4 мин.

Карлсен–Каспаров... Уходя – уходи!

Полистать шахматную прессу последних дней, только и разговоров о том, что «спустя 16 лет Каспаров и Карлсен сыграют официальную партию». Ни дать, ни взять – новость №1. Кроме недоумения вызвать она не может ничего. Даже – приступа ностальгии, учитывая, что партия будет не в обычные, а в шахматы Фишера.

Мы, особенно те из нас, кто рос и влюблялся в шахматы в 80-е, говорим «Каспаров», – и представляем себе целую вселенную. Он вошел в жизнь каждого из нас, мы как свои ощущали его шаги, которыми Гарри двигался в бессмертие, сокрушая все возможные и невозможные преграды в борьбе за виртуальный титул лучшего игрока в истории.

Пожалуй, он и завоевал его, обзаведясь самой внушительной позолоченной рамкой в пантеоне чемпионов. Его парадный портрет висит повыше иных шахматных гениев, вроде Фишера или Карпова, не говоря уже о покрывшихся пылью образков Таля, Алехина, Капабланки или Морфи.

Но сегодня, включая компьютер или телефон, мы видим вокруг себя другую вселенную. Имя этой вселенной – «Карлсен». Тот, кому грамотным маркетингом удалось добиться того, о чем Каспаров не мог и мечтать. Несмотря на то, что Магнусу всего 29 лет, для обычных людей, не шахматистов, он уже превратился в брэнд, стал синонимом слова «шахматы». И при всем при том остался самим собой, то есть лучшим игроком мира на протяжении вот уже десяти лет. Более того, готового доказывать это в любых форматах – от классики до блица и даже буллета – против любых белковых противников.

И вот нам радостно сообщают: «Они снова сыграют»! Есть вопрос: «А зачем?»

У этой партии явно не будет никакого спортивного значения. С большой вероятностью можно предположить, что Магнус займет в турнире Chess 9LX первое место, а Гарри – последнее. Хочется попозировать перед телекамерами всего мира? Так они могли это сделать и без игры друг с другом, тем более что Каспарова и Карлсена на протяжении всей шахматной карьеры норвежца связывают довольно сносные отношения.

С чисто шахматной точки зрения Карлсену, в общем-то, все равно, кто сидит напротив него. И если так хочется найти бенефициара участия Каспарова в Сент-Луисе 2020 года, нет никаких сомнений, что им может быть только сам Каспаров! 57-летнему великому чемпиону прошлого для чего-то нужна эта партия с Карлсеном. Ну, раз нужна…

Пожалуй, нет ничего более грустного, чем следить за титанами, которые безуспешно пытаются обмануть время. Нет, не вернуться, упаси боже. Но хотя бы на одно короткое мгновенье наполнить легкие тем воздухом, которым они когда-то дышали всякий день, почувствовать страсть и как ничто другое будоражащий кровь «инстинкт убийцы».

Но…

Все это, к сожалению, невозможно. Нельзя моментально встать из 15-летней комы, – и вмиг вернуть навыки и инстинкты, которые делали тебя тем, кем ты был! После своего ухода в 2005 году Каспаров и сам не раз объяснял, почему не будет даже иногда играть в турнирах. «Это не вопрос формы или знаний, вы просто должны думать по-другому», – говорил он. И вдруг три года назад Гарри захотелось вернуться в шахматы.

«Только на три дня» – уточнял он. Но все сошлись на том: лучше бы он этого не делал. Помнится, в 1992 году, когда из своего 20-летнего самозаточения вернулся Фишер, и сыграл ретро-матч со Спасским, Гарри не без сарказма назвал игру Бобби «уровнем 1972 года». А уровень какого года (по его летоисчислению) показал он сам в 2017-м?

Дело было даже не в том, что он набрал не так много очков. А в том игровом бессилии, которое демонстрировал Каспаров от партии к партии… Как он «с раздачи» попадал в безнадежные позиции, зевал тактику или постоянно залезал в жуткие цейтноты.

И проигрывал.

Каспаров-критик разнес бы этого Каспарова-игрока в пух и прах. Мудрый Карпов, не теша себя иллюзиями относительно своей нынешней шахматной силы, когда у него вдруг возникал игровой зуд, не рвался «бить морду» лучшим из лучших. Он ездил по небольшим, почти кулуарным турнирам и встречаясь там с игроками второй-третьей сотни, получал всю гамму положительных ощущений. У Каспарова путь иной.

Когда в 2004 году первый номер мирового рейтинга 41-летний Каспаров встретился в рапид-турнире с 13-летним норвежским вундеркиндом, это было интересно, забавно, все внимание было обращено на них. Эта история должна была получить, и получила, шикарное продолжение. Каспаров – «транзитом» через Крамника и Ананда – как будто передал ему право на шахматный престол.

Встреча 57-летнего бывшего чемпиона и 29-летнего действующего чемпиона, увы, не имеет никакого продолжения, и по большому счету, она не нужна никому…

Но, черт побери, – мы все равно будем это смотреть.