3 мин.

Неустойчивый агроценоз

Я совершенно не кокетничал, когда говорил, что в этом блоге случаются комментарии поинтереснее собственно постов. Не все, увы, читают комментарии, особенно на второй-третий и последующие дни после публикации заметок (я это хорошо вижу по внутренней статистике), потому хотел бы вынести в отдельный пост последний комментарий юзера Gauche, оставленный под заметкой «Бум и бамц». Согласен с ним практически по всем параметрам – впрочем, как и в случае со многими другими комментариями, которые вы можете найти в «хистори» Gauche. Рекомендую – очень достойное чтение, хоть и не всегда бесспорное.

Освещение российского футбола ведется со стратегией, используемой при стабильных показателях, когда роста уже не ожидается. То, что рейтинг футбола на Первом канале низок, свидетельствует в первую очередь о качестве менеджмента Первого канала. Нужно не просто оповещать и напоминать – нужно работать на две аудитории, как на приверженцев, так и на неофитов: формировать эффект узнавания, некоторый уровень осведомленности, побуждение к потреблению. Если вдуматься, ни один громкий футбольный переход в России не стал надфутбольным явлением. Косвенно об этом говорят публикации на тему спорта в обычной прессе «для чайников», в которых подробно описываются первоосновы. Фактор полузнаменитости не срабатывает в желаемой мере. Зритель не идет на предлагаемых ему дорогих (по российским меркам) игроков, потому что не переживает за них и неспособен тонко оценивать их игру. Реальная звезда – это не просто хороший футболист, но и харизматичная личность. Нашим футболистам с их-то зарплатами этого и не нужно – потому они открыты для прессы в основном тогда, когда хочется чего-нибудь сболтнуть. Раскрутка спортивных звезд ведется исключительно на спортивных же ресурсах. Воссоздавать российский футбол необходимо на программном уровне.

Начинать нужно снизу. Самый ходовой тип клуба в российских условиях – региональный. Раздувать там бюджеты не имеет смысла. Их надо сокращать – в первую очередь за счет географии поездок, путем зонального разбиения. Не думаю, что болельщик, скажем, в Брянске так уж жаждет противостояния с Иркутском, Астраханью или Махачкалой. Ему вполне хватит и противостояний с соседними Смоленском, Калугой, Орлом, Курском, Воронежем, Липецком и т.д. (а в дальние края можно было бы повыезжать на каких-нибудь решающих стадиях).

Важно наличие в регионе конкурентоспособной школы. Зритель пойдет на «своих», на в меру качественное зрелище при в меру качественном сервисе. Миллион-другой-третий рублей можно получать на стадионных сборах с одного матча. Что-то еще прибавится от рекламного сотрудничества, от мерчандайзинга и, если школа нормальная, обязательно от трансферов. Что до прямого спонсирования, то его нужно обложить массой ограничений. Так должен получиться здоровый продукт местного значения. Сейчас ему не дают развиваться (искусственно отнимается целесообразность). Тогда как есть прямая зависимость между силой чемпионата и уровнем второго-третьего его дивизионов. Наверху в любом случае останется пул суперклубов – конечно, на европейской арене они будут не очень «супер», но их можно вытянуть на вполне добротный уровень.

Вероятное падение результатов на клубной арене должно будет компенсироваться наличием сильной сборной – а она обязательно будет сильной, если в каждой провинции будет ВЫГОДНО заниматься производством футбольных кадров. Надо сделать их существование экономически целесообразным (может быть, закрепить за ними долю с заключаемых молодыми игроками контрактов). Сейчас всему этому изрядно мешает совковая мораль. Изначально спорт в СССР форсированно развивался с целью доказательства высокого уровня жизни. Через какое-то время спортивные результаты сделались самоцелью. И сейчас они продолжают ею оставаться, развращая сознание масс. Не сломав такую установку в сознании, процветания – как спортивного, так и экономического (одно уже не может быть в отрыве от другого) – не добиться.

Олицетворение нашего футбола и заодно нашей хозяйственной идеологии – стадион «Лужники», трава на котором появляется по большим праздникам. Это называется неустойчивый агроценоз. Нужна устойчивость. Нужно сделать так, чтобы трава росла, а не пересаживалась за несусветные деньги из соображений так называемого престижа. Чтобы клубы зарабатывали, а не нахлебничали.