13 мин.

Уиганский класс, годовые оценки (часть 2)

Пока Роберто Мартинес что-то колдует над славной речкой Мерси, мы продолжаем подводить итоги сезона и анализировать его для персоналий, в нём участвовавших. Сегодняшняя серия выйдет противоречивой, так здесь собрался разношёрстный пласт игроков: кому-то для решающей роли не хватило времени, кому-то желания, кому-то способностей. Но все они в той или иной мере оставили значимый след в сыгранном чемпионате, и потому давайте рассмотрим их поподробнее.

Дэвид Джонс, полузащитник

16 игр (13 в старте), 1163 минуты, 1 передача, 2ЖК

Дэвид, скорее всего, не должен был вообще в этом году играть в Премьер-Лиге, ведь когда ты уходишь свободным агентом из «Вулверхэмптона», не находившись при этом большую часть сезона в свете прожекторов, шансы на приличное трудоустройство у тебя невелики. Однако Фортуна повернулась к Джонсу лицом, и из обычной сессии-просмотра в стане команды Мартинеса для него вытек полноценный контракт.

Впрочем, это совершенно не гарантировало англичанину места в основе. Он, скорее всего, и сам это понимал, и потому довольно спокойно включился в ежедневную работу на тренировках, не проливая крокодильих слёз над позицией постоянного посетителя скамейки. В конце концов, ему воздалось по заслугам, и в октябрьском матче с «Болтоном» он первый раз вышел в старте на позиции атакующего полузащитника.

В следующей встрече он уже применял свои неплохие технические навыки на родной позиции – в центре поля, а после эпохальной смены схемы Дэвид уверенно обосновался на позиции левого полузащитника. Было видно, что, несмотря на непривычную позицию, Джонс старается, и смещениями с фланга в центр придаёт атаке дополнительное разнообразие и комбинационность.

Но всё-таки это было не то, на такой позиции в такой схеме нужен был человек, утюжащий фланг и, к тому же, обладающий более «природными» навыками защитника – Джонс усердно отрабатывал сзади, но это была не его стезя. Видимо, постепенно это понял и Мартинес, и, когда в январе был куплен Босежур, прямой конкурент англичанина, Дэвид, как и в начале сезона, плотно присел на лавку. Да так плотно, что и не вставал с неё с тех пор.

Впрочем, команде он ещё однозначно пригодится. С уходом Диаме в центре поля появляется вакансия, которую Джонс вполне может занять. В конце концов, у воспитанника МЮ есть и пас, и удар, и желание работать. А уж о большем мы его и не просим.

Ронни Стам, защитник

20 игр (13 в старте), 1224 минуты, 1 передача, 3ЖК

Ронни Стам был и является живым воплощением тезиса о том, что в Нидерландах играется какой-то аномальный чемпионат. Опустим шутки про особую траву на газонах и просто посмотрим: годами по всей Европе разъезжаются чудо-бомбардиры из Эредивизие, кладущие в чемпионатах какое-то невообразимое количество мячей, и не у всех за процессом поднимания челюстей и вытирания слюней хватает желанием посмотреть, а что же за защитники играют в Голландии.

Нет, конечно, они есть разные. Есть, к примеру, Джованни ван Бронкхорст, Марио Мельхиот (Привет!), Хейтинга - Булахруз, на худой конец. Яп Стам тот же. И тут мы подходим к другому Стаму, который Ронни. Он, как известно, приехал к нам ещё год назад в качестве защитника. И если отталкиваться от этого тезиса, то неизбежно можно схватить себе когнитивный диссонанс. Потому что, чего уж скрывать, именно ЗАЩИТНИК Ронни – плохой. Временами даже отвратительный. И это было видно всё время.

Но если посмотреть на футболиста под призмой сообщений, что на Родине он играл флангового полузащитника, то всё становится на свои места. Потому что в этом амплуа он те же оба сезона был неплох. У Ронни есть какой-никакой дриблинг, и с приемлемой периодичностью он выдаёт весьма приличные кроссы.

Но даже это ему не помогло. Игру Ронни в этом сезоне прекрасно и коротко характеризует тот факт, что, когда Эммерсон Бойс был здоров и играл на правом краю защиты/полузащиты, Стам сидел в запасе или выходил на замену. Одним словом, это проигранная в одну калитку конкуренция. Точка.

И тем забавнее и страннее (никак трава у дома вспомнилась) выглядело заявление Ронни ближе к концу сезона, что, мол, «Уиган» не хотел выпускать его на поле, так как по прошествии двух-трёх матчей ему по контракту должны были повысить зарплату. Может, как-то так и было, но при подобной игре на поле лучше, что называется, помалкивать и курить. Бамбук, если что.

Теперь Стам вроде как завёл переговоры с ПСВ и намеревается уйти. Что ж, объективная реальность такова, что грустно от этого возможного трансфера не будет никому.

Уго Родальега, нападающий

23 игры (11 в старте), 1257 минут, 2 гола, 6 передач, 1ЖК

В конце прошлого сезона многие аналитики задавались вопросом, кто из «Уигана» уйдёт, и чей уход будет для клуба наибольшей потерей. В контексте обоих вопросов чаще всего назывались две фамилии – Н’Зогбия и Родальеги. В итоге француз ушёл, колумбиец остался. Но прелесть истории в том, что она не представляет из себя статичный момент, рассматривать и анализировать её нужно на каком-то протяжении. И история показала, что на самом деле в то лето мы потеряли двоих.

Уго закончил тот сезон с девятью мячами, в том числе в последнем матче со «Стоком», с лучшим результатом по забитым голам из игроков «Уигана» в Премьер-лиге – словом, жизнь удалась, ты герой клуба, парень. И пусть по контракту оставался только год – общественность как-то даже не хотела особенно думать на эту тему. Все знали, что рано или поздно Уго уйдёт, но вряд ли кто-то предполагал, насколько рано это случится и как, собственно, произойдёт.

Вирус «бронзовения» поражал не одного игрока в истории футбола, и у каждого пациента история болезни своя. Уго летом пропустил очень солидную часть предсезонки из-за участия в Копа Либертадорес, к тому же, получил отдых и после турнира – как результат, в сезон Родальега вступал в откровенно плохой форме. Голы не забивались, на поле от колумбийца временами несло какой-то ленцой, и всё это выродилось в небывалое для него ранее количество матчей, начинавшихся на скамейке (а иногда и заканчивавшихся там же).

Последовательно была проиграна конкуренция за место на острие сначала Ди Санто (до смены схемы) и даже Сэммону (после). Оклемался колумбиец только к концу декабря – началу января, там пошла серия из четырёх матчей в старте и двух голов; казалось бы, вот, сейчас мы увидим возвращение героя...

И тут грянул гром. В одном из интервью Уго заявил, что не будет подписывать новый контракт ни на каких условиях и в ближайшее лето стопроцентно уйдёт из клуба свободным агентом. Дело всё в том, что одни и те же вещи можно высказать по-разному: можно мягко, вылив большое количество «воды» и создав у слушателей нужное настроение, а можно рубануть с плеча. Видимо, пассионарная южная натура в этом случае оказалась сильнее внутренних навыков дипломатии.

Конечно, потом было другое интервью, где Родальега пообещал, что, несмотря на свой уход, приложит максимум сил для подъёма команды со дна таблицы (где она и была в тот момент), но, как говорится, осадочек остался. Причём, и у Мартинеса тоже. Потому что после этой истории набравший форму Уго превратился в банального скамеечника, регулярно выходящего на 15-20 минут.  То бишь, Родальега примерил на себя костюм Сэммона и смотрел со стороны, как команда почти без его участия постепенно влюбляет в себя Фортуну, нейтральных зрителей и аналитиков.

Теперь их пути разошлись. Каким путём пойдёт дальше «Уиган» - не ясно, просто потому, что в отношении нашей команды бесполезно что-то предсказывать, но путь этот команда будет осиливать без колумбийца. Да, на память нам останется статистика, ролики голов на Ютьюбе и собственные радужные воспоминания. Жаль только, что из этого сезона вспоминать ничего не захочется.

Бен Уотсон, полузащитник

21 игра (14 в старте), 1263 минуты, 3 гола, 3 передачи, 1ЖК

Бен – человек с достаточно специфической внешностью. И дело даже не в рыжем цвете волос, просто у него всегда какое-то серьёзное выражение лица, всегда сосредоточенное и как будто немного грустное. Если всё действительно так, то это объяснимо – футбольная судьба Уотсона изобиловала сложными отрезками, и вырулить на прямую удалось только в прошлом году, когда он вместе с Диаме и Маккарти образовал треугольник в центре поля, который стал одним из залогов спасения команды образца 2010-2011.

Уотсон в этом треугольнике исполнял роль «направленной вниз вершины», опорника. Бен, не обладая выдающимися «бульдожьими» качествами, брал на этой позиции игровым интеллектом: как способный плеймейкер, он предугадывал развитие чужих атак, оказываясь в нужном месте на перехвате, и мог эффективно начинать собственные, так как видение поля и длинный пас у него, на мой взгляд, лучшие из всего нашего набора центральных полузащитников.

И этот сезон «треугольник» также начал с самого начала, но, вопреки ожиданиям, продолжения прошлогодней игры не вышло. Было ли дело в отсутствии ещё не потухшего Родальеги и главного выдумщика – Н’Зогбия – или ещё в чём, но игра команды смотрелась менее зрелищно и менее интересно. И часть укоров за это справедливо ложилась на центр полузащиты.

И тут достаточно было пойти методом исключения: Маккарти всегда выступает примерно на одном стабильном уровне (это его сильное свойство), Диаме тоже не стал хуже раздавать художественные пасы и заплетать ноги соперникам – значит, как барахлящая деталь оставался Уотсон. Что конкретно случилось, объяснить сможет, наверное, только он.

Но факт есть факт – после перестройки схемы, когда вместо трёх ЦПЗ стало два, «третьим лишним» стал Бен. В новой философии, где от всех полузащитников, а особенно от центральных, требовалось движение, хватка и работоспособность, Уотсону не нашлось места по вполне естественным причинам – все перечисленные выше качества не являются его коньком, он из другой стихии. Для грубого примера можно сказать, что разница между ним и, к примеру, Макартуром такая же, как между Гомесом и Моузесом. Что испанец, что Бен – игроки для более тягучего, флегматичного стиля.

И теперь и без того не особенно весёлая карьерная дорожка Уотсона вырулила на новую кривую. Сейчас львиную долю времени Бен проводит, с серьёзным лицом взирая на поле со скамейки. Об уходе из команды вопрос не стоит – значит, количество получаемого игрового времени будет зависеть всецело от футболиста. В конце концов, в его полезных чертах никто не сомневается, но иногда нужно ломать себя через колено, как 4-3-3 была переломана в 3-4-3.

Жан Босежур, полузащитник

16 игр (16 в старте), 1387 минут, 7 передач, 1ЖК

Из имеющихся в наличии Мартинеса игроков Босежур является самым «молодым» - то есть, он был единственным приобретением клуба в зимнее трансферное окно, а значит, находится в коллективе всего полгода.

Его переход был воспринят в общем позитивно, хотя не везде однозначно: «Бирмингем» в Чемпионшипе боролся за возвращение в элиту, а «Уиган» образца января явно целил в противоположном направлении, так что чилиец мог в теории презабавно уйти из Чемпионшипа, чтобы через полгода туда же вернуться.

Но он не побоялся, и наше руководство не побоялось его подписать – и по совокупности всего сезона, считая прошлое лето, получило свой лучший трансфер. Редко когда можно увидеть пример настолько органичного вливания игрока в новую команду буквально сходу: через 6 дней после официального подписания контракта Жан уже вышел в стартовом составе на матч чемпионата, и, более того, следующие два месяца отыграл все встречи от звонка до звонка. Затем он также не стал нарушать традицию, постоянно выходя в старте, хотя теперь иногда заменяясь.

Как итог, Босежур провёл с первой минуты все 16 матчей, в которых физически мог выйти, и теперь полузащиту «Уигана» без него сложно представить. В чём секрет такой прекрасной адаптации? Вероятно, немаловажную роль сыграло то, что последнюю волну моды на схему 3-4-3 начала именно сборная Чили, в которой, как нетрудно догадаться, Жан также часто играет.

Возможно, он просто отличный парень и сразу понравился всем товарищам, не знаю. Лицо у него доброе, по крайней мере, и лишние килограммы (существующие как минимум визуально) тоже придают уютности, что ли  :-) А ещё Жан просто хороший футболист, способный совершить полезное действие на любом участке бровки от своих ворот до чужих. Как раз то, что Мартинесу сейчас нужно.

В общем, Жан как минимум не опростоволосился: «Бирмингем» не поднялся, «Уиган» не опустился – в том числе, что немаловажно, его же стараниями. Короче говоря, Босежур оптимистично смотрит в будущие, и мы к нему в этом присоединяемся.

Мохамед Диаме, полузащитник

26 игр (18 в старте), 1645 минут, 3 гола, 4ЖК

Момо Диаме Боженька наделил двумя очень значимыми характеристиками: во-первых, он дал полузащитнику просто гениальный футбольный талант и, как бы в компенсацию, «наградил» проблемами с сердцем. Но, видимо, сердце у сенегальца большое, и футбол в нём занимает значительное место, так что талант свой Диаме в землю не зарывает, а активно демонстрирует.

Демонстрирует с самого приезда три года назад, с первого своего матча. А после летнего ухода Н’Зогбия Диаме стал однозначно первым в команде по способности соорудить с мячом не банальную обводку (это не значит, что я не люблю обводки :-), а что-то действительно красивое и нестандартное. Тому же Моузесу, к примеру, для этого пока не всегда достаёт пресловутого игрового интеллекта.

Но вернёмся Диаме. В общем, он из тех игроков, чей сезон пересказывать скучно: если такой футболист здоров физически и психологически, то он всегда в основе, он всегда в центре внимания, он всегда приносит пользу. И так весь чемпионат, пока в графе «матчи» число не перевалит за 30, а то и за 34. Очень, очень бы хотелось, чтобы так было в этот раз. Собственно, так и было первую половину сезона. Но дьявол, как известно, в мелочах. В нюансах.

Нюанс первый – контрактные обязательства у Диаме были составлены примерно в той же манере, что и у Родальеги – то бишь, прошлым летом по договору оставался год, и надо было бы поработать над продлением. Да, сенегальцем интересовались разные клубы, но в то лето были другие хедлайнеры, и потому на ситуацию с Диаме никто внимания почти не обратил.

Нюанс второй – Кубок Африки. Как Чемпионат Южной Америки осложнил в этом году дела Родальеге, так и тут континентальный турнир для игрока всё только испортил. Сенегал выступил плохо, Диаме вернулся и в клуб и обнаружил, что на его месте обосновался Джеймс Макартур, и что у шотландца наконец-таки начало получатся.

Никто не знает, что происходило между Мартинесом и Диаме в этот момент, но что-то явно происходило, потому как вскоре стало известно, что и Момо не будет заключать новый контракт и по образцу Родальеги уйдёт летом бесплатно куда захочет. И если от постепенно проявлявшего замашки примы колумбийца такое заявление можно было ожидать, то в данном случае это был полноценный шок. Но речи были сказаны, акценты поставлены, а команде надо было выбираться из зоны вылета.

И тут Мартинес был последователен и, как  в случае с Родальегой, посадил Момо на лавку, дав ему возможность лишь периодически выходить минут на 15. Не представляете, как тяжело болельщику видеть, как два таких игрока прозябают на скамейке, но и тренера понять тоже можно и нужно – из «отрезанных ломтей» целой буханки не сделаешь. Играть должны были те, кто хотел играть за эту команду, остальные – помогать. И по мере сил и возможностей Диаме помогал. Были и фирменные классные ходы, мощные удары, даже голы – но всё уже факультативно. И финальный матч с «Волками» Момо тоже наблюдал со стороны.

Пожалуй, история Диаме в этом сезоне является самой печальной, и это вам любой болельщик «Уигана» подтвердит. Мы теряем классного игрока, теряем просто так. Ну что ж, зато кто-нибудь его приобретёт (ходят слухи даже о вполне сильных клубах). И поверьте мне, совершенно не пожалеет.

Продолжение следует...