25 мин.

Игра с риском и вознаграждением: Искусство играть с высокой линией обороны

Сто сорок офсайдов и их число продолжает расти в рамках матчей Премьер-лиги.

«Ливерпуль» целенаправленно пытается поймать соперника в офсайд? Или они используют высокую линию из-за их прессинга и дают игрокам соперника возможность убежать в офсайд?

Вопросы задает тренер, который работал по всей Европе и неоднократно сталкивался с командой Юргена Клоппа.

«Образ того, как бежит (Вирджил) ван Дейк, действительно яркий, — говорит он. — Его положение тела почти такое, что он смотрит на свою цель, будто сам стоя на краю горы, раскачивается на цыпочках и говорит: "Я не собираюсь прыгать. Ты первый!" И это самая искусная часть всего этого».

Невозможно не улыбнуться такому описанию Ван Дейка, особенно когда ты часами прокручиваешь кадры, на которых «Ливерпуль» ловит соперников на положении вне игры, и можешь представить центрального защитника на краю пропасти, играющего в игру в вызов.

Фотографии ниже, сделанные во время победы «Ливерпуля» в финале Кубка Карабао над «Челси» в феврале, подтверждают этот нарратив.

Кристиан Пулишич прорывает сквозь линию полузащиты «Ливерпуля», а Кай Хавертц находится на продвинутой позиции слева. Что касается Ван Дейка, то за две секунды столько всего произошло, начиная с того, что голландец встал боком, удерживая свою позицию и сосредоточившись исключительно на игроке, владеющем мячом…

...затем отворачивается и смотрит вдоль линии, чтобы узнать позицию Хаверца…

...после чего начинает бежать с немцем, а затем поворачивается…

...и, наконец, совершает шаг вперед и делает свое тело как можно более стройным.

Если быстро переключаться между этими двумя последними снимками, то Ван Дейк почти танцует.

Что касается Хаверца, то он оказался в офсайде — как и многие другие игроки в матчах против «Ливерпуля» в этом сезоне.

Если рассматривать эти 140 офсайдов в Премьер-лиге в контексте, то это на 55 больше, чем у «Манчестер Сити», следующего в этом же списке, и более чем вдвое больше, чем у всех остальных, кроме «Вулверхэмптон Уондерерс».

Действительно, «Ливерпуль» занимает первое место по ловле соперников вне игры во всех пяти лучших европейских лигах.

Эти цифры выскакивают со страницы и резко акцентируют внимание на высокой линии «Ливерпуля», которая часто была темой разговоров в этом сезоне.

Тем не менее, Джейми Каррагер, вероятно, лучше всего подытожил это во время победы своего старого клуба со счетом 4:0 над «Манчестер Юнайтед» на «Энфилде» в прошлом месяце, размышляя о шансе, который набегая упустил Маркус Рэшфорд. «Много говорят о высокой линии "Ливерпуля"; это просто линия "Ливерпуля". Именно так "Ливерпуль" и играет», — сказал бывший защитник сборной Англии, ставший обозревателем Sky Sports.

Есть много роликов на выбор, показывающие, насколько успешной была эта высокая линия исключительно с точки зрения ловли соперников в положение вне игры, даже если это не является основной целью для Клоппа и занимающих эти позиции игроков.

Следующее изображение — с выездной ничьей 2:2 против «Манчестер Сити» 10 апреля. Примечательно, что четверка защитников «Ливерпуля» сохраняет высокую линию, даже когда игрок, владеющий мячом — в данном случае Кевин Де Брюйне — находится близко к ним и не испытывает какого-либо значительного давления.

И так это тоже работает — Рахим Стерлинг отправил мяч в сетку, но ВАР постановил, что вингер был в офсайде. Некоторые сказали бы, что это к счастью, когда все так на-тоненького. Другие могут возразить, что «Ливерпуль» отлично держал свою линию.

Ниже приведено изображение с другой ничьей со счетом 2:2, на этот раз на выезде против «Челси» в Премьер-лиге в январе. Ван Дейку пришлось иметь дело с Мейсоном Маунтом, потому что левый защитник Костас Цимикас убежал в атаку.

Трент Александер-Арнолд на дальнем фланге на два метра выше Ибраимы Конате, последнего центрального защитника, что является стандартной практикой в этом сценарии. Конате, обведенный кругом, нажимает на педаль тормоза и ловит в офсайд Пулишича.

Опять же, однако, поразительный аспект приведенной ниже картинки заключается в том, насколько высока задняя линия «Ливерпуля» по отношению к мячу — и меньше ширины газонокосилки на «Стэмфорд Бридж».

Снимок, сделанный после январской победы «Сити» над «Челси» со счетом 1:0 на «Этихаде», на котором изображен Сесар Аспиликуэта с мячом и позиция защиты Пепа Гвардиолы, имеет много общего.

Дэнни Габбидон, игравший на позиции центрального защитника в Премьер-лиге за «Вест Хэм Юнайтед», «Кристал Пэлас» и «Куинз Парк Рейнджерс», улыбается, когда мы просматриваем ролики. «"Ливерпуль" — моя команда, — говорит 49-летний бывший игрок сборной Уэльса. — Я частенько смотрю, как они это делают, и порой я рву на себе волосы, думая: "Что делает Ван Дейк? Почему он так высоко?" Те фотографии, которые ты мне там показывал… это просто безумие, насколько они высоко располагаются по отношению к тому, где находится мяч.

Это требует так много тренировок и координации. Люди не понимают, как трудно все сделать правильно. Ты видишь, что делает Ван Дейк в одной из этих нарезок (в матче против «Челси» в финале Кубка Карабао, когда он ловит Хаверца в офсайд), твое решение должно быть точным.

Ты должен быть по-настоящему храбрыми, чтобы не опуститься ниже, потому что твой естественный инстинкт защитника состоит в том, чтобы дать себе метр или два, особенно когда ты видишь, что кого-то обыгрывают и у соперника есть время на мяче. Ты видишь там Ван Дейка, его фигура, своевременность его действий — это невероятно. Он так хладнокровен и спокоен.

Я смеюсь, слыша, как люди говорят после матчей, что им повезло, иначе они могли бы пропустить два или три. Но они (соперники) были в офсайде. Это часть игрового плана "Ливерпуля". Это не к везение. Это искусство».

«Сити» ничем не отличается. На самом деле это не совсем правда — их линия обороны даже выше, чем у «Ливерпуля», как на первый взгляд, так и подчеркивается в определенных ситуациях данными. В среднем «Сити» ловит соперников в положении вне игры в 30,1 метрах от своих ворот, что является самым высоким показателем в лиге. «Ливерпуль» занимает второе место с результатом 29 м (средний показатель по лиге — 25,4 м).

Тот факт, что «Сити» ловит соперников в офсайд гораздо реже, чем «Ливерпуль», несмотря на то, что действует с более высокой линией, многое говорит о том, как команда Гвардиолы доминирует при владении мячом. Кроме того, подход «Ливерпуля» к владению мячом — и это то, что мы рассмотрим позже — почти побуждает команды отдавать больше пасов вразрез.

Центральные защитники «Сити» чувствует себя как дома на средней линии поля.

В приведенном ниже ролике после октябрьской домашней победы над «Бернли» со счетом 2:0 Натан Аке вышел вперед слева, в то время как три других защитника «Сити» удерживают свою линию и ловят Максвела Корнета в положении вне игры.

Хотя порог погрешности порой так мал, это игра суждений, а не удачи.

Следующие снимки сделаны из выездной победы над «Эвертоном» со счетом 1:0 в конце февраля. В тот момент, когда Абдулай Дукуре отдает пас Ришарлисону, Эмерик Лапорт делает шаг вперед, и Рубен Диаш (обведен кружком на обоих снимках) выходит вперед, ловя Алекса Ивоби в офсайд.

Очевидно, что скорость в обороне помогает и «Сити», и «Ливерпулю» быть столь смелыми в обороне.

Кайл Уокер в одном из моментов дал Винисиусу Джуниору фору в ответном матче полуфинала Лиги чемпионов в среду и все же догнал вингера мадридского «Реала». Что касается «Ливерпуля», то Ван Дейк обладает такой способностью переключать передачи, о чем свидетельствуют приведенные ниже ролики, снятые с недавней ничьей на «Этихаде».

Де Брюйне запускает мяч на забегающего Стерлинга…

...и он, похоже, настроен выиграть гонку…

...но Ван Дейк ускоряется, обкрадывает Стерлинга с минимумом шума, и «Ливерпуль» вновь овладевает мячом.

«Если ты играешь с высокой линией, если ты играешь с большим пространством за спиной, если ты хочешь держать соперника подальше от своих ворот, тебе нужна скорость в последней линии. И у нас есть четыре игрока с реальной скоростью», — сказал некоторое время назад Пеп Лейндерс, помощник Клоппа.

У «Ливерпуля» и «Сити» также есть вратари, которые выступают в роли последнего защитника и, в частности, в случае с Алиссоном, преуспевают в ситуациях один в один. Их стартовая позиция имеет решающее значение, как показал Алиссон в матче против «Юнайтед» в прошлом месяце. Неманья Матич, обведенный кругом, забрасывает мяч за оборону «Ливерпуля», и Рэшфорд оказывается не в офсайде.

Алиссон, однако, оценил ситуацию и осознал опасность.

То, что высокая линия является настройкой по умолчанию как для «Ливерпуля», так и для «Сити», говорит не столько о горячем желании сыграть в офсайдную ловушку, сколько об их стремлении прессинговать далеко на поле и как можно быстрее возвращать мяч.

«Я не думаю, что кто-то решает: "Я буду играть с высокой линией", а затем будет выяснять, как после этого он будет играть с мячом, — добавляет тренер, который говорил ранее. — Это всегда о том, "Какой командой мы хотим быть с мячом? И что это означает для того, как мы защищаемся?"

Назовите команду, которая хочет доминировать во владении мячом, но защищается на краю своей штрафной? Они не идут рука об руку. Так что, если ты хочешь заполучить мяч, тебе нужно лишить другую команду мяча, поэтому ты лишаешь другую команду пространства, которое позволяет им контролировать игру. Ты не можешь избавиться от пустого пространства позади; оно всегда будет там. Так что, если это то, что ты решишь им дать, ты это и делаешь.

Но ты делаешь это таким образом, что оказываешь на них столь сильное давление и отнимаешь время у их способности совершенствоваться с пасом за своих защитников, что говоришь себе: "Если они попадут в это пространство, они не сделают это с тщательно синхронизированной игрой, где у них будет время построить атаку в три или четыре паса».

Неизбежно, время от времени это будет происходить и приводить к моменту или голу, но в большинстве случаев флаг поднимается. Что еще более важно, высокая линия является неотъемлемой частью их прессинга и контрпрессинга.

«Это настоящая награда — количество передач, которые они выигрывают на половине поля соперника, — говорит Мэтью Апсон, бывший центральный защитник сборной Англии.

Таким образом, награда находится далеко от ситуации вне игры. Награда — (Садьо) Мане или (Мохамед) Салах, обкрадывающие правого защитника и левого защитника или опорного полузащитника; неточный пас, и они у ворот. Офсайд — это всего лишь побочный продукт. И, по статистике, количество голов, которые они забьют из-за возврата мяча, будет намного выше, чем то, что они пропустят из-за высокой линии. Значит, это работает, не так ли?»

Да, это короткий ответ. Но есть и кое-что еще, что происходит в результате того, что команды играют с высокой линией, и это, по словам тех, кто сталкивался, в частности, с «Ливерпулем», почти подсознательно со стороны соперника. Они говорят о том, что их «обманули» и «дразнили», заставляя пытаться забегать, потому что, на первый взгляд, именно в этом «Ливерпуль» уязвим.

Тем не менее, из-за того, что «Ливерпуль» прессингует так высоко и агрессивно, их соперники редко могут достаточно качественно исполнить этот более длинный пас, а это значит, что владение мячом продолжает возвращаться. Бо́льшую часть времени их соперники даже не настроены использовать тактику забегания, что приводит к плохим передачам или офсайдам. «Когда игра переходит в такой цикл — она становится довольно насыщенной», — говорит тренер.

Этот разговор был свеж в памяти во время просмотра матча «Ливерпуль» - «Вильярреал» в первом матче полуфинала Лиги чемпионов на «Энфилде» на прошлой неделе, особенно во втором тайме, когда команда Унаи Эмери оказалась втянутой в описанный выше эпизод игры, выделенный ниже.

Эндрю Робертсон делает навес слева…

...Рауль Альбиоль, обведенный кругом, первым добирается до мяча, чтобы его вынести…

....Хуан Фойт играет на своего игрока, а Ману Тригейрос, почти не глядя, совершает высокий и длинный пас поверх обороны «Ливерпуля».

Конате изначально находится на средней линии поля и бежит назад, чтобы первым добраться до мяча…

...затем уходит от Булайе Диа…

...но в итоге нападающий сбивает его с ног, и «Ливерпуль» снова владеет мячом.

Убаюканный кажущейся слабостью, «Вильярреал» сыграл им на руку.

Насколько высока высокая линия?

Хотя мы можем установить, где на поле происходят офсайды, определить высокую линию непросто, особенно потому, что данные фокусируются на том, где находятся игроки, когда их команда владеет мячом, а не когда у нее мяча нет.

Имея это в виду, приведенный ниже график сводит цифры за последние пять сезонов Премьер-лиги и основан на касаниях мяча центральными защитниками.

В среднем за этот период центральный защитник касался мяча в 34 метрах от своих ворот. В 15% игр команд среднее касание центрального защитника было по крайней мере на одно стандартное отклонение выше этого среднего показателя, или по крайней мере на расстоянии 38,8 м от ворот. Это, в свою очередь, дает нам определение высокой линии для целей наших данных и графиков.

Используя это определение, за последнее десятилетие наблюдается явный рост числа команд Премьер-лиги, играющих с высокой линией, что отражает тактические изменения, которые мы наблюдали в игре — в частности, акцент на прессинге и контрпрессинге, и как это приводит к тому, что защитники находятся дальше от своих ворот.

Прольем свет исключительно на данные «Сити» и «Ливерпуля», и интересно увидеть, как много изменилось с точки зрения более высокого положения центральных защитников в двух клубах за тот же 10-летний период, в немалой степени благодаря назначениям Гвардиолы и Клоппа и стилю футбола, который они привнесли.

Глядя на Премьер-лигу в этом сезоне, неудивительно, что «Сити» играет с высокой линией больше, чем кто-либо другой — опять же, стоит помнить, что определение высокой линии фокусируется на средней позиции касаний центрального защитника. «Челси», как ни странно, опережает «Ливерпуль». «Брайтон», чей стиль игры во многих отношениях ближе к остальной шестерке лучших, чем у «Манчестер Юнайтед», занимает четвертое место.

Прямая связь между высокой линией и прессингом очевидна на графике ниже.

Горизонтальная ось X показывает среднюю высоту центрального защитника на поле при касании мяча (пунктирная линия представляет порог 38,8 м для высокой линии), а вертикальная ось Y показывает процент случаев, когда владение мячом было восстановлено на атакующей половине поля в течение восьми секунд после возврата мяча высоко в поле. «Сити», «Ливерпуль» и «Брайтон» — все они занимают видное место.

Хотя мы часто думаем, что высокие линии более восприимчивы к быстрым контратакам, данные свидетельствуют о том, что это не так (см. ниже). На самом деле, наблюдается небольшая тенденция в противоположном направлении — команды, играющие с высокими линиями, на самом деле с меньшей вероятностью допустят удар с контратаки в течение 15 секунд после того, как потеряют мяч на половине поля соперника.

Сжимая зону, которую им приходится защищать, и заставляя своих соперников разыгрывать мячи поверху на удачу, команды с высокой линией обычно снижают риск контратак.

Важно помнить, что играть с высокой линией — это не то же самое, что играть с офсайдной ловушкой, как показывает график ниже — «Брайтон», чьи центральные защитники относительно высоки, не пропускает много пасов вразрез и не провоцирует много передач в офсайд. «Ливерпуль», напротив, почти отстает от других, когда дело доходит до высоких пасов вразрез, но они пропустили лишь два гола после таких передач, что, вероятно, многое говорит о роли Алиссона в качестве вратаря-гонялы. Для сравнения, «Лидс Юнайтед» пропустил семь мячей из 37 после высоких пасов вразрез.

Возможно, стоит отметить, что, хотя мы знаем, что «Ливерпуль» играет в офсайдную ловушку высоко в поле, это приводит всего к трем офсайд или пасам вразрез за игру, что намного меньше, чем кажется.

Итак, когда же высокая линия не срабатывает так, как надо?

Прежде чем ответить на этот вопрос, важно рассмотреть приведенные ниже примеры в контексте общей картины, а именно, все случаи, когда «Сити» и «Ливерпуль» не давали сопернику создать опасную ситуацию и во многих случаях возвращали владение мячом, сохраняя высокую линию.

В равной степени стоит изучить некоторые моменты игры, начиная со второго гола «Вест Хэма» в ноябрьской победе над «Ливерпулем» со счетом 3:2. На первой фотографии изображен «Вест Хэм» в атаке в ситуации, мало чем отличающейся от рассмотренного выше сценария, в котором Ван Дейк оказался против «Челси» в финале Кубка Карабао.

Ключевое отличие здесь, однако, заключается в том, что Джеррод Боуэн, в отличие от Пулишича на «Уэмбли» три месяца спустя, предпочитает продолжать владеть мячом, а не отдавать пас, который ожидают Ван Дейк и Жоэль Матип, и который привел бы к тому, что Микаил Антонио оказался бы в офсайде.

Это разумная игра со стороны Боуэна, подчеркивающая ценность бега с мячом и отдачи игроков, когда те противостоят высокой линии, и вынуждающая Ван Дейка и Матипа отступать, что противоречит их инстинктам. Из-за того, что к Боуэну привлечены три игрока «Ливерпуля», Пабло Форнальс, чуть левее своего владеющего мячом партнера по команде, остался почти незамеченным.

«Ливерпуль» в беде, особенно когда Матип решает, что Боуэн достаточно далеко убежал с мячом, и решает на него выйти. Поскольку Александер-Арнолд все еще бежит назад, Боуэн выбирает как раз подходящий момент, чтобы отдать пас на Форнальса, выводя пасом Матипа из игры …

...и Форнальс делает все остальное.

Забегание третьего человека — это еще один способ преодолеть высокую черту.

Немногие команды лучше справляются с этой простыми, но эффективными передачами и движением, чем «Тоттенхэм», который завтра (в субботу) будет соперником «Ливерпуля» на «Энфилде». С динамичными играющими без мяча игроками Сон Хын Мином и Деяном Кулусевски, а также Харри Кейном, действовавшим в качестве ложной девятки, у Шпор были как персонал, так и тактика, чтобы разоблачить высокую линию «Сити» во время их победы со счетом 3:2 на «Этихаде» в феврале.

Их первый гол в тот день особенно интересен, потому что он является почти точной копией хода, который мы проанализировали ранее на «Гудисон Парк», где Диаш подошел вплотную к средней линии поля, чтобы поймать Ивоби в офсайд. Сон, однако, разобрался с ситуацией лучше, чем вингер «Эвертона» неделей позже.

Сначала Кейн опускается в свободную зону, чтобы спиной к воротам получить пас от Бена Дэвиса. Позиция Райана Сессеньона высоко слева вывела Уокера вперед, и у Лапорта нет другого выбора, кроме как вступить в противостояние с нападающим сборной Англии. Все это оставляет Диаша, обведенный кругом, в ситуации один в один.

Сон, тем временем, совершает великолепно рассчитанный забег, отправившись в атаку задолго до того, как пас Дэвиса достиг Кейна, одновременно предвосхищая и поощряя пас в одно касание. Кейн может почти вслепую отдать этот пас, потому что знает, куда будет бежать Сон, а также то, что оборона «Сити» будет играть высоко.

Диашу нужно принять решение за долю секунды: отслеживать Сона и догонять его или сделать шаг вперед? Он решает сделать последнее и, как вы можете видеть на картинке ниже, делает это слишком поздно, потому что Сон явно находится не во вне игры, когда Кейн делает этот обратный пас.

Сон отдает мяч на Кулусевского, и «Тоттенхэм» выходит вперед.

Такое движение так трудно остановить, потому что забегающий игрок не только бежит из более глубокой позиции и часто делает это со слепой зоны соперника, но и думает на два паса вперед.

«Ты смотришь на то, как устроен футбол, и не так много команд больше стремятся забегать за защитников, — говорит Габбидон, повторяя комментарии, которые Рой Кин сделал после победы "Манчестер Юнайтед" со счетом 3:0 над "Брентфордом" ранее на этой неделе, когда эксперт Sky и бывший капитан "Юнайтед" похвалил Энтони Элангу за противодействие этой тенденции.

Сейчас все дело в построении атаки, контроле владения мячом. Не так много команд, в которых есть такие игроки, которые будут делать то, что делает там Сон. Так что "Ливерпуль" и "Сити" бо́льшую часть времени знают, что мяч все равно не будет пущен их защитникам за спины. Игра так сильно изменилась. Нападающие играют более узко и хотят бежать к мячу, так что это также помогает (при игре с высокой линией) в этом отношении».

Хотя ВАР пришел на помощь «Ливерпулю» в нескольких случаях офсайда в этом сезоне и исправил человеческую ошибку (Апсон, Габбидон и многие другие считают, что технология больше помогает, чем мешает командам, играющим с высокой линией, потому что нападающий больше не получает преимущества от сомнений), недавно она дважды сработала против них в одном и том же матче.

«Бенфика» отыгралась после поражения в первом матче дома со счетом 3:1 и сыграла вничью со счетом 3:3 против «Ливерпуля» на «Энфилде» во втором матче четвертьфинала Лиги чемпионов, благодаря двум голам, которые ВАР не посчитал забитыми из офсайда после того, как изначально голы были отменены.

Первое, что следует отметить в этой игре, это то, что Клопп ротировал состав — «Ливерпуль» забил два гола в Лиссабоне, а пять дней спустя отправился на выездной матч против «Сити» в рамках Премьер-лиги, и это означало, что Джо Гомес, из-за которого Роман Яремчук не оказался в положении вне игры при втором голе гостей, оказался на непривычной для себя позиции правого защитника.

Помимо этого – и это то, что Клопп в прошлом называл источником проблем, когда обнажалась высокая линия «Ливерпуля» — «Бенфика» могла совершать передачи их центра своей половины поля с небольшим давлением на мяч. «Дело не в последней линии, а в том, что ты делаешь перед ней», — сказал Клопп после того, как мадридский «Реал» выбил «Ливерпуль» из Лиги чемпионов в прошлом сезоне.

Здесь Юлиан Вайгль из «Бенфики» отдает пас Яну Вертонгену, который успевает сделать касание и посмотреть вверх.

Поскольку и Мане и Роберто Фирмино занимают одну и ту же область поля, Наби Кейта решает сыграть роль нападающего и выйти вперед, чтобы потеснить центрального защитника «Бенфики». Кейта не успевает вовремя, оставляет за собой пространство, и Вертонген направляет пас в ноги Алексу Гримальдо, который получает мяч вполоборота.

Максимально используя свою свободу, Гримальдо отдает пас на Яремчука за спину Матипа, и нападающий забивает, обходя Алиссона.

Менее чем через 10 минут «Ливерпуль» снова дает «Бенфике» слишком много времени и пространства на мяче.

Вайгль может принять мяч, посмотреть наверх и сделать несколько касаний.

Прессинг «Ливерпуля» приходит слишком поздно, немец отправляет мяч за спину защитникам, и Конате, обведенный кругом, оставляет Жоау Мариу в правильном положении.

Флаг поднимается... но проверка ВАР показывает, что гол, в конечном итоге забитый Дарвином Нуньесом, должен быть засчитан.

В конечном счете, однако, кажется несправедливым слишком долго зацикливаться на этих ошибках.

В конце концов, хорошее намного перевешивает плохое для «Сити» и «Ливерпуля», когда дело доходит до создания такой высокой линии, и именно поэтому Гвардиола и Клопп будут продолжать играть в эту игру риска и вознаграждения.

Графика: Сэм Ричардсон

Авторы: Стюарт Джеймс и Джон Мюллер (источник)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости и пр.