5 мин.

И смех, и грех. Зачем русские купили «Йокерит»?

Очень может быть, что скоро в гости к «Йокериту» будут приезжать клубы КХЛ. Фото: Fotobank/Getty Images/Mathias Kniepeiss

Новость о приобретении председателем совета директоров Континентальной хоккейной лиги и президентом санкт-петербургского СКА Геннадием Тимченко доли в хельсинкском хоккейном клубе «Йокерит» вызывала у меня сначала приступ безудержного смеха. Нет, я довольно быстро сообразил, что грустного в этой новости больше, но эпический постмодернизм этого события рассмешил меня чрезвычайно.

Некоторые питерцы уже знают, о чем я; для остальных расскажу. В конце 1990-х – начале 2000-х, когда тролли еще не дошли до интернета и все гостевые книги были достаточно интеллигентны, самой интеллигентной гостевой книгой была книга Хоккейных Ультрас «Йокерита», сокращенно – догадайтесь сами.

История ее появления теряется в сумраке прошлого, однако по основной версии – на одну из заброшенных книг «Зенита» пришли несколько креативных фанатов, перекрасили ее в цвета «Йокерита» и стали понемногу поддерживать финский клуб. Так вышло, что собралась удивительно хорошая компания, до книги добрались некоторые болельщики других клубов, добавились молодые журналисты – и разовая, возможно, акция стала явлением системным.

Петербург тогда именовали культурной столицей всерьез – без шуточек про президента, высотку «Газпрома» и Халка – поэтому неудивительно, что Хоккейные Ультрас «Йокерита» быстро расцвели. Сначала организаторы написали на основе «Калевалы» историю клуба, потом воспели лучших игроков, маршала Маннергейма, потом начали действительно следить за происходящим в финской лиге и делать толковые обзоры матчей.

Скоро на отдельно взятой гостевой ребятам стало тесно, и возникла концепция «АкцЫй» – в означенное время все «йорики» массово собирались на какую-нибудь из российских гостевых (чаще футбольных) и примерно в течение двух часов устраивали культпросвет. Они рассказывали об истории Финляндии, восходящей к доисторическому периоду, о значимости «Йокерита» в истории человечества и о структуре финского хоккейного чемпионата. Все это сопровождалось стихами, песнями и обязательно в знак начала «АкцЫи» – фотографией тренера Ханну Капанена.

Лучше всех повел себя администратор гостевой книги самарских «Крыльев Советов», который, как только увидел первых йориков, попросил их подождать секундочку и повесил сверху книги колоритный баннер, гласивший: «На два часа эта гостевая книга становится гостевой книгой «Йокерита». Не мешайте людям, смотрите и получайте удовольствие».

Пожалуй, это была лучшая мистификация российского спортивного интернета за всю его историю – при том, что по уровню текстов, шоу и работы все было всерьез. Влияние Хоккейных Ультрас «Йокерита» доходило до того, что после победы в Континентальном Кубке 2003 года сайты и «Спорт-Экспресса» и «Советского Спорта» были одновременно украшены большим изображением шута – эмблемы клуба.

Потом случилось страшное – «Йокерит» выиграл-таки чемпионат Финляндии; сочувствовать «Зениту» стало принято меньше; в интернет пришли тролли – и проект сам собой затух.

И вот теперь такая реинкарнация! Не уверен, что сам Тимченко знал про гостевую книгу. Но вполне вероятно, что он спросил у кого-нибудь из своих питерских советников – «Как бы нам расширить влияние КХЛ в Европу?» и кто-то сказал, памятуя об этой истории – «А купите «Йокерит»?!».

Большего постмодернизма я не видел уже очень давно. Это примерно как любить в детстве сказку про Колобка, а потом купить студию «Метро Голдуин Майер» только для того, чтобы экранизировать ее. Только наши на это способны.

Увы, весь этот смех – сквозь слезы.

«Йокерит» – проект уникальный. Это команда почти без истории: нет, не ХК МВД, но первые шаги «Йокерита» с полного нуля были сделаны только в 1967 году. Для консервативного финского хоккея – совсем недавно.

При этом это фантастически правильный клуб. Он играет в «Хартвалл-арене» – главном дворце Хельсинки, который, во-первых, очень хорошо расположен; во-вторых, сам по себе очень удобен. Дворец Тимченко с братьями Ротенбергами тоже купили (и по одной из версий, именно это и является основной частью сделки): вряд ли, конечно, там будут проходить съезды ОНФ вместо концертов The National и Radiohead, но все равно финнам обидно.

У «Йокерита» лучший мерчендайзинг, который я вообще когда-либо видел в спорте – даже сравнивая с НХЛ. У них бывают фантастически интересные сувениры.

«Йокерит» – клуб немного хипстерский, но в хорошем смысле этого слова. Он самоироничный, на него приятно ходить с семьей, там отличные предматчевые шоу. Эта история напоминает мне историю реконструкции московского парка Царицыно – да, конечно, сделали не так, как было, но теперь туда ходят десятки тысяч людей, и там хорошо.

Ну и, самое главное, «Йокерит» хорошо играет. В этом году, правда, случился казус – после победы в регулярном чемпионате «Йокерит» вылетел в первом же раунде плей-офф. Кто его знает, может, это и послужило импульсом к желанию эксцентричного владельца Харри Харкимо продать команду?

Увы, все эти плюсы теперь под вопросом.

Надо понимать, что для финнов это сильный плевок в душу. Нация это гордая, причем гордая по делу: они много работают, культурно живут и делают хорошие вещи. Купить основной клуб страны (вместе с главной ареной) и отправить его в КХЛ – это очень цинично. Проще было купить какую-нибудь «СаиПу» в ближайшей к Петербургу Лаппенранте или вообще создать клуб КХЛ на основе какой-нибудь команды второй лиги. Финны этого не забудут.

Уже сегодня в газете Helsingin Sanomat несколько полос посвящены этой истории – и тон там совсем не теплый. Если отбросить в сторону эмоциональные комментарии, то основной посыл в том, что с бюджетом в 8 миллионов евро «Йокерит» будет с заметным отрывом последним в КХЛ. В исследовании крупнейшей финской газеты на предпоследнем месте челябинский «Трактор» с бюджетом в 11 миллионов, а лидирует СКА с бюджетом в 54.

Харри Харкимо, который, судя по всему, пока останется основным владельцем клуба, на пресс-конференции ответил на соответствующий вопрос, что к моменту вступления в КХЛ в сезоне-2014/15 бюджет увеличится втрое. Впрочем, от него сложно было ожидать чего-либо другого. Помимо давних разговоров на тему необходимости европейской хоккейной лиги, Харкимо известен громкими высказываниями, браками и разводами и вообще ведет себя как вполне российский селебрити. В этом смысле, вероятно, братья Ротенберг и Геннадий Тимченко нашли себе самого подходящего партнера.

Кроме агрессивных, в финских СМИ есть еще и печальные комментарии: дескать, с такими деньгами нам справиться невозможно; а значит, больше всего пострадает финская SM-лига, которая в одночасье лишится одной из самых организованных в плане бизнеса и самых привлекательных для зрителей команд.

Даже если на самом деле ничего не изменится, а основной смысл этой сделки – или в темных финансовых процессах, или в каких-то более серьезных политических дебрях (между прочим, Владимир Путин буквально на днях встречался с президентом Финляндии Саули Ниинисте, кто их знает, что там происходит на самом деле), один вывод все равно неизбежен.

Плохие клоуны атакуют хороших клоунов – и хорошим будет тяжело.