8 мин.

Канадиенс сезона 2014-15. Часть первая

До старта регулярного чемпионата остается три дня, и только сейчас можно относительно уверенно сказать, что состав команды окончательно определился. Естественно, у еще нас нет официального состава на первую игру, но после обмена Петера Будая накануне, главный вопрос по составу - начнет Хабс сезон с тремя вратарями или нет - был снят, и теперь можно рассуждать о перспективах Канадиенс в грядущем сезоне.

Но перед этим, мне хотелось бы поговорить о тех, кто ушел. Это было непростое лето в плане уходов. Если посмотреть только на список ушедших игроков, то может показаться, что праздничную распродажу устроили не в Баффало, а в Монреале. Некоторые расставания были радостные - надеюсь, мне больше никогда не придется видеть Дугласа Мюррея в сине-бело-красной форме. Другие - очень грустные эмоционально. Когда Марк Бержевен объявил, что команда не будет предлагать Райану Уайту контракт, я искренне расстроился. Конечно, он не мог конкурировать с Малхотрой в центре четвертого звена, а глубина состава такова, что можно было бы обменять еще пару хоккеистов, но разум не властен над сердцем. Уайт был ярким и харизматичным игроком, и гифки с его участием были и остаются одними из самых моих любимых. Так что остается только пожелать: удачи в Флаерс, Райан!

Примерно те же чувства я испытал вчера, когда узнал об обмене Будая. Он не стал неожиданностью - еще с июня мы знали, что один из вратарей будет обменян, и, по-хорошему, это должен был быть Будай. Тем более, как стало известно вчера же, сам Петер попросил обменять его тогда же, в июне. И я не знаю, как выделить этот факт еще сильнее. Будай может быть не лучшим в мире вратарем, он может быть среднего уровня вторым номером, но он, без сомнения, замечательный человек. Он стал душой компании, был отличным товарищем и, что очень важно, у него были замечательные отношения с Прайсом, которого он постоянно поддерживал. Разве это не то, что должен делать бэкап? Даже когда команда предпочла ему Дастина Токарски в серии с Рейнджерс, он не встал в позу, не делал громких заявлений о том, то пришло время подумать о семье и перебраться в Нью-Йорк. Он до последней игры поддерживал Тика, оставаясь тем, кем он являлся - вторым номером. И даже после этого Петер попросил обмена, а не стал требовать.

Решение обменять Будая было сложным эмоционально, но простым с хоккейной стороны - команда выбирает лучшего и более дешевого хоккеиста, а таковым на данный момент является Токарски. И я совершенно не завидую Бержевену в этой ситуации. Потому что принимать такие решения всегда тяжело. Достаточно вспомнить выражение лица, с которым он выходил с арбитражного слушания по Пи Кей Суббану, чтобы понять, что Марк вовсе не черствый сухарь, безразличный к чувствам своих хоккеистов. Поэтому я снимаю шляпу перед Бержевеном за принятие правильного решения, и снимаю шляпу перед Будаем за принятие этого решения. Для меня Петер всегда будет частью команды, и на прощание я могу сказать только одно: Gudbaj, Budaj!

Некоторые изменения состава были очевидны - не нужно было переподписывать Парроса, Ванек был арендой и не собирался оставаться (скатертью дорога), а обмен Бриера на Паренто вообще форменное преступление - как только Бержевена еще пускают в Штаты, после того, что он сделал с Айлендерс и Аваланч. Самым сложным и противоречивым стало расставание с Брайаном Джионтой и Джошем Джорджесом. Хотя они покинули команду разными путями, оба оказались в Баффало, и мне кажется, стоит говорить о них вместе.

Когда контракт Джионты подошел к концу, было ясно, что ситуация изменится. Брайан начал стареть, его результативность снижается и, по-хорошему, он не стоит пять миллионов. Тем более, Канадиенс не были готовы предложить ему такие деньги на длительный срок - через год нужно подписывать Гальченюка, Галлагера, Борниваля, Булье и Тинорди, а, значит, команде потребуются все возможные деньги. У Хабс был один аргумент, который мог сыграть в сторону снижения суммы контракта - ни в одной другой команде лиги, даже в КХЛ, Джионта не мог бы стать капитаном Монреаль Канадиенс. Хоккеисты тоже люди, у них есть амбиции, так что это заявление тщеславное, но правомочное. Тем не менее, Брайан предпочел двухлетнему контракту на меньшую сумму трехлетний на больший, но в Баффало. Решение, которое я, в целом, могу понять.

О личности Джионты всегда ходило много споров - о его значении для команды, о том, какой он на самом деле капитан, был он назначен справедливо или просто потому, что больше никого подходящего не было, а Андрей Марков отказался от нашивки, должен ли капитан быть лидером только в раздевалке и не важно сколько он забивает на льду. Этот список модно продолжать практически бесконечно. Я точно знаю, что Брайан был важной частью механизма команды за кулисами, а на льду он выполнял задачу, которая по плечу очень немногим игрокам лиги - вместе с Плеканецем они выходили на самые сложные минуты каждого матча, против лучших нападающих соперника, и добивались результата. Уход Джионты оставил брешь в этой стене, и пока не совсем ясно, кто сможет ее заполнить.

Следом за Джионтой оправился Джорджес, и скандальность этого обмена легко могла бы стать главной новостью межсезонья, если бы не фестиваль имени Суббана месяц спустя. Не секрет, что Джорджес мечтал быть капитаном команды. К его чести надо добавить, что он понимал какой груз ответственности лежит на плечах капитана, поэтому на льду он выкладывался полностью. Я ни разу не видел от него ленивой игры или недостаточного усердия. Но сразу после поражения от Рейнджерс он дал несколько интервью, которые стали первыми звоночкам возможного обмена. Тем более, что в команде образовался переизбыток левых защитников, и единственные, кого можно было обменять, были Джорджес и Емелин. Если судить только по прошлому сезону, я бы предпочел обмен Емелина, но, думаю, ни одна команда не согласилась бы его взять после провального сезона. Так что когда в прессу просочилась информация о потенциальном обмене Джорджеса в Торонто, сам факт обмена не стал удивлением, а вот направление - да. Я не знаю всей подноготной этой истории и не хочу спекулировать домыслами (которых немало), но ситуация, когда менеджмент начинает переговоры об обмене игрока с командой, которая стоит в списке запрета на обмен этого игрока, очень странная. В результате произошло то, что произошло, а Джорджес своим поступком стер какие-либо сомнения в его преданности Канадиенс.

Еще в феврале я писал, что Джош - первый по числу блок-шотов в команде и в топе лиги. Это амплуа Джорджеса - он слаб в нападении, но чрезвычайно надежен в обороне. Всю свою карьеру он блокировал броски, и когда встал вопрос об обмене в Торонто, он сделал свой последний блок за Монреаль - отказался переходить в Кленовые Листья. В эпоху, когда редкий хоккеист играет всю свою карьеру в одном клубе, а каждый обмен сопровождается словами “это бизнес”, подобная верность и преданность команде выглядят рыцарством и заслуживают уважения.

Остается только пожелать им удачи и, как сказал Галлагер, "увидимся на вбрасывании".

(подпись: "опасно идти одному, возьми это")

На деньги от контракта Джорджеса был переподписан Вивер, подписан Гилберт и даже осталось еще немного. С точки зрения бизнеса это беспроигрышный ход. Даже если за сам обмен команде не получила практически ничего, размен одного левого защитника на двух правых был необходим Канадиенс. Не только у нас теперь три правых защитника, но хочется надеяться, что переведенный на левый край Емелин сможет набрать форму и начать отрабатывать свой контракт.

Переход двух ветеранов команды в Баффало, помимо игровых вопросов, поднял вопрос лидерства. Из команды ушел капитан и один из главных претендентов на место капитана. И Бержевен, и Террьен много говорили в межсезонье о том, что пришла пора молодым лидерам команды занять полагающееся им место, что этот сезон будет следующим шагом в их развитии, но все эти разговоры не отвечали на один, самый главный вопрос: то будет капитаном команды?

Формальный ответ мы получили несколько недель назад, но это оказался ответ без ответа. Вместо того, чтобы назначить нового капитана, команда предпочла начать сезон с четырьмя ассистентами. С точки зрения устава лиги это допустимый ход - регламентируется только то, сколько буков может быть заявлено на игру, а не то, какие это буквы. Так что команда может назначить сколько угодно ассистентов, при условии, что в заявке на игру будет не больше трех букв. Поэтому Марков сохранил свою нашивку, Плеканец получил постоянную “А”, а Пачиоретти и Суббан будут чередовать ассистентство на домашних и выездных играх.

На бумаге команда пошла на такой ход, чтобы помочь молодым лидерам привыкнуть к новой роли, но я думаю, что они просто испугались. Испугались, что если они назначат Суббана капитаном, то поднимется волна недовольства тем, что Суббана назначили капитаном. Если ни не назначат Суббана капитаном, то поднимется волна недовольства тем, что Суббана не назначили капитаном.

В завершение ретроспективной части обзора, полный список игроков, которые покинули Хабс в этом сезоне:

Нападающие: Даниэль Бриер, Томас Ванек, Брайан Джионта, Луи Леблан, Джордж Паррос, Райан Уайт.

Защитники: Франсис Буйон, Джош Джорджес, Дуглас Мюррей.

Вратари: Петер Будай.