3 мин.

Нарушители финансового порядка

Нассер Аль-Хелаифи, президент «Пари Сен-Жермен»

 

В пятницу, 1 сентября, УЕФА объявил о расследовании в отношении ПСЖ на предмет нарушений правил финансового фэйр-плей в ходе летней трансферной кампании. Оно инициировано по запросу Барселоны, мадридского Реала и Хавьера Тебаса, президента Ла Лиги. Как следует из официального комментария, парижане, несколько удивленные таким поворотом событий, уверены, что выполнили все требования, и готовы предоставить полную информацию по сделкам. Разбирательство будет проходить по общему, ежегодному протоколу. Резонанс вызвало намерение комитета приступить к проверке не в марте, как обычно, а в самом начале сезона.

Проект ФФП начал разрабатываться в 2009 г. – после арабских приобретений Манчестер Сити. В 2012 г. Мишель Платини отметил, что в первую очередь механизм направлен на то, чтобы препятствовать привлечению в европейский футбол государственных активов посредством наблюдения за самоокупаемостью. По правилам ФФП убытки клуба по итогам фискального года не должны превышать 5 млн евро, притом не учитываются затраты на детскую академию и развитие инфраструктуры, или 30 млн, если владелец согласен незамедлительно погасить 25 млн штрафа. В 2014 г. ПСЖ не уложился – пришлось выплатить 60 млн евро и сократить число заявленных игроков. Тогда руководители «принцев» сделали ход конем (или верблюдом, что, вероятно, еще изящнее): министерство туризма Катара подписало с клубом годичный рекламный контракт на сумму в 200 млн евро, продлило его на следующий за 175 млн. Первое соглашение УЕФА одобрило, урезав наполовину, обоснованность второго также будет изучена Инстанцией по финансовому контролю.

По данным Deloitte, доход парижан в 2016 г. составил 520 млн евро – это шестой показатель в мире. Потратив на трансферы нынешним летом 237 млн евро и получив одну из самых нагруженных зарплатных ведомостей, им пришлось воспользоваться предусмотренной функцией распределения платежа, иначе предписания не были бы соблюдены. Так Неймар, как бы выкупивший свой предыдущий контракт, скорее всего, будет получать 44 млн евро компенсаций каждый год контракта нового. А переход Мбаппе произойдет по истечении аренды летом 18-го, то есть он может быть оформлен в рамках другой финансовой отчетности. (Хотя в последнем случае, согласно L'Equip, отсрочки нет. И это важная характеристика системы – ее закрытость).

Если выяснится, что ПСЖ все-таки нарушил правила ФФП, то в зависимости от тяжести этих нарушений следователи или предложат условия для урегулирования конфликта, как уже было, или передадут материалы в Судебную палату. Последний вариант подразумевает наложения санкций из довольно широкого спектра: от простого предупреждения и до исключения из будущих соревнований и лишения титулов. Аудит завершится в конце ноября, затем состоится слушание в штаб-квартире в Ньоне. Решение будет вынесено в конце сезона – времени более чем достаточно, чтобы восстановить баланс, например, продав несколько дорогостоящих игроков.

Возникает вопрос об эффективности предпринимаемых мер. УЕФА не в состоянии в полной мере выполнять ту программу, которую сам же и принял, поскольу она предполагает контроль за средствами, поступившими на счета клубов, а не за тем, откуда они поступили – это совсем другая юрисдикция. Однако большего, видимо, сделать нельзя. Вот и идут караваны. Пока их всего лишь два – может быть больше, но незначительно, ведь караванщики должны идти из особых, далеких стран, где сверхкапиталы сращены с государственной властью. К тому же новые маршруты станут более сложными и долгими. Действующая система ФФП потому и представляется оптимальной, что обеспечивает, несмотря на серьезные недостатки, сравнительно оправданное и постепенное увеличение капитализации европейского футбола. Из-за давления грандов и существующего недоверия к Союзу незапланированная проверка французов – вынужденный шаг навстречу.