12 мин.

«По чердаку…». Спецзаказ. Спортивные танцы на льду

       Глубокое разочарование первым днем чемпионата мира по лыжному спорту вновь усадило меня за комп. А потому – окончание воспоминаний.

 

       Танцы на льду придумали англичане. Английские джентльмены и леди чинно взявшись за руки чинно катались по замерзшим английским прудам, и докатались. В начале 50-х провели первый чемпионат мира по этому прудовому катанию. 

        Вплоть до 70-х годов прошлого века в чемпионы выкатывались исключительно англичане. Исключение – чехословацкая пара Ева и Павел Романовы, чемпионы мира и Европы 1963-65 г.г. После Романовых все пьедесталы вновь оккупировали англичане. Наши по прудам не катались. Первые опыты относятся году к 1965-му.

         С 1966 по 1969 г.г. все чемпионаты выигрывали Диана Таулер и Бернард Форд. Вот их не помню абсолютно.   

Д.Таулер/Б.Форд

         А наши как-то очень быстро в танцах в люди выбились. И лидерами стали Людмила Пахомова/Александр Горшков.

Тренировались они у Елены Чайковской. Уже в 1969 г. выиграли бронзу на Европе. Вторыми тогда стали англичане Дженет Соубридж/Джон Лэйн. Соубридж была невысокая толстенькая дама. Потом судила соревнования и постоянно наших засуживала – наверное, не могла простить поражение от Пахомовой на чемпионате мира 1969 г. На том чемпионате наши впервые выиграли серебро.

А Таулер/Форд ушли.

Д.Таулер/Б.Форд

И наступила эра наших.

Пахомова/Горшков, Татьяна Войтюк/Вячеслав Жигалин (ученики Тарасовой), Елена Жаркова/Геннадий Карпоносов (Чайковская) – это три наши сильнейшие пары начала 70-х. Войтюк была кругленькая такая девица, видно – любила покушать. С Жигалиным они выиграли бронзу на ЧЕ-70. Больше, правда, ничего и никогда. Жаркова с Карпоносовым ничего не выигрывали, где-то между 6 и 10 местами болтались. Немного помню эту пару. Не впечатляла ничем.   

Вийтюк с Жигалиным вскоре вообще ушли. Ушла и Жаркова. Где-то в это же время, или несколькими годами позднее у нас были еще две очень интересные, как мне казалось, пары: Марина Зуева/Андрей Витман и Елена Гаранина/Игорь Завозин. На мой непросвещенный взгляд катались они намного интересней вышеупомянутых дуэтов, кто-то даже на какие-то чемпионаты ездил, но без большого успеха. Не знаю, чего им не хватало, но смотрелись они очень неплохо. Но, конечно же, до Пахомовой/Горшкова было им всем далеко.

 На чемпионате Европы 1972 г. состоялся судейский заговор. В Германии тогда подросла неплохая пара Ангелика и Эрик Бук. Ангелика запомнилась одним элементом: приседает на одну ногу и крутится, а сверху за руку ее держит Эрик. Вот на той Европе пятеро судей уже с первого обязательного танца ставили нашим оценки ниже, чем немцам. Хотя сумма баллов у наших была выше, «квалифицированное» судейское большинство вывело на первое место Буков – 5:4. На чемпионате мира, к счастью, всё встало на место, а после ЧМ-72 Буки ушли. Их, кстати, английские судьи очень поддерживали. Я с той поры к англичанам и отношусь с подозрением. В начале 70-х кроме Пахомовой/Горшкова никто из наших пар за медали бороться не мог.      

Л.Пахомова/А.Горшков

Карпоносов несколько месяцев чертил лед в одиночестве, а потом Чайковская откопала ему девочку Наташу. Когда они впервые появились на льду на соревнованиях, эта Наташа вообще ничего не умела. Но несколько неожиданно уже в следующем сезоне, в 1974 г. выиграли бронзовые медали на чемпионатах мира и Европы. Линичук было тогда 17 или18 лет. Прогресс за год велик. Пара смотрелась неплохо, но – не убойно. Мне больше нравились Зуева/Витман.

«А в это время в городе Одессе, в шалмане Мойши возле Молдаванки…» (Игорь Иртеньев

А в это время у Татьяны Тарасовой подросла совершенно феноменальная пара. Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Это пара, которую я и по сей день вспоминаю как самую яркую пару в истории нашего ФК. И самую не реализовавшуюся.

И.Моисеева/А.Миненков

На чемпионате Европы 1975 г. их откровенно засудили в обязательных танцах. Впрочем, выиграли тогда Пахомова/Горшков – более чем уверенно,

Линичук с Карпоносовым получили очередную бронзу, и успехи и неудачи малолетних (19 и 20 лет) Моисеевой/Миненкова начальство не очень волновали.

Именно тогда и случилась та история с Александром Горшковым, которая едва не стоила ему жизни. В самолете Горшкову стало плохо. Точно не помню, разрыв аорты или еще что – из самолета на операционный стол. Откачали.

На чемпионат мира в Колорадо-Спрингз наша команда улетела без лидеров. А там их поджидала американская пара Джуди Швомейер/Джон Сладки. И от этой пары судьи и американские болельщики радостно ждали победы. Но Тарасова поменяла обязательный танец Моисеевой/Миненкову и соревнования пошли по другому сценарию. Обязательную программу наши американцам, правда, проиграли – но совсем чуть. А произвольную выиграли очень уверенно. Более того, пара очень понравилась и болельщикам.

И.Моисеева/А.Миненков

В результате Моисеева/Миненков стали чемпионами мира. Линичук/Карпоносов были четвертыми.

В следующем сезоне Людмила Пахомова и Александр Горшков выиграли всё: Европу, мир и Олимпийские игры.

Л.Пахомова/А.Горшков

Их программа в том сезоне была просто великолепной. Но на их фоне Моисеева/Миненков вовсе не потерялись. Чемпионы мира 1975 г. проигрывали только лидерам и эти проигрыши не были катастрофическими. А совсем наоборот.

В следующем сезоне Ирина Моисеева и Андрей Миненков были настолько сильнее всех, что и представить трудно. Они выигрывали с большим преимуществом, чем Роднина/Зайцев. А Линичук/Карпоносов собирали бронзу. На Европе они уступили серебро венгерской паре Кристин/Рёгеци/Андраш Шаллаи, но опередили англичан Томпсон/Максвелл. На чемпионате мира на один судейский голос опередили венгров, но вчистую проиграли англичанам. 

Линичук/Карпоносов ничем не выделялись. Не было у них изюминки, фишки. Тем непонятней для меня то, что случилось в следующем сезоне.

На чемпионате Европы Моисеева/Миненков побеждают Линичук/Карпоносова, выиграв и обязательный, и произвольный танец. Правда, судейские голоса уже разделились 11-18. Венгры третьи.

А на чемпионате мира побеждают Линичук/Карпоносов. Невероятно, невозможно, но они – первые.

Тогда я не имел представления о закулисных течениях в нашем ФК. Теперь думаю, что белая шапка Чайковской оказалась весомей шубы Тарасовой.

Впервые появилась на том чемпионате ничем не примечательная английская пара Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Десятое место. Упитанная Торвилл, худющий Дин, мало что умеют. И кто бы мог представить… Никаких чемпионских задатков тогда в них не было. Обычная более чем рядовая пара.  

В 1979 г. на чемпионате СССР побеждают Линичук/Карпоносов.

Не без труда, но опережают Моисееву/Миненкова. А на чемпионате Европы победа уже единогласная. И Моисеева/Миненков уже ближе к венграм, чем к чемпионам. Судьи уже получили сигнал, и с нашей формально второй парой не церемонятся. На чемпионате мира Линичук/Карпоносов впереди. Великолепно катаются Моисеева/Миненков, но на последних секундах программы падают. Это был конец. Бронзовая медаль, проигрыш венграм. Мне, взрослому парню, было обидно до слез.

Торвилл/Дин, кстати, восьмые – и будущих чемпионов в них ну никак не видно.

После того чемпионата Моисеева и Миненков ушли от Тарасовой.

Предолимпийский чемпионат Европы в Гётеборге выигрывают Линичук/Карпоносов. Произвольная программа Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова была очень хороша. И в обязательных танцах они не проиграли венграм.

К.Рёгеци/А.Шаллаи

Но при равенстве мест 25-25 серебро досталось всё же венгерской паре. Наших ребят просто отодвигали.

А венгры набирали ход. С каждым стартом они смотрелись всё уверенней и ярче. В Лейк-Плэсиде они были безусловно сильнейшими. Линичук/Карпоносов катались нервно и суетливо. Были ли серьезные ошибки, не помню, но впечатление от их катания осталось нехорошее. Тем не менее, с перевесом в один голос олимпийское золото досталось Линичук/Карпоносову: 13-14.

Это была крайне неубедительная победа. Победа шапки Чайковской. Но в любом случае – победа.

Бронза у Моисеевой/Миненкова.

  Свою силу Кристина Рёгеци/Андраш Шаллаи продемонстрировали на послеолимпийском чемпионате мира. Вот там они в пух и прах расколотили олимпийских чемпионов и выиграли.

К.Рёгеци/А.Шаллаи. Лейк-Плэсид, произвольная

А у Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова вновь бронза. И то, что в произвольной они опередили Линичук/Карпоносова, утешало слабо.

После Лейк-Плэсида венгры ушли. А Линичук/Карпоносов и Моисеева/Миненков остались. Чемпионов, похоже, точила неубедительность побед предыдущего сезона. А Моисеева/Миненков… не знаю, почему они остались. Потому что еще молоды, еще верят в себя.    

На внутренних стартах везде побеждают олимпийские чемпионы. Но на чемпионате Европы в Инсбруке выигрывают Торвилл/Дин.

Совсем немного, но они опережают Моисееву и Миненкова. Линичук/Карпоносов далеко позади. Впервые на чемпионате появляются Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Они – четвертые, но в произвольной программе набирают такие же баллы, что и Линичук с Карпоносовым. Еще кажется, что Ирина Миоисеева и Андрей Миненков могут бороться за самые высшие титулы.

Вот после этого чемпионата Европы олимпийские чемпионы и ушли. На чемпионате мира они уже не появились. Там преимущество Торвилл/Дина было уже ощутимым, Вторые – Моисеева/Миненков, третьи – Бестемьянова/Букин. Началась новая эра.

Следующий сезон Ирина и Андрей уже докатывали. Бронза на Европе, бронза на мире… и всё. Самая прекрасная пара в истории нашего ФК оставила лед.

     Началось победное шествие Торвилл и Дина.

     И с каждым годом, с каждой программой англичане уходили всё дальше, и были все более эффектны и интересны.

     Сравнить с ними можно было только Ирину Моисееву и Андрея Миненкова. Но – они уже ушли, так и не реализовав себя. Ушли с какой-то недосказанностью. А может, это просто мои измышления.

     Лидерами у нас в стране стали Наталья Бестемьянова и Андрей Букин.

Андрей Букин катался в юниорах с Ольгой Абанкиной. Ну… средненько. Бестемьянова была бесперспективной одничницей. Когда отсутствует толчок – хоть убейся, не запрыгаешь. Наташа поубивалась-поубивалась, да и ушла в танцы. В пару они встали году в 1978-м, и – пошлО. И быстро пошло. Тренировала их Тарасова. Но пока на льду оставались Джейн Торвилл и Кристофер Дин, ребята смотрелись как… скульптура Церетели возле Давида Микеланджело. Уж простите за сравнение. Особенно ярко этот контраст был виден в 1984 г., олимпийских программах этих пар.     

        Есть музыка, которая будто специально написана для фигурного катания. «Болеро» Равеля всегда казалось мне очень удобным для катания. Но то, что сделали «под Равеля» Джейн Торвилл и Кристофер Дин было невероятным, фантастическим и бесподобным. На их фоне программа Бестемьяновой и Букина абсолютно не смотрелась. Впрочем, как и программы всех остальных дуэтов.

Болеро

И еще болеро

 

И еще…

 

Очередной победный сезон 1984 года стал и последним для Джейн Торвилл и Кристофера дина. Они еще вернутся в 1994-м, но время уже уйдет. Это будет просто хорошая пара и не более.

 

Начнется четырехлетие побед Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. И это будут совсем другие Бестемьянова и Букин, и на скульптуры Церетели они уж точно походить не будут.