6 мин.

Почти детективная история без морали

На запись в бложике меня сподвигли новые откровения г-на Малосолова. Тут надо сразу сделать небольшое лирическое отступление: если ты работаешь в компании, во главе которой ставят какого-то невнятного дядю по хренпойми какому принципу, и дядя ведет себя на посту, как КАМАЗ в неконтролируемом заносе, то вряд ли подробности о деятельности этого персонажа могут быть названы пинанием мертвого льва. Что же касается личных взаимоотношений господ Малосолова и Фурсенко, то на то они и личные, чтобы о них не судить со стороны.

Так, проложившись по морально-этическому вопросу, перейду к существу дела. После того, как на пост президента Российского Футбольного Союза (в нарушение устава РФС и группы документов ФИФА, призванных не допустить вмешательства государства в дела национальных футбольных ассоциаций) из Кремля был назначен один из членов питерской организованной преступной группировки мэрии времен 90-х, финансирование российского национального футбола было поручено известному олигарху и кошельку семьи бизнесмену Роману Аркадьевичу Абрамовичу. Абрамович привлек к руководству сборной голландского специалиста Гуса Хиддинка, а созданная им Национальная академия футбола построила некоторое количество футбольных полей, на открытии которых с удовольствием попозировал перед журналистами новый глава РФС. Однако, каких-то глубинных изменений не произошло: Хиддинк, достигнув крупнейшего за последние 20 лет достижения отечественного футбола, довольно быстро понял, что перестраивать национальную систему подготовки футболистов никто в РФС не собирается, а все его благие начинания тонут в комитетах РФС, как камни в воде. Отношения же Романа Аркадьевича с российским футболом охладели после того, как выдвинутая им кандидатура на пост президента РФС была не слишком изящно задвинута, и одного питерского наместника, ушедшего на повышение, заменил другой питерский наместник.

С.А. Фурсенко

Впрочем, на тот момент многим, в том числе новому главе РФС, казалось, что углеводородное благополучие России позволит преодолеть уход Абрамовича от российских футбольных дел без проблем. И за дело г-н Фурсенко взялся рьяно, иной раз даже чересчур. Заявив, что Хиддинк должен отработать свой контракт до конца, он довольно оригинально решил не выплачивать Хиддинку остаток жалованья по контракту. Фурсенко привлек к руководству сборной России тренера, хорошо знакомого ему по работе в «Зените» - Дика Адвоката. Время приглашения нового голландца на пост главного тренера сборной России было выбрано, мягко говоря, неудачно: Адвокат всего за полгода до этого подписал долгосрочный контракт со сборной Бельгии, где к тому же имел такой авторитет, что ему позволили совмещение должности главного тренера сборной с должностью главного тренера голландского клуба АЗ Алкмаар. Но это не смутило экс-соратников по «Зениту». Голландцу были выплачены щедрые подъемные в сумме 1,5 миллиона евро для выплаты отступных бельгийцам, а сам он получил, по своим же собственным словам, самое щедрое предложение в карьере.

Кроме этого, г-н Фурсенко в достаточно безапелляционной манере сменил спонсора РФПЛ. Вместо постороннего «Росгосстраха» спонсором был назначен свой «Согаз». Что, правда, повлекло за собой иск от страховщиков на 20 миллионов долларов, так что проблемы опять пришлось закрывать деньгами. Но тогда это президенту проблемой не казалось: спонсором РФС стал Газпром.

Дальнейшая деятельность г-на Фурсенко была настолько многогранна, что даже ваш попкорный слуга не удержался (дважды) от её описания.

Опустив множество подвигов Сергея Александровича, который в своих жизнеописаниях стал античным героем почище Геракла, я перейду к финальной стадии его деятельности на посту. Как следует из слов Дика Адвоката, согласно его контракту с РФС по схеме «2+2», вопрос о подписании контракта на новый срок должен был быть решен в апреле 2012 года. Однако на встрече с президентом РФС главный тренер сборной России услышал, что вопрос о продлении контракта будет обсуждаться только после Евро-2012.

Правоту Адвоката подтверждают его последующие действия: ещё до начала Евро голландец заключил контракт с ПСВ. На что вряд ли бы пошел, если бы имел непрочные юридические позиции в этом вопросе.

Дик Адвокат

Ситуация выглядела странно даже для российского футбола: зачем Фурсенко нужно было, образно выражаясь, пытаться подвесить за яйца самолюбивого голландца, ради которого он в свое время пошел на очень серьезные траты и не менее серьезные репутационные потери (бельгийская федерация не стеснялась в выражениях). И ответ не был очевидным до самого последнего времени. 

Как стало понятно, с финансовой точки зрения период президентства Сергея Александровича закончился для Российского Футбольного Союза катастрофой. И мне даже неинтересно, что было причиной этого: банальное воровство или бездарное распоряжение финансами веселой командой "фурсенко и ко". Я даже склонен согласиться с А. Навальным (поцреоты, алярм!), что в России на один спизженный рубль приходится пять проебанных. И я сильно подозреваю, что господин президент вовсе не считал текущее на тот момент положение катастрофическим и не предполагал, что оно приведет его к чему-то плохому. Такое часто происходит с чиновниками, которые привыкли бюджетные средства или средства госкомпаний считать чем-то вроде своего второго кошелька. 

Однако даже в беспредельной среде встающей с колен России есть некоторые понятия. И опыт говорит мне, что по понятиям человек, проебавший все бабло, лишается такой функции, как право подписывать документы с финансовым обременением. Почти миллиардный кредит, выданный банком старого знакомого по кооперативу "Озеро", в какой-то мере дал возможность Сергею Фурсенко дышать. Но только тогда, когда скажут.

Таким образом, к моменту переговоров с Адвокатом финансовые возможности главы РФС видимо были несколько ограничены. И, как можно себе представить, старшие товарищи из Газпрома продление контракта не одобрили. При этом дело было, скорее всего, даже не в Адвокате, а в самом Фурсенко. Никто не хотел давать провинившемуся пространства для маневра. 

Если говорить проще, мои логические размышления приводят меня к следующему выводу. Бездарное управление российским футболом, в том числе финансовое, привело к тому, что Сергей Фурсенко нажил себе врагов и получил серьезные проблемы. Он не смог переподписать тренера, которому наобещал в свое время долгую безбедную жизнь, и даже более того - испортил с ним отношения. Для того, чтобы как-то исправить ситуацию с Адвокатом, уже сидящим на чемоданах в Польше, Фурсенко пообещал сборникам золотые горы за хорошую игру. Чем, разумеется, окончательно завинтил звездняк нашим покорителям итальянцев. Итог спортивный мы с вами знаем.

Итог околоспортивный куда более запутан. Тут я должен отдать должное изворотливости Сергея Александровича. Как он сумел добиться гарантий от Газпрома и подписать контракт с Манчини - для меня загадка. Не стоит, конечно же, недооценивать связи Фурсенко со своими питерскими друзьями и его способность свалить всю вину на рвача-голландца и бездельников-футболистов. Не исключено также, что он сумел заранее договориться о финансировании нового тренера в случае, если Адвокат провалит турнир. Чтобы остановиться от скатывания в туманную область предположений, скажу, что после серьезного фиаско С.А. Фурсенко обзавелся серьезным козырем. Однако даже этот серьезный козырь оказался бесполезен во время встречи с главным болельщиком.

Тут, наверное, должна быть какая-то назидательная мараль. Но её не будет.