5 мин.

Конец «прекрасной эпохи», или Главная книга Мартена Фуркада

Прощай, Фуркад, прощай, король!

Тебе поют кругом.

Как жаль: не вечен май, не вечен гром.

Аплодисментов гром.

Печаль в глазах, печаль, а в сердце боль. 

И каждый грустным стал. 

Прощай, Фуркад! Сегодня твой последний бал.

(из комментариев)

В мире спорта внезапное известие об уходе Мартена Фуркада вызвало эффект, подобный горному обвалу. Еще утром эти горы стояли, величественно укрытые снегом и льдом, и хотя люди, знакомые с их коварством, могли заподозрить неладное, все выглядело мирно и привычно. Вдруг – усиливающийся треск отрыва, грохот, и все покатилось в снежной пыли, меняя пейзаж до неузнаваемости… И долго еще эхо ходило по вновь притихшей долине, которая никогда не будет прежней.

В горах началась и проходит его жизнь.  В какой момент он стал творцом этой истории, Демиургом, режиссирующим грандиозным спектаклем с самим собой в главной роли, длиной в десятилетие? Скорее всего, это случилось на пьедестале Ванкувера, когда он понял, что может писать книгу жизни, и она нравится людям. У публики оказался хороший вкус: не полюбить юношу, сложенного как бог, с бездонными глазами Бэмби и неповторимо грациозными движениями, было невозможно. Телеоператор выхватывал его из толпы спортсменов, не зная еще, что этот эффектный мальчик знаменует новую эпоху.

После судьбоносного Ванкувера, где Мартен посылал зрителям воздушные поцелуи и снопами косил женские сердца, начался взлет, не только спортивный, но и личностный. Вчерашний юниор понял, что судьба дала ему шанс творить историю. Но, чтобы им воспользоваться, ты должен становиться лучше с каждым днем, быть безупречным под взглядами тысяч зрителей. К счастью, в Мартене одаренность совпала с силой характера, позволившей выдержать жестокие требования к самому себе, приспособиться к ним и жить так годами, не сгибаясь под грузом ожиданий. Он умел принимать верные решения и создал оптимальную среду – любящая семья, понимающая подруга, надежные друзья. Все слагаемые жизни работали на его личный и карьерный рост.

Мартен показал себя гением эффективности. Сильные стороны взращивались, недостатки упорно  искоренялись. У него были все карты, чтобы стать мистером Совершенство, и он таки им стал. Спортивная звезда, хороший друг, разносторонний собеседник, успешный писатель и оригинальный выдумщик, начинающий политик, отец эталонного семейства… Свое жизнетворчество Мартен выполнил на пять с плюсом, как и полагается вечному отличнику.

Думаю, главной наградой за титанический труд по созданию самого себя стало признание и любовь публики. Результат личного роста был таким ошеломительным, что заслуженное восхищение сопровождало его повсюду и только крепло с годами. Мартен поддерживал любовную связь с поклонниками, обеспечивая их, кроме великолепных побед в спорте, историями, личными фото, книгой, сувенирами, своим вниманием. Не человек, а рог изобилия!

Он создал вокруг себя великолепную вселенную, которая больше походила на сказку, чем на реальность. Была ему неподвластна только одна переменная, не подвластная никому,  - время. Он знал, что время конечно, и старался извлечь максимум из отпущенных лет карьеры. Не упускал ни одной возможности украсить свою историю, и она получилась завораживающей.

Но даже самая прекрасная сказка подходит к концу. Спортивная история особенно жестока. Пройдя свой апогей в Пхенчхане, она плавно повернула к завершению. Первые аккорды финала прогремели в начале постолимпийского сезона. Для самого Мартена они стали неожиданностью, потому что до этого все шло привычно блестяще. Постепенно стало ясно, что проблема глубокая, и, скорее всего, это сигнал к прощанию. Хотя тогда мало кто (и я первая) в это верил. Если ты привык иметь дело с суперменом, ожидаешь, что он отовсюду выйдет победителем.

Так и получилось. Герой выбрался из ямы, вновь воспарил к вершинам и… наступил хэппи-энд. Автор ждал подходящего момента, чтобы завершить историю, и вот он настал. Чемпионат мечты на любимом стадионе, в окружении чудесных гор. Долгожданное личное золото и феерическая победа в эстафете, о которой Мартен грезил еще в 2017 году в своей автобиографии... Это был прекрасный финал. Круг окончательно замкнулся, когда он узнал, что будет бежать финальную гонку день в день 10 лет спустя после своей первой победы на Кубке мира, в том же месте... Контиолахти, 14 марта 2010 - Контиолахти, 14 марта 2020...

Можно ли придумать что-то эффектнее! Можно. Если выиграть последнее сражение. Что Мартен и сделал, а все зрители, кроме самых бессердечных, болели за него.

Почему-то я думаю, он хотел драматичный финал. Он его получил. Тишина пустых трибун, сокрушительное известие, потрясение всех участников. Брызги шампанского позволяют притвориться, что ты не плачешь. 

Красиво завершить великолепную историю – для этого нужен хороший вкус, чуткость к событиям и большое искусство. Мартен это проделал блестяще. Аплодисменты, Маэстро!

У спортсменов есть редкая возможность по завершении спортивной жизни побывать на собственных «похоронах». Уверена, сам Мартен, изобретательный режиссер, был оглушен их пышностью… Отголоски горного эха бродят у меня в голове, и за ними я пока не могу разглядеть контуры следующей истории. Которая, судя по таланту ее создателя, будет такой же волшебной.