Не все те с золотом, что блестят. Великие фигуристки-одиночницы 21 века, которым не покорилась олимпийская вершина
Женское одиночное катание на Олимпийских играх – это апофеоз спортивного сюжетостроения, подлинный островок иррациональности в мире, где царят прогнозы на спорт и скороспелые выводы.
Погрузившись в Омут памяти и отмотав временную нить лет на двадцать назад, мы можем убедиться: на всех без исключения зимних Играх в 21 веке состязания прекрасных дам дарили нам истории, которые могут лечь в основу прекрасного фильма или даже книги.
Крышесносные аксели Мао Асады и неожиданное золото Аделины, спортивная драма Ирины Слуцкой и личная драма Джоанни Рошетт, а также многое, многое другое… Перед нами не просто главный старт четырехлетия. Перед нами нескончаемое калейдоскопическое пиршество, где скандалы сменяются великими победами, великие победы – горькими поражениями, а горькие поражения – оглушительными сенсациями.
Нервозная атмосфера Олимпиады будто бы возводит в квадрат свойства и без того самой непредсказуемой дисциплины ФК… Отсюда порой и создается впечатление, что во время состязаний танцоров и пар спортивные Боги тянут жребий, во время мужских соревнований – подбрасывают монетку; а вот когда катаются девушки, Небожители… ну как минимум вслепую стараются собрать кубик Рубика.
Надо ли добавлять, что нестабильная среда женского катания породила, помимо прочих аномалий и артефактов, и значительное число великих фигуристок, которым так и не суждено было взять олимпийское золото?
Этот текст посвящен именно им – подлинным героиням фигурного катания, которые не стали первыми на Играх, но навсегда изменили спорт и обессмертили свое имя программами, прокатами и харизмой.
Вашему вниманию – фантастическая пятерка, каждая героиня которой обладает очевидными суперспособностями.
Прежде чем начать, две короткие ремарки.
Во-первых, как всем нам известно, понятие «величие» достаточно абстрактно. Посему список вышел субъективным, но несколько объективных критериев для отбора я использовал. Все фигуристки из этого материала:
а) Являются неоднократными национальными чемпионками;
б) Выигрывали Чемпионат мира и завоевывали какую-то олимпийскую медаль;
в) Имеют в карьере историческое достижение, будь то мировой рекорд, впервые исполненный элемент или общепризнанно знаковая программа.
Во-вторых, нижеизложенное – не рейтинг. Я для удобства проранжировал спортсменок (не включая при этом тех, кто непосредственно сейчас участвует в гонке за поездку на Игры) по количеству\качеству олимпийских наград, но не ставил целью выяснить, кто из них круче. Они все крутые.
И да, начитавшись комментариев под предыдущим своим постом (та же тема, но о мужском катании), считаю важным еще раз напомнить. Я не стремлюсь доказать, что олимпийское золото ничего не стоит. Моя цель – продемонстрировать, что подлинное спортивное величие возможно и без него.
Ну а теперь – в путь!
Мишель Кван
Регалии и историческая значимость:
В противовес архетипическому образу североамериканской слабосильной лебедушки, что поражает всех вращениями и спиралями, но не взлетает в произвольной программе под гнетом соревновательных тягот, Мишель являла собой дивный образец синтеза стабильности духа и выразительности тела.
Та всепобеждающая нежность, с которой великая американка проскользила свою длинную соревновательную дорогу, и по сей день будоражит воображение почитателей артистического начала ФК. Мишель, пожалуй, ни на одном из этапов карьеры не являлась лучшей «прыгуньей» мира, но удивительные для своего времени непрыжковые вкупе с прекрасными программами и тем, что сейчас называется «спортивным интеллектом», сделали Кван сильнейшей фигуристкой рубежа веков и одной из главных долгожительниц в современной истории самого скользкого вида спорта (двенадцать пьедесталов Чемпионата США, просто вообразите).
Так уж вышло, что успешность спортивной карьеры исчерпывающе определяется триадой существительных «эффективность-эффектность-длительность». И в абсолютном большинстве случаев два компонента значительно превалируют над третьим («быстро, качественно, дешево» – вычеркни что-то одно, дорогой клиент, и мы возьмемся за работу). Но иногда фигурному катанию все же везет… Мишель каталась долго и собрала громадное количество наград, но никогда при этом не выглядела бездушной машиной по добыче золотых медалей.
И да, если об уникальности Кван-артистки можно рассуждать часами, то для наглядной демонстрации величия Кван-спортсменки хватит одного-единственного факта: у Мишель больше золотых медалей Чемпионатов мира, чем у всех олимпийских чемпионок 21 века вместе взятых – пять побед против четырех. Внушает, согласитесь.
История взаимоотношений с Олимпиадой:
Мир спорта очень любит параллели: и в Нагано, и в Солт-Лейк-Сити Мишель лидировала после короткой программы; и там, и там она уступила в произвольной. В обоих случаях золото взяли ее более молодые соотечественницы. Тара и Сара, Сара и Тара… Обе ярко сверкнули, обе закончили с любительским спортом задолго до Кван.
Как итог – серебро в 1998 и бронза в 2002. Прекрасные результаты, которые, тем не менее, не отражают то влияние, которое оказала на фигурное катание пятикратная чемпионка мира.
Мишель дарила зрителям нечто большее, чем просто чистые прокаты. Она позволяла прикоснуться к чему-то надмирному, она разговаривала с чем-то внутри тебя.
«Закрой глаза, дорогой зритель. Закрой глаза и смотри».
Визитная карточка:
«Lyra Angelica» на Чемпионате США-1998. На тех состязаниях Кван каталась настолько трогательно, что плакала половина маршрутки расплакался даже один из арбитров.
«Тоска», Чемпионат США-2004. Более зрелая и опытная Мишель завоевывает восьмое национальное золото. По моему скромному мнению, самая пронзительная ее программа.
Ирина Слуцкая
Регалии и историческая значимость:
Легитимная королева европейского ФК нулевых, Ирина Слуцкая – в противовес извечной сопернице Кван – являла собой ярчайший пример той ветви фигурнокатательного древа жизни, что отвечает за технику и динамику.
И в каждом из аспектов первой оценки Ирине «Не смешите мои риттбергеры» Слуцкой было чем покозырять.
Вращения? Получите уникальный бильман со сменой ноги!
Дорожки? От борта до борта и на высоченной скорости, не касаясь льда второй ногой (Патрику Чану тогда было лет десять, кек).
Прыжки? И вовсе сильнейшая сторона Слуцкой. Она первой в мире сделала лутц-ритт (который, как мы знаем, и два десятилетия спустя останется весомым доводом в борьбе за золото Игр), первой из женщин прыгнула каскад из трех прыжков.
Важно, крайне важно отметить, что артистически ограниченной «попрыгушкой» двукратная чемпионка мира никогда не была – просто там, где у Кван царила нежность и воздушность, у Ирины летели искры и шумели вихри.
Да и детали биографии – от эпического возвращения после тяжелой болезни до тотальной преданности главному тренеру Жанне Громовой – придавали ее персоне колорита. Так уж вышло, что фигурное катание нулевых – почти целиком и полностью не про элементы, а про личность.
Наша соотечественница, как и её извечная соперница-североамериканка, закончила после Турина, и медальные итоги её карьеры поражают воображение. Взять хотя бы рекордные семь титулов чемпионки Европы и четыре победы в финалах Гран-при (также рекорд – столько же только у Мао Асады).
История взаимоотношений с Олимпиадой:
История, как известно, повторяется дважды – сперва в виде трагедии, а затем в виде фарса…
Вот и слова «Слуцкая» и «Олимпиада» неизменно переплетаются в массовом сознании в нечто драматическое и грустное. Неудивительно, чего уж…
Одна оговорка – фарс здесь предшествовал трагедии.
Споры о том, насколько заслуженной была победа Сары Хьюз, ведутся и по сей день – так или иначе, Ирина проиграла золото одним-единственным голосом, а Игры-2002 стали масштабными похоронами старой судейской системы. На той Олимпиаде лишь мужское одиночное катание получило абсолютно бесспорного победителя. Другие виды пестрели мафиозными разборками, кленовыми соплями и глобальными интригами федераций (конкретно наша федра, не в пример спортсменам, провалила Игры полностью – то был песец по всем осям и вертикалям)…
Спустя четыре года, пережив тяжелейшее заболевание и триумф на домашнем Чемпионате мира, Ирина добавила к олимпийскому серебру награду из бронзы. Туринское третье место уже не отдавало судейским произволом, но оттого не стало менее обидным. Упасть в решающий момент с любимого прыжка – с тройного риттбергера, который в ее исполнении многие считали попросту эталонным… Теряюсь, что тут можно добавить. У пиковой Слуцкой на тех Играх не было бы соперниц.
Впрочем, Ирина хоть и не стала чемпионкой Игр, но копилку уникальных достижений пополняла и на главных стартах четырехлетия. Взять, например, феерическую линейку «5-3-2» – попаданий в пятерку на трех кряду Олимпиадах нет ни у Юны Ким, ни у Кван, ни у Асады. Даже Катарине Витт такой фокус не удался.
Визитная карточка:
«Wonderland» на московском ЧМ-2005 можно использовать как полновесный аудиовизуальный синоним словосочетанию «триумфальное возвращение».
А короткая программа Ирины на Играх в Турине – это стремительность и динамика, выкрученные на максимум. Здесь Слуцкая предстала этакой шаровой молнией, которой чрезвычайно хорошо летается в наэлектризованной олимпийской атмосфере.
Евгения Медведева
Регалии и историческая значимость:
Ну, с Богом…
Обладательница исторических мировых рекордов в произвольной программе и по сумме, Евгения с первых стартов своей взрослой карьеры начала менять фигурное катание. Поистине революционным для женского одиночного оказался глобальный перенос прыжковых элементов во вторую часть программы: совместить погоню за надбавками с сохранением органики в постановках – задача не из легких, но Этери и Женя с блеском с ней справлялись.
Тогда Евгения выносила всех в одну калитку (нет, не в отдельную, товарищи гусары!). Политика выжимания максимума из оценочной системы, прекрасные программы и психологическая устойчивость Жени позволили достичь ошеломляющих результатов: лишь одно серебро в море золота за два первых сезона, защита титула Чемпионки мира (первая со времен Кван-2001) и ощущение абсолютной недосягаемости.
Третий, он же олимпийский, сезон, был сопряжен со значительными трудностями: от травмы до вышедшей из юниоров «бомбы» Алины Загитовой, которая удивительным образом соединяла в своих прокатах прыжковую сложность, обилие связок и поистине грандиозный темп.
То, что было дальше, и так известно всем, кто читает это материал. Карьера Жени, в общем-то, разделилась на «до Игр» и «после».
Не буду лукавить – хорошее случалось и в послеолимпийские сезоны. Но великой фигуристку Евгению Медведеву делают именно те три взрослых сезона, которые с ней работала Этери Тутберидзе.
История взаимоотношений с Олимпиадой:
Мне, давнему, в общем-то, почитателю таланта Евгении (если угодно – махровому медвеботу), совсем не сложно говорить о том, что я считаю победу Алины на Играх заслуженной. Более того, конкуренция с Загитовой поспособствовала тому, что сама Женя подошла к Олимпиаде в, вероятно, самой своей звенящей форме.
Помимо замечательного олимпийского улова (два серебра), важно и то, что Евгения безошибочно исполнила все три проката на тех состязаниях.
А «Анна Каренина», та самая, что появилась лишь по ходу сезона, та самая, что вызывала столько пересудов, так вот, «Анна Каренина» удалась и явно прошла проверку временем. Тревога, ноты сквозящего отчаяния, разрывающая в клочья внутренняя сила и симфония сердечных перестуков – Медведева взвалила на свои юные плечи тяжеленный груз толстовской драматургии и явила миру частицу Великой русской культуры. Ей всегда очень хорошо удавалось заряжаться своими и зрительскими переживаниями, а затем перенаправлять их в артистическое русло. Как известно, все счастливые фигуристки похожи друг на друга, каждая же несчастливая несчастлива по-своему…
Так или иначе, из всех героинь данного материала Женя – единственная, кому именно на Олимпийских играх удалось показать свой абсолютный максимум. Надеюсь, что никто не будет спорить с тем, что это очень сложно и очень ценно.
Визитная карточка:
Дело вкуса, конечно, но я считаю, что Женя принадлежит к тому редкому типу фигуристок, что прокатали лучшие свои программы в дебютном сезоне.
Чудесные «Мелодии белой ночи» и абсолютно гениальная постановка «Слышу – не слышу» – именно такими должны быть программы, чтобы побеждать на всех главных стартах в первом для себя взрослом сезоне.
Мао Асада
Регалии и историческая значимость:
Фигуристка, в которой каждый жест был отличен от того, что делали другие. Спортсменка, что подобно фениксу сгорала в пламенном безумии своего таланта, но снова и снова возрождалась из пепла. Возрождалась даже тогда, когда никто этого от нее уже не ждал.
Мао решительно невозможно с кем-либо спутать. Ты, как пели когда-то «Корни», узнаешь ее из тысячи. По словам, по глазам, по акселю… Здесь бы следовало перейти на корейский язык и продолжить: «по недокрутам, по ребрам, по преротам». Но я как-то не хочу.
Так, ладно, добавим в наваристый бульон метафор статистическую щепотку. Мао – единственная фигуристка с тремя золотыми медалями на ЧМ в нашем веке, она делит со Слуцкой рекорд по количеству побед на ФГП – по четыре. Ей, наконец, принадлежит одно из величайших технических деяний в предхрустальной эпохе ФК: фигуристка впервые прыгнула три чистых тройных акселя в рамках одних соревнований. Дабы не размениваться на мелочи, Асада сделала это на Олимпийских играх. Как тебе такие взлеты, Илон Маск?
Но сводить спортивное наследие Асады к одним лишь медалям или троекратным «макселям» – в корне неверно. Подобно своему великому соотечественнику Юкио Мисиме, что творил, вдохновляясь идеями Достоевского, Мао, судя по плейлисту ее соревновательных программ, отыскала подлинное вдохновение в русской классической музыке.
«Лебединое озеро» и «Маскарад», Шнитке, Рахманинов, Римский-Корсаков… Для популяризации русской культуры Мао и прекрасный музыкальный вкус её команды за минувшие пятнадцать лет сделали очень и очень много.
Причем, что удивительно, она одинаково органично смотрелась и в «нафталиновой драме Анатольевны»©, и в лебединой нежности, и в озорстве «Шахерезады».
Автор немного палится относительно своих фанатских предпочтений, да?
Ну и ладно. Мао – это навсегда <3
История взаимоотношений с Олимпиадой:
Введенные в Сочах командные соревнования спустя уже четыре года аукнулись миру фигурного катания еще одной замысловатой в своей трансцендентности аномалией. Если сформулировать её суть в одном предложении, то выйдет как-то так: «ТЕПЕРЬ ОСМОНД И ДЭЙЛМАН ОЛИМПИЙСКИЕ ЧЕМПИОНКИ, А МАО, СЛУЦКАЯ И КВАН НЕТ – ЕТО ШТО ЗА АБАНАМАТ!?».
Да, Асада утвердительно ответила на один из главных вопросов мироздания – «третьей будешь?» – и пополнила список выдающихся фигуристок, которые, выступая в красном на Играх, упустили золото. Спасибо Липницкой и Загитовой – те пофиксили баг, и в олимпийские сезоны алые наряды таперича не вызывают прежнего суеверного ужаса.
Ну да ладно, шутки в сторону. Я попытался зафиксировать первые три слова, что родились в моем подсознании при смешивании понятий «Мао Асада» и «Олимпийские игры». Получилось так: «Рахманинов, обидно и взлет».
«Рахманинов» – ибо обе олимпийские произвольные она катала именно под бессмертную музыку русского композитора (и обе программы, конечно, поставила Татьяна Анатольевна Тарасова).
«Обидно» – ну потому что, блин, обидно! Было обидно в 2006 – когда Мао по ходу олимпийского сезона то и дело обыгрывала кого-то из будущих медалисток Игр и выиграла даже финал Гран-при, но на саму Олимпиаду не отправилась в силу пятнадцатилетнего возраста. Было обидно в 2010 – когда она прыгнула три тройных акселя и попала в книгу рекордов Гинесса, но Юна Ким все равно привезла ей 23 балла в итоговой таблице. И уж конечно – крайне обидно было в 2014 году, когда на последних своих Играх она в короткой программе оказалась на непривычном 16 месте…
Визитная карточка:
«Взлет» же состоялся на следующий день после чудовищной короткой. Чудеса случаются. Уже ни на что не претендуя в контексте медалей, Мао Асада выдала бессмертный прокат, который, в общем-то, заставил вашего покорного слугу заново влюбиться в фигурное катание.
Все лгут, как говаривал доктор Хаус. Цифры тоже способны лгать. Казалось бы, шестое итоговое место, 142 за произвольную… Ну что тут особенного-то?
Но потом видишь вот это. И как-то все сразу понимаешь.
Каролина Костнер
Регалии и историческая значимость:
Костнер – главная надежда европейского ФК после ухода Слуцкой и до взлета первых ласточек Золотого периода российского женского катания: Сотниковой и Туктамышевой. Более того, именно очаровательная итальянка является наиболее стойкой героиней всего рассматриваемого квинтета. Войти в пятерку на ОИ в 31 год – просто потрясающее достижение.
И да, я отдаю себе отчет в том, сколько хорошего вина было «вылито» понапрасну в метафорических целях, но тут – уж простите!
Итак. Каролина… Да, она как хорошее итальянское вино – с годами становилась все лучше и лучше. Так, дебютировав на взрослых ЧМ в 2003 году, свой лучший результат она показала аж девять лет спустя, победив в 2012 году.
Всего же у итальянки за карьеру накопилось целых шесть медалей с мировых первенств, а на континентальных соревнованиях и того веселее – одиннадцать попаданий на пьедестал (при пяти победах).
Стать Каро, её женственность и изящество с течением времени соединились со скоростью, оригинальной (иногда и попросту смелой) хореографией и очень грамотным использованием пространства льда. Получившийся коктейль будоражил зрительское воображение – смешивал и взбалтывал его. Жаль, что саму Костнер часто будоражили старшие тройные. Ошибайся она поменьше на прыжках, для медалей пришлось бы подвозить второй грузовик.
Впрочем, для меня наиболее ценно в Каролине именно то, что за ней всегда было интересно наблюдать. Нестандартные прыжки по часовой, костюм а-ля «Морти, смотри, я превратил себя в огурчик!», хаотичные перепады в результатах (чаще всего на ЧМ она занимала 3 и… 12 место), а также непостижимые интервалы между первой и второй оценкой (например, такой прикол, как 62.96+75.71 на NHK-2017)…
Кто же виноват в нестабильности результатов: сама трепетная Каролина или метафизика женского катания, которое так любит внезапные повороты? Ответ на этот вопрос я отыскал в сомнительной интернет-рекламе некоего психолога, которая гласила: «В семейных ссорах виноваты всегда обои». Вот и тут, уж простите, виноваты обои.
Костнер внезапно выигрывала, еще внезапнее проигрывала… И уж совсем неожиданно (да и не слишком уж заслуженно) она влетала на сезонную дисквалификацию.
В общем, не соскучишься.
История взаимоотношений с Олимпиадой:
Из всей великой пятерки одной Каролине удалось побывать на четырех Олимпиадах. Линейка результатов «9-16-3-5» говорит и о нестабильности, и о том, что вторая половина спортивной карьеры выдающейся итальянки сложилась куда успешнее, нежели первая. А это мы еще не учитываем две деревянные медали с командных соревнований!
Постванкуверская Костнер, пережив самое сокрушительное поражение в карьере (16 место на Играх после победы на ЧЕ), сумела еще сильнее нарастить компоненты и слегка стабилизировать прыжки, после чего принялась воплощать в жизнь стратегию «Ты новенькая, а я – уже смешарик».
Спустя четыре года, в Сочи, прекрасные программы, увесистые компоненты и осторожный прыжковый контент принесли ей долгожданную олимпийскую бронзу.
Тут бы и сказочке конец, вот только оказалось, что соревновательный аппетит Каролины утолен не в полной мере. В итоге она, во многом благодаря профессору Мишину, доехала и до четвертых Игр, на которых заняла достойнейшее пятое место. А это, как говорится, уже велико…
Визитная карточка:
Победная произвольная с ЧМ-2012 (трендовое для десятых годов движение с кодовым названием «Снесла курочка яичко» прилагается).
Короткая программа предолимпийского сезона 16-17. Одна из самых нестандартных постановок в женском ФК этого века.
The end
А хотя… Для дочитавших у меня будет небольшой бонус.
В вышеописанную пятерку по причине строгих критериев не попали две выдающиеся фигуристки, о которых нельзя не упомянуть. Вот и упомянем.
Саша Коэн
Почему она могла оказаться в основном списке:
Музыкальность, прекрасные вращения и, вероятно, лучшие спирали в истории фигурного катания. Две Олимпиады в четверке лучших: дерево в 2002 и серебро в 2006. Саша вообще очень любила занимать самые обидные в мире спорта места – у нее и на ЧМ два вторых и два четвертых места (есть также бронза – в 2005).
Вообще, стоит сказать, что в моей воображаемой иерархии фигуристок Саша стоит чуть выше, нежели Каролина Костнер. Но нарушать свои же критерии в рамках этого материала я не захотел.
Еще один весомый аргумент в пользу значимости персоны Коэн для мирового фигурного катания – она катала одну из самых интересных коротких программ в истории женского одиночного, «Очи черные».
Почему я не включил её в «Пятёрку»:
Количество чистых прокатов произвольных во взрослой карьере Саши можно пересчитать по пальцам (и, скорее всего, хватит одной руки). И если слабые каскады формата «3-2» прекрасные непрыжковые могли компенсировать, то частые падения все-таки сильно влияли на итоговые результаты. Вот только сейчас, прямо на прошлой фразе, я осознал, что Коэн – это такая Сатоко Мияхара до Сатоки Мияхары. С поправкой на масштаб и спортивные достижения, конечно.
Саша несколько раз вплотную подбиралась к золоту на ЧМ и даже имела возможность победить на Играх в Турине (лидировала после короткой), но не сложилось.
Впрочем, менее уникальной фигуристкой она от этого не стала.
Кстати, не все знают, что Коэн возвращалась в большой спорт после Игр-2006 (по завершении тех состязаний вся тройка призеров покинула соревновательное ФК). Коэн хотела поехать на Олимпиаду в Ванкувере, но не отобралась, заняв на национальном чемпионате… угадайте, какое место.
Мики Андо
Почему она могла оказаться в основном списке:
Можно, в общем-то, остановиться на одной фразе: Мики – первая в истории фигуристка, исполнившая четверной в соревновательном прокате. На Чемпионатах мира японка ни разу за карьеру не падала ниже шестого места и дважды брала золото. Это очень впечатляет.
Почему я не включил её в «Пятёрку»:
Во-первых, Андо немного не повезло с эпохой – её расцвет пришелся на апогей противостояния Мао Асады и Юны Ким. И два своих титула ЧМ Мики взяла аккурат на заре этой дуэли (в 2007) и в начале её, в общем-то, заката (2011), создав своеобразную опоясывающую рифму азиатской доминации в женском фигурном катании.
Во-вторых, олимпийские результаты японки все-таки не слишком впечатляют в сравнении с другими фигуристками из этого материала: 15 место на ОИ-2006, где она пыталась осилить сверхрискованный контент, и 5 место четырьмя годами позже в Ванкувере – там она, напротив, чрезмерно осторожничала. Так или иначе, её яркая карьера оставила значительный след в истории спорта.
Спортивное бессмертие – цель, к которой ведут сразу несколько дорог. В моем мировосприятии уважения и почитания заслуживают и те, чей путь увенчался олимпийским золотом, и те, чья линия соревновательной жизни оказалась более извилистой и менее предсказуемой.
Желание выделить самого-самого понятно и естественно, но важно помнить, что фигуристы и фигуристки (со всеми их противоречивыми интервью, измученными связками, пролитыми слезами и упущенными радостями) – это не имена для заполнения зияющей пустоты скандальных заголовков, а люди, которые невероятными усилиями достигают физических и ментальных пределов.
Призывать всех к миру и дружбе я не стану – не та тема выбрана, чтобы избежать споров, да и кот Леопольд из меня такой себе…
Надеюсь лишь, что этот текст подарил вам несколько приятных мгновений.
До скорой встречи.
Про пары и танцы ждать?
Мне кажется, что многие, кто долго смотрят индивидуальные виды спорта, где главный старт - Игры, вынуждены рано или поздно пронзить и признать, что спортивное величие не всегда сопровождается золотом Олимпиады. В том же женском биатлоне такие иконы как Магдалена Форсберг, Кайса Макарайнен остались без него, но кто попробует утверждать, что они не великие биатлонистки? Или саблистка Софья Великая (у которой есть золото, но командное, а не личное) - великая и по фамилии, и по статусу. :) Несть им числа...
Кван просто ездила по кругу, прыгнула одни каскад (не 3-3!), я даже не помню, были ли вращения. Конечно, такое ФК не было таким популярным как сейчас - запредельная техническая сложность, ещё и изумительная хореография, глубокая интерпретация, фигуристка с ультра-си, с гибкостью, хоть в узел завязывай, ещё и обязана чувствовать и понимать музыку. Сейчас сумасшедшие требования к фигуристкам и, что самое удивительное, они этим требования соответствуют! Нет слов, как же далеко шагнуло женское катание!
Автор, спасибо за классную статью) Ради такой информации, разборов, подборок я тут. Спасибо!
Именно она, Ирина, начала триумфальное шествие нашего женского катания. 6-ти кратная Чемпионка Европы! Одно это вызывает восхищение.
Помню все выступления Ирины, а на ЧМ 2005 смотрела на ее победу вживую с трибун.
Ирина была настолько стабильной и техничной, что за нее не нужно было волноваться.
Для меня, из всех этих героинь, самое драматичное- это чудовищная несправедливость в отношении Ирины на ОИ 2002, она выиграла те Игры, но ее просто, лишили золотой медали, опустив под Хьюз, которая прыгала вместо тройных 2,5 с докрутом полоборота на льду.
Самая драматичная- потому что, во-первых, касается нашей фигуристки, во-вторых, потому что несправедливо.
Все остальные да, может и претендовали на золото, но не получили его потому что ошибались в прокатах.
Исключение -Женя, которая откатав на максимум, тем не менее, справедливо проиграла Алине.
Спасибо за статью, отдельно за Ирину Слуцкую!
В этой истории мне не хватило Юлии Липницкой, которая, может и не прошла по вашим критериям, но тем не менее, произвела фурор в ЖК, и на ОИ 2014 в том числе.
Но программу Мишель Кван во времена системы 6.0 сейчас смотреть уже не возможно. Все время возникает вопрос: а где программа? Просто катается кругами, периодически прыгая. Кажется даже музыка там была лишней.