8 мин.

В ад и обратно, или «А!»

Barclays Premier League

Уиган Атлетик – Вест Хэм Юнайтед 3:2 (0:2)

Голы: Ба (12), Ба (26), Н’Зогбия (57), Сэммон (68), Н’Зогбия (90+4)

Протокол и статистика

Сэммон открыл лицевой счёт

Здравствуйте, наши дорогие читатели. Давно не виделись. Признаться честно, не виделись по моей вине: были новости, о которых можно было посудачить, были матчи, которые можно было обсудить – но всего этого не произошло, хотя я читал эти новости и смотрел эти игры. Но ведь кто старое помянет, тому глаз вон, так? Встречи с «Эвертоном» и «Виллой» были равными и достойными, но они уже часть истории, сегодня не о них. Садитесь в кружок, я расскажу вам сказку... Или нет, триллер... В общем, сами решите.

Администрация sports.ru решила в превью 37-го тура назвать эту игру «матчем тура». И было за что: при любом исходе, отличном от своей победы, «молотки» уже официально могли паковать чемоданы в Чемпионшип, а «Уиган» при аналогичном варианте развития событий ставил задачу выживания в Премьер-лиге под исполинских размеров вопрос. Нетрудно догадаться, что ничья, таким образом, не устраивала никого, а потому уже заранее специалисты прогнозировали в матче рубку на уровне условного кубкового финала.

Что ж, они не ошиблись.

Не знаю, что сегодня творилось внутри у Роберто Мартинеса, когда он отправлял официальным лицам заявку на матч. Несмотря ну турнирные сложности в прошлом и этом годах, настолько близко к краю пропасти испанец не был никогда. Зарядивший с утра в Уигане дождь тоже не прибавлял ясности, ведь кто знает, хороший это знак или нет? Обнадёживали разве что полностью готовый к игре состав и намечавшийся почти аншлаг на DW. Под влиянием всех этих факторов тренер не сделал в выборе стартовых одиннадцати ни одного сюрприза, и более-менее следившие за командой последние недели люди могли почти безошибочно их назвать.

С первых же минут «лэтикс» массировано пошли вперёд, как бы желая отплатить собравшейся публике за то, что те выбрались в этот непогожий день на стадион. Практически сразу после стартового свистка удались две неплохие атаки из зоны Клеверли, в одном из этих эпизодов здорово сыграл Грин. Атаки накатывались на штрафную англичанина волна за волной, опасность перетекала из одного момента в другой, и все эти моменты в памяти слились в одно смутное, но цельное ощущение того, что вот-вот – и мяч будет в воротах.

Но насколько сильно, активно и уверенно играла наша атака, настолько катастрофически она не несла собственно результата. Где-то не хватало чуть-чуть мастерства нам, где-то его хватало Грину, где-то за Роберта играла удача, посылавшая мяч либо в него, либо мимо ворот – когда, казалось бы, кроме створа ему деваться было некуда.

И тем сильнее был шок от моментов на 12 и 26 минутах. В обоих можно было усмотреть нечто общее: оба изначально получили шанс на рождение вопреки логике игры, оба родились после стандартов, в обоих наша защита находилась в каком-то невиданном оцепенении (видимо, все мысли были у чужих ворот), оба мяча были забиты головой Демба Ба. Сначала он без помех пробил, находясь около линии вратарской между Колдуэллом и Бойсом, а четырнадцатью минутами позже для верности добил мяч в сетку после красивого удара со второго этажа Томкинса.

Это был самый настоящий шок. В одном из главных (а на тот момент – главном) матче года, на своём поле, при скоплении (в кой-то веки!) своих болельщиков и при своём полном преимуществе получить две такие оплеухи – это не описать. Казалось, проваливающийся в преисподнюю «Вест Хэм» из последних сил вцепился тебе в горло и тащит за собой – прямо-таки «Затащи меня в ад»™. К чести команды, она не развалилась. Ребята не бросили играть и продолжали пытаться выполнить исходную цель.

И особенно приятно отметить на этом фоне двух людей. Первый – Уго Родальега: не слишком эффективный в последних матчах, он и так наверняка испытывал психологическое давление, а привезённый без надобности пенальти с «Эвертоном» и вовсе выбил форварда из колеи. Но сегодня колумбиец смотрелся свежо, довольно эффективно прессинговал за защитников и начал более-менее постоянно выигрывать у них верховую борьбу, что за нам не всегда водилось.

Второй – Шарль Н’Зогбия. Здесь тоже налицо трансформация в последних матчах, но другого рода, и дело даже не в забивающихся с постоянством мячах, нет. Голы важны, но в данном случае они явились катализатором того, что француз стал не просто техничным и эффективным вингером, а превратился в настоящего лидера на поле. После скандального и нервозного прошлого лета Шарль шёл к этому весь сезон, и, наконец, дошёл. Как бы ни закончился чемпионат, Н’Зогбия заслужил благословение для перехода на следующую ступень, как когда-то заслужил его Антонио Валенсия.

Впрочем, к чёрту лирику, у нас тут кровопролитная битва. И в ней пока на 15 минут настал перерыв, который генерал Мартинес обязан был как-то использовать. И он использовал, совершив нехарактерную для себя «радикальную замену» и выпустив на второй тайм Моузеса и Сэммона. Эти двое вышли вместо Маккарти и Клеверли, что означало своеобразный переход к классическим 4-4-2 с быстрыми флангами и двумя крепкими форвардами.

На деле же Моузес и Н’Зогбия выбирали зоны для игры в большей мере по ситуации, а крайние дефы в виде Бойса и Фигероа практически обосновались на чужой половине поля. С другой стороны, сознательно была значительно ослаблена (если не сказать «разрушена») центральная ось в полузащите, что подготовило игру к «качелям», в ходе которых валидола было съедено в разы больше, чем в памятном выезде на Энфилд.

Но до качелей надо было ещё дожить, то есть, в контексте данного матча – сравнять счёт. Игра после перерыва шла всё в том же атакующем ключе, разве что сами атаки на первых порах были менее активными и острыми – видно было, что игрокам нужно время на перестройку. Активно хозяйничал по центру Н’Зогбия, что в одном моменте привело к фолу на нём Томкинса в нескольких метрах от линии штрафной. Последовало совещание, мощный удар Шарля прямо в угол – и гол! Стадион взревел, в сердцах тысяч людей, уже было махнувших рукой на всё это дело, затеплился огонёк надежды.

И команда с ещё большим вдохновением пошла вперёд. Авраам Грант срочно бросил в бой Паркера, но лидер «молотков» также не сумел сдержать раскочегарившийся «Уиган». Замены Мартинеса усилили игру в атаке, неплохо смотрелся Моузес, ещё лучше – Сэммон. Хоть мы почти и забыли про него за последнее время, но ирландец показал ещё раз, что умеет бороться, открываться, обыгрываться, да и техникой обладает. С помощью своих талантов на 68-минуте он получил мяч в штрафной, спокойно обманул защитника и спокойно же послал мяч мимо Грина, первый свой мяч за команду.

Вот так вот к последней четверти матча соперники вернулись к тому, с чего начинали. План Мартинеса сыграл, но теперь, при ничейном счёте, помимо атакующего задора нужно было проявить и хладнокровность в защите... Чего, по описанным выше причинам, не случилось – и почти все оставшиеся 25 с лишним минут на поле были те самые «качели».

Никакой игры в центре поля, никакой организованной игры в обороне – только надежда на своего вратаря, собственную удачу и неудачу соперника. Сами посудите: за всю игру было нанесено 32 (!) удара по воротам, и примерно половина из них пришлась на этот качельный отрезок игры. «Уиган» делал ставку на большое число атакующих, на скорость и дриблинг Н’Зогбия, Моузеса и Родальеги, на мощь Сэммона. «Вест Хэм» - на гуляющий ветер по почти пустой чужой половине поля, на быстрые контратаки в зияющие зоны. Пожалуй, главными героями этих минут стали Грин и Аль-Хабси – даже удивляешься, как они по итогам игры не получили психической травмы или сердечного приступа.

Как две бойцовые собаки, команды схватывались у ворот друг друга, но никак не могли укусить. Постепенно время истекало, силы кончались, и не раз под конец можно было видеть эпизоды, как игроки какой-то команды убегают в атаку «три в три» или «четыре в четыре». Наконец, резервный судья поднял табличку с цифрой 4, а это означало, что осталось совсем чуть-чуть: для «Вест Хэма» - наслаждения высшим дивизионом, для «Уигана» - шансов в борьбе за выживание. И тут, видимо, у футболистов чувство долга к родному стадиону, к родным болельщикам, к этому доброму дедушке в ВИП-ложе и не менее доброму и улыбчивому испанцу на скамейке.

На первых минутах добавленного времени стало казаться, что хозяев устраивала ничья, так как гости решили совершить последний марш-бросок. Но недаром этих минут было четыре: в них уместился и почти выход один на один Сэммона, и удар Уотсона во внутреннюю поверхность штанги. И вот, остаётся пара десятков секунд, Н’Зогбия принимает мяч на правом фланге у штрафной, начинает фирменно семенить, проходит к центру, бьёт, Грин прыгает и накрывает мяч...

Почти. Как будто прошедший чемпионат мира напомнил о себе: круглый снаряд проскальзывает под вратарём и отправляется в ворота. Камера выхватывает лицо Грина, на него больно смотреть. Но это футбол. Сегодня он отбил столько ударов, в которых мог и не выручить, но выручил – однако судьба решила взять своё именно на последних секундах.

Все бросаются к Шарлю. Родальегу меняют на Макартура. Судья продолжает игру и тут же даёт финальный свисток. Народ выбегает на поле DW. Занавес. Шекспир бы не написал лучше.

Что теперь? Теперь 4 команды стоят выше нас и умещаются в 1 очко. Пару из них надо обогнать. Две играют в последнем туре с соперниками из первой пятёрки, другие две играют между собой. Как и тогда, в памятном 2007 году, всё в наших руках. Пусть всё-таки не целиком, пусть теоретически есть самые невероятные расклады, но, как и тогда, команда должна выйти на поле в последнем туре с простой мыслью: «Победа=всё». Пусть Бойси расскажет, он помнит.

P.S. По ходу матча на эту статью, ещё несуществующую, ложились разные названия, в итоге решил, что при негативном исходе оно будет «22 обречённых мужчины», при позитивном – «В ад и обратно». То, что вы видите в заголовке после слова «или», является чистой воды импровизацией – натурально, моим криком после третьего гола, хотя вообще футбол я смотрю почти всегда молча :-)