5 мин.

«Галапагосский синдром»

Аргентина отобралась на чемпионат мира. Слово отбор в этом контексте подходит как нельзя лучше. Здесь не было легкости и элегантного переливания атакующего лоска белых и небесно-голубых полос. Была работа на износ, преодоление себя и своих внутренних демонов. И главный вопрос, который подвесил один из фаворитов чемпионата мира: чего ждать от подопечных Хорхе Сампаоли? Провала на одной из первых стадий плей-офф или возрождения феникса с кубком мира в руках?

Свой последний матч отбора аргентинцы провели со сборной Эквадора, и впервые за 16 лет одолели неудобного соперника на его стадионе. Подумать только, Аргентина с Месси в составе могла лишиться путевки в Россию. И победа, несмотря на кажущуюся легкость, была добыта скорее на злости их «маленького гения», чем на крыльях вдохновения.

Мало кто ожидал, что один из главных фаворитов ЧМ, с таким скрипом пройдет квалификацию. В очередной раз задумываешься, насколько тонка грань в спорте между успехом и провалом. Помните, как наша сборная обыграла в «Лужниках» англичан, а следом уступила на выезде Израилю и поехала с утопической идеей в Андорру, а вернулась из Австрии и Швейцарии бронзовым героем страны?

В экономике есть такое понятие, как «галапагосский синдром».  Это экономический термин, обозначающий изолированное развитие в данном регионе отрасли, производящей глобально востребованный продукт.

Аргентина в своем нынешнем состоянии оказалась ярким носителем этого синдрома. Перечислите десятку лучших нападающих мира, и в ней окажется половина форвардов «альбиселесте», которые даже не проходят в основу сборной. Перенасыщение харизматичными лидерами линии нападения аргентинцев привело к кризису атакующих идей, как бы парадоксально это не звучало. Хотя казалось бы, просто доставляй мяч этим мастерам.

Вся игра бело-голубых свелась к тому, чтобы доставить мяч в этот «атакующий котел». Зачастую главный каталонский шеф-повар берет всю ответственность на себя и делает результат. А восторженная толпа, пришедшая отведать лакомства своего идола, после вскидывает руки и боготворит гения. А если что-то не получилось, все списывается на необразованных помощников, погоду, магнитные бури и заговоры конкурентов.

Аргентинцы сбились на демонстрацию своей многочисленной атакующей индивидуальности и поиск Месси. Но это не то гармоничное каталонское сканирование, который подразумевает, что возникающий ураганный перепас, найдет точку опоры гениальности одного из футболистов атаки. Вся эта перепасовка от бессилия, кризиса идей. И как результат, признание своего лидера настолько возвышенным небожителем, что это не вдохновляет, а подавляет других гениев атаки «альбиселесте».

Согласитесь тяжело отказаться от искушения и не вдавить педаль газа в пол, когда видишь пустую ночную трассу, как будто специально освещенную для тебя. Так и здесь, не отдать на Месси, который любит и обожает мяч, очень тяжелое искушение.

Но дело не только в нападающем «Барселоны». Каждый футболист атаки, который есть в составе «альбиселесте», играет такую же незаменимую роль в своем клубе. Дибала и Игуаин – лидеры «Ювентуса», Икарди – «Интера», Агуэро – «Сити». Даже безызвестный большой публике Дарио Бенедетто, незаменимый номер один в «Боке Хуниорс».

Все это многочисленное атакующее разнообразие похоже на соус, полагающийся блюду, но только его не равномерно распределили по всему объему, а вылили в одно место. Каким бы он вкусным не был, его большая концентрация испортит всё гастрономическое впечатление.

В этой ситуации построить сбалансированную систему, невероятно сложно. Необходимо, чтобы кто-то «таскал рояль», забывал про свою гордость, а каждый винтик в этой игровой модели болел общим делом. Атакующая поставленная игра – очень тонкий процесс. Даже если у тебя в составе есть Месси, Ди Мария, Икарди, Игуаин, Агуэро - это не гарантирует ровным счетом ничего. Вспомните «Реал» середины двухтысячных или ПСЖ образца последних сезонов.

Осознанно или из-за цугцванга и цейтнота в одном лице, но аргентинская федерация футбола сделала один единственный верный шаг – пригласила Хорхе Сампаоли.

Контракт Сампаоли выкупили за очень большие деньги. Это тренер, которого позвали разжечь «чилийскую страсть», с чем у «альбиселесте» громадные проблемы.  Страсть и вдохновение вообще очень сложно найти. Тут нет четкого плана.  Вдохновение, как и хорошая мысль, просто приходит, а не придумывается чередой усилий над собой.

Одно из сильнейших качеств нового тренера «альбиселесте» - это подводка к турниру, как в физическом, так и эмоциональном плане. За последние годы Сампаоли приучил нас, что его команды – это синоним страсти и самоотверженности.

Чили.

Все, больше писать ничего не нужно. Одиннадцать разъярённых питбулей, готовых носиться все 90 минут. Вы уже представляете, как Артуро Видаль разбегается для своего 30-го подката за первые полчаса игры, а Гонсало Хара начинает поднимать свой перст судьбы.

Поэтому, несмотря на то, что новый главный тренер аргентинцев подвергается критике, не стоит делать быстрых выводов о его квалификации. Он новатор и не признает стагнации. Именно поэтому он решил покинуть сборную Чили, когда настала пора перемен. Надо было обкатывать новых футболистов на Кубке Америки, а не довольствоваться своим превосходством, как это хотели люди в «кабинетах». В итоге болезнь распространилась и медленно сбила с ног пациента – «ла роха» за бортом ЧМ.

На новом месте наш доктор сразу взялся за нужную инъекцию. Хорхе Сампаоли не испугался и вызвал Икарди, чего не осмеливался сделать ни одни тренер. Были приглашены несколько других молодых защитников и полузащитников, которые не так талантливы, но готовы умирать и марать белые и небесно-голубые полоски, как зелено-коричневым дерном, так и своим потом и кровью. Сампаоли важно, чтобы во всех линиях не угасала страсть и движение. В любую минуту каждый должен быть готов в одиночку, с огромным фугасом в руках, броситься на противника.

Аргентинцы с большим трудом прошли отбор. Все было настолько плохо, что будь Эрнесто Чё Гевара жив, он бы отправился делать революцию в тренерский штаб сборной Аргентины. Сампаоли привил своих парней и выработал у них иммунитет к недугу. Ничто так не единит команду, как преодоление общих трудностей. И теперь в Россию едет не хромающий фаворит золотой гонки, а восставший чемпион. Только если раньше он был на виду и всего его козыри были известны, то теперь никто не знает, как и во что будет играть «альбиселесте». Самый мощный рывок должен быть на финише, и именно Аргентина может выдать мощнейший спурт и подтвердить этот бессмертный спортивный постулат.