8 мин.

Бразильское проклятие Манчестера

Забавная штука - бразильцы оставили свой яркий след в истории многих европейских клубов - от грандов до середнячков. И лишь в красной части Манчестера слово бразилец скоро будет ругательством. Или синонимом полного разочарования в игроке. Антони кроме улыбок и прозвища «спиннер» в Юнайтед ничем похоже и запомнился. Каземиро был хорош ровно сезон, а потом загрустил, сдал и начал смотреть в сторону Ближнего Востока. Если не брать в расчет воспитанников клуба Рафаэла, Фабио и Андреаса Перейру, то первопроходцем бразильских провалов в МЮ стал Клеберсон, выигравший ЧМ-2002 в составе Селесао и после долгих переговоров длиною в год приехал на «Олд Траффод». Потом были разочарования по имени Родриго Поссебон и Андерсон, зубная боль по имени Фред и полное непонимание нужности Теллеса.

Но наверное мало кто знает, что первый бразилец в МЮ должен был оказаться в далеком уже 1997 году. Кто это был и почему он так и не долетел до АПЛ, давайте вспоминать.

Это был известный в Бразилии загейро Селио Силва по прозвищу «O Canhão do Brasileirão» (Пушка Бразилейрао), запомнившийся своими мощными ударами с правой (скорость которых достигала 136 км/ч по подсчетам Globoesporte.com ). Центральный защитник прекрасно проводил время в футболке «Коринтианс» и уже имел за плечами большой опыт.

Селио исполнилось 29 лет на момент переговоров, в резюме числились сильные сезоны в «Васко да Гама», «Интернасьонале», клубе, где он сделал себе имя, забив победный гол в финале Кубка Бразилии 1992 года, и даже неудачная командировка во французский «Кан», стоившая ему поездки на ЧМ-94. Мог бы сыграть со своим давним партнером по «Интеру» Марсио Сантосом. Или вместо него.

Он вызывался в сборную Бразилии, и даже играл за Селесао на Турнуа де Франс в паре с Алдаиром и был в заявке на Кубок Америки-1997.

Селио выходил в стартовом составе в том злосчастном поражении от Норвегии в Осло со счетом 4-2, в товарищеском матче, который открыл миру Торе Андре Фло, а также во всех трех матчах французского турнира, в котором Бразилия сыграла вничью с Францией (1-1) и Италией (3-3), и обыграла Англию со счетом 1-0. На Кубке Америки он сыграл всего одну игру в группе против Мексики и уступил место Гонсалвесу, отпраздновав победу в турнире в запасе, и больше никогда не надевал желтую футболку. Сам Селио не считает, что проблема заключалась в его уровне игры.

«Из той сборной Бразилии меня вывели сами игроки. Дело было не в тренерах. У игроков были свои группировки и разная степень влияния на тренеров. У них были свои привилегированные партнеры по команде. Селесао того времени — это во многом команда, сформированная самими игроками. Избранными.»

А на той стороне океана «Манчестер Юнайтед» отчаянно искал сильного центрального защитника, переживая переходный период. Клубу нужно было что-то экстренно придумывать в связи с потерей взбрыкнувшего и решившего вообще завязать с футболом Эрика Кантона.

И следовательно «Классу 92» нужны были опытные партнеры - наставники, лидеры по духу, рядом с которыми бы не тушевалась молодежь. Как говаривал Мэтт Басби - «Молодые не становятся великими играя с молодыми, они становятся великими играя рядом с великими»

Выбор сэра Алекса пал на именно на Селио, чей контракт истекал 27 июня 1997.

Как писала тогда «Фолья Ду Сан-Паулу»

«По словам директора английской команды Мориса Уоткинса, соглашение между двумя клубами очень близко к заключению. Подписание защитника, за которое «Манчестер Юнайтед» заплатит 5,9 миллиона долларов, является личной просьбой тренера клуба Алекса Фергюсона. Однако «Коринтианс» отрицает контакты с английской командой. «По игроку не поступило никакого официального предложения» - говорит футбольный суперинтендант «Коринтианс» Жозе Тейшейра. В Англии подписание защитника воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Игрок уже принял предложение английской команды и ждет только разрешения на работу в этой стране - документа, на выдачу которого уходит около трех недель. Если предложение и продажа игрока за $5,9 млн будут подтверждены, Селио Силва получит 885 тысяч долларов, поскольку, отыграв за «Коринтианс» три года, он имеет право на 15% от стоимости продажи.»

Не удивляйтесь, что за игрока с истекшим контрактом англичане платили в общем-то приличную по тем временам сумму. Уж таковы были трансферные правила в начинавшем уже распадаться из-за дела Босмана мировом футбольном порядке.

Однако правила подписания иностранных игроков английскими клубами были (и оставались до недавних пор) весьма строгими. Хотя Селио часто вызывали в Канаринью, защитник не сыграл в 75% игр Селесао за предыдущие два года и не обладал тем, что англичане называют «неоспоримыми качествами», плюс явно не был молодым и перспективным игроком - альтернативным требованием для получения лицензии на работу.

С самого начала переговоров Фергюсон знал, что заключить соглашение будет нелегко. Однако в эту возможность верили все участники переговорного процесса. За это стоило заплатить, даже если вероятность итогового провала была реальной. «У Селио всего шесть международных игр, это нас беспокоит. Это серьезный вопрос, но нам остается только подождать и посмотреть, что произойдет на этой неделе» — сказал тренер «Красных дьяволов» газете Independent 28 июля 1997 года.

Нежелательный, но ожидаемый результат в конечном итоге и случился.

Разрешение на работу не было получено, и карьера Селио Силвы после этого резко пошла под откос. В том же году «Коринтианс» подписали еще одного сильного игрока, Антонио Карлоса Заго, который в конечном итоге и занял его место в старте Тимао. А в 1998 пришел молодой и талантливый Крис, позже сделавший себе имя в «Лионе», и дни Силвы были сочтены.

Селио Силва отыграл еще год в «Коринтианс», а потом начал менять клубы почти каждый год - «Гояс», «Фламенго» и «Атлетико Минейро»,потом его занесло в «Универсидад Католика» из Чили.

Завершил карьеру экс-игрок Селесао там, где она и началась, в «Американо» из Кампос-дус-Гойтаказис.

Во всех этих клубах он играл мало, больше борясь с травмами, чем с форвардами соперника. Как он сам сообщил в интервью в 2012 году, к тому же он почти ничего не заработал в те годы: «Я выкупил свой трансфер у «Коринтианс» и отправился в «Гояс» в 1998 году и не получил ничего, меня кинули с деньгами. Я перешел во «Фламенго» в 1999 году, и там мне тоже ничего не заплатили. В 2000 году я тоже не получил ни реала в «Атлетико Минейро». Меня как будто магнитом притягивали клубы - банкроты. Ну или те, которые платили только «нужным» - тому же Ромарио в Менго платили день в день.»

В 2015 году, правила выдачи разрешения на работу в Англии были существенно изменены Футбольной ассоциацией в пользу игроков, а после Брексита и вовсе игрокам из Латинской Америки отменили практически все барьеры, и они хлынули на Альбион.

Но возвращаясь в 1997 год, манкунианцы отклонили варианты с Маркусом Баббелем и Рио Фердинандом, игра чилийца Данте Поли, который даже потренировался с клубом, не впечатлила лично Фергюсона, и в конечном итоге он согласился на 28-летнего норвежца Хеннинга Берга, игрока «Блэкберна» и сборной.

Пройдет еще шесть лет, прежде чем, наконец, бразильский игрок попадет в «Манчестер Юнайтед». Сам Селио Силва так и не вернется в Селесао, да и вообще на тот уровень, который позволил ему привлечь внимание английского топа. И с тех пор какой-то злой рок преследует всех жителей страны, где много диких обезьян, на «Олд Траффорд». Проклятие Селио Силвы? Шучу.

Сегодня Селио Силва живет в Мооке, районе Сан-Паулу, владеет кузовным цехом и по выходным тренирует юных спортсменов. Тренерская карьера даже на клубном юношеском уровне у него не задалась. Бизнес помогает ему более активно развивать свой гражданский проект - до недавнего времени он был одним из руководителей проекта Esperança Esporte Clube, проекта, нацеленного на помощь нуждающимся детям из фавелы Вила-Пруденте, которые ищут в спорте «надежду» на лучшее будущее, не обязательно в том, чтобы стать футболистом, но желательно хорошим и достойным человеком, занимающимся любимым делом.

Селио на «пенсии» осуществил и свою давнюю мечту. Точнее помог воплотить ее своему сыну.

«Одно из моих больших увлечений детства– воздухоплавание. Я поехал в Рио-де-Жанейро записываться в армию, хотел быть парашютистом – при том что я ужасно боюсь высоты. Но тем временем, между пробами в ВВС, у меня была возможность пройти тест в «Американо» (первый клуб Селио). Я хотел попробоваться на позицию атакующего полузащитника, но мне посоветовали пойти на позицию защитника, так как там было меньше людей. Никто же не хочет быть защитником и вратарем.»

А сын Селио Силвы, наоборот, присоединился к ВВС после нескольких неудачных попыток стать футболистом и осознания того, что ему не удастся повторить успех отца на поле.

«Мой сын пробовал себя в «Жувентусе», «Коринтианс», «Интере», но не сложилось. Почему я должен был дальше настаивать? Затем его призвали на военную службу и перевели из армии в ВВС. Военная карьера была моей страстью, теперь мой сын «заболел» армией. Сегодня я вижу себя в своем сыне. И очень горжусь....»