10 мин.

Витор Роке. Большая ставка

Как только я начал пинать мяч, мой отец, любивший следить за провинциальным футболом, стал делать на меня ставки. 

«Пять реалов за каждый забитый гол».

Я не совсем уверен, но я думаю, что он сказал это, потому что знал, как я люблю атаковать, даже когда я играл в качестве опорного полузащитника в школе — но был тренер, который не позволял мне играть выше.

Однако постепенно я продвигался вперед. Сначала я играл на позиции полузащитника. Потом я стал нападающим. 

Подобные изменения многое говорят о том, кто я и что я испытал как футболист. Моя история в этом виде спорта не так уж и длинна, но могу сказать, что за эти 18 лет жизни я повидал больше, чем мог себе представить.

Я всегда смотрел финал Либертадорес на диване дома с отцом. Год назад я вышел на поле, чтобы встретиться с Фламенго, чтобы сыграть против парней, которых я видел только по телевизору.

Это реализация мечты, в которой даже я сомневался, что она сбудется.

Быть профессиональным спортсменом отличается от того, что мы себе представляем в детстве. Я говорю за себя. Мне нравилось развлекаться, играя в мяч. Я жил перед полем, и это было то, чем я хотел заниматься больше всего. Я имею в виду, если даже я стал пастухом, я бы все равно гонял на поле.

Это были первые шаги, и я уже пытался выделиться, но тренер разрешал мне идти вперед только когда результат был гарантирован.

«Если счет 4:0, ты можешь атаковать. В противном случае ты остаешься на месте».

Но это уже был другой тренер, как только я прошел отбор в «Америку Минейро» в 2014 году, он перевел меня на позицию центрфорварда… И тогда я начал забивать один гол за другим.

(Мой отец был почти банкротом, бедняга… Ха-ха-ха!)

Там я заметил, что многие вещи изменились . С того времени, когда я уехал из Коронеля Фабрициано, чтобы жить в Белу-Оризонти, я понял, что настоящая игра в футбол требует самоотверженности и, прежде всего, уважения к командам, участвующим в турнирах, и к соперникам. Со мной всегда так было, что не помешало мне забить несколько мячей в ворота соперников, но это уже другая история.

Мое начало в серьезном футболе повлекло за собой очень большие перемены и в моей семье. 

Моя мать, которая была швеей, и сестра переехали со мной. А папа? Ну, мой отец поначалу оставался там, в Фабрициано, потому что скоро ему предстояло уйти на пенсию.

Бог благословил меня, чтобы я не так сильно скучал по отцу и чтобы наша адаптация в Белу-Оризонти не была такой сложной. 

Это было реально, это работало.

Мои выступления в молодежных командах привлекли внимание другого отличного клуба из штата Минас-Жераис, «Крузейро».

В 2019 году состоялся мой перевод.

В предыдущие сезоны «Крузейро» был чемпионом Минас-Жерайс и дважды чемпионом Кубка Бразилии. Мне было 14 лет, я уже юная звезда, обещание. Казалось, ничто не могло остановить меня.

Только, к сожалению, в том году, когда я приехал, «Крузейро» вылетел из Серии А. Я остался в академии клуба, но в реальности все было совсем не так, как я себе представлял.

Это был момент, когда я обнаружил, что, даже живя своими мечтами, мы можем столкнуться с трудностями.

Давление нарастало, это чувствовалось в воздухе. На тот момент моей большой целью было перейти в первую команду.

Клуб перестраивался, а я искал свое место. Но никто нас к этому не готовит. Нет даже футбольной школы, людей бы которые могли бы помочь максимально безболезненно перейти из юношеского футбола во взрослый.

Так что, когда я начал тренироваться с профессионалами под руководством профессора Вандерлея Лушембурго, забив 19 голов за команду до 17 лет, я почувствовал, что может произойти что-то новое.

Неделю спустя я был включен в состав команды, которой предстояло встретиться с «Коритибой» в Серии B.

Это было впервые, и я помню слова более опытных игроков и тренерского штаба. Чтобы я делал то, к чему привык. Что они доверяли мне. Сегодня, глядя издалека, я знаю, что они хотели защитить меня. 

Помню, в Куритибе было холодно, и было интересно следить за игрой, хотя в тот день я так и не вышел на поле.

Мой дебют состоялся на «Индепенденсии», в игре против «Ботафого». И это был... опыт, не похожий на то, что я планировал.

Я думал, что выйду на поле, и волшебство произойдет естественным образом, когда мяч достигнет моих ног, и я буду выполнять то, что я тренировал в течение недели. Или, может быть, даже забью свой первый гол в профессиональном футболе.

Только все было не так.

Думаю, люди помнят, да и я не забыл.

В начале второго тайма я вышел на поле. А на 18-й минуте не было ни голов, ни передач, ни финтов. 

Фактически, через 18 минут меня заменили. 

Мои товарищи по клубу поддержали меня. Тренерский штаб сказал мне продолжать идти по тому же пути, Луша даже встретил меня словами ободрения, когда я пришел в раздевалку.

Но у меня было другое чувство — разочарование.

После матча я завис в социальных сетях, желая узнать реакцию фанатов, и это сильно расстроило меня.

«О, сыграл всего 18 минут».

«Этот ребенок никуда не годится».

«Ему ничего не удастся».

Когда я возвращался домой после тренировки, я просто плакал. Было много критики, и я думал, что уже никогда не смогу изменить ситуацию.

Но в голове крутилась песня, в которой говорится: «Плач может длиться всю ночь, но радость приходит рано».

И у меня это произошло быстро, благодаря Богу и помощи некоторых людей.

Я уже упоминал поддержку состава Крузейро, но решающими для меня стали слова именно одного игрока.

Имя звезды? Вы знаете, я уверен.

Рафаэл Собис.

«Парень, в академии бегает игрок. А в профессионалах бежит уже мяч».

Я никогда этого не забывал, Собис.

Помимо того, что я слушал своих товарищей по команде в клубе, я отложил в сторону социальные сети и стал еще больше посвящать себя тренировкам. Приходил рано, уходил поздно. Это был мой рабочий распорядок.

И результаты этой работы не заставили себя долго ждать. 

Ощущение от первого гола за профессиональную команду в игре против «Вилла-Нова» было незабываемым. Это был знак того, что изменения наступят по-настоящему.

Моя игра была замечена и признана, я начал выделяться, как никогда раньше.

Именно тогда Фуракао изменил мою жизнь. 

Я всегда мечтал играть в Либертадорес. Когда я был маленьким, мне больше всего нравилось смотреть это соревнование вместе с отцом. Для тех, кто играет в футбол, это турнир, куда все хотят попасть. Со мной все было по-другому. Чего я не знал, так это того, что это будет так быстро.

Когда я переехал в Куритибу, ситуация в «Атлетико» была сложной. 

Еще на групповом этапе выход в плей-офф казался сложным. На самом деле это было даже маловероятно, после плохих результатов в первых играх.

Но Атлетико верил в себя до конца и прошел квалификацию, уф!! Теперь у меня был шанс дебютировать в 1/8 финала.

Нашим соперником был «Либертад». И в первом матче на «Арене да Байшада» я не упустил возможности открыть счет.

Ты записываешь это, папа?

Во второй игре в Парагвае мы сыграли вничью 1:1 и прошли квалификацию.

В 1/4 мы прошли Эстудиантес. Но на этот раз забить гол не получилось, несмотря на поддержку болельщиков и наши усилия.

Футбол он такой, иногда мяч просто не хочет заходить в ворота, хоть ты тресни...

И иногда кажется, что лучшее оставлено напоследок.

Игра в Аргентине закончилась серией пенальти.

Это был очень тяжелый матч. Провокационная игра соперника, давление аргентинских болельщиков на судей, да и наша игра не была близка к идеалу.

До...

Я начал игру на скамейке запасных по желанию нашего тренера Фелипао. В какой-то момент игры он зовет меня, и я выхожу на поле, уже думая о пенальти. 

Накал страстей на поле все еще был жестким, их защитники шептали мне на ухо всякие гадости, пытаясь меня запугать.

Но… кто мог представить себе такой конец?

Шло добавленное время второго тайма, когда Теранс протащил мяч до лицевой линии, пройдя через трех соперников. Он играет назад на Витиньо, который делает финт, выключая из игры двух защитников «Эстудиантеса», и навешивает мяч в штрафную. 

Находясь в центре вратарской площадки, я следил за их движениями глазами. Поскольку я знал, что Витиньо всегда подает на ближнюю штангу на тренировках, я уже представлял, что он будет делать. Когда я понял, что он собирается простреливать, то занял позицию между защитниками и, как только увидел, что вратарь летит к мячу, не сомневался и выставил корпус вперед.

Я видел, что мяч попал в ворота и что мои товарищи по команде празднуют, но сам смог встать лишь чуть позже. Это было безумием, эта была смесь чувств. Гол на последней минуте, изменивший нашу историю в Либертадорес.

В раздевалке в Аргентине, интернет на моем мобильном телефоне не работал должным образом, поэтому я и получил только несколько сообщений.

Но в автобусе по дороге в гостиницу у меня чуть не взорвался телефон, и только тогда я смог понять масштаб этого гола.

Вы в шоке? Гол Витора Роке! 

Может показаться странным то, что я сейчас вам скажу. Несмотря на то, что я вне себя от радости, я очень благодарен Богу за возможность, которую он мне дал — за участие в такой важной игре и за то, что она стала решающей для клуба и для болельщиков которые так сильно поддерживали меня с момента моего прибытия — правда в том, что я помог пройти квалификацию, стоя на ногах и смиренно. 

Я не хотел, чтобы этот момент ударил мне в голову. И, как и мои товарищи по команде, я продолжал усердно работать над подготовкой к полуфиналу против «Палмейраса».

В очередной раз мы подошли к матчу с нашим соперником не фаворитом.

И даже после первой игры, когда мы выиграли 1:0, в наш проход верили только наши болельщики и наша команда. 

Можете себе представить что был после первого гола Палмейраса через пять минут игры? Бьюсь об заклад, были люди, которые даже думали, что нас разгромят.

Фелипао не было на скамейке запасных, потому что он был дисквалифицирован. А уже в начале второго тайма мы пропустили второй гол. Неблагоприятный сценарий для нас. 

Тем не менее, мы не сдались. Ураган никогда не сдается. 

Мы пошли вперед, чтобы получить путевку в финал.

Фернандиньо запускает Витиньо, тот навешивает, мяч перелетает вратарскую, где был Пабло. 

2 - 1.

Затем, когда до конца игры осталось чуть более десяти минут, мы забили второй. 

2 - 2.

Красно-черные — это раса, которая никогда не сдается в борьбе.

Мы сделали это.

Мы в финале Либертадорес!

В 2005 году «Атлетико» впервые вышел в финал Либертадорес, но проиграл. В 2022 году клубу потребовалось 17 лет, чтобы выйти в очередной финал.

Это похоже на совпадение, но я родился в 2005 году. И теперь, 17 лет спустя, у меня был уникальный шанс сделать историю такого клуба, как «Атлетико». 

Несмотря на то, что я очень молод, я знаю, как трудно выйти в финал Либертадорес.

Каждый день футбол учил меня и продолжает учить многому.

Самое ценное из них следующее: как и в игре, в нашей жизни все может измениться в любой момент.

В один день вы можете сидеть дома на диване и смотреть финал Либертадорес...

А через год можно оказаться на поле, оспаривая этот титул.

Не всегда все будет так, как вы себе представляете, но если вы к этому готовы, могут произойти большие события.

О да, мой отец больше не заключает со мной пари. Он знает — лучше, чем кто-либо — что я сделаю все, что в моих силах, чтобы принести любой титул домой.

Увы, финал Либертадорес Витор проиграл. Но все еще впереди, в 2023 он отпраздновал свое совершеннолетие, выиграл молодежную Копу, получил дебютный вызов в сборную Бразилии и очень-очень близок к переходу в Барселону. А Либер выиграть успеется...