8 мин.

Маленьких не обижать

Явно не такого начала сезона хотели себе работники «Спартака». То, что для окружающих, праздник, для них, как принимающей стороны, – сплошная нервотрепка. За два часа до начала шоу у служебного выхода суетится генеральный менеджер красно-белых Андрей Яковенко.

- Медведев уже там, – говорят ему.

- Сейчас, сейчас, мне нужно Равиля найти.

- Кого?

- Шавалеева.

Поиски прошли успешно.

- Надо отдельную команату, Петрович, – говорит Яковенко кому-то приведя с улицы Шавалеева. – Ну, раздевалку – какая разница. Главное – чтобы никого не было.

Подходящее помещение нашлось так же быстро, как и сам вице-президент «Ак Барса».

- Вот, тут приберемся, поставим стол, – всячески проявлял свое гостеприимство, обнаружив свободную раздевалку спартаковкий генменеджер.

- Да нормально, нормально, что ты, – кажется, Шавалееву было даже немного неудобно.

Вскоре у служебного входа всех вновь прибывающих встречал уже сам Шавалеев. Очень довольный – видимо, выделенная комната ему понравилась. Вот он заключает в горячие объятия Виктора Тихонова.

- За сыном приглядывайте, – попросил Виктор Васильевич.

- Васька под присмотром, конечно, – не переставал смеяться Шавалеев.

Потом посетовал одному из организаторов на непростую жизнь руководителя клуба:

- Состав собирали под одного тренера, выполнили все его пожелания, а сейчас другой. И я как между двух…

Договорить не дал приход еще одного из почетных гостей – снова улыбка и ни слова о проблемах.

 

За полтора часа до матча у служебного входа толкучка. Внутрь никого не пускают. Причина в застрявших по пути, как говорят, из правительства в «Сокольники» аккредитациях. Вездеходами себя могли почувствовать люди с удостоверениями КХЛ. Это стало приятным сюрпризом для агента Алексея Дементьева, который уже был готов ждать на улице. С полминуты не мог найти документ в карманах пиджака вице-президент лиги Владимир Шалаев, но его спас все тот же Шавалеев. «Пропускайте, это наш!», – крикнул представитель «Ак Барса», после чего буквально затащил Шалаева-старшего за руку в помещение. На радость как раз подошедшему Шалаеву-младшему – исполнительному директору «Спартака».

Помимо кахаэловских деятелей свободно проходили и солидные люди с баулами, вне зависимости от степени их узнаваемости. Одного такого «хоккеиста» ослепили десятками вспышек. После того, как он зашел в здание, все фотографы чуть ли не одновременно обратились в пустоту: «Кто это такой?»

Тяжело переживала отсутствие допуска на арену любимица телеболельщиков Оксана Инденко. «У нас, на "России 2" сейчас прямой эфир, – объясняла она охранникам. – Может, вы нас пустите по удостоверениям ВГТРК?» «Мы, как шлагбаум», – только и могли ответить охранники.

Наконец, Оксане удалось найти главного охранника, и он дал добро на использование служебных удостоверений представителями прессы. Так, за час до начала встречи, благодаря настойчивой телевизионщице журналисты смогли попасть на арену.

Аккредитации же привезли минут за сорок до старта. На раздаче резко выстроилась толпа.

Чтобы получить карточку, не обязательно было показывать хоть какой-то документ – достаточно откликнуться на любую понравившуюся фамилию. Диссонанс с принятыми мерами безопасности и адресом отправления аккредитаций разительный. Так же невероятно в этой нервной обстановке выглядел и внешний вид проходок. Я разочаровался. Посмотрите сами

Да такие аккредитации куда проще было не везти по пробкам вечерней Москвы, а отправить в пресс-службу «Спартака» по электронной почте. В крайнем случае (раз уж такая правительственная важность), не в doc’е, а в pdf с ограничениями на изменения. Судя по компьютеру в пресс-центре, госбезопасностью там в итоге пренебрегли.  

 

 

На разминке сразу стало понятно: большинство из любителей не продержались бы в команде у тренера старой закалки и одного дня. Особенно возмутительным было поведение некоего Плутника.  

За такое надо волчий билет выдавать, а Плутник еще и в первом звене выходил потом иногда. Тренировавшему команду Ковальчука Виктору Пачкалину не мешало бы подтянуть дисциплину в коллективе.

Впрочем, больше, чем тренера, игроки слушались Вячеслава Фетисова. Едва выйдя на раскатку, президент ЦСКА собрал вокруг себя внушительную группу партнеров. Неудивительно, ведь из стандартного определения «звезды спорта, шоу-бизнеса и политики» он единственный подходил под два определения сразу. Осталось только запеть.

 

Расстановка по звеньям определялась непосредственно перед церемонией открытия. Пачкалин предпочел действовать через игроков. Сначала он показывал исчерканный листок Александру Радулову

- Доковорились о переходе, Виктор Николаевич? – спросили у тренера.

- Да, да, – посмеялся Пачкалин. Но потом посмотрел на листок, понял, что контракта с Радуловым там нет, и погрустнел.

Следующим к тренеру подъехал Ковальчук. Что-то обсудил, кивнул в знак согласия и поехал дальше.

   

На соседней скамейке определение пятерок проходило гораздо веселей. Александр Филлипов устроил перекличку и выяснил, что состав придется перекраивать – Сергей Неминов, которого уже и не ждали, все-таки успел. Как мог помогал тренеру Николай Жердев, но ему было непросто – из-за голода.

- Водички попей, – посоветовал Филлипов.

 

 

На и без того не готовых к столь обильно укомплектованным командам скамейках тесно вдвойне – от наплыва ошалевших от такого счастья фотографов. Постепенно подтягиваются и болельщики – в поисках автографов они спрыгивают прямо с трибуны.

На все это с некоторой грустью взирал Олег Браташ. С очень красивым шлемом. Правда, не своим.

 

 

После раскатки – небольшая пауза. Команды отправляются в раздевалку, но только не Евгений Малкин – он весь перерыв потратил на подписывание календариков, футболок и просто бумажек. (Забегая вперед, скажем, что и в единственном перерыве покинуть скамейку ему удалось лишь под концовку – по той же причине.) В это же время Тихонов-старший успевает наговориться и с Фетисовым, и с Немчиновым. Видимо, переговоры прямо на арене эффективнее, чем в тиши офиса ЦСКА. Немчинов же, дойдя, наконец, до своих «овечкинцев», успевает «пихнуть» врачу ЦСКА Егору Козлову, в этот вечер «работавшему» на скамейке команды Ковальчука: «Не ту ты лавку выбрал». Егор дипломатично ответил, что готов помочь всем участникам матча, но уже через секунду смеялся вместе с приятелем, кивая в сторону Фетисова: «Все правильно я сделал».

 

Саму игру описывать подробно, конечно, нет никакого смысла. Было весело – это главное. Понравилась пятерка из Татарстана: Морозов, Зарипов, Чупин и мэр Казани Ильсур Метшин так старательно играли на неуверенно стоящего президента республики Рустама Минниханова, что даже он отличился. А впоследствии, уже без помощи партнеров, еще и реализовал буллит, установив окончательный счет. Как ни удивительно, ничейный – 11:11. Красиво играл на публику Браташ, однажды у борта финтом «клюшка – конек» оставивший в дураках Игоря Бутмана. Лучшими на льду, не считая расбушевавшегося Овечкина (4 гола), было звено Фетисов – Касатонов – Малкин – Ковальчук. Сергей Шойгу выходил с ними, скорее, для количества, но в такой компании даже он смог набрать баллы за результативность.

Интервью игроки раздавали прямо по ходу матча. Даже Дмитрий Сычев позабыл о футбольных порядках, выйдя к журналистам. Корреспондентам, хотевшим успевать все, пришлось самостоятельно устроить мини-ложу прессы рядом с импровизированной микст-зоной. 

Незадолго до конца матча места в воротах обеих команд заняли воспитанники школы «Спартака» 2003 года рождения. Каждое удачное действие юных голкиперов трибуны встречали овациями. Марат Сафин, получивший право на буллит так же на радость публике дал проявить себя новому вратарю. А вот Дмитрий Сычев оказался беспощаден, оформив дубль. Трибуны ответили на это столь мощным свистом, что за футболиста заступился диктор. «Мы понимаем, что маленького обидели, но Сычеву можно – он в хоккей-то играть толком не умеет», – раздалось под сводами арены. «В футбол тоже», – ожидаемо ответили зрители. И зарядили: «Сычев – красавчик!» Вот только самому Дмитрию было совсем не стыдно. Да и свистом его не удивишь.

 

 

После матча еще были игра против детей (Немчинова в команду звезд не взяли, а Морозов и Зарипов очень торопились в аэропорт, чтобы нагнать «Ак Барс» на финском сборе), безумные толпы любителей автографов (Ковальчуку пришлось буквально скрываться в машине Романа Ротенберга, но их настигли снова, когда они делали рокировку – перекладку баула из одного авто в другое – недалеко от арены), протокольные пресс-конференции и интервью. Все ожидаемо, если не сказать, вынеся за скобки ажиотаж, буднично. Праздник закончился, до осени на момент моего выхода из дворца оставалось меньше получаса.