Теперь все на самокатах: разгон до 30 км/ч, нет вреда коленям, ультратрюки на ЧМ
Самокат – больше не ностальгический образ советского детства.
Сегодня им никого не удивишь – самокаты доступны для детей и взрослых в любом спортивном магазине, а цена варьируется от 2500 до 10000 рублей.
Есть и другие варианты: гироскутеры (от 10000 рублей), электросамокаты и моноколеса (от 15000). Мода на электроварианты понятна: модели намного удобнее прародителей – сегвеев; производителей стало больше, цены – ниже, а с тем, что такой способ передвижения удобный и простой, никто и не спорит.
Самокаты – на пике популярности. Мы поговорили с президентом Федерации самокатного спорта Москвы Ольгой Степановой о главном летнем транспорте.
В России – самокатный бум, в Европе он уже на спаде
– Самокат сейчас захватил Россию. Это легкий вид транспорта, доступный, удобный. Мы развиваем самокаты как спорт, но многие взрослые и дети используют его как способ передвижения. Самокат компактен, удобен, прост. А для детей, которые занимаются спортом, этот вид, как и любой экстремальный, очень захватывающий.
К нам самокат пришел из Австралии и Америки. Там он был популярен намного раньше, и сейчас интерес у них снижается, а у нас, наоборот, растет. Мы это видим по соревнованиям: все больше детей присоединяется к нам. Ну а про то, что мы видим на улице, нечего и рассуждать: куда ни погляди – все на самокатах. Начиная от простых людей, заканчивая публичными персонами.
Когда мы задали вопрос коллегам из Австралии, они написали: к сожалению, наш спорт пошел на спад, дети сидят за компьютерами. Мы удивились, ответили: «Вау, у нас не так». Они даже пожаловались, что у них вся молодежь играет в Fortnite. Это глобальная проблема, что дети потеряны для спорта и вообще для жизни.
Есть ли от самоката польза?
Самокат развивает и вестибулярный аппарат, и мышцы ног, это общая физическая подготовка.
У нас есть самокат-школа, где готовят юных спортсменов. Как и в любом виде спорта, тренировка начинается с ОФП, разминки, а заканчивается отработкой трюков. Когда райдеры делают трюки, там используются все группы мышц: и руки, и шея, и спина, и ноги.
Ну и, конечно же, мозги, потому что спортсмен не только физически крепок, но и думает головой. И наш спорт не исключение – трюки очень сложные. Когда приезжаем на чемпионат мира, сами удивляемся – как они это делают, настоящая акробатика.
Проблем со спиной и коленями не будет
При езде на самокате человек толкается разными ногами – ставит обе на доску, периодически меняет. Конечно, есть предпочтения: кто-то – правша, кто-то – левша. И спортсмены, и любители всегда меняют ноги, поэтому нет перекоса в одну сторону. Так что самокат не влияет на осанку в негативном ключе.
Если рассуждать таким образом, то любой вид спорта может на нее повлиять: и художественная гимнастика, и хоккей – у спортсменов же есть предпочтение, как держать клюшку.
Что касается нагрузки на колени, то, конечно, при беге она больше. Самая большая нагрузка на колени и суставы – при полусгибах и ударах о твердую поверхность. Именно это происходит при беге, при самокате такого нет и нагрузка намного меньше.
Скандинавская ходьба – модный фитнес: в два раза эффективнее бега, работает 90% мышц
Самокат очень развивает координацию, вестибулярный аппарат. Тем, у кого координация изначально хороша, самокат дается проще. Когда человек приходит из другого вида (например, из спортивной гимнастики) и у него есть база, то на самокате ему в сто раз легче.
Никакого вреда здоровью при езде на самокате нет. Конечно, как и в любом виде спорта, бывают травмы. Но для детей, любителей, как и любая физическая активность, самокат идет только на пользу – это движение. Если чего-то бояться, можно просто лежать на диване – не будет ничего болеть, только пролежни появятся.
Со скольки лет учат трюкам?
На тренировки мы берем детей от 7 лет. Считается, что ребенок в этом возрасте уже полностью координирован и может себя обезопасить от дополнительного риска, быть внимательным. Но иногда наши тренеры берут детей и младше – есть и 5-летние.
У нас есть семья – папа и сын, они вместе ходят на тренировки. Папе 40 с лишним лет, он не участвует в соревнованиях, но на тренировки ходит и показывает пример сыну. На турниры он, может, стесняется заявляться или просто не видит конкурентов по возрасту.
А что по цене?
Трюковая модель – от 7 тысяч и до бесконечности: кто-то катается на запчастях из Австралии, кто-то – из Китая, кто-то – из Франции. В трюковом самокате усиленная дека, руль, колеса. Там нет пластика, складных механизмов. Когда спортсмен растет, меняется и самокат – высота руля, ширина доски, колеса стираются. Плюс защита: шлем, наколенники, налокотники. Минимальный базовый комплект (самокат, шлем и наколенники) – 10 тысяч рублей. Форма одежды – свободная.
Любительские самокаты отличаются диаметром колес: у профессионалов колеса с железным диском от 100 до 120 мм, но для любителей чем больше диаметр колес, тем лучше. Если непрофессионал на маленьких колесах наедет на кочку, то, скорее всего, упадет. С большими колесами такого нет. К тому же, там есть пластиковые элементы, складной механизм.
Где кататься, кроме тротуаров?
Скейт-парки – набор разных граней, вылетов, рамп. Там тренируются не только на самокатах, но и на BMX, роликах, скейтах. Конечно, в этих дисциплинах очень много отличий, но тренируются они на одних фигурах.
В Москве сейчас огромное количество открытых скейт-парков – началась застройка года два назад, плюс несколько крытых площадок.
В регионах много открытых парков. Но Россия – очень сезонная страна, из 12 месяцев только 3 стабильно хорошая погода, и получается, что остальные 9 месяцев спортсменам негде тренироваться. Крытые скейт-парки можно пересчитать по пальцам: помимо Москвы есть в Красноярске, Сочи, Краснодаре.
Трюки – не только для профи
Мы проводим соревнования и для любителей. На протяжении пяти лет 1 мая открываем сезон в «Лужниках», участвуют три категории: новички, любители и профессионалы. Турнир открытый.
Если вы владеете какими-то навыками, то можете зарегистрироваться и прийти на площадку, показать себя. Если в новичках попадаете в топ-10, то переходите в категорию любителей. Это тоже открытые соревнования, но новичок не попадает туда сразу. В этом году на турнир заявились около 350 человек. В сентябре мы там же проводим закрытие сезона, и тоже участвуют новички. Летом на разных турнирах соревнуются любители и профи.
И есть чемпионат России для профессионалов, где идет отбор на чемпионат мира. В прошлом году победил Дмитрий Фазолов, в этом, к сожалению, не участвовал из-за травмы. В 2018-м на чемпионате мира он занял 48-е место из 52-х. В течение года тренировался, поддерживал форму, учил язык, ездил на европейские соревнования – пока что есть барьер и в уровне, и языковой тоже. Думали, что он опять победит на России и на ЧМ шагнет на ступень выше, но он травмировался.
Дмитрий Фазолов (справа)
В этом году у нас чемпион России Иван Селиванов. Посмотрим, как он выступит на ЧМ. Там тяжело эмоционально – ребята ведь впервые попадают на соревнования мирового уровня и от волнения показывают не те результаты, которые могли бы.
Пока что мы в самых низах, несмотря на то, что у России в спорте всегда высокие результаты. Но мы уже поняли ошибки – ребят нужно чаще вывозить на международные соревнования: во Францию, Финляндию, Голландию.
В России – это пока неофициальный спорт
Мы ежегодно проводим чемпионат России. Начинали с того, что он был европейским отбором на ЧМ – 10 лучших спортсменов турнира ехали на мир. Но на тот момент в Москве не было крытых скейт-парков, как и во всей России, и иностранцы сняли с нас эту привилегию – мы два раза переносили соревнования из-за дождей. Поэтому у нас сейчас разыгрывается одно приглашение на ЧМ: едет только чемпион. На протяжении пяти лет в ЧМ участвуют российские спортсмены.
Там, конечно, доминируют австралийцы, потому что у них самокат очень развит: дети, вылезая из коляски, сразу идут в скейт-парк и встают на самокаты. У нас ситуация пока не такая.
В течение сезона мы проводим соревнования (около 500 участников), стараемся сделать самокатный спорт официальным в России. Регионы откликаются.
Мы начинали именно с федерации Москвы, а для того, чтобы создать общероссийскую, нам надо присоединить еще 43 субъекта РФ: они все уже готовят документы. Это и Новосибирск, и Уфа, и Саратов, и Южно-Сахалинск. Думаю, до конца года станем официальным видом спорта и образуем федерацию.
Финансирования у нас как такового нет, есть единственный сильный спонсор – магазин самокатов. Он полностью спонсирует федерацию, выделяет бюджет и на проведение соревнований, и на поездки райдеров на европейские и мировые турниры. А Москомспорт помогает нам в организации турнира в «Лужниках».
Есть ли шанс увидеть самокаты на Олимпиаде?
У самоката очень большие перспективы, дети любят наш спорт. И если мы узаконим его, перспектив будет еще больше. Любой родитель рад отдать ребенка в самокатный спорт, ведь это и физическая подготовка, и координация. Дисциплина молодая, здоровая.
Самокатный спорт развит в мире: с 5 по 7 июля в Барселоне пройдет чемпионат мира. У нас едут 4 спортсмена – помимо чемпиона России, еще один райдер в неосновной взрослой категории и два юниора.
В мире проводятся турниры, и, мне кажется, не за горами признание самокатов олимпийским видом спорта. Мы будем этому способствовать.
Ого, теперь брейк-данс – на Олимпиаде. Наш чемпион участвовал в «Танцах» на ТНТ
Фото: РИА Новости/Юрий Артамонов; globallookpress.com/Roman Vondrous/CTK Photo, imago/HochZwei; facebook.com/ISAscoot; РИА Новости/Виталий Тимкив; instagram.com/fazolovd; vk.com/official_rsc; Gettyimages.ru/Dia Dipasupil
Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.
Сразу напомнило рекламу печенек, в которых есть сладкая начинка, в которой есть молоко, в котором есть кальций. Общий вывод авторов рекламы - очень полезные печеньки! На самокате погружение в физическую активность примерно такого же порядка, как там кальция было )
достали, чесслово
Маленькому ребенку лучше беговел, тем кто постарше - велик.
Во-первых это не запрет, а ограничение. Как считаете, самокатчик более безопасен для себя и окружающих на скорости 20-30 км/ч или на скорости 60+, как могут выдавать отдельные электросамокаты?
Во-вторых, средство передвижения, которое не требует от его владельца специальных навыков или же прав по его управлению вполне себе способствует повышению количества идиотов на дорогах, т.к., повторюсь, ничего для этого не требует не требует. Требуется только покупка. И предвосхищая ваш контраргумент, процитирую ранее написанное, - "и без них хватает идиотов на дорогах".
Поэтому, если вы ещё не поняли, о чём я вообще, то объясню проще, - я просто хочу, чтобы меньше людей гибло и калечилось на дорогах общего пользования.
А если и это для вас не аргумент, то можете посмотреть статистику того, сколько людей гибнет и калечится на российских дорогах каждый день, а также можете глянуть фоточки последствий неразумного вождения различными видами транспорта, и прикинуть в голове, сколько шансов у самокатчика на скорости 60+ пополнить тот или иной список и украсить своими,пардон, внутренностями подобные фотогалереи.
мои дети толкаются двумя ногами, даже подзатыльников не понадобилось, а просто рассказать как это делать.
Сейчас вообще не тянет.
Бум, возможно, и есть, но где он? В больших городах.
А в том же Подмосковье встретить взрослого на самокате практически нереально, если и встретишь, так это дачник приехал ;)
И, знаете, почему? Тут ведь пробок нет, а за стоимость электросамоката можно приобрести скутер или простенький подержанный автомобиль на четырех колёсах и с крышей.
Вопреки вашему мнению обо мне я всё-таки не делал каких-то окончательных выводов на ваш счёт, а предыдущий пассаж был направлен лишь на то, чтобы определить, "жираф" вы или нет) Не знаю, заметили вы или нет, но вы всё же сумели извлечь куда больший объём слов, чем до этого)
Итак, когда мы всё-таки выяснили, что у вас имеется собственная точка зрения, а я не ставлю вам никаких диагнозов(я на это надеюсь)), быть может вы всё-таки выскажитесь более полно на ранее озвученную тему, или вашего словарного запаса хватает лишь на то, чтобы высказывать своё недовольство кем-то?))
Не понимаю, как ваш интеллект (а он у вас, видимо, сверхразвит, чего только пассаж про миллениалов и внутреннего Варламова стоит) мог допустить подобный просчет, но он допустил его. Фраза "давайте двигаться в сторону чего-либо" не подразумевает, что надо резко решительно без промедлений отдать две крайних правых полосы велосипедистам, а автомобилям запретить разгоняться выше 40 кмч. Аналогично не понимаю, как ваш сверхразум смог допустить, что я не вижу ни единого минуса от этого.
Может, вам всю интеллектуальную деятельность на тухлых псевдосмешных пассажах сконцентрировать? Это у вас лучше всего пока что получилось.
"дороги общего пользования -- они же еще и для велосипедистов". Тут, главное, чтобы ещё и велосипедисты помнили, что они ещё и для автомобилистов)Если вы предпочитаете данный способ передвижения, то ваш скепсис в сторону автомобилей объясним.Также вы наверняка считаете, что двигающийся по ДОП велосипедист не представляет для остальных участников движения препятствия или неудобств. Так вот это не совсем так. Движение автомобиля в общем потоке более или менее предсказуемо. Движение же велосипедиста, включая случайные манёвры(виляния на дороге) предсказать зачастую невозможно, поэтому от греха подальше их объезжают за метр в сторону, что самом по себе может спровоцировать дтп. Про движение велосипедистов в тёмное время суток я вообще молчу, Иной раз их можно легко не заметить, так как практически ни один из них не обладает(из тех, что мне попадались) хотя бы фонариком спереди, чтобы хоть как-то обозначать своё наличие на дороге. Эффективность катафотов так же под вопросом. Для того, чтобы велосипедиста ночью можно было легко заметить, им нужно ездить как минимум в жилетах со светоотражащими полосами. Также можно вспомнить, что далеко не все велосипедисты обозначают жестами свои манёвры, а бывает, что показывают не то, что делают.