25 мин.

Осенний марафон

Большое космическое путешествие

Как-то непривычно мне писать о фигуристах в превосходной степени. С эпитетами бедновато. Да и глаз устроен так, что прежде всего видит какие-то недостатки, а уж если хочет увидеть… 

В катании Татьяны Волосожар и Максима Транькова мой «острый глаз» не видит и не хочет видеть никаких недостатков. Три проката короткой и произвольной программ этой осени подняли их на недосягаемую высоту. В космос. Ничего подобного я не видел, и – хочется сказать, не надеялся увидеть, но это неправда. Я очень надеялся увидеть в их исполнении именно такое катание.

Конечно, прежде всего надо благодарить тренеров – Нину Мозер и Станислава Морозова. Они сумели реализовать невероятные возможности дуэта, и открыли новую страницу в мировом фигурном катании. Не думаю, что это было легко – до того были проиграны чемпионаты мира 2011 и 2012 г.г., где Волосожар и Траньков могли победить, но проиграли из-за собственных ошибок. Только к сезону 2013 г. тренеры сумели довести спортсменов до уровня, когда они перестали эти нелепые ошибки совершать.

Олимпийские программы Татьяны Волосожар и Максима Транькова – это шедевр, творцами которого в равной степени являются спортсмены и тренеры.   

На фоне нашего дуэта все остальные пары заметно проигрывают. Даже не так: все остальные просто в другой категории.

В этой другой категории лучше других смотрятся, пожалуй, канадцы Кирстен Мур-Тауэрс и Дилан Москович. У них сложные и интересные программы. Короткая, правда, прошлогодняя – на новую то ли идей не хватило, то ли решили от добра добра не искать. Короткая действительно удачна. Мне не слишком импонирует их стиль катания, «топором рубленый», но не признать их несомненные достоинства не могу. Однако в Москве канадцы заняли только третье место, наошибавшись и в короткой, и в произвольной программах.

Алена Савченко и Робин Шолковы пытаются поразить мир выбросом тройной аксель. Пока Алёна «выбрасывается» то просто на две ноги, то на две ноги с падением, но они продолжают упорствовать: а вдруг получится? В Москве не получилось. Алена страшно упала после этого выброса… Конечно, было бы интересно увидеть этот элемент в качественном исполнении. Но одним элементом турниры не выигрывают.

У экс-чемпионов мира интересные и короткая, и произвольная программы. К сожалению, в прокатах слишком много ошибок и помарок. Они будут бороться с канадскими парами за серебро Сочи, и в этой борьбе мои симпатии будут на стороне Алены и Робина.    

Вторая канадская пара, точнее, первая в канадском рейтинге, Меган Дюамель и Эрик Редфорд пока удивляла только ошибками. Катаются намного хуже, чем год назад, поддержки для Эрика по-прежнему остаются проблемой, и в проблему превратились прыжки, в том числе и коронный тройной лутц. Эта пара и год назад смотрелась хуже Мур/Московича, и в этом не блещет.

Итальянцы София Бертон и Ондрей Хотарек, по счастливой случайности выигравшие Skate Canada, как претенденты на высокое место в принципе не рассматриваются. Пара неплохая, со своим «фигурнокатательным почерком», но по классу до лидеров второго эшелона всё же не дотягивает.

Китайцы делают ставку на ветеранов: Пан Цин и Тон Джиань главная и единственная надежда Китая. В принципе они могут составить конкуренцию и немцам, и канадцам, но для этого пара должна прыгнуть выше головы. Точнее, выйти за рамки своих сегодняшних возможностей, которые по сравнению со вчерашними намного уже. Две другие китайские пары, Пен Чен и Чжан Хао, Суй Венжинь и Хань Кон, уступают еще больше. Малолетние Суй и Хань имели отличные шансы на финал Гран-при, и от такой невероятной перспективы напрочь завалили в Токио свою «Калинку», с которой выиграли произвольную в Канаде. 

Вера Базарова и Юрий Ларионов, вторая пара страны. Их дебют сезоне состоялся в Париже, и провалился. Пара изменилась, и в лучшую сторону. Понравились программы. Но Вера и Юра категорически отказываются прыгать. Причем отказываются по очереди: если Вера не в настроении в короткой программе, то Юру прошибает в произвольной. И наоборот. Такие перепады никак не способствуют повышению их авторитета у судей и высоким оценкам.

На этапе в Москве в короткой программе не прыгнули 3Т уже вдвоем. Но произвольная в целом получилась, и в ней еще много резервов. Итоговое второе место не принесло им места в финале Гран-при, но не стоит делать из этого трагедию. Впереди намного более значимые соревнования.    

Первый официальный старт в сезоне Ксении Столбовой и Федора Климова состоялся на Skate America. Несмотря на не слишком удачное катание, они сумели занять третье место и бронзовых призеров чемпионата Европы Стефанию Бертон и Ондрея Хотарека опередили.

Пара очень хорошо смотрится, элегантная, хорошо обученная, со своим узнаваемым стилем катания. У Ксении и Федора появились более чем реальные шансы выступить не только на чемпионате Европы, где место им практически обеспечено, но и в Сочи. Но для того, чтобы не выглядеть там случайными гостями, надо не делать необязательных ошибок. В моем прогнозе на московский этап они стояли на втором месте. И они вполне могли на нем стоять, если бы не провалили короткую программу. А вот прокат произвольной получился великолепно. Временами они катались наотмашь, на максимальной амплитуде, на грани риска, и от такого катания у меня дух захватывало. Потому 130.90 не удивили. А вот где они могут добавить – пока не вижу. Из «Семейки Адамс» выжат максимум.   

На этапе в Москве меня поразили Юлия Антипова и Нодар Майсурадзе. Видел я их в декабре прошлого года, и были они… никакие. Юля не умела ничего. За неполный год – поразительный прогресс.

Анастасия Мартюшева и Алексей Рогонов выступали на двух этапах, в Пекине и Токио. Оба выступления оставили тяжелое впечатление, причем как в короткой, так и в произвольной программах. Очень осторожно, очень неуверенно. Прокаты без настроения, без эмоций, без интереса.

Юка Кавагути и Александр Смирнов до начала сезона были, пожалуй, бесспорными претендентами на путевку на Игры. Но все их надежды перечеркнула травма Смирнова, и вряд ли оставляла шансы на выступление в Сочи. Разрыв сухожилий – это не ушиб и не растяжение. Однако их главные конкуренты за место в команде катаются так, что даже у Кавагути и Смирнова появляется возможность приехать на Игры не только в качестве зрителей.

Суета вокруг дивана

Суета вокруг дивана, точнее, вокруг возможного третьего места в танцах на льду на Играх в Сочи, набирает обороты. В дележке шкуры неубитого медведя активно участвуют канадцы Кейтлин Уивер / Эндрю Поже, итальянцы Анна Каппеллини / Лука Ланотте, американцы Майя и Алекс Шибутани, французы Натали Пешала и Фабьен Бурза.

Здесь же и два наших дуэта, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев и Елена Ильиных и Никита Кацалапов.

Пожалуй, слабее других в этой компании смотрятся Майя и Алекс Шибутани. Оно и понятно – нет у них харизмы, даже признаков не наблюдается. Отлично поставленная техника – да, но и она их периодически подводит. И более ничего. Смотреть их катание довольно скучно, хотя произвольная программа этого года намного интересней прошлогодней «Гейши», где Алекс смахивал на офисного клерка не только костюмом. 

Анна Каппеллини и Лука Ланотте в прошлом году произвольную катали под «Кармен» Бизе. В межсезонье поменяли музыку – и та же «Кармен», только без ножа в желудке и предсмертных судорог. Без ножа и судорог это всё смотрится лучше. Итальянцы хорошо готовы технически. И компоненты, скорее всего, на высоком уровне. Но мне пара не нравится, хотя моё мнение здесь абсолютно никакого значения не имеет. При качественном прокате – а они на это способны, вполне могут докатиться и до бронзы. Надеюсь, этого не случится.

Натали Пешала и Фабьен Бурза. Игорь Шпильбанд поставил им произвольную программу на вполне приличного «Маленького принца». Тем не менее, вылез «Мулен Руж». Французы мне нравятся, и даже явная склонность Натали к эксгибиционизму забавляет. Слегка раздражают интервью Натали, где она расписывает миру, какие они хорошие. Впрочем, какие они хорошие – они уже доказали на этапах Гран-при. Действительно, для осени неплохи – но не более. В Париже они проиграли Елене Ильиных и Никите Кацалапову. Проиграли по делу. В коротком танце, кстати, Натали с поддержки не упала на колени, как в Китае, где они отвоевали сбавку за падение. Там они доказывали, что это «творческая задумка». В Париже задумка куда-то выпарилась. В произвольной в такой же поддержке Фабьен запутался в конечностях подруги, но судьи почему-то поставили им четвертый уровень. В общем, пока французы берут не столько танцем, сколько горлом. Поневоле вспомнишь Марка Твена – «лучше быть молодым навозным жуком, чем старой райской птицей».      

Очень сильный танец поставили Анжелика Крылова и Паскуале Камерленго для второго канадского дуэта Кейтлин Уивер и Эндрю Поже. Особенно по сравнению с прошлогодним. И смотрятся они в нем очень неплохо.

Только Эндрю смотрится намного лучше, чем Кейтлин. Пока Кейтлин до конца не прониклась жгучим танго, а возможно, и не проникнется. Всё технично, интересно – и немного не то, девушке не хватает темперамента. Технически же они уже сегодня готовы на очень высокий результат.   

Техническая готовность – именно то, чего не хватало в Китае нашим лидерам, чемпионам Европы Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву для того, чтобы на равных соперничать с канадцами, французами и итальянцами за «место под солнцем».

Мне очень нравится их обязательный танец, я в восторге от произвольного. Произвольный танец Бобровой и Соловьева настолько сложен, что сразу целиком не воспринять.

 Честно говоря, не очень понимаю того шквала критики, который обрушили на эту пару «интернет-специалисты» фигурного катания. То, что технически оба танца были сыроваты, прекрасно понимали и тренер, и сами фигуристы. Они понимают, что и как исправлять и подтягивать. Александр Жулин назвал Боброву и Соловьева парой «без потолка». Возможности их действительно огромны, и они любят и умеют работать. Когда я пишу об этой паре, мне трудно оставаться беспристрастным. Пристрастен – да! Я их давний болельщик, и даже в те времена, когда они опускались к концу мировой десятки, я верил, что у них получится.

В Москве они великолепно исполнили обязательный танец. На произвольный изменили костюмы, хотя и прежние мне нравились. Но новые костюмы сделали танец… светлей. Обидно, что Катя упала, и на этом потеряно балла четыре. Но это не помешало им выиграть этап. 

Жаль только, что их встреча с Александром Жулиным состоялась так поздно. С другой стороны, хорошо, что она вообще состоялась.  

Елена Ильиных и Никита Кацалапов. После четвертого места в Токио «великие специалисты» разложили и пару, и их тренера Николая Морозова просто на атомы.

Через неделю в Париже Ильиных/Кацалапов выиграли технической оценкой у всех – в том числе и у олимпийских чемпионов Вирчу/Мойра, и в сумме стали вторыми. Тон большинства комментариев сменился на противоположный.   Присоединяться ни к тем, ни к другим не хочу и не буду. Посмотрим, что пара покажет на чемпионате Европы. Мне их катание и в Токио понравилось.   

Эти два российских дуэта еще в прошлом году забронировали себе места в олимпийском экспрессе. Гораздо сложнее ситуация с третьей путевкой. Теоретически на нее претендуют три пары: Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко, Виктория Синицына и Руслан Жиганшин, Ксения Монько и Кирилл Халявин.

В реальности шансы Ксении Монько и Кирилла Халявина не ниже, чем у остальных. Не очень понимаю, почему у них такие невысокие оценки. Интересная пара, интересные программы, но чего-то в их катании не хватает. То ли еще недостаточно готовы, то ли слишком внимательно следят за техникой, чтобы не ошибиться… И всё равно ошибаются.     

Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко. Третья пара страны в течение последних лет. В Москве они выглядели намного интересней, чем на Skate Canada, чем в предыдущие годы. Но меня лично удивляет музыка в произвольном танце. «Призрак Оперы» откатали уже все, кто только мог на коньках стоять. Выбор такого избитого материала объяснить не могу. Могу только предположить: на него легко наложить танец – много придумывать не приходится. Все ходы-проходы-выходы изучены предшественниками. Вот, пожалуй, главный настораживающий момент.

На мой неквалифицированный взгляд самая интересная и перспективная наша пара второго ряда – Виктория Синицына и Руслан Жиганшин.

Им в этом сезоне выпал всего один этап Гран-при, в Токио. Они его провалили. Падение в коротком танце, не слишком уверенный прокат танца произвольного – и я так и не смог почувствовать их реальных возможностей в этом сезоне. Судить об их программах и готовности по прокату в Токио возможным не считаю, и не только из-за падения, но и вследствие довольно странного судейства. Но я слежу за этой парой уже пару лет, и пока повода к разочарованию они не давали – только прогресс.

Суета сует

Странно мне смотреть катание американских фигуристов: они всё больше уходят куда-то в микст. Макс Арон еще весной назад катался вполне по-мужски, но за несколько месяцев его научили относительно плавно шевелить руками и довольно забавно изгибаться. А лосинами ррас-кудрр-ъявый Макс обтянулся, чтобы его с Рейчел Флэтт не перепутали. Правда, и прыгать он скоро будет почти как Рейчел.

Впрочем, по части томного взора и изгибов всем даст фору другой яркий представитель американского фигурного катания Джереми Эббот. Престарелые дамы из судейского корпуса просто млеют, а уж когда он не падает – сердца их превращаются в воск, из которого лепятся невероятные оценки за каждый чих шаг и взмах рукой. Кстати, набор изгибов организмом и пассов руками у Эббота довольно ограниченный, а потому сразу и не понять, катает он короткую программу, произвольную, или показательную.

По тому же пути идет и Адам Риппон, один из самых перспективных американских одиночников, в котором еще проскальзывают мужские черты. Но когда он окончательно разучится прыгать четверные – останется только пародия на Эшли Вагнер.

Все остальные американские фигуристы лепятся по тому же лекалу.

Есть еще у американцев Джейсон Браун. Коньком владеет в совершенстве – Чан отдыхает. Руками шевелит – Волочкова плачет. Но всего этого в нем как-то слишком… Слишком подчеркнуто, слишком на публику. Впрочем, в Париже Браун еще и прыгал неплохо – и тройные, и 3.5. Потянет ли Браун четверные? Сомневаюсь.

Он и комплекцией в «великую русскую балерину». Мое отношение к Брауну неоднозначно. С одной стороны, он великолепно владеет коньком, у него очень хорошая произвольная программа, с другой – он настолько сам себе нравится, что ни на что другое парня просто не остается.

Но ведь есть совершенно другие примеры. Прежде всего, Дайсуке Такахаси. Японец тоже умеет и руками шевелить, и корпусом, и прочими частями тела, но делает это в тему, так, что сразу видно мужское катание, а не пародию на «слабый пол». Так же катался и Ламбьель, и так катаются Максим Ковтун, и Брайан Жубер, и Евгений Плющенко, и Нобунари Ода. И даже Патрик Чан не выглядит столь нелепо, как американцы.

В этом осеннем марафоне Дайсуке Такахаси произвел самое сильное впечатление.

Его первый выход в свет в этом сезоне оказался крайне неудачным. Настолько, что программы этого невероятного фигуриста вообще не смотрелись. Я уж подумал, что парень пролетел. Но в Токио он преобразился, и выдал очень сильное катание. Произвольная программа Такахаси не уступает позапрошлогоднему блюзу (но мне Эдди Луис всё же больше нравится…). Короткую он уже сейчас катает на очень высоком уровне.

В Токио очень достойно выглядел и Нобунари Ода. Юзуру Ханью в этом сезоне показывает прошлогодних Ромео с Джульеттой, а Тацуки Мачида – слегка облезлую от частого употребления прошлогоднюю «Жар-птицу».

В Москве Мачида сменил наконец-то прошлогодние перья на куда более приличный наряд, и программа смотрелась намного лучше. Японец откатал её практически по максимуму – и этап выиграл.

Юзуру Ханью пока не слишком похож на себя прошлогоднего. Правда, в Париже Юзуру выдал великолепную короткую программу, но в произвольной сорвался. Падения уже становятся фирменным знаком Ханью.

Меня не слишком интересует, кто из японцев приедет в Сочи. Там будет Такахаси – и будет бороться за победу. А я буду самым горячим его болельщиком. Только потому, что он способен победить Патрика Чана.

Патрик Чан, наиболее ненавистный чемпион мира в истории, продолжает побеждать. Просто потому, что его соперники катаются хуже любителя бортиков. Соперники проигрывают Патрику психологически. Он настолько уверен в благорасположении судей, что не боится падать, срывать элементы – ему прощается всё. У Чана вполне приличная произвольная программа, несколько менее интересная короткая. В олимпийском сезоне он полностью дублирует себя любимого – ничего нового, все апробировано и проверено в прошлом году. В Париже Чан установил три мировых рекорда по набранным баллам.

Олимпийским чемпионом будет Патрик Чан. Это так же неизбежно, как присутствие в Сочи Оттавио Чинкванта в должности президента ISU. А всё остальное – суета сует.

Всеобщий любимец Хавьер Фернандес. В Токио болельщики ждали от него феерического катания – видимо, по аналогии с предыдущими сезонами. Но Фернандес не блеснул в короткой программе, а в произвольной просто рассыпался. В Москве – падение в короткой программе, очередной провал в произвольной.

Брайана Жубера Французская федерация от болельщиков упорно скрывает: не пустили на этап в Париже, не пустили в Москву. Совсем, что ли, решили «вычеркнуть из списков»? Напрасно. Если кто и может хоть в какой-то степени поддержать престиж французского мужского одиночного катания, так только Жубер. Надежда Франции Флоран Амодио в таком состоянии, что плачут его тренеры и болельщики, плачет сам Флоран, и все они тонут в этом «море слез».

Главное ожидаемое событие осени – возвращение Евгения Плющенко. После очередной операции. Первый прокат на скромном турнире в Риге вызвал многочисленные комментарии, и я еще раз порадовался, что стою в стороне от «столбовой дороги» отечественных любителей фигурного катания.

Порадовался, что не знаком ни с тренерами, ни с фигуристами, не знаю, кто с кем против кого дружит, не интересуюсь, кто с кем спит и за что, и не изображаю большого специалиста ки-пойнтов и межрёберного катания. А потому, читая комментарии наиболее продвинутых болельщиков, искренне радуюсь своему невежеству.

Ничего сверхъестественного Плющенко в Риге не показал, а в короткой то, что я увидел, и вовсе скромно. И неизвестно, как сложится ситуация дальше. После таких травм вообще выйти на лед – за гранью моего понимания, но Евгений борется с самим собой, выходит куда-то за пределы возможностей организма, и хорошо бы не найти за этими пределами инвалидную коляску. Лично мне – страшновато, хочется всё время плевать через левое плечо и стучать по дереву. То, что показал Плющенко в Риге – это черновики, и не более. При богатой фантазии можно нафантазировать то, что он нарисует набело. Но лучше подождать без лишних эмоций и комментариев. Получится – получится, нет – ну что же, и к этому надо быть готовым. В любом случае Евгений Плющенко уже сделал «очевидное невероятное». Но мне бы хотелось увидеть его в Сочи – не на трибуне, а на льду.

Максим Ковтун в Пекине и Москве прыгнул два четверных в короткой программе.

В Москве к 4С от добавил и 3Т, и набрал четвертую в истории фигурного катания сумму короткой программы – 92.24. В Пекине в двух программах сделал еще три тройных акселя. Каждый выход спортсмена на лед вызывает огромный интерес. Произвольная программа на Первый концерт Чайковского очень ему подходит – мощная музыка на мощное катание, и остается очень мощное впечатление. Нов Москве прокат не получился, однако итоговое второе место обеспечило Максиму пропуск в Фукуоку.

В этой программе еще большие резервы, и если Максим сумеет сделать всё, что там заложено, эффект будет потрясающий.  

Кроме 18-летнего Максима Ковтуна сегодня у нас нет ни одного фигуриста, хотя бы приближающегося к мировой десятке или европейской шестерке. В кадре только 20-летний Артур Гачинский, 30-летний Константин Меньшов и 26-летний Сергей Воронов. Тех, кто за кадром, за пределами водокачки и показать пока неловко.  

Артур Гачинский. Пока перспектив выхода из кризиса не видно. Какие-то всплески чередуются с провалами. У Артура проблемы с позвоночником, и как сложится его дальнейшая карьера – сказать трудно. Впрочем, с позвоночником в той или иной степени проблемы у всех фигуристов. По крайней мере у тех, кто прыгает многооборотные прыжки, а не посылает пассы ручками судьям и зрителям. Я надеюсь, что он сумеет найти в себе столько здоровья, чтобы продолжить выступать на самом высоком уровне. Смотреть катание Гачинского образца 2013-2014 г.г. не доставляет удовольствия.  

Константин Меньшов. «Пасынок Федерации», как кто-то выразился. В Токио «пасынок» занял предпоследнее место, обойдя в произвольной программе Сергея Воронова – он последний. Оба заняли именно те места, на которых и должны были находиться. Катание для более или менее приличных соревнований неконкурентоспособное. Не понимаю горячей любви наших болельщиков, а особенно болельщиц, к Меньшову. До 28 лет катался по задворкам, не претендуя ни на что даже внутри страны. Когда ни одного приличного фигуриста в стране не осталось – оказался на виду. Появился шанс проявить себя, но ни одного соревнования без провала пройти не может.  

Сергей Воронов свою остановку проехал. В его катании не видно никакого азарта, всё сгорело и пеплом покрылось. В Токио это проявилось очень выпукло. Переход от Морозова к Этери Тутберидзе пошел ему на пользу с точки зрения программ – «яблочек» мы не видим. А в остальном катание Сергея практически не изменилось.

После того, как Плющенко снялся с этапа Гран-при в Москве, его заменил Меньшов, и наиболее азартные болельщики Меньшова заговорили о каком-то «возврате долгов» Федерацией. Читать это смешно, принимать всерьез – глупо. Просто в споре двух аутсайдеров один оказался чуть хуже другого.

В Москве падение с 3Л в короткой программе, лишившее «пасынка» малейших шансов на призовое место. Но в произвольной он почти реабилитировался, показав третий результат. Скорее всего мы увидим Константина Меньшова на чемпионате Европы, я надеюсь, что он откатает там на высоком уровне, дабы не давать повода не в меру ретивым его болельщикам снова заводить разговоры о том, как им его жаль. Это унижает того, кого все так дружно жалеют.

Всяческая суета

Этой осенью в соревнованиях женщин безусловно лучшей была Мао Асада. У неё не всё получалось в произвольной, судьи явно к ней благоволили – но запас у Мао и без того был достаточно велик.

Мао на каждом соревновании относительно уверенно прыгает тройной аксель. Пусть с ошибками, но прыгает. Программы её мало отличаются от тех, что были и год, и два, и три назад. Но Мао – это Мао. Она будет одной из главных претенденток на золото Игр.

Акико Судзуки в олимпийском сезоне повторяет свою программу прошлого года, только под другую музыку. Впрочем, в прошлом году она катала саму себя образца предыдущего сезона. И до того было то же самое… В 28 лет стиль уже устоялся, так же как и ошибки. По ТВ Акико смотрится интересней, чем «вживую».

Грейси Голд на Skate Canada выиграла короткую программу, провалила произвольную, но заняла третье место. В Токио опустилась на четвертое, провалив не только произвольную, но и допустив ошибку в короткой программе. В отличие от большинства американских фигуристок, у Голд хорошие высокие прыжки. К сожалению, пока она их показывает только в начале программы, да и то не всегда, а потом переходит на двойные и бабочки. Но потенциально Голд способна на многое. Осталось только не валить прыжки и найти баланс между программой и средствами её выражения. Она по-прежнему плохо понимает, что катает, но как хорошая школьница вызубривает всю программу наизусть – поворот головы, шажок, взмах руки, и над всем этим – приклеенная улыбка, как реклама американской стоматологии и зубной пасты.     

У Эшли Вагнер в этом году очень хорошая короткая программа. Эту свою короткую она очень достойно откатала дважды. Но в произвольной – всё та же Эшли, с недокрутами, недоездами и прочими недо-.

Не понимаю, что случилось с Каролиной Костнер. К её ошибкам все в общем-то привыкли. Однако Каролине никогда до такой степени не изменяли вкус и чувство меры. Хуже того, как Костнер каталась, только то, в чем она каталась и то, что катала. А катала она «Шехерезаду» Римского-Корсакова в самом что ни на есть избитом «восточном» стиле и «восточных» одеждах.

В Пекине Каролина завалила всё, что можно, и была совершенно на себя не похожа. Впрочем, не совсем верно. Это был ухудшенный вариант Костнер двухгодичной давности.

В Москве в короткой программе «усыпанная бабочками» Костнер ошиблась на выезде с каскада – и получила за эту «красоту» надбавки, запорола вращение – и «заработала» за него четвертый уровень с надбавками. В произвольной программе Каролина сделала главное: выкинула на помойку тот красный ужас, в котором пугала болельщиков в Пекине, и надела очень симпатичное платье, намного больше соответствующее и её фигуре, и её программе. И в этом платье произвольную программу выиграла. Правда, в финал Гран-при всё же не попала, поскольку в сумме оказалась второй. Теперь для полноты картины и улучшения пищеварения надо выкинуть кошмар с бабочками, который Костнер надевает на короткую программу, и заменить его на что-то более пристойное.

Ким Юна пока в засаде. Олимпийская чемпионка не выступала на этапах Гран-при, да оно ей и не слишком потребно. Скорее всего, придет, увидит, победит. Но это не интересно! Скучно это и пресно. Хочется остренького – борьбы, и не только за возможное серебро, а борьбы за победу. И чтобы в этой борьбе участвовали наши девушки.

Елене Радионовой участие в олимпийских состязаниях 2014 года не грозит – по малолетству. Туда детям до 16-ти вход воспрещен.

Радионова – наше завтра. А сегодня она очень уверенно прошла два этапа Гран-при. Наша дебютантка стала третьей на Skate America, опередив Лизу Туктамышеву, и второй в Токио, обыграв Акикио Судзуки. Да так обыграв, что в зачете Гран-при оказалась выше японки. Голд, кстати, в том соревновании вообще четвертая. 

Но, повторю, чудо-ребенок Леночка Радионова – это завтра, а наше сегодня, завтра и послезавтра – Юлия Липницкая. Победа на Skate Canada была более чем уверенной. А заключительный этап в Москве оказался просто фееричным. Она выиграла короткую программу, 72,24 балла. По технике рядом с ней никто не стоял.

Но произвольную Юля сорвала. Этап, тем не менее, оказался за Липницкой.

Как она сама сказала, это был худший прокат в жизни. Бывает. У всех бывает. Лучше в Москве, чем в Сочи. 

Борьбу за второе место под солнцем Сочи ведут Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева. Обе они в равной степени испортили первый выход на этапах Гран-при, но Сотникова оказалась второй, уступив Анне Погорилой, а Туктамышева и вовсе четвертой. Четвертое место Лизы практически лишило её шансов на финал.

В катании Аделины Сотниковой мне нравится всё: музыка, костюмы, программы. Не нравится только исполнение, хотя в Париже её произвольная была лучшей.   

Аделина катается с заметным напряжением, и это мешает показать ей максимум. 

Елизавета Туктамышева продолжает чудить в короткой программе, так что актуальность вызова психиатра сохраняется. На этапе в Москве в короткой программе Туктамышевой меня порадовали только оценки за компоненты – на полтора балла больше, чем обычно.   

А вот в произвольной Лиза провалилась по полной программе.

На протяжении последних лет мне больше нравилось катание Туктамышевой, но в этом году мои симпатии категорически на стороне Аделины Сотниковой. У кого из них окажутся крепче нервы, увидим через месяц-полтора. А возможно, из тени выйдет кто-то третий…

Даже после победы в Китае вряд ли стоило рассматривать Анну Погорилую как реальную претендентку на путевку на Игры.

Несмотря на отличные прокаты в Пекине и Париже (где Анна стала третьей), её шансы и сегодня ниже, чем у Сотниковой и Туктамышевой. Но Погорилая катается всё лучше и уверенней, и прибавляет на глазах. А потому, что будет на отборе – сегодня предсказать сложно. Впереди чемпионат страны и чемпионат Европы. Если Анна отберется на Европу – это уже будет невероятный успех. А дальше всё будет зависеть от нее.

Алена Леонова – упущенные возможности. Сказать, что возможности были большими, не могу. Скорее, оставались некие минимальные шансы. Но к сезону Алена оказалась абсолютно не готова. В результате у нее короткая программа двухгодичной давности, где она безуспешно пытается вспомнить, как прыгала 3Т+3Т, и произвольная на затертую до дыр «Кармен», причем в самом примитивном варианте – с розой в ухе. Правда, американка Саманта Сезарио кроме розы еще и кинжал в желудке изображает, и обе дергаются в предсмертных конвульсиях. Однако всё это куда лучше прошлогодней программы Кэтлин Осмонд, в которой бедного ребенка раскрасили, раздели и отправили на лед изображать «мечту педофила».

Через две недели в Фукуоке мы будем болеть за Татьяну Волосожар и Максима Транькова, Екатерину Боброву и Дмитрия Соловьева, за Максима Ковтуна, Юлю Липницкую, Леночку радионову, за Аделину Сотникову и Анну Погорилую. Удачи им, лучшим фигуристам мира.