15 мин.

Пепе 41, а он играет за «Порту» в 1/8 финала ЛЧ. В чем секрет?

И как менялась его игра?

Анаэлю Феррейре не нравились обычные бразильские имена. Он хотел чего-то особенного – такого, что выделило бы сына из толпы. Тогда Анаэль пошел искать вдохновение в старой семейной энциклопедии.

Два имени зацепили: немецкий астроном Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, и французский физиолог Шарль Луи Альфонс Лаверан, получивший Нобелевскую премию в 1907-м за открытие причин малярии.

Анаэлю понравились и имена ученых, и их дела. Сына он назвал Кеплер Лаверан Лима Феррейра. «С таким именем мой мальчик точно станет ученым», – сказал он друзьям.

До 17 Пепе спал с мамой в одной кровати, а на поле превращался в агрессивного зверя

Ученым мальчик не стал, а его полное имя было слишком длинным и трудным, поэтому первый тренер называл его Пепе. Так и закрепилось.

Когда друзья шли гулять, а старшие сестры – в клубы или бары, Пепе оставался дома. Он садился рядом с мамой и часами перебирал ее волосы. «Я словно знал, что мне предстоит много времени провести вдали от нее», – говорил он потом.

Но до этого было еще далеко: в 15 Пепе чуть не бросил футбол. Считал, что игра состоит из лжи. Пепе слишком часто видел, как родители партнеров платят тренерам за место в составе. А еще футбол не давал нормально учиться, так что решение напрашивалось.

Остановила мама.

– Нет, ни в коем случае. Ты пойдешь до конца и станешь футболистом. Эти обстоятельства – часть жизни. Нужно быть сильным.

Пепе послушался, потому что был действительно близок с мамой. Настолько, что до 17 спал с ней в одной кровати. «Представляю, как это не нравилось папе», – смеялся потом Пепе.

На поле этого нежного и домашнего парня было не узнать. В 13 его чуть не отчислили из академии, когда он ударил соперника по лицу в матче юношеского кубка Сан-Паулу.

С тех пор мало что изменилось.

Он мог нырнуть, а затем пнуть партнера по команде, подумав, что это соперник.

Или наступить на руку лучшему игроку противника.

Или симулировать, провоцировать соперников и их болельщиков, фолить изподтишка.

Так формировалась репутация Пепе: безбашенный, грязный, жестокий защитник. 

Как из мясника превратился в спокойного лидера

Пепе уже давно другой: агрессия сменилась сдержанностью.

Он признавался, что все изменила 10-матчевая дисквалификация в апреле 2009-го. Пепе толкнул Хавьера Каскеро из «Хетафе» в штрафной. Когда он упал, защитник «Реала» слетел с катушек: дважды пнул по спине, надавил на шею и ударил еще одного соперника по лицу.

«Это был мой худший день – и как для футболиста, и как для человека, – сокрушался Пепе. – Никогда не чувствовал ничего подобного. Страшно разочаровался в себе. Я вообще не помню себя в тот момент.

Тот инцидент сильно повлиял на мою карьеру. Я осознал ошибку, публично извинился и – главное – изменился. Я стал вести себя сдержанно, потому что теперь понимаю, какими могут быть последствия агрессии».

И это не просто слова: за последующие двадцать сезонов у Пепе всего семь прямых красных.

Как Пепе не стареет? Помогают мед, кускус и особый сахар

Достижения Пепе в этом сезоне – короткой строкой:

● в октябре стал самым возрастным полевым игроком в истории Лиги чемпионов – вышел на матч с «Антверпеном» в 40 лет и 241 день;

● в ноябре забил «Антверпену» в 40 лет и 254 дня – игроков старше с голами в Лиге чемпионов еще не было (Тотти, владевший рекордом до Пепе, забивал в 38 лет и 59 дней);

● тогда же стал первым, кто забил за «Порту» в 40+ лет.

«Любому, кто в таком возрасте играет на таком уровне за такой клуб, как «Порту», это удается за счет труда и самопожертвования, – написал Пепе в ноябре. – Знаю, до финиша осталось немного, но я сделаю все возможное, чтобы провести оставшееся время с честью».

В мире, где 38-летний Уэйн Руни не играет уже три года, 41-летний Пепе выходит в старте на матч 1/8 финала Лиги чемпионов. В топ-7 лигах старше только вратарь «Вильярреала» Хосе Рейна (всего один матч в Ла Лиге, зато играет в Кубке Испании и Лиге Европы), которому в августе исполнится 42. Среди полевых старше Пепе нет никого.

И ладно бы он изредка выходил на замену. Нет: игровое время за сезон перевалило за две тысячи минут, уже больше двадцати матчей.

Как он это делает?

1. Максимальное восстановление

«Никогда не видел игрока, который любил бы соревноваться сильнее, чем Пепе, – банальный ответ от тренера Сержиу Консейсау. – Не только в тренерской, но и в игровой карьере. Это невероятный соревновательный зверь. Футбол и семья для него выше всего остального. Пепе идет на большие жертвы, чтобы оставаться в такой форме в 40 лет, и отказывается от многих удовольствий».

Какие это жертвы?

«Приходится пропускать важные семейные моменты, – отвечал Пепе. – Однажды дети хотели, чтобы я поужинал с ними два вечера подряд, но это было невозможно. Такова наша жизнь».

Его профессионализм и подход к восстановлению напоминают другого долговечного португальца. «Однажды мы приехали с игры против «Эштрелы» в 2:15 ночи, – рассказывал Консейсау. – На следующий день поздно утром у нас планировалась тренировка, но на базу поехал только один игрок. Все отправились домой, а Пепе – на базу, чтобы лучше отдохнуть и подготовиться. А его семья была дома. Только Пепе это сделал. И, возможно, он среди тех, кому это меньше всего было нужно, ведь это один из самых титулованных игроков команды».

В «Реале» Пепе с Роналду приезжали на базу в два часа ночи, чтобы восстановиться и полежать в ледяных ваннах.

«Пока я не могу и подумать о том, чтобы поступить на тренерские курсы и ходить туда по вечерам, – говорил Пепе для Expresso в 2021-м. – Это сразу повлияет на восстановление, диету, отдых. Я постоянно думаю о следующем трофее, о следующем матче, о следующей тренировке. В будущем, когда закончу с футболом, возможно, подумаю об учебе, ведь я учился и продолжаю учиться у лучших тренеров. Но сейчас я слишком заряжен на победу, чтобы думать о двух вещах одновременно».

Иногда Консейсау дает Пепе лишний день отдыха. «Учитывая возраст и опыт, он уже не так зависит от физики, – поясняет физиолог Жоау Эспиноза. – Ему не нужны тренировки с большой нагрузкой. Нужно лишь управлять его готовностью, чтобы в нужный момент он хорошо сыграл».

2. Необычные продукты

Пепе соблюдает строгую диету, но есть несколько продуктов, от которых он просто не может отказаться. И они довольно необычны.

«Друг всегда привозит мне мед с юга, – рассказывал Пепе для TNT Sports. – Особенный мед, его делают только в одном регионе. Он делает невосприимчивым к некоторым вещам. Это один из секретов моего долголетия».

Что-то еще? Да: рападура (или панела, нерафинированный брикетированный тростниковый сахар), кускус, ямс и вяленое мясо. Именно их Пепе называл секретами долголетия.

3. Суровые тренировки и перфекционизм

«На каждой тренировке я выкладываюсь на максимум, – говорил Пепе. – Я работаю интенсивно, стараюсь максимально приблизиться к реалиям матча. Думаю, это один из моих витаминов». «В «Порту» тренировки гораздо тяжелее игр, – делился защитник в другом интервью. – Это помогает мне оставаться на хорошем уровне».

В 2020-м Пепе выступал на Web Summit и сказал, что не построил бы такую карьеру, если бы не любопытство: «Я любопытен настолько, что постоянно спрашиваю тренеров и партнеров, в чем могу стать лучше».

Еще один аспект, о котором говорил Пепе: он цепляет новые знания даже у поваров и врачей. «Я стараюсь много учиться у тех, кто рядом: нутрициологи, повара, врачи, физиотерапевты, тренеры», – перечислил защитник.

«Порту» начинает анализ соперника за три дня до матча, а за день до него Пепе погружается в видео с нарезками игры нападающих, вингеров и центральных полузащитников. «Ненавижу проигрывать, что бы это ни было, – говорил защитник. – Дома я пересматриваю видео с проигранными единоборствами, чтобы понять, что сделал не так. После поражений я вспоминаю все, что было до: не плохо ли я отдохнул, поел или проанализировал соперника».

Что же его так мотивирует?

«Футбол, – отвечает Пепе. – Возможность проснуться, приехать поработать на базу, защищать цвета, представлять свой регион. Считаю, играть в футбол – это привилегия. Я могу делать то, что люблю больше всего, поэтому каждый день чувствую себя счастливым».

Главная причина футбольного долголетия Пепе – профессорское чтение игры. Эффект максимизируется системой Консейсау

Сейчас Пепе проводит пятый полный сезон после возвращения в «Порту» – все это время работает в рамках системы Сержиу Консейсау. 

Консейсау – это португальский Симеоне. Он один из лучших оборонительных организаторов в европейском футболе. Его система не требует изысков с мячом и дает защитникам дополнительную подушку безопасности за счет компактности в каждой стадии. На центральных защитников она оказывает эффект, аналогичный тому, что был в «Атлетико» во времена более простого футбола и верности схеме 4-4-2.

Дисциплинированности, понимания смещений и минимизации ошибок достаточно, чтобы выглядеть достойно в рамках настолько организованной команды. Конечно, набор Пепе этим не ограничивается, но минимальному порогу в рамках футбола Консейсау он будет соответствовать еще долго.

Два приема дополнительной брони нужно зафиксировать отдельно. Первый – компактность в рамках среднего (иногда высокого) блока и недопущение «открытого мяча». Открытый мяч – это ситуация, когда линия защиты высоко, а игрок соперника с мячом может готовить пас без давления. 

«Порту» мастерски избегает таких эпизодов. Здесь дополнительными защитниками для настоящих защитников выступают прессингующие игроки. Вот показательный эпизод из матча против «Арсенала». За спиной у линии защиты с Пепе есть пространство, но после каждого следующего паса игрок «Арсенала» оказывается под давлением и не может исполнить осмысленную передачу за спину:

То есть прессинг «Порту» нацелен не на мгновенный отбор, а на недопущение «открытого мяча». Линия защиты почти всегда сохраняет цельность (крайние не несутся в прессинг), а атакующие футболисты читают развитие атаки соперника и дисциплинированно давят на каждый следующий пас.

От защитников требуется постоянно корректировать расположение, поддерживать компактность и читать эпизоды, чтобы в случае неподготовленного паса за спину получить фору за счет положения корпуса и расположения на поле. Пепе – профессор в таких вещах.

Вот ситуация, в которой небрежный пас под давлением все же пошел:

Из-за давления передача получилась верхом и не была акцентированной. Пепе к мячу успевает первым:

У эпизода два исхода – либо пас идет ближе к центру (Пепе выигрывает забег за счет траектории и расположения), либо неудобный пас следует во фланг (там Пепе готов встречать/не пускать в центр). Пока он создает барьер, партнеры насыщают оборону количественно. «Порту» очень оперативно садится в защиту в такие моменты.

Задача полузащитников и форвардов сделать пас неудобным (или вообще не дать его исполнить). Задача защитников заниматься постоянным чтением ситуаций и быть готовым к описанным сценариям. 

Второй прием помощи защитникам – сокращение зоны ответственности при глубокой обороне. Здесь мы наблюдаем один из двух вариантов – запредельный уровень компактности и четкий численный перевес «Порту»:

Еще одна опция –  шестерка защитников в линию, которую почти невозможно разрезать. Снова уменьшается зона ответственности каждого центрдефа:

В такой системе важнее всего минимизировать количество ошибок – позиционных и технических. Пепе идеален в таком режиме – после камбэка в «Порту» он допустил всего 3 ошибки, приведшие к удару. Opta классифицирует так только явные ошибки, не включая спорные ситуации, где нужна трактовка, и позиционные недочеты. 3 ошибки за почти 5,5 сезонов – все равно мощь! И именно такие вещи особенно ценятся у Консейсау.

Еще одно отражение крутости – Пепе обыгрывают всего 0,37 раза за игру. То есть раз в три матча. Использовать эту цифру как индикатор непроходимости неверно. На самом деле она показывает, как редко Пепе оказывается в ситуациях, где его проверяют 1-в-1 – насколько редко в принципе возникают индивидуальные проверки. Это олицетворение стиля «Порту», в котором Пепе максимально комфортно.

В иной системе ошибки охотнее прощаются, а защитников чаще проверяют не только в чтении командной системы, но и в эпизодах, где нужно тушить пожары (плюс предъявляют требования по первому пасу). Футбол «Порту» не допускает пожаров и не терпит ошибок. Пепе это идеально подходит. В менее организованной или более рискованной в плане прессинга/розыгрышей команде к нему, вероятно, появились бы вопросы. Но уходить в эту альтернативную реальность нет смысла – в нашей заслуживает комплиментов.

Пепе – блестящий организатор. Такой футбол всегда был ему близок. Именно по этой причине он назвал «Реал» сразу после перехода в 2007-м «кладбищем для центральных защитников»:

«Я перешел из тактически организованной команды. Если мяч слева, все смещаемся для прессинга сюда. Если мяч справа, то сюда – снова всей командой. Это азы. В «Реале» на первых порах был хаос. 

Помню, наша оборона развалилась, я оказался один на один с форвардом и вынужден был бежать назад. Я оглядывался на Каннаваро и кричал ему: «Страхуй!» Ответ: «Нет, нет, мы тут так не делаем. Каждый отвечает за свою сторону». Это было откровением для меня: «Правда? Вот черт!» Я смотрел по сторонам и видел крайних защитников в неоправданно высоких позициях и опорников, теряющих зону».

Ничего подобного Пепе не увидит сейчас. Если «Мадрид» в тот момент был кладбищем центральных защитников, то «Порту» Консейсау – это криогенная камера для центральных защитников. Продлевает их век и маскирует слабые стороны. 

Если придираться, то в случае Пепе есть один локальный повод для опасения – верховые дуэли в этом сезоне. Они упали до худшего в карьере результата – 44,6%. Это прямо слабо для защитника – и это важно в том числе в футболе «Порту». Можно выстроить гипотезу, что хуже успевает и с опозданием вступает в дуэли, поэтому не выигрывает их как ранее. Можно списать на колебания и неудачный период – еще в прошлой кампании были солидные 63,5% – резкий спад, но не обязательно тренд.

В целом 41-летний Пепе все еще оказывает существенное позитивное влияние на качество смещений и реакций внутри описанной системы. Без него «Порту» пропускает 0,87 гола за игру; с ним – 0,58. 

Он всегда был хорошим тактиком на поле. Антонио Рюдигер после перехода в «Мадрид» рассказывал, что смотрел видео Пепе, чтобы насладиться тем, как португалец наводит ужас на соперников, но заметил, что Пепе «был безумно хорош не только в дуэлях, но и внутри игровой структуры».

Так Пепе (именно его версию из «Порту») расхваливал Рио Фердинанд: «Если бы я был тренером, взял бы кадры игры Пепе и показал их всем молодым центральным защитникам, чтобы они оценили его позицию, готовность, коммуникацию, концентрацию, чувство риска, умение использовать тело».

В текущих условиях Пепе может еще долго не стареть. Три года назад при очередном продлении Пепе президент «Порту» Жорже Нуну Пинту да Кошта предположил, что защитник может задержаться на поле до 42 лет. Теперь прогноз даже не кажется дерзким. Консейсау называет Пепе самым помешанным на конкуренции игроком из всех, с кем он работал или сталкивался за игровую карьеру. 

Такой уровень мотивации и приоритеты системы «Порту» делают дату прощания с Пепе максимально неконкретной – либо пока ему не надоест, либо пока Консейсау не уйдет из «Порту» (с последующей сменой стиля). Старение в классическом понимании Пепе победил, насколько это возможно.

Фото: Gettyimages.ru/Octavio Passos; Instagram/official_pepe; Mutsu Kawamori/Global Look Press