Видео
6 мин.

Проблемы роста

Юбилейный, 25-й чемпионат Европы по мотоболу, проходивший в белорусских городах Пинске и Лунинце, ознаменовался целым рядом новых для этого вида задач. В основном потому, что впервые за очень много лет бороться за победу приехали аж восемь команд. Добавился абсолютный дебютант, команда Азербайджана; а также в кои-то веки не нашлось отказников: изволившие раньше пропускать чемпионаты французы и литовцы дисциплинированно добрались до белорусского Полесья.

Соответственно, организаторам имело смысл воспользоваться по максимуму свалившимся им на голову преимуществами – во-первых, придумать грамотную формулу турнира; во-вторых, сделать чемпионат запоминающимся. Чтобы в будущем количество команд только росло и последующие турниры ориентировались на этот. В футболе тоже первые чемпионаты мира проходили далеко не так гладко, но после нескольких удачно организованных мундиалей происходили существенные рывки в развитии игры.

Перед самими командами тоже стояли разные задачи. Сборная России, выигрывавшая звание чемпиона Европы уже трижды подряд, приехала в сильнейшем составе и явно намеревалась подтвердить своё звание фаворита. В качестве «дополнительных блюд» шла небольшая месть за поражение в прошлом чемпионате на белорусской земле и обкатка талантливой молодёжи: в сборной на этот раз дебютировал двадцатилетний Максим Довбня.

Белорусы и украинцы переживают спад: в Украине в основном из-за дрязг между заинтересованными людьми, в Белоруссии же в основном из-за того, что при хорошем чемпионате в сборной никак не вырастет игрок, хотя бы близкий по уровню к капитану Антону Власовцу, и в итоге все серьезные достижения сборной связаны с единственным спортсменом.

Капитаны сборных России и Белоруссии Владимир Сосницкий (слева) и Антон Власовец

Франция и Германия по традиции варятся в основном в собственном соку: сильные чемпионаты этих стран самодостаточны, и выезд на чемпионат Европы – дело, конечно, важное, но не самое главное в жизни. Зато Литва и Нидерланды нагляднейшим образом доказали, как хорошо влияет включение лучших команд страны в сильный чемпионат (Белоруссии и Германии соответственно). За последний год уровень игры этих команд существенно вырос, и как минимум Украину сбросить с пятого места было вполне реально. Какую задачу ставил перед собой Азербайджан – сложно сказать; скорее всего – просто добраться до Пинска и удачно вернуться домой. Задача, учитывая расстояние и ограниченный бюджет, далеко не самая тривиальная.

Увы, решить свои задачи удалось далеко не всем. Азербайджан вроде бы вернулся (хотя я с Баку не созванивался), но многие основательно смазали своё выступление.

В первую очередь, организаторы. Никакой системы придумать не удалось – команды играли каждая с каждой, а две лучшие выходили в финал. Во-первых, на такой жаре все решительно задолбались; во-вторых, из-за того, что Россия довольно быстро обеспечила себе участие в решающем матче, все остальные устроили толкотню в борьбе за второе место, обвиняя друг друга во всех смертных грехах.

Сначала белорусы, которые виделись вторым фаворитом турнира, ухитрились проиграть Германии. Немцы продержались в виртуальном финале недолго, уступив Франции, с которой они в последние годы совсем не умеют играть. Французов с белорусами устраивала и ничья, но они ухитрились проиграть, причём исключительно по собственной вине – судейство было адекватным. В итоге все срочно стали считать, кто больше забьет аутсайдерам. Чем кончилось это феерическое шоу – смотрите в предыдущем посте. Если вкратце, то в последнем матче группового турнира белорусам надо было не проиграть России шесть мячей. Российские тренеры решили, что обижать организаторов и громить хозяев, чтобы встретиться в финале со свежими французами – удовольствие сомнительное, и выпустили вторую четвёрку.

Фрагмент матча Франция – Германия на ЧЕ-2010 по мотоболу

Если было бы две группы по четыре команды и полуфиналы, то такого бардака не случилось. Надеюсь, за год новую формулу удастся придумать.

Кроме этого, организаторы, увы, устроили дисциплину в худших традициях того, о чём пишут о Белоруссии. Я ходил на матч Лиги чемпионов по футболу БАТЭ – «Реал», и там было меньше чиновничьего экстаза, чем на мотодроме в небольшом Пинске. Это помешало насладиться турниром в заслуженной степени.

В борьбе за пятое место таки преуспела Украина – на старом багаже соседям удалось добыть такую нужную победу над литовцами.

Всё это, однако, совершенно не должно мешать нам радоваться по поводу сборной России.

После последнего матча группового турнира, проигранного второй нашей четвёркой белорусам со счётом 4:5, наименее искушённые зрители подходили к нашей скамейке запасных и говорили что-то вроде «Вы молодцы, сочувствуем, но мы были сильнее!». Наиболее искушённая часть болельщиков предчувствовала нехорошее.

Сэйв вратаря сборной Белоруссии Дмитрия Ляховца

В финале, на забитом до отказа стадионе, белорусы продержались в защите весь первый период и примерно четверть второго. После этого сначала неприятный рикошет после удара Антона Гусева отправил мяч в самый угол ворот хозяев, а потом капитан сборной России, великий Владимир Сосницкий чуть не порвал девятку ворот белорусов прямым ударом со штрафного.

Два гола отыграть гораздо сложнее, чем один. Белорусам пришлось раскрываться, и в обмене ударами им не повезло. К концу периода счёт был уже 0:5, а закончился весёлый матч со счётом 3:11. Многовато для развития мотобола. Но, в общем, во славу сборной России.

Я довольно скептически отношусь к российским звёздам в футболе и хоккее. За редким исключением, мне было бы не о чем с ними говорить. Мотоболисты – совсем иное. В сборной России по мотоболу подобрался удивительный сплав интересных людей – от механиков до тренеров и игроков.

Сборная России празднует победу на чемпионате Европы по мотоболу-2010

Молодые и обаятельные Сергей Крошка и Максим Довбня, по случаю успеха которых станица Кущевская Краснодарского края, воспитавшая чемпионов, будет праздновать недели две. Лучший мотоболист мира Владимир Сосницкий, который, как и положено лучшему, даже после турнира прокручивает в голове атаки и варианты, живя этой игрой 24 часа в сутки. Вратарь-интеллектуал Алексей Семёнов, с которым легко можно обсудить всё – от перипетий чемпионата Франции по футболу до архитектуры станции метро Достоевская в Москве. Да все они прекрасны, настоящая команда с большой буквы.

И болельщики, и журналисты это чувствуют. Есть большая разница, когда ты смотришь на звёзд, порождённых глобализацией, по телевизору – и когда видишь людей, преодолевающих трудности и достигающих своих целей, практически рядом. Жаль, конечно, что на мотобол ходит не тридцать тысяч, а пять; что о нём не пишут в «Спорт-Экспрессе», что там нет девушек-глорихантеров, что в чемпионате Европы играют 8 команд, а не 24. Эти ребята в этом не виноваты, а дело своё они всегда делают на пределе своих сил. К этому нельзя оставаться равнодушным.