4 мин.

Возьмемся за руки, друзья!

Две трети турнира в Вейк-Ан-Зее позади. Действующий чемпион мира Вишванатан Ананд все-таки собрался с силами и начал прорыв наверх, Владимир Крамник играет все так же солидно, как обычно, а Василий Иванчук продолжает штамповать ничьи. Кроме того, на фоне отличных партий в голландском городке начинают разворачиваться околотурнирные разборки. Как вы думаете, с кем они связаны? Правильно. Где тонко, там и рвется. То-то будет завтра, когда в очном споре сойдутся Крамник и Топалов.

Сенсаций в Вейке не будет. Вверху расположились именно те, на кого, по логике, и надо было ставить еще до турнира. Остался вопрос только о победителе. Как же? А текущее первое место Магнуса Карлсена – не сенсация? Убежден, что нет. Уже нет. Он просто очень много помнит и сильно играет в шахматы. Именно в такой последовательности. Сейчас качественный компьютерный анализ и способность держать в уме бесконечные дебютные варианты являются главными КФУ (ключевыми факторами успеха) шахматиста. То, как играют с Карлсеном, – осторожно, уважительно – показывает, что элита методом наступания на грабли вполне ощутила реальную силу норвежца. Может, Магнус и не займет первое место, но в призовой тройке окажется уж точно.

Владимир Крамник тем временем выиграл еще одну белую партию. На этот раз пал Аронян. Их поединок представлял собой жуткое зрелище: когда на часах у Левона оставалось 10 минут, ровно столько же ПРОШЛО на часах Владимира. Объяснение простое – Крамник анализировал позицию дома, а Аронян играл «с листа». Страшно представить себя на месте армянина – думаешь, стараешься изо всех сил, тратишь по двадцать минут на ход, а потом соперник, немного наморщив лоб, отвечает тебе за двадцать секунд. И все повторяется сначала.

Вот только в совершенно выигранной позиции Владимир вместо того, чтобы спокойно подумать и закончить борьбу, начал «рубить флаг». «Рубить флаг» значит специально играть очень быстро, чтобы не дать сопернику возможности думать за счет своего времени. Такая тактика не замедлила сказаться на качестве ходов. В итоге дело закончилось равным (с точки зрения компьютера), но неприятным для разыгрывания четырехладейным эндшпилем. Проблема в том, что с Крамником слово «равный эндшпиль» минимум в 50 процентах случаев означает «скоро надо сдаться». Так, собственно, и вышло. Тем не менее, Аронян – по-прежнему один из главных претендентов на общую победу.

Виши Ананд тем временем вспомнил, что звание «чемпион мира» обязывает хоть немного напрягаться за доской. Это воспоминание сразу же ударило по прекрасной Юдит Полгар, которую просто потихонечку переиграли, и Веселину Топалову, которому не дали даже дернуться. Виши шаг за шагом подползает к верхам, но, полагаю, спортивного азарта индийца в решающий момент окажется недостаточно для общей победы.

Группа хороших гроссмейстеров в составе Петера Леко, Майкла Адамса, Бориса Гельфанда, Павла Эльянова и Люка Ван Вели по-прежнему остается там, где и было предсказано в предыдущем посте. На остаток турнира прогноз не меняется.

Почему все время играет вничью Иванчук? Для меня это загадка. Вроде и стиль соответствующий (зачастую авантюрный), и сила игры ни у кого не может вызвать сомнений, но пока «не идет». Скорее всего, уже и «не пойдет». Зато потом в сотый раз все будут задаваться вопросом, почему Иванчука так мало приглашают на элитные соревнования.

Что касается азербайджанских гроссмейстеров, если Раджабов еще может выиграть турнир, то у Шахрияра Мамедьярова это едва ли получится. Говорят, что Шах очень большое значение придает нынешнему Вейку, желая продемонстрировать всем истинную силу своей игры. Может, поэтому и перегорел. А в силе игры и так никто не сомневался.

В заключение, об одном инциденте, произошедшем в турнире «B». Подопечный Сильвио Данаилова и верный оруженосец Топалова гроссмейстер Иван Чепаринов отказался перед партией подавать руку Найджелу Шорту. Шорт «стуканул» кому следует, и болгарину тут же было засчитано поражение. Стороны уже дали комментарии: англичанин считает, что выполнил новое правило ФИДЕ, заставляющее «ручкаться» перед партией. По-моему, правило это вполне разумное. Во многих видах спорта, например, слушают перед матчем национальный гимн. Это нормально. И неуважение не должно спускаться с рук.

Другое дело, что, по словам Сильвио Данаилова, такого правила еще нет официально. Пока это лишь рекомендация. Наверное, это правда, потому что апелляционный комитет, в состав которого, на минуточку, входит сам Крамник, поддержал протест болгар и назначил переигровку.

В этой ситуации лично мне глубоко противно поведение обеих сторон. Шорт знал, с кем садился играть. Знал, что нелицеприятно высказывался в адрес Сильвио Данаилова, и вполне мог быть готовым к подобному развитию событий. Ожидать порядочности со стороны этой компашки уж точно не приходится. Но бежать звать арбитра вместо того, чтобы наказать хамство за доской, – уж совсем некрасиво. Получилось, что Найджел ловко воспользовался подвернувшимся шансом. Если бы судья сам вынес такое наказание – одно дело, а то, что сделал Шорт, – вовлечение нянечки в разборки в детском саду.

Данаилов уже проанонсировал всему свету, что рукопожатия в завтрашней партии Топалов – Крамник не будет. Хочется надеяться, что на этом болгарский менеджер перестанет напоминать о себе. Кстати, уже в этом году состоится полуфинальный матч за корону Топалов – Камский. Смотрите, Гата, и учитесь! А главное – готовьтесь…