6 мин.

Хабиб - вождь викингов, или ММА сквозь призму истории

Поединок Хабиба Нурмагомедова против Конора Макгрегора, стал, наверно, самым резонансном событие в мире ММА в 2018 году. Дагестанец уверенно разобрал ирландца, и в боевом кураже выпрыгнул из клетки в толпу друзей и одноклубников Конора.  Хабиб отличается весьма полезным для звезды (не просто топ-бойца, а именно звезды смешанных единоборств) качеством – он не оставляет равнодушными даже далеких от боевого спорта людей. Нурмагомедов не только всенародно обожаем на Кавказе, но и весьма  популярен в мире, что подтверждает просто дикое количество подписчиков в инстаграм. При этом его не воспринимает как российского топ-спортсмена, за редким исключением, русское большинство населения страны, о чем не так давно интересно рассказывал Александр Лютиков, наверно один из самых ярких русскоязычных журналистов, освещающих ММА. И Лютиков, кстати, говорит, что и ему до конца не понятно, зачем Хабиб выпрыгнул из клетки после победы, в то время как мог просто получить пояс и наслаждаться победой.

Непонимание движущих Хабибом мотивов и есть основная причина неприязни к чемпиону. Я не надеюсь, что после прочтения этого текста кто-то поменяет свое отношение к дагестанскому бойцу, все же попытаюсь объяснить, почему Хабиб влетел с ноги в команду Конора, а заодно и некоторые предшествовавшие события.  Для этого надо совершить небольшой экскурс в историю.

На определенном историческом этапе горцы Северного Кавказа и в частности Дагестана увлеклись веселым, прибыльным, но в тоже время рисковым и требующем немалого мужества и энергии ремеслом – они ходили в набеги.  Дагестанцы ходили за добычей в первую очередь в ближнее Закавказье - грузинские и азербайджанские княжества, но не ограничивались этим, доставалось, например, и Ирану. Стремительные кавалерийские дружины горцев неоднократно брали и разоряли Тбилиси, Шемаху, иранский Ардебиль, другие закавказские и иранские города и селения, и возвращались домой с богатой добычей. И тут можно провести историческую аналогию с другим воинственным народом, который в свое время, находясь на подъеме пассионарности, добывал набеговой экономикой средства с существованию – древними скандинавами. Викинги на протяжении нескольких столетий навещали берега Англии и Франции с отнюдь не благотворительными целями и порядком достали местных жителей. Между горцами времен Лекианобы (так в Грузии называют  тот  исторический период, когда набеги дагестанцев были привычным событием) и викингами, грабившими прибрежные города и монастыри, действительно немало общего. На Кавказе в военные походы ходили уздени – свободные землевладельцы и по совместительству воины. Вел дружину либо выбранный на сходе предводитель из числа самых удачливых и опытных воинов – так делалось в вольных горских обществах, либо хан или назначенный им военачальник, это если в набег собирались уздени одного из дагестанских ханств. И у викингов все было примерно также – в перерывах между набегами они занимались земледелием, а их предводителем в походе мог стать или самый удачливый, хитроумный и смелый, или достойный по праву рождения. Как викинги, так и дагестанцы со временем начали участвовать в междоусобной борьбе феодалов попавших под их удары земель. Так обращался за помощью в борьбе за трон к дагестанскому предводителю Умма-Хану грузинский царевич Александр. Так и английские короли и феодалы обращались порой к викингам в своих бесконечных междоусобных распрях. Как дагестанцы, так и викинги не пытались осесть на захваченных землях, а довольствовались богатой добычей и данью, и непременно возвращались назад. Да, викинги по прошествии времени с разной степенью успеха попытались закрепиться на северных землях Франции и Англии, но это уже совсем другая история. В первые века своей экспансии они ограничивались набегами. Конечно, масштабы явления несопоставимы, скандинавы были многочисленней, а океан давал большую возможность для действий, но сходство налицо.

Военно-экономическая модель несомненно влияет на формирование менталитета нации, и сходство таких моделей дагестанцев и викингов не могло ни привести к сходству характеров. И тут надо обратить внимание на один немаловажный момент – походы дагестанцев в Закавказье пришлись на период с конца 15 по начало 19 века, в то время, как викинги кошмарили Западную Европу с 8 по 11. И если Гуннара Нельсона с Рагнаром Лодброком разделяет целое тысячелетие, то Хабиба с Умма-Ханом разделяют всего два столетия, и Орел гораздо ближе по образу жизни и мыслей к своим предкам, ходившим за добычей в полные опасностей походы. И если взглянуть на поступки Нурмагомедова через призму викинговской брутальности, многое станет ясным. Замените Хабиба на Рагнара и у нас получилась бы примерно такая же история.

Вспомним, как разгорался конфликт Макгрегора и Нурмагомедова. Хабиб в компании своих друзей, с которыми его объединяет дружба в течении долгих лет, менталитет и род занятий, в компании, в которой он является самым успешным бойцом и в принципе лидером, можно сказать, Хабиб со своей дружиной встречает Артема Лобова в нью-йорской гостинице. Хабиб с товарищами там находился не просто так, он прибыл на титульный бой, это самый настоящий поход за добычей и славой. И тут он встречает человека, оскорбившего его, оскорбившего не в личной встрече, а в разговоре с другим. Разумеется, он решил спросить Лобова за сказанное. Он спросил, и Артем сделал самое глупое, что можно было сделать в его положении -  отказался от своих слов. Хабиб поступил ровно также, как поступил бы на его месте Рагнар. Вы хотите сказать, что Рагнар прогнал бы своих друзей и стал бы биться с Лобовым в честном поединке? Да ни черта подобного, он бы просто не воспринял Лобова, перетрусившего воина из чужой дружины, не викинга и не вождя, как ровню,  достойную поединка. Он бы жестоко унизил его и довольствовался бы этим. Затем ситуация начала развиваться в стремительном ключе, и в Нью-Йорк явился Макгрегор. Конор и сам весьма харизматичный тип, в нем есть что-то от тех самых свободолюбивых ирландских воинов, столетиями добывавших себе независимость в бесконечных стычках с Британией. И как подобает ирландскому вождю, он тоже прибыл со своей дружиной. И дальше всем известная ситуация с автобусом, ситуация, которую часто используют для своих аргументов хейтеры Нурмагомедова, задавая вопрос, почему Хабиб не вышел. В приводимой аналогии ответ лежит на поверхности. Викинги были не только превосходными воинами, но и весьма прагматичными и дальновидными людьми. Хабиб ждал свой титульный бой, это его главная добыча, то к чему он готовился несколько лет, как Рагнар к великому походу в Британию, и не мог рисковать своей главной целью ради дерзкого ирландского выскочки. Представьте себе ситуацию, что в походе на Британию ладью Рагнара пригнало бы к берегу Ирландии, с которого его начал бы оскорблять местный вождь. Представьте себе, что его ждет богатая добыча через несколько дней, надо только двигаться дальше. Хабиб поступил также, как поступил бы на его месте предводитель викингов, он оставил личную встречу на потом и продолжил готовится к главной на тот момент битве.

В итоге Хабиб взял свое и вернулся домой уже в новой роли. Если вчера он был просто хороший боец ММА, то теперь его слава разнеслась по всему миру. И как всегда бывает в таких случаях, многим это не понравилось. Те, кто не взлюбил Хабиба, начали попрекать его трусостью, дескать дагестанец не вышел из автобуса, потому что испугался Макгрегора. И Хабиб, конечно, знал об этих разговорах. Был назначен бой, и все предшествовавшие события вызвали небывалый в мире смешанных единоборств ажиотаж. Для Хабиба и его дружины этот поход приобрел еще большее значение. На кону стоял не просто титул. Надо было показать всему миру, что Хабиб не просто сильнее. Что он не  допускает даже возможности испугаться ирландца. Что его дружина отважней и боевитей дружины Макгрегора. Хабиб уверенно провел бой и выиграл. Но этого было мало. Он сделал то, что сделал бы вождь викингов, когда главная цель уже достигнута, и пришло время расчета с врагами. В упоении битвой после победы над предводителем он прыгнул в самую гущу врагов и продолжил сражаться там. Зал был полон ненавидевших его в тот момент ирландцев, но ему было совершенно наплевать. Вспомните, как он требовал свой пояс у Даны и не хотел уходить с поля боя. Дагестанец пришел не просто защитить свой титул чемпиона. Он пришел повергнуть своих врагов и вернуться домой с добычей и славой.

Если вам понравился этот текст, подписывайтесь и ставьте лайки. Ближайшие дни выложу прогнозы на UFC 235, благо мысли есть, их надо только четко сформулировать и отсеять лишнее.