11 мин.

Вспоминая Реджи Льюиса

Двадцать лет спустя мы все еще раздумываем над тем, что произошло.

Когда Реджи Льюис упал в обморок и умер 27 июля 1993, в возрасте 27 лет, он уже был мужем, отцом, общественным лидером, Звездой калибра Матча Всех Звезд и капитаном Селтикс.

Его смерть вызвала беспрецедентные судороги горя по всему Бостону. В этом городе он оставил несмываемый отпечаток, который по сей день не смогут забыть многие. Особенно дети с бедных районов, чьи мечты мало отличались от его собственных. Его жизненные правила отличались от многих. Он привык молчать и терпеть. И эти навыки сослужили ему хорошую службу.

У Реджи не было выбора, кроме как учиться и ждать величия.

Балтиморский уроженец не сразу попал в школьную команду. Его пригласил знаменитый Данбарский тренер Боб Уэйд. Но все равно Реджи оставался шестым игроком. В дальнейшем многие тренеры университетов в упор не замечали Льюиса, кроме тогдашнего тренера Северо-восточного университета Бостона Джима Калхуна, который что-то увидел в стройном, застенчивом парне. После того, как Северо-восточный рекорд побед/поражений был побит, Реджи выбрали на драфте под 22-м номером Бостон Селтикс, но в свой первый сезон он отыграл только 8.3 в среднем за игру(1987-88).

Когда прошло полсезона, я спросил его, как он себя чувствует.

"Все хорошо" ответил он в его сладком, ленивом, Балтиморском, протяжном произношении. "Просто жду своей очереди."

К тому времени, когда он умер, он был одним из шести игроков, которые, начиная с сезона 1988-93, набрали, по крайней мере, 7,500 очков, 1,500 подборов, 1,000 результативных передач и 500 перехватов. Остальные пять игроков - Чарльз Баркли, Клайд Дрекслер, Майкл Джордан, Карл Мэлоун и Крис Маллин. Все они являются членами Зала Славы.

Я был одним из тех, кто наблюдал за улучшением игры Реджи. Я видел, что он вытворял на площадке. Была игра Чемпионата NCAA 1984 года против VCU. В те годы он был, не остановим. Реджи реализовал 15 из 17 филд-гола и был в течение нескольких секунд от выхода в Sweet 16 прежде, чем Роландо Лэмб разрушил мечты Нортеистерна. (По иронии судьбы сын Роландо, Джереми Лэмб, позже играл за Калхуна в Университете Коннектикута).

Реджи играл в тени Ларри Берда, Роберта Пэриша и Кевина Макхейла в его первых годах в Селтикс, но к его пятому сезону в НБА, он стал доминирующим игроком, затащив Бостон в полуфинал Восточной конференции 1992 года против Кливленда. В 3 игре, с Бердом, неспособным играть из-за проблем со стопой, он набрал 36 очков и 7 результативных передач. В 4 игре он набрал 42 очка, 6 результативных передач и пять перехватов. Он превращался в суперзвезду на наших глазах.

Реджи Льюис и его жена, Донна, были очень рады возращению Реджи в баскетбол в мае 1993, но он умер всего два месяца спустя. "Когда Реджи только пришел в лигу," сказал Берд мне, "он действительно не знал, как играть по правилам. Он бросал мяч.

"Но он работал. Он провел много времени на площадке, улучшая свою игру. Он любил ее. Вы могли всегда говорить это."

В заключительной игре в его жизни, в играх плей-офф 1993 года против игроков Шарлотт Хорнетс и его друга детства Муггси Богуеса, Льюис наэлектризовал свои минуты на площадке. Он забирал подборы в атаке, развивал сумасшедшую скорость и схватил игру за горло.

Он бежал по левой стороне паркета и затем упал. Никого не было с ним рядом.  Льюис, ошеломленный, сидел на корте. Он наклонился, чтобы размять ноги. Когда он, наконец, встал и двинулся к скамейке запасных, то выглядел озадаченным и напуганным. Он попытался вернуться в игру тем вечером, но медицинский штат не позволил ему это сделать. У него были жуткие головокружения и одышка. Реджи уехал, заработав 17 очков за 13 минут.

"Он был на пути к тому, чтобы стать одним из лучших защитников в лиге," сказал Брайан Шоу, его друг и бывший товарищ по команде.

Доказательством является 31 марта 1991, когда Реджи Льюис сделал то, что как мне казалось, было невозможно: Он полностью сбил с толку великого Майкла Джордана. Льюис заблокировал Джордана четыре раза в той игре и позволил реализовать ему только 12 из 36. Ночью, когда у Берда были свои собственные проблемы с броском (он промазал 21 из своих 36 бросков), Льюис набрал 25 и использовал свой смертельный первый шаг, который заставлял защитников Чикаго недоумевать. Он мог бросать и с правого края и с левого. Неважно. С его первым шагом он мог легко пройти под кольцо, остановиться и взлететь в воздух как богомол или обыграть на дриблинге.

"Реджи было трудно остановить," сказал Берд. "Он постоянно заставлял Вас терять равновесие. Было несколько парней в лиге, против которых я не хотел обороняться, потому что Вы не знаете, что твориться у них в голове.

"Я рад, что Реджи был моим товарищем по команде, потому что он был одним из них."

31 марта 1991 Буллс прибыли в Boston Garden с 53-17 (они с важным видом собирались выиграть 61 игру). Джордан собирался выиграть свой пятый титул "скорера" и свой первый перстень.

MJ был лучшим игроком, прекрасным агрессором для молодого игрока. Все же Шоу сказал, у Льюиса не было ни страха, ни испуга, когда он играл против MJ.

"Когда мы вышли на корт, Реджи рассматривал его как всех остальных," сказал Шоу.

Я разговаривал с Джорданом на этой неделе, чтобы узнать, помнит ли он что-нибудь о Реджи Льюисе, который поставил ему 4 блок-шота

"О, я хорошо помню его ," смеялся Джордан. "У него была особая ночь."

Льюис, как и остальные молодые игроки Джорданского поколения, восхищались Его Воздуществом и пытались подражать его свирепой приверженности играть на обеих половинах площадки. Реджи и Шоу говорили в течение многих часов о том, что они должны были сделать, чтобы о них заговорила вся лига. Они поняли, что защита была главной частью. Селтикс создали маркетинговый плакат, с надписью "Changing of the Guards," на котором изображены Льюис и Шоу, с чемпионскими баннерами на заднем плане.

"Было ясно, что от Реджи ожидали очень многого," сказал Джордан. "Было много давления на него, но это, казалось, не беспокоило его вообще."

31 марта в той самой игре Джордан решил совершить свой запатентованный fallaway -  оружие, которого очень сильно боятся в баскетболе. Льюис терпеливо ждал, когда Джордан начнет отклоняться и лишь тогда выпустил руки, когда Джордан начал выпускать мяч. Блок удивил Джордана, поскольку он отрицал любой шанс заблокировать его бросок. У большинства игроков не хватало физики, чтобы "висеть" с Джорданом. Льюис был одним из исключений.

"Это был жесткий матч," сказал Джордан. "У него были длинные руки, которые действительно беспокоили меня.

"Я пытался быть агрессивным с ним. Я пытался использовать в своих интересах его пассивное поведение, но он не поддавался. Он никогда не выплескивал агрессию на площадке

"Он немного потряс меня "

Джордан часто проделывал этот трюк с молодыми игроками. Он был мастером трэш-токинга. MJ попытался то же самое проделать и с Льюисом, но Реджи просто улыбнулся и продолжал движение к корзине. "Я видел, что происходило все время," сказал Шоу. "Игроки пытались запугать его, затронуть личную тему. Но Реджи никогда не говорил, ни слово.

"Он был тихим убийцей."

MJ признал начальный блок Реджи, как аномалию. Когда это произошло снова, на сей раз на pull-up jumper( бросок в прыжке с остановкой), Джордан начал раздражаться. В следующий раз он заинтересовался. И к четвертому разу, на левом рывке к кольцу, Джордан был раздражен - и немного напуган. "Его длина смущала меня," признал Джордан. "Каждый раз, когда я думал, что сделал его, он то и дело вставал у меня на пути. Когда у Вас есть навыки, которые помогут вам убрать любого оппонента на пути, и при этом вы не можете этого сделать вы начинаете раздражаться.

И вот наступил момент, когда мы должны сделать паузу на мгновение, чтобы понять величину того, что говорит Джордан. Самый динамичный скорер в истории НБА признает, теперь два десятилетия спустя, что был потрясен тем, что Реджи Льюис сделал с ним.

Как много других игроков НБА смогли заставить Джордана оказаться в их собственной шкуре?

"Он смог проделать приблизительно то же самое и в других играх против Джордана," сказал Шоу. "Майкл будет набирать 37, а Реджи будет иметь 32, таким образом, все будут говорить о MJ, но Реджи ведь тоже хорош."

Противники Льюиса часто полагали, что у него нет инстинкта убийцы. За это они платили на площадке, когда Реджи вскрывал их оборону кинжальными проходами или резким броском в прыжке.

Джордан уподоблял Льюиса Детройтскому защитнику Джо Думарсу, который, наряду с Айзеей Томасом, привел Пистонс к двум подряд чемпионствам. Думарс играл с такими игроками, как Билл Лэймбир, Деннис Родман и Джон Салли, и часто оказывался в тени этих парней.

"Джо никогда не использовал трэш-толкинг," сказал Джордан. "И Реджи шел тем же путем. Если Вы начинали тявкать на любого из тех парней, они просто улыбались Вам в ответ.

"У них была внутренняя уверенность,  они верили: 'Вы можете сказать мне все, что хотите. Но я все еще собираюсь играть в свою игру. '"

Несмотря на плохой бросок Джордана тем вечером, Буллс вели три очка за несколько секунд до конца матча. Именно тогда Льюис кинул трешку и сравнял счет. Это была первая и единственная трешка за весь матч. Только во втором овертайме, старый мастер, Берд, пришел в себя и набрал девять очков, чтобы позволить Селтикс победить 135-132. Джордан вернулся в раздевалку. Ни один из его товарищей по команде не отваживался заикнуться о тощем ребенке из Балтимора, который накрыл 4 его броска.

"Нет, никто не сказал мне об этом," сказал Джордан. "Потому что они понимали, против кого я играл. Они знали, что Реджи Льюис был, не прогибаем в тот вечер. Когда кто-то с таким талантом проделывает это с Вами, то Вы можете жить с этим."

Я спросил Джордана, есть ли кто-нибудь еще, кто бы накрыл твой бросок четыре раза. На что Джордан ответил, "Никто никогда не делал это прежде, и никто не сделал это с тех пор."

Если бы Реджи Льюис продолжал жить, то, сколько бы мы еще увидели дуэлей с Джорданом? Насколько он улучшил бы уровень своей игры? Какое наследство он бы оставил в уже родном Бостоне? Калхун уверено говорит, что Льюис стал бы членом Зала Славы. Джордан сказал, что Реджи будет многолетним игроком уровня Матча Всех Звезд и Шоу убежден в том, что, возможно, он стал бы одним из самых великих игроков Селтикс всех времен

"Он был на пути," отметил Берд. "Он был геймером. Он просто приехал играть в игру. Это было его."

Спустя год после того эпического сражения с Буллс, Реджи Льюис был выбран на первый для него Матч Всех Звезд. Джордан, которому было интересно понаблюдать за восходящей звездой Селтикс решил поговорить с Реджи в раздевалке. Хотя Льюис был, очевидно, тих, он казался доволен своим местом в списке. "Он показывал нам, что уважает игроков старшего поколения," сказал Джордан, "но он также знал, что тоже заслужил уважения."

Теплым днем в июле  1993, Реджи Льюис пошел с другом в Университет Брандейса, покидать мяч. Он получил противоречивые диагнозы относительно своего здоровья и ему рекомендовали не нагружать организм.Он бросал в течение часа. Он даже не вспотел, как вдруг слег на пол. Стал задыхаться, а затем стал лежать неподвижно. Он был объявлен мертвым два часа спустя. Вся семья, друзья, город, команда, пэры НБА были в оцепенении

"Я находился в Чикаго, когда получил эту новости," сказал Джордан. "Это оказалось неожиданно, и было очень печально

"Реджи был на пути к тому, чтобы стать  действительно чем-то особенным. Вот этот талантливый парень, который никогда не делал ничего плохого, который сделал так много для Бостона и для других - ушел."

Брайан Шоу и Реджи Льюис запланировали расти в НБА вместе. Они поделили агента, купили дома в то же самое время, только новые БМВ купили врозь. Они даже вышли и купили полисы страхования вместе. "Я скучаю по нему," сказал Шоу. "Мне не хватает моего друга, с которым мы пережили так много. "Мы раньше говорили все время о том, как  хотели резко изменить лигу и стать лучшим тандемом лиги на долгие, долгие годы.

После смерти Реджи, Шоу начал распродажу в День благодарения в своем родном Окленде в память о друге, который делал то же самое в Бостоне каждый год. В 1994 Шоу покинул Селтикс. Позже, он выиграл три титула с Лос-Анджелес Лейкерс. Джордан взял шесть с Буллс.

У Реджи Льюиса никогда не было шанса идти в ногу со временем. Он умер слишком молодым, слишком рано, при темных обстоятельствах, которые оставили больше вопросов, чем ответов. Двадцать лет спустя Бостону все еще больно за него и все задаются вопросом, как бы сложилась жизнь у прекрасного игрока Реджи Льюиса, если бы не произошло это страшное событие 27 июля 1993 года.

Оригинал Тут