Трибуна
7 мин.

Хэмилтон хотел завершить карьеру, но $55 млн, битва за титул и активизм убедили остаться в «Ф-1»

Но все-таки конец карьеры уже виден – осталось всего два года.

Льюис Хэмилтон в 36 лет проводит пятнадцатый сезон в «Формуле-1» – и он уже побил почти все рекорды вместе с «Мерседесом»: выиграл 99 гонок и 100 поулов, 171 раз приезжал на подиум, а по титулам делит первое место с Михаэлем Шумахером.

В последние годы Льюису сложно было поддерживать мотивацию: отсутствие серьезных соперников, риск уменьшения гонорара из-за обсуждения потолка зарплат для гонщиков, глобальные изменения в регламенте, не гарантирующие победную машину — причин обдумать завершение карьеры хватало. Лишь желание влиять на мир политическими заявлениями с миллионной трибуны и стемление упрочить лидерство в ключевых достижениях не позволили окончательно перейти в активизм, моду и музыку  — и потому зимой Хэмилтон подписал лишь однолетний контракт с расчетом взять восьмой титул и покинуть гонки непобежденным. 

Но план не сработал: Хэмилтон прямо сейчас отстает от Макса Ферстаппена, и рекордная победа в чемпионате мира оказалась под угрозой. Льюис всерьез задумался: что же делать дальше? 

Мотивация борьбой

Прогресс «Ред Булл» заставил Льюиса Хэмилтона пересмотреть идею ухода из «Ф-1» — великие люди не любят покидать спорт свергнутыми. И потому переговоры о новом контракте прошли быстро: уже в июне семикратный чемпион мира поставил подпись под новым двухлетним соглашением с «Мерседесом». 

«Я всегда говорил: пока в Льюисе есть искра – он может продолжать выступать так долго, как только захочет, — признался босс «серебряных стрел» Тото Вольфф. — Борьба в чемпионате вызвала у нас еще больше желания гоняться. Да, мы говорили о возможном уходе, и, конечно, всегда важно затрагивать тему с завершением карьеры, чтобы уйти в нужный момент. Но у Льюиса много страсти к спорту, и я вижу, что он все еще способен бороться на высочайшем уровне».

Длительность контракта намекает: впереди решающий рывок за последним титулом вне зависимости от исхода нынешнего сезона. В 2022 году в «Ф-1» сменится технический регламент, и даже в случае не слишком удачного вступления в новую эру у «Мерседеса» будет год на устранение недостатков и подготовку к финальной битве в сезоне-2023. Оставаться дальше смысла уже не будет: или Льюис эпично уйдет абсолютным рекордсменом, или потерпит поражение и закончит как выдохнувшийся ветеран. Начинать новый долголетний цикл похода за чемпионским кубком он не станет. 

Жизненное направление Хэмилтон обозначил уже давно – это равенство людей и решение экологических проблем. Просто характер №44 диктует полное погружение в выбранную дейятельность: «В 38 лет наступит момент, когда я захочу заняться другими вещами. Я никогда ничего не делаю наполовину». 

Фактор напарника важнее, чем кажется на первый взгляд

Путь к титулу прокладывает не только идеальная машина и гениальная команда механиков, но и напарник, который помогает на трассе и обеспечивает хороший микроклимат в команде.

Битва вторых пилотов в «Ф-1»: один сдает место в топ-10 ради отъема балла у Хэмилтона, другой ищет повреждения на машине напарника

В 2016-м Льюис был максимально несчастлив в «Мерседесе» из-за токсичной атмосферы, вызванной сражениями с Нико Росбергом — после столкновения на Гран-при Испании англичанин даже грозил уходом из команды. И лишь завершение карьеры бывшего друга после взятого титула вместе с появлением Валттери Боттаса улучшили моральное состояние Льюиса. Атмосфера открытости и сотрудничества, доброжелательность руководства и покладистость напарника помогли Хэмилтону выиграть четыре чемпионата подряд.

Сам Льюис отзывался о Боттасе как «лучшем напарнике за всю историю «Ф-1» и неоднократно подчеркивал желание оставить финна в роли второго пилота. Но именно сейчас Валттери сильно сдал — и уступает в общем зачете даже Ландо Норрису из «Макларена».

Вот почему Боттас никогда не станет чемпионом «Ф-1»: бросает атаки на стартах, отпускает газ в схватках колесо в колесо, повторяет глупые ошибки

Потому в прессе часто обсуждают замену финна на 23-летнего протеже «Мереседеса» Джорджа Расселла: он проводит мощный третий сезон за «Уильямс» и показывает полную готовность пойти на повышение.

Юниор «Мерседеса» втащил полумертвый болид в десятку «Ф-1». Его прозвали «мистером субботой» за мощные квалы

Амбициозный голодный молодой пилот — возможная причина внутрикомандного конфликта в «Мерседесе», а он точно может сказаться на комфорте Льюиса. 

Но, возможно, компромисс заключается именно в сумме контракта: гигантская зарплата (55 млн долларов за сезон) взамен на обнуления требования права голоса насчет выбора напарника? 

Инициативы Хэмилтона по борьбе за равенство и наследие тоже тормозили переговоры

Одной из проблем, тормозивших подписание контракта в 2020-м, были трудности согласования инициатив Хэмилтона в областях инклюзивности, многообразия и экологии. Однако после продажи части акций гоночного «Мерседеса» Тото Вольфф получил большую свободу действий, а упрямый директорат в Штутгарте перестал сильно вмешиваться – и Льюис начал оказывать куда больше влияния в этих областях. Команда теперь поддерживает его намного активнее. 

Например, весной «Мерседес» договорился о сотрудничестве с Ассоциацией темнокожих инженеров и представителей этнических меньшинств Великобритании, а также организовал программу Accelerate 25, направленную на увеличение инклюзивности в автоспорте. 

Кроме того, запущено сотрудничество с комиссией Хэмилтона, которая стремиться вовлечь больше темнокожих людей в автоспорт. Эти инициативы рассчитаны на долгие годы – Льюис открыто называет их своим наследием в «Ф-1». 

Сможет ли Хэмилтон вновь побороться за чемпионство?

Семикратный чемпион давно уверял, что «не планирует участвовать в гонках до сорока лет». В конце 2023-го ему будет почти 39, и, судя по всему, тогда он ближе всего подойдет к собственному негласному дедлайну по завершению карьеры. Особенно если Льюис все-таки выполнит цели на ближайшие годы – заберет все рекорды «Ф-1» (в том числе и по титулам), превратившись в главного гонщика в истории. Тогда даже при уходе из Гран-при он все равно сохранит колоссальное медийное влияние для политических высказываний – и даже через год-два о нем не забудут (как почти случилось со «всего лишь двукратным» Алонсо как раз после почти двух лет перерыва).

Именно поэтому любые разговоры о потенциальном уходе Хэмилтона напрямую связаны с борьбой за новым титулом – а значит, Льюис и правда сделает все возможное с его стороны для удержания гоночной и физической формы. В данный момент даже в 36 лет №44 не дает поводов усомниться в нынешних способностях: неприятные вылеты вроде случая на Гран-при Эмилии-Романьи или авария с Ферстаппеном все-таки выглядят следствием мелких ошибок (свойственных любому гонщику при сражении за титул на пределе), а не итогом старения. Сравните с бесконечными разворотами Феттеля – его подозревали в потере формы намного чаще, а ведь Себ на два года младше. Может, прямо сейчас Хэмилтона уже и нельзя назвать абсолютно лучшим действующим пилотом, но он все еще как минимум в топ-5.

Следовательно, дело за «Мерседесом» – и их таланту по строительству новых машин даже под революционные регламенты. Потому сделку заключили так рано: она позволит Льюису вплотную поучаствовать в разработке проекта под 2022-й (конкуренты вроде «Феррари» как раз начали обкатывать его на симуляторе), а задержка сильно подорвала бы гармонизацию видения технического штаба и пожеланий Хэмилтона. Обе стороны сейчас сделали все возможное, чтобы войти в новый цикл максимально спокойно вне зависимости от исхода сезона-2021 – так что Льюиса точно не стоит вычеркивать из числа фаворитов на следующие годы. Для него теперь схватка за первые места – вопрос не кубков, а престижа и ценности всех последних активностей, потому он точно пойдет до конца.

Хэмилтона наказали справедливо? Или это Ферстаппен перебрал с агрессией? Ответы на вопросы о главной аварии года в «Ф-1»

Семикратный чемпион «Ф-1» теперь одевается как хиппи. И совмещает образы-послания с дорогущей обувью за тысячи долларов

Хэмилтон – лучший по доходам в «Ф-1». Забрал $82 млн за год и заработал больше Шумахера

Фото: globallookpress.com/Phil Duncan via www.imago-images/www.imago-images.de, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Hasan Bratic; REUTERS/Lars Baron