5 мин.

Горячая тема: 5 рецензий на фильм «Движение вверх»

Кинообзоры на любой вкус.

Главное спортивное кино этой зимы – баскетбольный блокбастер «Движение вверх» о победе советской сборной на Олимпиаде-1972. Знаменитые «три секунды, котоыре потрясли мир», пас Едешко, победа над американцами, до того не знавших поражений на Олимпиадах вообще, культовый комментарий Нины Ереминой – все это теперь обсуждают даже люди, ранее вообще не слышавшие о том триумфе и не смотревшие ни одного баскетбольного матча.

А на баскетбольной «Трибуне» Sports.ru обсуждают сам фильм – одни хвалят за кинематографичность и яркие образы, другие ищут несостыковки с реальной историей и видят госзаказ.

Позитивные рецензии:

Станислав Рынкевич, автор блога «Испанская кухня»:

В России научились снимать спортивные драмы. Почему за «Движение вверх» не стыдно

«Конечно, нужно стараться сохранять чувство такта при съемках фильма про живых людей. Но нужно также отличать художественное кино от документального и понимать задачи такого кино. Вдохновить человека (особенно молодого) просмотром документалки очень сложно. Когда сценарист и режиссер создают эмоциональный коктейль, это работает. Несколько моих знакомых после просмотра «Движения вверх» на пару дней погрузились в изучение той истории, узнали, как все было на самом деле. Без фильма они бы просто могли не узнать об этой победе. В одной только истории нашего спорта много всего происходило, за всем не уследишь. Я уж не говорю о том, сколько мальчишек подсядет на баскетбол после просмотра.

Мне не стыдно, что государство выделяет деньги на «Легенду №17», «Поддубного», «Воина» и «Чемпионов». Мне стыдно, что выделяются деньги на «Крым», «Притяжение» и «Взломать блогеров».

* * *

Павел Хрусталев, автор блога «Раннее нападение»:

Наше лучшее супергеройское кино. «Движение вверх» – прекрасный фильм

«Кино – это жизнь, с которой вывели пятна скуки», – так говорил гениальный Альфред Хичкок, и только вооружившись этим высказыванием и можно оценивать «Движение вверх».

Понятно, что никто из игроков советской и американской сборной не мог вколачивать «данки» в стиле Уэстбрука и Леброна, что Сергей Белов тоже иногда промахивался, что Саканделидзе все-таки не был Андре Игудалой.

Гиперболизация очевидна, но я готов простить этот художественный прием создателям, потому что они стремились к популяризации баскетбола в нашей стране, и весьма логичным решением было показать его с максимально зрелищной стороны. В погоне за излишней достоверностью при съемках игрового кино есть риск убежать в кино документальное, которое живет по совсем другим законам».

* * *

Тимофей Поршнев, автор блога «Баскетбол – наше все»:

«Движение вверх». Это то, что нам нужно

«В 2016 году вышел фильм про легендарного футболиста Пеле. Все было хорошо. Было приятно смотреть, я и сам сопереживал главному герою. Но огорчило только одно: у нас таких фильмов очень мало. 

Да, в 2013 вышла картина «Легенда №17». Но этого не достаточно. В истории нашего спорта было много достижений. Она, история, полна ярких событий, невероятных людей, и уже давно пора бы все это вспомнить. А вместе с этим и показать народу эти достижения. И вот наконец-то мы начинаем делать первые шаги. И делаем их успешно».

* * *

Негативные рецензии:

Вадим Борисов, автор блога «Персональный фол»:

Что «Движение вверх» говорит о нас самих и о современной России

«В 2012-м году мне пришло в голову сходить в кино на американскую экранизацию «Анны Карениной» (ту, где Кира Найтли) в компании моей тети-школьной учительницы русского языка и литературы с 30-летним стажем. Это был один из худших походов в кино в моей жизни. Тетя ворчала, ерзала в кресле, кусала ногти, ругалась на экран, охала и хаяла Джо Райта и вообще всех, кто приложил руку к этому «оскорблению классики».

Примерно так же я чувствовал себя, когда увидел, как выглядит баскетбол в фильме «Движение вверх». 80% всех очков игроки набирают бросками сверху, а в особо выдающихся случаях – слэм-данками мельницей/с разворотом на 180 или 360 градусов после фантастических пасов из-за спины/из-за головы/из-под ноги. Когда разыгрывающий Коркия вдолбил данк со штрафной линии через двоих соперников, я даже как-то выпал в осадок. Наверное, почувствовал себя то ли занудой, то ли каким-то баскетбольным пуританином. Для меня такая «зрелищность» в фильме про баскетбол 70-х – это все равно, как если бы в фильме про Великую Отечественную были бластеры и световые мечи».

* * *

Кирилл Шулика, автор блога «Больше скандалов!»

«Мы с вами воевали!». Почему «Движение вверх» – это пропаганда

«Когда появилась информация о фильме о тех самых трех секундах, я вспомнил историю о том, как почетный гражданин Санкт-Петербурга Владимир Кондрашин хлопотал себе квартиру. Да и не себе даже и даже не хлопотал... Семье было очень сложно жить в обычной двушке, потому что у их сына ДЦП, и он прикован к коляске. При жизни Кондрашина квартиру им государство так и не дало. Тогда никто не вспомнил об этих трех секундах, которые потрясли мир».

* * *

Впрочем, рецензии не помогут вам сформировать ваше собственное мнение – они лишь раскрывают мнение авторов. Чтобы оценить фильм, вам нужно посмотреть его. А чтобы лучше понимать реальные события, описываемые в фильме, больше знать о великой спортивной победе, нужно прочитать вот этот текст перед просмотром фильма или после него:

Валерий Гуртовой, автор блога «Три секунды до мечты»:

Что вы должны знать, если собираетесь смотреть «Движение вверх»

«Возможно, после выхода картины в прокат всплывут еще какие-то надуманные истории, но пока отмечены три поворота, которые призваны добавить фильму драматизма.

Во-первых, литовцу Паулаускасу приписывается ярый антисоветизм и стремление удрать за границу.

Реальный же Паулаускас славился адской работоспособностью и фанатичной преданностью сборной. Он был лидером команды во второй половине 60-х и одной из самых почитаемых фигур в родной Литве.

Во-вторых, Александр Белов – по фильму – уже играет с болезнью сердца. Причем диагностируют ее в Америке.

На самом деле, в 72-м Белову только 21 год, он совершенно здоров, и в нем видят будущего великого центрового. Никто до этого в советском баскетболе не раскрывался так быстро и так ярко. Проблемы со здоровьем у него начнутся уже после 77-го. В январе его арестуют на таможне за попытку провести иконы и выведут из состава сборной и «Спартака». А в октябре 78-го он скончается от саркомы сердца.

В-третьих, вместе с фамилией совершенно меняется и сущность тренера Кондрашина.

Хорошо известно, что Кондрашин – тренер-тактик, не любящий высокопарные речи, очень сильно погруженный в игру и не особенно интересующийся жизненными благами. Владимир Петрович Гаранжин в исполнении Машкова – это анти-Кондрашин».

Фото: kinopoisk.ru