именно от прохода, а не от пост-апа, как можно подумать, глядя на килограммы). За счет высочайшего прыжка и массы, позволяющей сохранять равновесие, получается очень эффективно завершать из-под кольца.

Надо так же сказать, что у Уильямсона хороший дриблинг и приличное видение партнеров, так что в НБА его видят отчасти боллхэндлером – поинт-форвардом или поинт-центром.

В «Дьюке» рулить нападением Зайону давали не часто, он редко вел пик-н-роллы, редко возился с мячом, но задатки розыгрыша наблюдались вполне отчетливо.

Во-первых, когда он скидывал мяч из сдваиваний.

Во-вторых, когда он хватал мяч под своим щитом и отдавал передачу в быстрое нападение.

Это два основных типа розыгрыша, которые были доступны Уильямсону в команде без снайперов и с двумя другими топовыми проспектами рядом (Реддиш и Баррет котировались выше до сезона-2018/19). И с такими моментами Зайон справлялся вполне достойно.

Но сказать, что Уильямсон уже элитный или просто хороший разыгрывающий, нельзя. Он не высматривает открывания партнеров, его передачи регулярно улетают черт знает куда, да и, как уже говорилось, опыта в качестве полноценного плеймейкера у господина нет.

Пока все выглядит так, что в его случае розыгрыш – это дополнительный, побочный инструмент, облегчающий использование более важного, то есть прохода. Чтобы не упираться в стену под кольцом, нужно уметь отдавать скидки на открытых партнеров, чтобы рулить пик-н-роллом, нужно видеть своих игроков. Вполне можно представить, что Зайон нередко будет играть по модели Дрэймонда Грина – ставить заслон, открываться под получение и уже потом разыгрывать.

А вот ждать, что Зайон будет притаскивать мяч в нападение и на постоянной основе играть роль плеймейкера, сложновато. В перспективе он вспомогательный игрок с мячом, плюс индивидуальная опция в нападении, а не человек, генерирующий атаку для всей команды.

Но, говоря о Зайоне, не стоит зацикливаться на позиционке.

Игра Уильямсона – это раннее нападение, где разогнавшийся танк выглядит абсолютно неудержимо. Он взлетает над щитом, забирает подбор и несется на чужую половину с мячом в руках, огибая соперников за счет координации, дриблинга и пластичности, выглядящих абсолютно противоестественно на фоне его габаритов.

И в этом вся штука – да, он прошивает защиту из людей, большинство которых никогда не будет зарабатывать баскетболом на жизнь. Но Зайон делает это, используя инструменты, которые выглядят крутыми абсолютно, а не относительно. Это сочетание массы и скорости с координацией и дриблингом впечатляет не из-за блеклого фона, а из-за сложности самих элементов.

Тот же атлетизм всегда смущает скаутов, если он подается как главный плюс игрока, потому что ты можешь быть атлетичным на фоне студентов, а прийти в НБА и быть абсолютно не примечательным Уиггинсом. Но в случае Уильямсона, сочетание скорости, силы и прыжка настолько запредельно, что выглядит впечатляющим само по себе, а не в сравнении с соперниками. Вы можете вообще убрать 9 остальных игроков с паркета, и многое из того, что делает Зайон, все еще будет завораживать, потому что это выглядит структурно невозможным.

Например, чувак так резко разворачивает свою тушу, что рвет кроссовки.

Но, естественно, есть и слабые места. И первое из них – бросок.

Зайон выкидывает один кирпич за другим, и даже на открытых бросках со студенческой «трешки» стабильной угрозой он не выглядел. Механика по ходу сезона стала более плавной, но траектория мяча осталась такой же плоской – мяч летит как ядро. И это касается не только трехочковых, средний в принципе не является частью арсенала. Пока не похоже, что бросок тут когда-либо станет надежным.

А пока вся ставка на способность пройти к кольцу с ведением, либо открыться под кольцо для получения. Второе – просто предсказуемо. Первое – достаточно сложно, если у тебя... нет броска. Соперник просто садится ближе к кольцу, и обойти его за счет скорости становится сложнее.

В плане прохода при отсутствии броска пока есть только один успешный сценарий развития Зайона, это Яннис. Яннис, который смог воссиять, несмотря на то, что никто не боится его на дистанции. Но Адетокумбо для этого потребовалось максимальное количество снайперов вокруг, дикая антропометрия и правильный тренер, который хотел гнать темп, облегчая атаку своей звезде.

А у Зайона из всего этого пока только тренер: Джентри точно будет «за» любые проявления быстрого баскетбола, в котором Уильямсон и должен наилучшим образом раскрыться. Но с остальными факторами, позволившими максимизировать Янниса, у Зайона так себе.

У «Пеликанс» в основном составе пока нет никого с дальним броском. Если секрет успеха Ванвлита это куча детей и никакого сна, то принцип формирования состава «пеликанов» – это куча плеймейкеров и никаких снайперов. И я понимаю, что нынешний ростр «Нового Орлеана» – это не их окончательный состав, но пока все выглядит так, что разгонять в итоге придется вообще всех. В смысле, на данный момент самый сочетаемый с Зайоном игрок «Пелс» – это Э’Тван Мур.

Но это временно и решаемо, да и в «Дьюке» у Уильямсона была схожая ситуация в плане бросающих партнеров. Инструментов для поиска снайперов у «Пелс» теперь полно, остальное – дело техники.

А вот с антропометрией вопрос куда серьезнее. Потому что рост у Зайона не самый большой, не помогают исправить это и ручонки тиранозавра. Сам по себе размах рук для его роста – нормальный, но учитывая планируемую позицию мощного форварда или центра в мелкой пятерке, тут есть недобор. Размах рук Зайона не дотягивает и до 7 футов, когда у нормального «большого» размах рук с запасом больше этой цифры (только на этом драфте есть с десяток ВИНГОВ, у которых размах рук больше, чем у Уильямсона).

С таким сочетанием размаха рук и роста, выносить мяч под кольцом будет не слишком просто, и все придется компенсировать за счет прыжка. Если здоровье и кроссовки позволят запускать вверх эту махину на постоянной основе, то все будет трудно, но хорошо. Если что-то пойдет не так, то все будет трудно и плохо. Раз за разом взлетать над кольцом при такой массе – чревато для продолжительности карьеры.

Что касается обороны, то вот тут скромные размеры уже вообще ничем не заменяются.

Потому что, если Зайон играет на месте пятого, то ему придется постоянно защищаться от пик-н-роллов. И тогда нужно либо перекрывать двух игроков сразу, что невозможно с такой скромной длиной рук, либо размениваться, но тут скауты отмечают недостаточную для НБА боковую подвижность, да и мало кто играет в постоянные размены в «регулярке» (Дэвис, например, в предыдущем сезоне, как правило, работал в схеме классической защиты против пик-н-ролла).

Получается, логичнее ставить Зайона на «четверку», чтобы иметь в защите более полноразмерного центра. Но, чтобы все работало в нападении, этот центр должен еще и уметь бросать.

Не случайно, многие рассуждают о появлении Брука Лопеса в «Пелс»: он уже показал, что может быть полезен с Яннисом, из этого следует вывод, что он поможет и Зайону. Тогда вы получаете Зайона на «четверке» в защите (он чертовски хорош, когда речь не о командной обороне, а о персональной), а в атаке – Зайона в качестве плеймейкера, если он с мячом, и Зайона в качестве центрового, если он без мяча. Профит.

Но это все, если есть кто-то формата Лопеса, а таких игроков не то чтобы полно.

И вообще формирование состава под Уильямсона простым не будет. Кроме правильного партнера по фронт-корту и кучи снайперов, вероятно, понадобится еще и плеймейкер, который сможет и вести нападение сам, и отдать мяч Зайону, уйдя на роль чистого снайпера (полцарства за Букера?).

И главный вопрос: стоит ли Зайон этого геморроя? В смысле, даже если все сделать правильно, он приведет тебя к титулу? Пока принято делать вид, что ответ – «да».

В действительности на данный момент понятно только то, что у Уильямсона высокая нижняя планка.

Исключая какие-то лютые травмы, он со своим атлетизмом и дриблингом точно сможет стабильно идти в проход против среднестатистических команд НБА. Он точно несколько раз съездит на Матч звезд. Это нижняя граница, под которую Уильямсон не должен опуститься. Достаточно ли высок его потолок, покажет лишь время.

Драфт НБА. Что там происходит?

«Я бы отдал все, чтобы он был со мной на драфте. Просто ради еще одного отцовского поцелуя в щеку». Коби Уайт – об утрате отца

Гид по драфту НБА-2019 от The Ringer. 1-й раунд

Баскетбольная группа ВК

Баскетбольный канал в Телеграмме

Фото: Gettyimages.ru/Streeter Lecka; globallookpress.com/Javier Rojas/Prensa Internacional; Gettyimages.ru/Patrick Smith (3,4)