6 мин.

Атмосфера важнее игры или как я ездил на матч лиги Allsvenskan

Тяга к путешествиям и наличие бюджетных авиарейсов привели меня в шведский город Мальмо - город, где недавно проходил молодёжный чемпионат мира. Несмотря на то, что чемпионат закончился, современная Мальмо-арена не пустует, т.к. в ней проводит свои домашние матчи местный хоккейный клуб Redhawks, представляющий вторую по силе лигу в Швеции - Allsvenskan, которая, к слову, транслируется медиа-концерном Viasat на своих каналах.

Более того, мне посчастливилось оказать в городе как раз в то время, как намечалась встреча между двумя лидерами чемпионата - Redhawks и Karlskrona, у каждой команды по 48 матчей и 89 очков. Было бы преступлением пройти мимо такой игры мимо, тем более, что цена на все билеты на этот матч составляла лишь 50 крон (5 евро). Сделано это было с целью собрать полную арену на матч с лидером, что получилось (12 800 зрителей, для сравнения, предыдущие 6 матчей, за исключением ещё одного аншлагового, посетило от 5 до 8 тысяч). Обычно же, каждому матчу присваивается категория, которых всего три, и стоимость билетов варьируется от 99 до 300 крон.

Вход на игру открывают за 2 часа до начала матча, однако уже за 3-4 часа люди выстраиваются в очередь за билетами. Попав внутрь арены, вы сразу же встречаете волонтёров, которые раздают программки. Ничего особенного, но всё необходимое - составы, турнирная таблица, пара слов об игре, игрок, на которого стоит обратить внимание, а также немного об официальном клубе болельщиков.

Кроме этого, у болельщиков есть возможность принять участие в клубной лотерее (20 крон), также на территории арены действует клубный магазин атрибутики, в котором людно становится сразу же после того, как открываются двери арены. В ассортименте - шапки/кепки, игровые майки, футболки, кофты, шайбы, кружки и прочие интересные вещи. Цены - от 50 крон за шайбу до 300 крон за кофту с логотипом.

Пройдя к своему месту, становлюсь счастливым обладателем майки и хлопушки. Меня всегда поражал вид арены, на каждом сиденье которой что-то разложено.

Кстати, следует обратить внимание и на обратную сторону хлопушки. На ней перечислены спонсоры клуба. Тут тебе нет большими буквами "руководство области Мальмо" или "громадный концерн". Спонсоры выстроены в ряды, их количество составило 126! Зато у команды не будет проблем, если мало ли один из спонсоров уйдёт, всегда найдёт другой.

Поскольку я пришёл на своё место ещё до начала разминки, свет был приглушён. Когда началась разминка, я увидел ещё один нюанс - специальная, тренировочная форма, на которой также было выделено место для спонсоров, а тренировочная форма гостей и вовсе была в цветах их спонсора - в зелёных цветах банка SEB.

Как я уже сказал, даже игры второй лиги освещаются на ТВ, и эта игра не была исключением. Всё было серьёзно, включая корреспондента между лавками команд. Любопытно, что интервью у игроков он брал прямо на льду, перемещаясь рядом с ними на коньках.

Но вот, остаётся 3 минуты до начала, и раздаётся громкий протяжный звонок, информируя всех о о скором начале игры. Как такового предматчевого шоу там нет - на экране демонстрируются ярчайшие моменты из истории команды, а хозяева выезжают из громадной пасти ястреба. Свет становится всё ярче, все готовы, но у главного арбитра нет шайбы. И тут я вижу, что через всё поле едет радиоуправляемый грузовичок, которые везёт шайбу в центральный круг. Наверняка это тоже как-то связано с одним из спонсоров. При сильном освещении замечаю, что шведы умудрились продать место даже на сетке за воротами!

Во время каждой остановки на экране мелькают ролики спонсоров, за исключением повторов важных моментов. Первый период протекает довольно быстро, и перед 18-ти (!) минутным перерывом на экран выводится статистика, помимо обычных элементов содержащая данные о том, сколько времени каждая команда владела шайбой, и сколько из этого времени было проведено в зоне атаки. На перерыв свет снова приглушается (они умеют не только зарабатывать, но и экономить), зрители расходятся по точкам питания. Машины закатывают новый слой льда, их водители облачены в клубные майки. Вроде мелочь, но зато как смотрится красиво.

Второй период ничем не запомнился кроме того, что когда Мальмо получили первое большинство, появился титр "Powerplay presented by [спонсор]", в лучших маркетинговых традициях НХЛ. Во втором перерыве клубный талисман выехал на лёд, и стал стрелять майками в разные стороны, около 10 человек ушли с этого матча счастливыми обладателями двух разных маек.

Третий период ничем не отличался от предыдущих двух. Посещаемость не объявили, но как я уже сказал, по протоколу она составила 12 800 человек. На игре также присутствовал целый сектор болельщиков гостей, которые, временами, перекрикивали хозяев. Особенность же хозяйского фан-сектора в том, что он стоячий - то есть, сидений там нет в принципе.

Я намеренно воздержался от описания самой игры, т.к. была она не очень, и после первых 5 минут мне стало понятно, почему эти команды играют во второй лиге. Меня больше поразило то, что в городе с населением около 300 000 человек даже на игру второй лиги пришло столько народу, да и 5-6 тысяч на регулярной основе - это тоже много. Приятно, что и на уровне второй лиге в команде есть маркетинговая служба, которая заботится о привлечении новых болельщиков.

Правда, на стороне Мальмо два больших преимущества: первое, это история (в 1992-м и 1994-м команда становилась чемпионами Швеции), второе же это то, что Redhawks - единственная команда в городе. Но тем не менее, видя пустые трибуны даже на матчах Шведской Хоккейной лиги, становится понятно, что болельщика надо привлечь, сам он не придёт.

К слову, за три дня в Мальмо мне на глаза не попалось ни одной афиши предстоящей игры, видел только рекламу предстоящего юношеского женского чемпионата мира (текст был написан в 2015-м). Видимо, в Мальмо нашли какой-то более эффективный способ доносить до болельщиков - нынешних, и потенциальных информацию об играх.