13 мин.

Михаэль Шумахер: Прощание с легендой

Всем привет!

67676

Сезон 2012 года в автоспорте оказался богатым на зрелищные гонки и важные события за пределами паддока, но для многих и многих болельщиков он запомнится, прежде всего, последним сезоном Михаэля Шумахера, как гонщика первой формулы. В ожидании гоночных баталий 2013 года блог Красная конница с ностальгией вспоминает лучшие гонки Михаэля, проведенные им в составе Феррари. 

Испания 96

Переход Михаэля в Феррари открыл новую главу в истории итальянской команды и заложил фундамент для будущих побед, однако до борьбы за титулы было еще далеко. F-310 не отличалась надежностью, кроме того были допущены ошибки в разработке ее аэродинамики. В те дни, Шумахер, по воспоминаниям участников событий, буквально тащил машину на себе. Тем и сложнее сейчас переоценить ценность его первых побед за красную команду, одна из которых состоялась в испанском гран-при. 

В тот уикенд дождя было очень много. Квалифицировавшись третьим, после старта Михаэль из-за проблем со сцеплением откатился далеко вглубь пелетона, и затем начал атаковать. Разница с лидировавшим Вильневым стремительно сокращалась: на второй круг Шумахер уходил шестым, а к девятому уже висел на хвосте лидера, которого вскоре без проблем обошел. После гонки европейская пресса не смогла не сравнить это выступление с Донингтоном Сенны, а соперник немца Вильнев, находясь под сильным впечатлением, отметил, что Шумахер был быстрее его на всех участках трассы.

Монако 97

И снова дождевая гонка там, где талант гонщика пожалуй более, чем где бы то ни было влияет на его финишную позицию. Согласно прогнозу, сильной дождь должен был утихнуть вскоре после старта. Выбрав на гонку шасси с промежуточными настройками, в отличии от большинства соперников, Шумахер уже к концу второго круга не мог разглядеть преследователя в зеркала – разрыв составлял 11 секунд.

Бельгия 97

Вспоминая все те гонки, уже не удивляешься, почему Михаэль получил прозвище «человек дождя». В большинстве случаев он самостоятельно принимал решение, как действовать в той или иной ситуации, насколько рано менять резину, менять ли ее вообще, руководствуясь своим опытом и гоночным чутьем.

Снова Спа и снова дождь, начавшийся перед стартом. Все оказались в одинаковых условиях, поставив дождевую резину, тем и примечателен блестящий обгон лидера и превосходство в скорости далее по ходу дистанции. К середине дистанции Шумахер был уже практически недостижим.

Великобритания 98

В конце 90-ых главным соперником в борьбе за долгожданное чемпионство была команда Макларен. Неудивительно, что именно о Хаккинене Михаэль позже отзывался, как о сопернике, с которым ему было сражаться интереснее всего. И если вспомнить карьерный путь немца, все встает на свои места. С поколением 80-ых он мало успел поездить, гонщикам Уильямс покоряли вершины недолго, эра подъема великой команды подходила к концу, к началу 2000-х красную машину было уже неостановить, ну а позже оставалась только молодежь и борьба с резиной имени 2005 года. Именно Макларен в гонках конца 90-ых выставлял машину, с которой возможно было бороться, пусть порой и на пределе своих возможностей, и часто эта борьба проходила колесо в колесо. 

Так случилось и в Великобритании, где после квалификации на поуле оказался Хаккинен. Следом расположился Михаэль. Множество событий в гонке, включая ошибки лидеров, выезд машины безопастности и технические проблемы, возникшие у соперников, позволили Шумахеру возглавить пелетон. Оказалось, что в Феррари настроили машину на сильный дождь, и если с начала гонки на промежуточных настройках Макларены отрывались, то затем, когда дождь зарядил сильнее стали терять отвоеванные секунды. Примечательным в той гонке оказался финиш, Михаэль должен был отбыть наказание на пит-лейне, причем, что показательно данное решение было передано команде за три круга до финиша. Боксы команды располагались в дальнем конце пит-лейна, и направляясь к ним после последнего круга гонщик, таким образом, пересек линию финиша. В победе не был уверен никто, а сильнее всех в итоге были удивлены соперники, которые пытались ее обжаловать. 

Венгрия 98

Когда мы вспоминаем венгерскую гонку, то говорим, прежде всего о стратегическом гении Росса Брауна и невероятном исполнителе им задуманного Михаэле Шумахере.  После квалификации гонщики Макларен оккупировали первую линию стартового поля, Михаэль же расположился следом за ними. В гонке расстановка сил не изменилась и стало понятно, что при таком развитии событий Макларен легко победят. Это не очень устраивало Росса, который решил изменить количество пит-стопов, добавив еще один. На карте стояло многое, все происходило в самый разгар чемпионата, лидеры в таблице шли плотно и в тот момент каждое набранное очко имело повышенное значение. За счет меньшего времени, проведенного на пит-стопе Михаэлем, он опередил двух гонщиков Макларен и захватил лидерство в гонке. В тот момент Браун произнес уже ставшую легендарной фразу: "У тебя девятнадцать кругов, чтобы создать отрыв в двадцать пять секунд". Это была безумная, спринтерская серия. Безупречная работа круг за кругом и так на протяжении всего отрезка. После сложилось впечатление, что в любой нужный момент Михаэль мог включить квалификационный режим и поехать в нем. За всю историю формулы 1 на такое были способны единицы. Найджел Степни высказался более прямолинейно: "Только два человека способны выдавать такие ослепительные круги, Сенна и Шумахер". Так состоялась важная для личного зачета победа, которой к сожалению оказалось недостаточно, чтобы в конце сезона завоевать чемпионство.

Малазия 99

В те дни 99-го года Михаэлю было непросто внезапно оказаться лишь зрителем у экрана телевизора и там же лишиться шансов на победу в чемпионате. Сколь велико было его желание вернуться в борьбу засвидетельствовал именно Сепанг: поул и последовавшая за ним гонка на команду надолго осталась одной из самых занимательных вех в истории Феррари. Задачи перед Шумахером стояло две: обеспечить напарнику более высокую позицию на столько, на сколько это было возможно и притормозить Хаккинена настолько же. Пропустив вперед Ирвайна в течение гонки дважды, Михаэль обеспечил первую, а преподав мастер класс обороны при защите от Хаккинена, вторую. Это был полный контроль гонки, Шумахер был не в ней, он был над ней. Росс Браун после финиша не смог сдержать эмоций: "Это было потрясающе". 

Япония 00

Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, это было его время, его и никого больше.

Соперники приходили и уходили, сменяя друг друга, и только он один оставался в борьбе за победы и дарил нам лучшие моменты этого грандиозного шоу и одновременно жестокого спорта, ценой ошибки в котором порой становилась жизнь.

В этот дождливый японский гран-при на кону стоял чемпионский титул и это была гонка только двух человек: Хаккинена и Шумахера. Оба сражались до конца и все решилось на последнем пит-стопе, когда после заезда лидировавшего Хаккинена на пит-лейн, у Михаэля было два круга, чтобы создать отрыв, что он и сделал и завоевал титул, а победив в последовавшим за японским гран-при Малазии, обеспечил команде победу в Кубке конструкторов. 

  

С этого исторческого момента и началась эра красного доминирования. Долгая серия наконец была прервана и после Джоди Шектера и 21 года ожиданий появился новый чемпион, которому было суждено стать самым успешным в истории формулы один.

Сан-Марино 03; Австрия 03

В сезоне 2001 года основным соперником Шумахера стал Култхард, но Михаэля уже было не остановить, Дэвиду же не хватало чемпионской жилки. В 2002-м красная машина стала недосягаемой для конкурентов и титул был оформлен уже летом. В более плотной борьбе начался сезон 2003. В первых гонках сам гонщик и его команда совершили ошибки, что привело к отставанию от лидера на 18 очков. При этом Ф-2003 была готова только к Испанской гонке, до этого использовалась старая машина.

Любой человек из паддока вам подтвердит, что психологическое состояние гонщика часто играет определяющую роль в его успехах или наоборот неудачах. Микроклимат в команде, семья или личные отношения могут добавить или отобрать те самые десятые, которые решают все. Стойкость духа Михаэль проявил в дни проведения гран-при Сан-Марино. Печальная новость о смерти матери застала его в боксах после завоевания поула, и он вынужден был улететь домой. Вернувшись в воскресенье он, собравшись в нужный момент, одержал волевую победу, но после финиша не смог сдержать эмоций. Настоящий профессионал, он мог полностью подчинить себе себя самого, когда это было необходимо. Так случилось и в Австрийской гонке, где во время пит-стопа загорелась машина. Только сам Шумахер знает, что испытал, наблюдая как механики тушат огонь, тем не менее Михаэль вернулся на трассу и победил.

 

Канада 03

Стартовав вслед за пилотами Уильямс, оказался на первом месте, благодаря отличному пилотажу и слаженной работе команды. Не смотря на проблемы с тормозами, сумел победить в гонке и так и не дал соперникам себя опредить. На финиш за ним приехал целый состав преследователей. Впечатленный Жан Тодт назвал эту гонку невероятной.  

Франция 04

В основе достижений команды лежала эффективная работа всех ее игроков, их взаимодействие в этом сложном механизме. Казалось, что они созданы для работы друг с другом. Сейчас это называют "командой мечты". Сложно представить скольких блистательных гонок мы бы лишились, находись на мостике другие люди, а за рулем другой пилот. Очередной пример такого взаимодействия мы наблюдали в тот теплый уикенд в Манье-Куре. 

К середине дистанции стало понятно, что Алонсо без смены тактики не достать и команда решила рискнуть и провести на один пит-стоп больше. Чтобы реализовать такой план от Михаэля требовалось проехать на пределе возможностей. Болельщики, затаив дыхание, смотрели, как Красный барон штамповал друг за другом лучшие круги. Наблюдая за временем прохождения этой серии, было сложно поверить, что машиной управляет человек. В памяти всплывали события памятной Венгрии 98. В итоге заслуженная победа, в основе которой великолепный план мостика и его блистательная гоночная реализация.

Сан-Марино 06

В начале столь памятного для нас сезона ситуация складывалась не в пользу Феррари. Переломный момент наступил в Сан-Марино. Когда в ходе гонки, стартовавшего с поула Шумахера, нагнал его главный соперник Алонсо стало понятно, что в гоночном темпе Рено превосходит конкурентов. Но, как известно, в те годы, на трассе в Имоле было практически невозможно обгонять, если соперник не совершал ошибок. Алонсо наседал и прессинговал, было видно, что оторваться от пелетона ему мешает только отсутствие свободной трассы. Тогда в Рено решили отыграть время за счет пит-стопа и зазвали Алонсо первым. В тот момент все решила уникальная способность Михаэля выжимать из ситуации все и даже больше в тот момент, когда это особенно необходимо. Красный болид полетел вперед, будто бы сбросил балласт. Складывалось впечатление, что машину каким-то образом подменили на другую. В итоге быстрый, но потяжелевший Рено снова уткнулся в красный хвост своего соперника.

       

Китай 06

К концу сезона поход Шумахера за восьмым титулом выглядел более, чем убедительно. При этом после Монцы все знали: немец уходит из гонок и это последняя возможность завоевать столь много раз покорявшийся ему трофей. Вероятно и самого Михаэля этот фактор сильно мотивировал, потому как вторую половину сезона он провел крайне эффективно. Но в концовке случился первый за долгие годы отказ двигателя, фактически поставивший крест на завоевании титула. Перед глазами до сих пор стоит припаркованная в одиночестве машина, дым, уносящий с собой надежду, и Михаэль - улыбается и благодарит болельщиков и механиков. Но то произошло в Японии, а перед Японией в календаре значился Китай и так суждено было случится, что последнюю победу в своей карьере Михаэль одержал именно там. И снова, как и множество раз в карьере гонка проходила не по сухой трассе. Квалификация случилась дождевой, что было на руку соперникам из Рено и клиентам Мишлен. Бриджстоун в этой ситуации просто не работал и Шумахеру пришлось довольствоваться шестым местом.

Однако в воскресенье трасса была уже только сырой и по ходу дистанции приемущество переходило от клиентов Мишлен к клиентам Бриджстоун и обратно. После того, как немец последовательно расправился с Райконненом, Баттоном и Барикелло, отрыв от Рено сократился. Попытки Физикеллы оборонять тылы Алонсо успехом не увенчались и позже он сам пал жертвой одного быстрого круга и пит-стопа соперника. Так Михаэлю удалось достать лидеров и возглавить гонку. В тот момент мало кто задумывался, что эта победа окажется последней.

Бразилия 06

На последнюю гонку Шумахера в составе Феррари, и как думали тогда, что и в формуле, поддержать его приехало очень много болельщиков, звезд спорта, его друзей и соперников. Не представляю, что было в боксах, если даже телевизионная картинка передавала это ощущение особенного уикенда, перед нами закрывалась большая глава большой истории. Надежды на чемпионский титул уже не было, а после контакта с Физикеллой Михаэль отправился в боксы и пришлось начинать все не просто заново, а с самого конца. После такого многие болельщики готовы были довольствоваться одним наличие 7-кратного на трассе, однако у Михаэля на этот счет было свое мнение. Гонка превратилась в феерическое шоу одного единственного гонщика. Круг за кругом, обгон за обгоном, немец прорывался вперед. Заключительным обгоном своего сменщика в команде, он поставил точку: 4 место. Знаете, то 4 место, было и остается одним из самых, если не самым лучшим 4 местом в истории автоспорта. После того уикенда все задавались единственным вопросом: и этот человек уходит из гонок?

В последующие сезоны случилось много интересных событий в борьбе за корону, но не покидало и до сих пор не покидает одно ощущение: останься Михаэль в гонках, за рулем Феррари стал бы девятикратным. Однако случилось всё так, как случилось и безусловно одно: так уходят великие. Да, второе пришествие не оправдало ожиданий многих, однако способны на такое лишь единицы и, чего уж там говорить, машина не позволила раскрыть все то, чего мы так ждали. Особенно было обидно за 2012 год, к которому Михаэль стал выглядеть, как минимум не хуже молодого напарника, и мог бы бороться за победы. И в подтверждении этого

бонусом, вне списка, то, о чем не напишут статисты и не отразят итоговые таблицы, там, где вершина покоряется только настоящим мастерам, а малейшие ошибки не прощаются никому, в том возрасте, когда большинство уже лет 10 как кутаются в клетчатые пледы и растят животы в комментаторских кабинках, короче встречайте:   

Монако 2012

 

 Пока, Михаэль, и спасибо  тебе.   

777