9 мин.

«Семья. Баскетбол. И ничего кроме». История Янниса Адетокумбо

Среди холодных стен своих новых апартаментов Яннис Адетокумбо коротает время с неизменным спутником всех молодых (и не только) игроков НБА – Playstation 4. В течение нескольких часов комнату наполняют лишь мерцание экрана и щелчки геймпада, с ловкостью терзаемого пальцами невероятной длины. Грустные мысли стучатся в душу молодого грека с той же настойчивостью, с какой пронизывающие ветра озера Мичиган штурмуют стеклянные двери балкона. Погружение в виртуальную реальность – гарантированный способ на время укрыться от неприятной смеси одиночества, скуки... и вины.

«Он чувствует себя виноватым» – говорит Танасис, старший брат Янниса.

Виноватым за то, что поддался искушению и потратил 399 долларов на приставку. Виноватым за то, что родители и два его младших брата не могут преодолеть иммиграционную волокиту, чтобы приехать к нему в США. Виноватым за все те длинные дни и холодные ночи в Афинах, когда он и его браться – голодные, отчаявшиеся – продавали очки и сувениры, чтобы купить продуктов и оплатить счета.

В его голове накрепко засели слова старшего брата – «нам нужно найти свое место, чтобы никогда больше этим заниматься».

«День за днем, – вспоминает Яннис – мы становились сильнее».

Большую часть своей 1,7 млн. зарплаты Яннис откладывает, ограничивая траты 190 баксами в сутки. Вся мебель в доме досталась по наследству от одноклубников. После длительных сомнений он все же решил продать приставку  – за ту же цену, что купил, и ни центом меньше.

Однажды Яннис и Танасис, выступающий в фарм-клубе «76ers», зашли в один из ресторанов Филадельфии.

– Заказывай, что хочешь, – сказал Яннис.

Долгое время они оба как завороженные изучали меню.

– Закажи себе то, что хочешь, Танасис, – повторил Яннис.

Старший брат колебался. Впрочем, как и младший.

«Тогда мы оба взяли по салату» – вспоминает Танасис.

Сеполия, Афины

Все это патологическое желание отграничивать себя, откладывать каждый пенни –  как принято в психологической практике, родом из детства. Из тех времен, когда мать тяжело болела, а отец бился словно рыба об лед, безуспешно пытаясь найти любую маломальскую работу. В те времена, когда четверо братьев не возвращались в крошечную каморку возле Акрополиса до тех пор, пока не раздобудут немного денег или продуктов.

«Мы дни напролет ходили по улицам, продавали игрушки, часы и все в этом духе. Сегодня мы не голодаем, у нас есть свой теплый дом. Сегодня у нас есть еда – значит, все не так плохо» – делится мыслями Танасис.

Светлым настоящим и большим будущим Яннис обязан счастливому случаю, имя которому Спирос Веллиниатис (на фото справа).

После не слишком успешной спортивной карьеры Спирос решил стать скаутом, выискивая талантливую молодежь среди детей многочисленных иммигрантов. На протяжении многих лет ему не удавалось найти ни одного сколько-нибудь стоящего юнца. Когда Спирос уже был готов опустить руки, судьба свела его с 13-летним сыном беженцев из Нигерии со сложно произносимой фамилии Адетокумбо.

Однажды прогуливаясь по Сеполии (район Афин), Веллиниатис заметил ребят, играющих в баскетбол. И в тот момент его будто поразило молнией: годы безуспешных поисков – и вдруг он увидел перед собой, по его собственным словам, реинкарнацию Доктора Джея, Мэджика и Джордана в одном лице!

На тот момент Яннис не то что бы был неплохим игроком, он и мяча в руках не держал и на площадке в основном просто бегал за братьями. Однако это ничуть не смутило Спироса, и он предложил пареньку своеобразную сделку: скаут находит главе семейства Адетокумбо работу, в обмен Яннис будет играть в баскетбол в одном из местных клубов – Filathlitikos.

Сказано-сделано. Не все давалось Яннису просто. Периодически он пропускал занятия, продолжая приторговывать мелочами. С деньгами в семье было настолько туго, что Адетокумбо мог ничего не есть по два-три дня. Но со временем баскетбол из навязанной работы превратился в любимое дело.

«Когда мы играли, мы забывали все плохое, что происходило в нашей жизни» – вспоминает Танасис.

Осознав, что играть не только нравится, но и неплохо получается, Яннис принялся работать с двойным усердием: тренировался и с первокурсниками, и с выпускниками спортивной школы, и даже с женской командой. Упорный труд принес первые плоды: в 2012 г. испанский клуб Zaragoza предложил Яннису контракт на 250 тыс. евро. Тогда на трибунах стали появляться первые скауты, приходившие посмотреть на афинского самородка.

Несмотря на локальные успехи, в главной лиге мира об Адетокумбо не слышали ни генеральные менеджеры, ни скауты, ни даже его будущий агент Алекс Саратсис. Сегодня же большинство менеджеров сходится во мнении, что Яннис не ушел бы ниже 5 пика, имей они больше информации до драфта.

Адетокумбо неожиданно (даже для себя самого) ворвался в Лигу, завоевал любовь болельщиков, уважение партнеров и признание тренеров. Пока аналитики отмечают недюжинный прогресс молодого грека, фанаты вскакивают с мест после очередного зубодробительного данка, а хайлайты на Youtube набирают сотни тысяч просмотров, Яннис продолжает работать. По заверениям тренеров, масштабы его потенциала превосходит лишь упорство в желании совершенствоваться: никто в команде не уходит с тренировки позже Адетокумбо.

Наивный, добродушный Яннис не оставляет равнодушным никого вокруг.

Истории одноклубников:

Заза Пачулия: «Я помню момент, когда он получил свой первый чек. Увидев, что половина суммы ушла на налоги, Яннис стал интересоваться, как можно их обойти».

Брэндон Найт: «Помню, как Яннис реагировал на бесплатную еду в комнате отдыха для игроков. Набирал домой по 6-7 ланчбоксов – и все для того, чтобы не тратить деньги на обед и ужин».

Кэрон Батлер: «Как-то я выкинул в бак пару старых кроссовок на глазах у Адетокумбо. Яннис быстро вынул их из мусорки, сокрушаясь, как я могу выбрасывать такую хорошую обувь».

Ларри Сандерс продолжает тему обуви: «Однажды я подарил Яннису две пары туфель от Gucci. Он очень обрадовался. И заявил, что сохранит их для какого-нибудь особенного события, объясняя это тем, что туфли уж очень хороши для повседневной носки».

Многое о молодом греке говорит и такой случай.

Однажды Яннис собрался переправить деньги родным в Грецию. Осуществив задуманное, игрок понял, что тренировка должна начаться уже скоро, а денег на такси не осталось. Его близкий друг, помощник оператора Росс Гигер мог доставить его до арены на автомобиле, но Яннис решил не докучать человеку по пустякам...и решил добраться до места назначения бегом. Проезжавшая мимо пожилая пара признала в бегущем юноше игрока «Бакс» и любезно предложили довезти Адетокумбо до Bradley Center.

Узнав о случившемся, генеральный менеджер «Милуоки» Джон Хэммонд обратился к Яннису:

– Яннис, если тебе нужно где-то быть, позвони кому-нибудь из клуба, и тебя отвезут.

Мысленно проанализировав перечень надежных людей, менеджер добавил: – Если тебя нужно отвезти, позвони Джону Хэммонду.

***

В феврале прошлого года, аккурат перед Звездным Уикэндом, в Милуоки наконец-то приехала семья Адетокумбо. Первый матч своего сына, который они посетили, ознаменовался победой с buzzer-beater-ом (разумеется, против «Никс»). Счастью не было передела: наблюдая за своим сыном, они настолько часто хватались за голову, что заслужили сравнения с Кевином МакАлистером.

Прошлой весной, в порядке исключения, члены семьи Янниса наконец получили греческое гражданство, несмотря на призывы националистов арестовать нелегалов.

Премьер-министр Греции Антонис Самарас лично обратился к Яннису:

«Я хочу поблагодарить тебя за то, что с гордостью отстаиваешь честь нашего флага. И от всей души надеюсь, что в Америке ты сведешь всех с ума своими данками».

***

Теперь, когда семья воссоединилась, Яннис попросил своего агента найти ему новую Playstation, чтобы вновь предаться игре, но уже со спокойным сердцем. Часто он выходит на балкон, полной грудью вдыхает морозный воздух и, вскидывая руки в сторону озера, восторженно говорит:

–Посмотрите, какое озеро. Какая вода...

Яннис Адетокумбо все еще привыкает к своей новой жизни. Один из лучших молодых игроков и, возможно, один из талантливейших европейцев в истории Ассоциации продолжает свой путь сквозь тернии к звездам. Теперь, когда его семья рядом, дверь в прошлое закрылась, и начался новый этап.

«Для многих игроков здесь, в США, баскетбол – всего лишь работа. Но я иной. По дороге домой я постоянно думаю об игре. Баскетбол – это большая часть моей жизни».

Лицо Янниса становится серьезным, он осекается и через мгновение продолжает:

«Семья. Баскетбол. И ничего кроме».

(с) при написании статьи использованы материалы ESPN, Grantland, Yahoo Sports и социальные сети игроков (с их любезного согласия)