5 мин.

The Last in Line

Долго, честно говоря, мучался с названием, пока на ум не пришёл - и стал-таки заголовком - фразеологизм The Last in Line. Буквально с английского его можно перевести как "последний в строю", но игра смыслов, на которые так богат английский язык, выводит смысл фразы далеко за рамки военно-околоспортивной терминологии. The Last in Line - это и последний знак в строке, и последний член тройки (опять спорт - куда же без него, раз речь пойдёт о спортсмене!)... много, много можно найти ещё смыслов, но ограничимся этими тремя. Потому что все они вполне применимы к герою сегодняшнего повествования.

В каком-то смысле слова уход из жизни Элмера Лака - это действительно последний знак в строке. В длинной строке, куда старательно вписаны взлёты и падения, триумфы и провалы, достижения и неудачи целого поколения игроков если не всей НХЛ, то по крайней мере одной её команды - команды, которой Элмер Лак отдал 17 лет жизни. "Монреаль Канадиенс".

Элмер Лак

Сын тогдашнего главного тренера Хабс Дика Ирвина, телекомментатор Дик Ирвин-младший, много лет спустя с лёгкой иронией вспоминал о Лаке: "В команде его звали Элегантный Элмер. Хотя в нём не было ничего элегантного".Ирония Ирвина-младшего вполне понятна: внешность Элмера Лака на мысль о киногероях ну никак не наводит. На не особо удачных фото хоккеист выглядит, чего греха таить, подчас просто нелепо: фотографы словно нарочно акцентируют внимание на оттопыренных ушах, старомодном проборе, словно вымученной улыбке... да, Элмер Лак не был, используя нынешние термины, медийным персонажем. К его счастью, с такими партнёрами, как Тоу Блэйк с его открытой дружелюбной улыбкой и очевидной харизмой лидера и Морис Ришар, которого обожали до самозабвения все болельщики Квебека, Элмер мог себе позволить оставаться в тени и делать то, что у него получалось лучше всего - играть в хоккей. А это он умел.

Что подтверждает, кстати сказать, тот же Дик Ирвин-младший: "Он был отличным плеймейкером. Он всегда знал, что делать с шайбой". Лучше, наверное, не скажешь. В рекордном для себя - да и для всей первой тройки - сезоне 1944-45 Элмер Лак отдал 54 результативные передачи. И заслуженно получил Харт Трофи. Да-да, именно он - хотя игроков звёздного уровня в том составе "Монреаля" было, что называется, на 2 команды. А то и на три - это если мерять нынешними мерками. Думаете, это вывело Элмера Лака на первые страницы газет и журналов? Ничего подобного. Всем светским мероприятиям самый незвёздный из звёздной тройки "Канадцев" по-прежнему предпочитал рыбалку на реке Рестигуш, разделяющей провинции Квебек и Нью-Брансуик. В компании ближайших приятелей по команде: Мориса Ришара, Дага Харви и вратаря Джерри Макнила.

Лак, Макнил, Харви

Когда лига в 1947 году учредила приз лучшему бомбардиру, первым обладателем трофея стал... да, как ни удивительно, центрфорвард первого звена Хабс. Ещё один шаг в историю... вот только сам обладатель первого Арт Росс Трофи решительно не хотел "бронзоветь". Его, как и прежде, больше всего интересовал сам хоккей.

Арт Росс Трофи

Победным аккордом карьеры Лака-игрока стала - на мой пристрастный, как у любого болельщика, взгляд - шайба в овертайме пятого матча финальной серии Кубка Стенли 1953 года. Единственная шайба того матча. Только взгляните на фото Элмера Лака непосредственно после той игры - вы, думаю, всё поймёте без слов.

Кубок 1953 года

Год спустя Элмер Лак сменил форму на строгий костюм и заступил на тренерский мостик "Джуниор Канадиенс". Не раз говорил, повторю и сейчас: игрок может уйти из хоккея, но куда хоккей уйдёт из игрока?"Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться". Элмеру Лаку-тренеру  выпало воспитать не кого-нибудь, а младшего брата своего многолетнего партнёра и друга Мориса Ришара - Анри. Ничего не могу сказать, каким тренером и, уж тем более, воспитателем был Лак, но, придя в НХЛ, Анри Ришар взял себе его номер. И носил 20 лет. В знак уважения, в пику ли - сам Анри потом говорил, что Лак сомневался в том, что он сможет заиграть в НХЛ, с его-то "метр-в-прыжке" ростом? Хочется верить, что всё-таки первое. И что, увековечивая номер 16 в первый раз, в 1975-м, Монреаль отдавал дань уважения не только "Карманной Ракете", но и его наставнику.

Впрочем, окончательно эти сомнения рассеялись 34 года спустя, когда под своды "Белл-Центра" взвился баннер с номером 16 и фамилией "Лак". Тут уже никаких сомнений и быть не могло: клуб знает, помнит, не забывает.

 

Элмер Лак, 2009 г.
Баннер

Последний раз на публике Элмер Лак, так и не ставший медийным персонажем, появился в декабре 2014-го. По грустному поводу, напоминать о котором, думаю, нет лишний раз смысла. Не счёл для себя возможным не появиться, несмотря на свои без малого 97 лет и на то, что передвигаться мог уже только в инвалидном кресле. А 5 месяцев спустя не стало и самого Элмера Джеймса Лака, Элегантного Элмера. Последнего в строю. Последнего из той великой тройки, которая теперь снова вместе.Только уже в совсем-совсем другом месте...

Puncn line