18 мин.

Эстерсунд-2019. Путешествие в Швецию

В Эстерсунд я решила ехать меньше чем за месяц до начала чемпионата. На прошлую зиму обязательным пунктом программы у меня стояла Поклюка - длинный первый этап в красивом и недорогом месте. Об этом выборе я ничуть не пожалела! Хотя Мартен там покатал нас на "американских горках".

Вторая поездка на биатлон за зиму для моего бюджета была уже избыточна, так что я всерьез о ней даже не задумывалась. Что думать, когда ехать не на что! И вот в начале февраля сижу я дома и пишу отчеты о чемпионате мира в Хохфильцене-2017. И такие они хорошие получаются... Думаю: я была на последнем чемпионате мира....

Так-так-так, а что мне мешает поехать и на этот? Виза есть, с работы в начале года отпустят легко, из Питера в Швецию едет несколько человек на машинах. Почему бы и нет? Проблемы две - оставить ребенка и занять денег. С ними я постепенно справилась. Хотя дочка просила "Мама, не уезжай надолго!", но оказалось, что ехать на неделю, проведя из нее 4 дня в дороге совсем глупо... Так что поехала на весь чемпионат, с дочкой договорилась, что игрушку ей мягкую привезу и другие подарки :)

Сказалось и то, что Мартенку мы не видели в соревнованиях больше месяца, и лично я ужасно соскучилась. Поэтому мотивация ехать в Эстер у меня была огромна!

В осуществлении этого грандиозного плана (по возможности меньшими средствами) помогли личные связи. Туда из Питера я ехала с добрейшим Андреем Ивановым, жила вместе с туристами в домике, который сняла Лена Копылова, и вместе с ее же группой вернулась на микроавтобусе обратно в Питер. Поездка заняла ровно две недели.

Дорога туда

Из Питера мы выехали на машине в ночь с 5 на 6 марта, чтобы к утру быть в Турку (Финляндия), и там сесть на паром в Стокгольм. Имейте в виду, на финской границе очень хороший дьюти-фри, где в подарок родным можно купить финский алкоголь (например, я покупала ликер Минтту). Закупаться надо по дороге "туда", потому что обратно путь в магазин уже закрыт, для выезжающих он не работает. Во всех остальных местах алкоголь и продукты будут значительно дороже. Еще дьюти-фри есть на пароме, но там уже более высокие цены, чем на границе.

Отдельной моей хотелкой было путешествие на пароме. Паром - это огромный 10-палубный морской лайнер, который ходит по расписанию между, в нашем случае, балтийскими портами. Паромами владеет компания Викинг, и на линии Стокгольм-Турку работает два парома - "Аморелла" и "Грейс", они ходят в противофазе, один идет утром из Стокгольма, вечером из Турку, а другой наоборот.

Готовимся к погрузке на паром "Аморелла"

Отходим от Турку

Финский залив покрыт льдом, температура ночью -15!

На паромах всё организовано четко, как часы. Как только паром приходит, начинается разгрузка, потом следует погрузка, и паром уходит. Лучше заранее узнать все правила, чтобы не опоздать и не тормозить процесс. Вместе с билетом на паром лучше брать еще и каюту, особенно если путешествуете вдвоем-втроем-вчетвером, каюта рассчитана на четверых. В каюте можно поспать, что очень актуально после ночи в машине. В каюте же душ, туалет, всё очень чисто и удобно. Мне очень понравилось!

Так выглядит каюта. Со стен откидываются четыре койки. Иллюминатора нет, т.к. мы находимся ниже ватерлинии :)

Когда выспишься, можно идти на общественные палубы гулять, есть, смотреть на море, ходить по магазинам. На общественных палубах работает вай-фай (в каютах, которые расположены на нижних палубах, он обычно не работает). Но сидеть за компьютером не хочется, так как за окном показывают божественные морские пейзажи, скалистые острова... Можно выйти на открытую палубу, если тепло, но это был не наш случай :)

На пароме есть магазин дьюти-фри, там можно прикупить сувениров, например посуду или сумку с Мумми-Троллями. Или даже сыр! (на пути обратно).

Я на фоне общей палубы, где пассажиры приятно проводят время. Мы уже готовы к выходу

Уезжаем от парома, фото из окна машины

В Стокгольм мы прибыли около 19 часов, подобрали еще пассажиров, которые тоже воспользовались добротой Андрея, и сразу же выехали в Эстерсунд, до которого было еще 500 км на север. Меня поразил туалет, который стоял на обочине трассы, в месте, где площадка для отдыха водителей. Мало того, что там была горячая вода, полотенца и туалетная бумага (чистота - само собой), так там висели картины и ВЫШИВКА! Моему изумлению не было предела, фото прилагаю :)

Селфи в придорожном туалете (это просто кабинка чуть ли не посреди поля!)

Декор туалета - картины и вышивка :)

На подъезде к Эстерсунду началась метель. Это было прекрасно - ехать ночью под танец из снежинок!

Приехали в Эстерсунд около двух ночи, а поскольку мой дом был в 20 километрах, первую ночь я остановилась в квартире, которую сняли Андрей с товарищами. У меня был очередной эстетический шок! Причем дом стоит прямо на берегу озера, в квартире есть открытый деревянный балкон с наверняка роскошными видами (его я к сожалению заснять не успела).

На следующее утро, выспавшись, мы сразу уехали на стадион, откуда я уже поехала в сельский домик, где меня поджидала моя законная раскладушка :)

Наша жизнь в сельской глубинке

Мы с Леной Копыловой и туристами жили в 20 километрах от Эстерсунда, на ферме под названием Ронгарден. Лена уже давно снимает домик у милой пожилой фермерши Берит, когда привозит туристов на этапы Кубка мира. Поскольку ферма расположена довольно далеко, к туристической группе прилагается водитель с микроавтобусом, который утром отвозит всех в Эстерсунд, а вечером привозит обратно. Как представители прессы, мы с Леной имели возможность приезжать из Эстерсунда на BMW организаторов: у меня есть фотография с BMW x5 "почувствуй себя Фуркадом" :)

BMW X5

10 дней нашей жизни на ферме нас окружали прелестные шведские пейзажи. Просыпаешься, а тебе в окно заглядывает яблоня, а дальше искрится снег, а дальше домики и холмы... идиллия!

Этот вид восхищал меня каждое утро!

Солнечным утром пошла поснимать окрестности :) Sorry, no make-up! Еще до конца не проснулась!

Маша в шведской деревне

Домик, где мы жили с туристами

А вот как наш домик выглядит летом! Фото только что прислала Берит :)

Пока гуляла, встретила Инну, сделала портрет... горжусь, классно получилось!

И заметьте, никаких уродливых заборов, которые так любят наши отечественные домохозяева!

Под конец нашего пребывания Берит пригласила всю группу на ужин. Наши туристы тоже решили проявить себя, и организовали приготовление вареников (которые мы лепили до часу ночи, аааа!) и винегрет. Берит приготовила тушеного лосенка (мясо она покупает у местного охотника), красную рыбу и кучу всякой снеди... Ужин был роскошный! Жаль, в меня мало влазит! :)

Тыквенный суп и жаркое из лосёнка

Хотя у меня была с собой маленькая гитара, удивительно, но у хозяев дома оказалась своя гитара! Я была поражена очередной раз, вот что значит интеллигентные шведские фермеры! Так что мы еще пели песни - хозяин шведские, а мы русские.

Поездка в Оре

Когда между первой и второй неделей чемпионата выдался свободный понедельник, мы всей группой поехали в Оре, где расположен горнолыжный курорт. Нам необыкновенно повезло с погодой: вообще-то почти весь чемпионат было пасмурно, и почти все время шел снег, но именно этот день выдался солнечным. Это обеспечило нам незабываемые впечатления от красот Северной Швеции!

Дорога. Снимаю из окна автобуса

Поскольку группа в любом случае ехала на горнолыжный курорт, мне показалось глупым не покататься там на горных лыжах... Хотя это было самое дорогое катание в моей жизни! Каталась я примерно с 13.30 до 16.30, то есть три часа, включая время, когда ты поднимаешься на подъемнике, и это обошлось мне в 100 евро!!! Внутренняя жаба верещала от ужаса, но я приказала ей замолчать, и дальше катание прошло прекрасно, хотя и мало...

На вершине горы. Все сооружения в белых застругах от мороза, снега и ветра

Качусь с горы... Лечу, лечу куда хочу!

Как только день клонится к вечеру, на горе наступает зверский холод и ужасный ветер! Трудно представить, что там творится в январе и феврале! И еще склоны довольно крутые, и когда дует ветер, с них сдувает снег, и также он раскатывается лыжниками, и трасса становится ледяной. Вот тогда страшно, потому что думаешь - сейчас до низу одни уши доедут! Хорошо, что такое бывает в основном на вершине горы, если кататься внизу, то там снега много... А вот наверху под вечер становится страшновато, помню, в одном месте еле сползла!

Крайний (а не последний), как предпочитают говорить суеверные горнолыжники, спуск! Почти вечер...

Внизу всё залито золотым вечерним солнцем

На пути обратно показывали нежно-розовый закат

Шведская эстетика

Швеция - страна, где у жителей очень развито чувство прекрасного. Теперь я понимаю, откуда взялся знаменитый шведский кинематограф во главе с Ингмаром Бергманом, и шведские кинодивы Грета Гарбо и Ингрид Бергман.

Красота здесь буквально на каждом шагу. Если ты едешь где-то на природе, то пейзаж не будет испорчен заборами, лишними столбами-проводами, мусорными кучами, разваливающимися зданиями. Здания по-скандинавски лаконичны, боже упаси, чтобы это были кричащие цвета, обычно традиционный терракотовый, очень приятный для глаз цвет, или другие неброские, сочетающиеся с природой цвета.

Красота северного минимализма

Из-за частой темноты, здесь виртуозно используют освещение. Любой дом, даже далеко в глубинке, будет изящно подсвечен в нескольких местах.

Потрясающая традиция - по вечерам в окнах домов зажигать настольные лампы. Смотрится это сказочно.

Мне жаль, что я так была увлечена фотографиями биатлона, что ни разу вечером не прошлась по самому городу... Видела только из окна машины... (стадион стоит  на окраине, и жили мы тоже за городом, поэтому чтобы пойти туда гулять надо было сделать волевое усилие... которое я не сделала). Так что фотографии шведских домов с лампами в окнах - из интернета! Но вживую это выглядит гораздо лучше!

Наверно, я еще была здесь в красивое время, когда всё укрыто снегом, и снег придает атмосферность и уют и домам, и природе.

Так выглядят окрестности стадиона

Дорога обратно

Всё когда-то заканчивается, и наше путешествие в Швецию тоже. Дорога домой имеет совсем другой эмоциональный оттенок, чем дорога туда: ты под завязку загружен впечатлениями, и тебе грустно, что всё закончилось... Не люблю дорогу обратно!

В автобусе пришлось, как и на пути туда, провести две ночи, что вполне себе суровое испытание. Хорошо, что днем был паром с удобной кроватью, где мы выспались и отдохнули! Паром "Грейс" более новый и более живописный, чем паром "Аморелла", на котором мы плыли сюда.

Паром "Грейс"

Можно сидеть и медитировать, глядя на море!

Душ и туалет в каюте. Фотографирую из душевого уголка

До Питера в целом путь прошел почти без приключений, за исключением того, что одна туристка из нашей группы чуть не опоздала на самолет... Но всё обошлось!

Из Питера "Невский Экспресс" привез меня в Москву, и уже во вторник вечером я была дома.

Полезные советы

Заявление Капитана Очевидность: Швеция - дорогая страна! Будьте аккуратны в супермаркетах, внимательно смотрите на цены... В мой первый поход в супермаркет я умудрилась купить совсем немного продуктов и несколько открыток на 40 (!!!) евро! При этом чеки на кассе дают только по требованию, так что когда я обрела дар речи от такой суммы, я даже не смогла посмотреть, за что я выложила столько денег!

Ситуацию путает еще то, что в Швеции не евро, а кроны. Соотношение курсов примерно 1 евро = 10 крон. Я по глупости взяла с собой наличные в евро, и это создало мне кучу проблем. Обменники берут комиссию 5 евро за каждую операцию! А есть места, где вообще не принимают наличные, а на карточке у меня денег не было, и если б не товарищи, осталась бы я без горных лыж!

Когда вы в Швеции, лучше деньги иметь с собой на карточке, вот мораль моей истории :)

Надеюсь, рассказ был интересным, и вы узнали о Швеции немного больше! Мне страна очень понравилась, и я туда обязательно вернусь!

фото: северная красота по дороге со стадиона

Предыдущие серии:

Часть 1. С приветом из Швеции!