16 мин.

Глейзеры, недовольство и упорство: история рождения ФК «Юнайтед оф Манчестер»

После попадания в Северную Конференцию клуб-мятежник становится всё более популярным. В 2005 году Энди Миттен узнал, как отцы-основатели клуба собираются бороться против мультимиллионера.

акак

Карл Марджинсон проснулся 22 июня в половину четвертого  утра, на час раньше, чем обычно. Пока жена и дети всё ещё спят в дуплексе в Западном Манчестере, он проезжает мимо Олд Траффорда и приступает к работе. Он работает мелким предпринимателем, который развозит еду пожилым людям. Марджинсон любит начинать работу рано утром, чтобы собраться с мыслями на пустынных дорогах Манчестера.

В 7:30 экс-вингер Роттердама подъезжает к историческому отелю «Midland Hotel», в котором мистер Роллс встретил мистера Ройса, у Фила Невилла состоялось свадебное торжество, а Бекхемы провели Рождественский обед.

Марджинсон взволнован, потому что ему негде припарковаться. Он останавливается на двойной сплошной и забирается вглубь фургона, чтобы надеть костюм. Он слышит, как на местной радиостанции  говорят, что ФК Юнайтед оф Манчестер, новый клуб, организованный недовольными фанатами Манчестер Юнайтед, в 8 часов утра объявит о назначении своего первого тренера. Среди кандидатов Норманн Уайтсайд, Сэмми Макилрой, Денис Лоу.

Марджинсон знает, что у него есть работа. Он также знает, что, когда назовут его имя, все подумают: «Кто это?» Но сейчас он больше обеспокоен тем, что у него нет мелочи, чтобы купить талон на парковку, не говоря уже о том, что он припарковал свой фургон на двойной сплошной перед самым престижным зданием Манчестера, чтобы по возвращению вернуться и увидеть, как команда саперов роется среди его фруктов и овощей.

Марджинсон разменял деньги у продавца газет, а затем, нервничая, зашёл в «Midland». «В отличие от других парней, которые организовали ФК Юнайтед и предстали вместе со мной перед камерами, у меня не было опыта общения со СМИ», - рассказывает он FourFourTwo. «Они привыкли отвечать на сложные вопросы. А я? Я сказал «в общем» пять раз в первых трёх предложениях. Затем я успокоился. Эта работы была именно для меня, так почему мне не быть уверенным?»

Марджинсон дал несколько интервью для СМИ,  и с каждым интервью он становился увереннее в себе. Новость о его назначении была напечатана в колонках длиной всего лишь один дюйм в различных газетах: от «San Diego Times» до «New Zealand Herald». После всего этого он вернулся в свой фургон, переоделся в рабочую одежду и продолжил развозить продукты. А в это время в новостях на радио все с изумлением, враждебно и скептично задавались вопросом: «Кто этот Карл?»

Главный человек в Юнайтед     

Марджинсон вырос в Энкоутс, «грубоватом, работящем и честном» районе, прилегающим к центру Манчестера. «Вы можете оставить свои сигареты на барной стойке в пабе, и никто их не возьмёт», - вспоминает он.

«Футбол помогал нам избежать разных неприятностей. Мы играли в минифутбол по 4 часа вечером в клубе, который был под присмотром полиции. Я болел за Юнайтед, а Стив Коппелл был моим героем, как и Гленн Ходдл. Я ходил на матчи Юнайтед со своими друзьями каждую неделю. Дети из Энкоутс сейчас не могут делать тоже самое – Юнайтед уже не принадлежит рабочему классу.

«Мой сын не мог ходить на матчи со своими друзьями, потому что было уже слишком дорого», - рассказывает Карл. «Они не могут  пойти постоять или даже посидеть вместе, как делал я. Как фанат Юнайтед, я считаю приобретение клуба Глейзерами ужасной новостью. Это деньги, бизнес и прибыль. ФК Юнайтед – это альтернатива, футбол в 3 часа дня в субботу, куда ты можешь прийти вместе со своими друзьями за цену, которую ты можешь себе позволить.

Четыре тысячи фанатов Манчестер Юнайтед предоставили 1 000 фунтов стерлингов ФК Юнайтед оф Манчестер. Идея появилась ещё в феврале, фанатский (в настоящее время недействующий) журнал «Red Issue»  предложил следующее: если попытка Малкольма Глейзера заполучить Юнайтед будет успешной, фанаты должны будут организовать новый клуб, следуя демократическому пути АФК Уимблдон. Поначалу идея казалась радикальной, и набрала ход лишь после того, как ирландские бизнесмены Джей Пи Макманус и Джон Магньер продали свои акции американскому магнату.

Анонимный автор журнала «Red Issue» рассказал о своих побуждениях: «Главным стимулом для создания нового клуба послужило понимание того, что если Глейзер возьмёт управление клуба на себя, многие из тех, кто пытался противостоять Глейзеру и на протяжении многих лет являлись сердцем «политического» фан-движения Юнайтед, не смогли бы больше ходить на Олд Траффорд. Будь то из-за принципа или из-за цены, эти люди были бы потеряны для Юнайтед. Эта основная группа людей и другие, кто оказался в такой ж ситуации, должны были держаться друг с другом, потому что от привычки посещать матчи можно легко отказаться, если связь теряется.

«Первым вопросом было: как это осуществить?» Никто не может просто так взять и пойти болеть за другой клуб, нереально было предположить, что люди будут протестовать под Олд Траффорд каждую неделю. Поэтому это должно было стать чем-то позитивным».

Это означало, что нам нужно организовать новый клуб, сделать что-то своё. Многим фанатам не нравится эта идея. «Есть только один Юнайтед» или «Я не смог бы поддерживать ещё один клуб» - это два типичных ответа в ответ на нашу идею.

Но многим из этих фанатов нравится наблюдать за Резервом и молодёжкой, и ведь это только дополнение ко всему этому. Это футбольный клуб болельщиков Юнайтед.

При условии, что о клубе будут говорить, и людям будет нравиться проводить время на матчах, при условии, что они смогут стоять на трибунах со своими друзьями и хорошо проводить время, больше ничего и не надо. Они не будут чувствовать себя ободранными, и им понравятся выходные такими, какие они есть – оправдание за хорошо проведённое время. Глейзер заставил задуматься об этой идее, но она также была подержана людьми, которые остались недовольны из-за процветающей меркантильности топового футбола.

н56

Слишком много Глейзеров

После заголовков и после того, как Глейзер получил контрольный пакет акций, фанаты разделились на два лагеря. Несмотря на насмешки от любителей сэндвича с тунцом из Суррея, коллеги из других клубов высоко ценят фан-движение Юнайтед за то, что они боролись против приобретения клуба Мёрдоком в 1998/99.

К тому времени, как два ирландских бизнесмена МакМанус и Магньер начали скупать акции в 2001 году, «Акционеры Юнайтед» и «Независимая ассоциация болельщиков Манчестер Юнайтед» (IMUSA) были уважаемыми организациями, у которых были связи с руководством Олд Траффорд.

В обществе акционеров Юнайтед, основанном журналистом Майклом Криком в 1998 году, состояли многие важные люди, в то время как IMUSA занималась такими вопросами, как продажа билетов, что сказалось на людях, посещающих матчи. Обе организации были хорошо сформированы, а их представители могли грамотно общаться со СМИ.

Несмотря на опрос, который показал, что 98% были против Глейзера, их мнение изменилось сразу после его покупки контрольного пакета в мае месяце. Большая часть тех, кто категорично был против американца, продлили сезонные абонементы и продолжили ходить на матчи на Олд Траффорд. Они убеждали, что «подождут и посмотрят», какое будет влияние Глейзера, но при этом будут продолжать поддерживать Юнайтед.

Другим часто озвучиваемым мнением стало заявление фанатов, что они и ранее не были в восторге от предыдущих владельцев. Так почему же что-то должно измениться при нём?  Тем не менее, многие фанаты выразили своё желание быть вовлечёнными в деятельность ФК Юнайтед, решительно заявив, что ноги их не будет на Олд Траффорд, пока владельцем клуба является Глейзер. Многие другие сказали, что будут поддерживать оба клуба.

В Манчестере состоялись два общих собрания, на которых фанаты обсудили покупку клуба Глейзером и идею создания ФК Юнайтед: 700 пылких фанатов, большинство из которых завсегдатаи Олд Траффорда, посетили первое собрание, а уже 2 000 – второе. В тот день там присутствовал бывший исполнительный директор АФК Уимблдон Крис Стюарт.

«Я никогда не был фанатом Юнайтед», - говорит Стюарт. «Однако людей, с которыми я говорил, заботят вещи, о которых печёмся и мы. Их состояние дел немного отличается от нашего, но они загорелись этой идеей. Я осознал это, когда мужчина встал и непроизвольно начал петь: «We’ll never die». Я думал, что все засмеются, но нет. Это был накал страстей.

Как и мы, ФК Юнайтед должны были сформировать клуб почти сразу же и я рассказал им об основных положениях: им надо было пойти зарегистрировать клуб и получить статус у местного представительства ФА, им нужны были место для проведения игр, лига, в которой они будут играть, тренер, игроки. А потом приложится и всё остальное: необходимые условия для проведения тренировок, деньги и персонал.

На собрании также присутствовали местные депутаты. Был назначен комитет управления фанатов-активистов Юнайтед, который должен был заняться созданием клуба. Изначально его назвали «ФК Юнайтед», однако позднее ФА отклонила это название по причине того, что оно было «слишком неопределённым». Был создан сайт, а фанаты начали собирать деньги – за неделю 2 600 фанатов сдали деньги на создание клуба.

пееппе

«Огромный прыжок в неизвестность»

Комитет непрофессиональной лиги относился к этому одновременно с воодушевлением, скептицизмом и завистью, и эта новость нарушила летнюю тоску. Предложения на проведение товарищеских игр поступали от клубов Конференции, которые рассматривали такие матчи как потенциальное привлечение большой публики.

Но у клуба были более важные задачи, и группа из 15 человек трудилась весь июнь, не покладая рук. Несколько клубов, среди которых были Алтринхэм и клуб Сэйл из Союза по Регби, предложили разделить поле.

Но затем эти двое отменили свои заявки. Дэйв Спейс, искрений, своеобразный и  болеющий за Юнайтед исполнительный директор и тренер клуба Дройлсден из Северной Конференции, база которого находится в 5 милях от центра Манчестера, подкрепил слова делами. Он предложил использовать поле Дройлсдена, усовершенствованный, но маленький стадион Butchers’ Arms вместительностью в 3 500 человек.

Переговоры продолжались также и с клубом Бари из Второй Лиги до кануна первой игры клуба, товарищеского матча в середине июля против Лей РМИ, после чего почти все матчи в лиге были сыграны именно там.

Те фанаты, которые сдали деньги на развитие клуба, были приглашены выбрать название для команды. В итоге, победило название «ФК Юнайтед оф Манчестер». Было также предъявлено прошение о присоединении клуба во Второй Дивизион Северо – Западной Лиги Графств, самой низшей лиги непрофессионального футбола Англии, которая находится на 10 дивизионов ниже Премьер Лиги.

Лига была впечатлена предложениями ФКЮМ (и, несомненно, известностью) и приняла клуб в новом сезоне. В это время продолжались переговоры с местными органами управления, которые были обеспокоены тем, что 15 000 фанатов сбегутся на Дройлсден.

«Мы шагнули в неизвестность», - говорит Энди Уолш, член организационного комитета. «Но это не только реакция на Малкольма Глейзера;  мы высказываем мнение многих обычных болельщиков Юнайтед, которым нынешние цены не позволяют посещать игры.

Есть люди, которые не одобряют его покупку клуба, и не будут ходить на  Олд Траффорд только из-за этого. Но есть и такие, кто больше не может позволить себе ходить на матчи или не может перестроить свой распорядок дня тот час же, потому что телевизионные программы изменились. К счастью, то, над чем мы работаем, позволит этим людям вновь вернуться в игру.

Уолш был одним из тех фанатов, которые не продлили абонемент на новый сезон. «Я очень скучаю по матчам на Олд Траффорд, но я не буду содействовать развитию бизнеса Глейзера», - поклялся он.

ррн

С нуля

После принятия клуба в лигу, ФКЮМ назначил тренером Марджинсона, частично из-за того, что у него много знакомств в мире полупрофессионального футбола.  С собой он привёл и помощника, бывшего игрока Макклесфилда  Фила Пауэра. «Он немного похож на Карлуша Кейруша, но загар у него лучше», - смеётся Марджинсон.

Был объявлен отбор игроков: из 930 человек, которые подали заявки, было приглашено 260. Заявки были разные: от забавных до нелепых. Один мужчина похвастался, что он играет в футбол всякий раз, когда у его брата барбекю. «Он не отразил один из моих ударов!», заявил он.  Другой сказал, что играл и слева, и справа, и спереди. «Мой рост 195 см, - похвастался он, - и я подвижный».

«Парни говорили, что они сделают всё что угодно, чтобы противостоять Малкольму Глейзеру, и многие были активными участниками протестов», - рассказывает Марджинсон. Если уровень энтузиазма и был высок, то форма кандидатов была различной. Но 17 человек всё-таки были приглашены на предсезонную тренировку.

«Самое главное было найти игроков, которые смогли бы вытащить нас из этой лиги, - рассказывает Марджинсон. – Один парень очень хорошо справился на отборе. Я позвонил ему на следующий день. Ответила его мама и закричала: «Я думаю, что это они! Я думаю, что это они». Он был безумно рад и закричал: «Да». Это было классно».

«Также я включил в команду несколько опытных полупрофессиональных игроков., - продолжает он. – Они не захотят урезать себе заработную плату после вылета на несколько дивизионов ниже, но они все были воодушевлены, когда я говорил с ними, ведь это идея, которую не нужно много рекламировать. Некоторые могут увидеть в этом источник доходов, но мы определяем таких сразу же. Мы хотим честных парней, потому что мы должны быстро укрепить командный дух.

Первым подписанным игроком Марджинсона стал Джонатан Миттен, бывший нападающий Алтринхэма, который получил предложения перебраться в команды Северной Конференции.

«Я хочу играть за ФКЮМ, потому что я фанат Юнайтед», - сказал он. Играть перед массой людей, среди которых будут мои друзья. Там будут парни, с которыми я ходил на Олд Траффорд, когда у меня был юношеский сезонный абонемент на Стретфорд Энд, который стоил 38 фунтов стерлингов.

Находиться в этом секторе сегодня стоило бы больше 1000 фунтов стерлингов, потому что сейчас там, где мы раньше стояли, находятся места для руководства.

«Мы ходили до Олд Траффорда пешком или ездили на автобусе, на котором было полно детей из Эрмстона и Стрэтфорда. Сейчас этот автобус пустует. Дети не хотят покупать билеты за шесть недель до матча, чтобы сидеть в одиночестве».

«Я видел, как изменилась публика Олд Траффорда, так как в 90-ые годы я простоял 6 лет возле стадиона, продавая журналы для фанатов, - продолжает он. –  И я мог видеть, как фанаты с каждым годом становятся всё хуже».

«Туристы раньше спрашивали меня, продаю ли я программки, на которых изображена статуя с Басби и Бестом или даже с Олд Траффордом. Как и фанаты, я рискую в затее с ФКЮМ. Некоторые игроки скептически относятся к возможности, что у нас получится, но я уверен в успехе».

Тем не менее, ФКЮМ начинает осознавать, что наивно видеть в АПЛ злую капиталистическую организацию, а в полупрофессиональной лиге – футбольную утопию, где футболисты играют ради любви к игре.  Один игрок клуба Стивенидж Боро получает 1 400 фунтов стерлингов в месяц, а также ему предоставлены бесплатные машина и место проживания.

«В ФК Юнайтед не будет и десятой части этих денег, а все игроки идут туда, где есть деньги», - утверждает Миттен. Надбавка несильно изменит жизнь Рио Фердинанда, но для парней, работающих на заводе, это будет ощутимой разницей. Деньги за игру в футбол идут на оплату аренды».

гогнг

Ненавистники продолжат ненавидеть

Но если игроки с нетерпением ждут старта, между фанатами идёт гражданская война, которая продолжалась на форумах всё лето. «ФК Юнайтед, пристанище для неизлечимо инфантильных и незрелых», - написал Стюарт Уэбб из Саузенда на сайте Manchester Evening News.

«Число экстремистов, которое будет посещать матчи (300-500 человек) повлечёт за собой присутствие большого количества полиции, надеюсь, что в полной экипировке для борьбы с беспорядками, в случае если эти отморозки поступят по-своему. Мне жаль маленькие клубы из Северо-Западной Лиги Графств, которым нужно будет справляться с «краснее, чем просто красным» движением, которое заполонит их маленькие стадионы и города в следующем сезоне. В то время как преданным и настоящим фанатам Юнайтед будет лучше без них, так как не кому будет загрязнять атмосферу на Олд Траффорд с их узколобым мнением о других фанатах Юнайтед».

В то время как фанаты других клубов, включая Манчестер Сити, поддерживали их, некоторые фанаты из полупрофессиональной лиги писали ехидные обвинения о «высокомерных придурках» и «надменности».  Однако те же фанаты хотели проведения товарищеского матча.

«Зависть неизбежна», – говорит Миттен. Мы будем слышать в свою сторону оскорбления. Вот поэтому нам нужны игроки, которые привыкли играть перед большой публикой, так как люди будут любить и ненавидеть тебя. Любая критика несправедлива, потому что этот клуб создан и управляется болельщиками, и с самого начала столько давления на клуб.

Когда АФК «Уимблдон» пригласили клуб сыграть в игру – в Кубке Болельщиков 23 июля – билеты продались быстрее, чем когда-либо за их короткую историю. «ФК Юнайтед столкнутся с таким же давлением, с которым столкнулись и мы», - предсказывает исполнительный директор Уимблдона Стюарт.

К ним придёт сразу же известность, и будут такие люди, которым нравится идея пребывания на стоящей трибуне, но они не будут рады намокнуть. Но больше будет тех людей, которые посмеются над этим, и поладьте с этим. Наши фанаты со всем эти справляются, пока мы строим стабильную команду, в которой интересы болельщиков превыше всего.

К июлю, фанаты проголосовали за эмблему клуба, на котором изображен герб города Манчестер, а также на собрании, которое посетили 700 человек, был избран комитет из 12 человек. Когда прибыл тренер, фанаты начали петь чант «Красно-белая армия Марджинсона».  Ощущался ажиотаж.

«Я долгие годы не пребывал в таком восторге от чего-либо», - говорит один из основателей Дэвид Митчелл. Фанаты также проголосовали за то, чтобы клуб стал промышленным и сберегательным обществом: каждый член имеет один голос, руководство выбирается напрямую и любая прибыль должна возвращаться в клуб.

аауц

Фанаты также проголосовали за принятие манифеста, который провозглашал, что клуб создан «недовольными и лишёнными права голоса  фанатами Манчестер Юнайтед». В манифесте также было написано: «Наша цель – создать на долгий срок стабильный клуб, который будет принадлежать его членам и ими же демократично управляться, который будет доступен всем сообществам Манчестера и в котором каждый сможет принять активное участие.  Целью ФК Юнайтед оф Манчестер является создание футбольного клуба, который рассеет все опасения  фанатов за прошлые десять лет или того больше  относительно того, как развивался клуб, достигнув своего апогея с приходом Глейзера.

«Если фанатам Юнайтед это удастся, то болельщики других клубов посмотрят на это и подумают: «Мы можем тоже так сделать», - говорит автор той исторической статьи в «Red Issue». «ФК Юнайтед был просто голубой мечтой. Сегодня таким же «воздушным замком» является и полупрофессиональный дивизион из команд со славными именами английского футбола, но когда-нибудь такие команды, как АФК Ливерпуль, Реал Челси или Ньюкасл Динамо могут стать реальностью, если фанаты со стороны руководств клубов будут приниматься как само собой разумеющееся. Дело лишь в том, чтобы фанаты поняли, где заложена настоящая сила».

Спустя 10 лет Марджинсон всё ещё возглавляет клуб, средняя посещаемость – более 2000 людей, и ФК Юнайтед играет уже на 4 дивизиона выше. После стольких же неудачных игр подряд в плей-офф команда Марджинсона наконец-то в следующем сезоне будет играть в Северной Конференции после того, как они с лёгкостью выиграли титул. Два дивизиона до Футбольной Лиги, это уже больше не голубая мечта».

Версия данной статьи изначально появилась в сентябре 2001 года в журнале «FourFourTwo».

Перевод: lyolik_manchester

Источник: Theatre of Dreams

акака