11 мин.

Хоккейный бренд: CCM

Сегодня, в свой день рождения, блог HockeyScience рассказывает читателям об истории и товарах легендарной компании CCM. Сразу начнём!

"Canada Cycle & Motor Co. Ltd" была основана в 1899 году в городке Уэстон, что в провинции Онтарио. Как Вы уже могли понять из названия компании, в начале своей трудовой деятельности, легендарный производитель хоккейной экипировки - бренд CCM - занимался производством велосипедов. Это неудивительно, ведь если углубиться в историю, то можно узнать, что образована компания была путём слияния пяти ведущих, тогда, канадских производителей велосипедов. Понятно, что из ниоткуда такие слияния не появляются. Перенасыщение рынка привело к кризису. Компаниям пришлось объединиться, чтобы просто выжить. Но и их совместный проект вскоре также оказался едва ли не на грани смерти... 

Руководство CCM попыталось изменить основную сферу деятельность. Но что может спасти компанию? Что будет приносить прибыль в Канаде? Руководство решило, что это будет, становящийся всё более популярным в Канаде, хоккей. Тогда, в 1905 году, компания открыла производство хоккейных коньков. Наконец, компания CCM более-менее встала на ноги и стала расширять производство хоккейной экипировки, однако настоящий расцвет легендарной марки был ещё впереди...

  • Год назад, коньки CCM U+Pro, принадлежащие Александру Овечкину, стали логотипом блога HockeyScience. Вспомните, как это было...

В том же 1905 году к простому сапожнику Джорджу Такаберри из Брандона, что в Манитобе, обратился его сосед с просьбой изготовить для него удобные коньки, так как колодки, которые использовали тогда производители коньков, были ему неудобны. Джордж знал своё дело и в итоге преподнес соседу отличные коньки из кожи с укрепленными носком и пяткой. Вскоре к Такаберри выстроилась целая очередь из желающих изготовить коньки. Неудивительно, если учесть, что тем самым соседом Такаберри был знаменитый канадский защитник, трёхкратный обладатель Кубка Стэнли и будущий член Зала хоккейной славы Джо Халл. Так появилась компания "Tackaberry", специализировавшаяся на производстве хоккейных коньков.

В 1937 году, уже после смерти Джорджа Такаберри, CCM выкупила компанию "Tackaberry" и более чем на 30 лет стала мировым лидером в производстве хоккейных коньков. Как утверждает статистика, около 90% всех хоккеистов НХЛ в период с 1937/38 до 1971/72 играли в коньках серии CCM "Tacks". Кстати, именно в этих коньках играли все без исключения лидеры списка бомбардиров регулярного чемпионата НХЛ с 1939 по 1969 год... Окончательно коньки серии "Tacks" перестали выпускаться в 2006, когда их заменила серия "Vector", а впоследствии - "U+"...

Коньки

На сегодняшний день, ССМ предлагает игрокам 8 моделей коньков, потому каждый сможет подобрать вариант, полностью подходящий под поставленные задачи и кошелёк. 

Коньки линейки U+ можно разделить на несколько категорий:

  • U+01 и U+02 подойдут исключительно для катания

  • U+04 и U+06 предполагают использование для игры на невысоком уровне, к примеру, для дворового хоккея 

  • U+08 и U+10 подойдут начинающим хоккеистам, которые систематически тренируются и повышают свой уровень

  • U+12 и U+CL – профессиональные коньки и предназначены для игры на самом высоком уровне, которые также подойдут любителю, желающему получить от коньков максимальную отдачу. 

Что касается финансовой стороны, то ССМ на российском рынке занимает лидирующую позицию по соотношению цена/уровень коньков. Колодка коньков ССМ последней линейки U+ сравнима с колодкой Bauer Vapor, но отличия заключаются в том, что ботинок ССМ чуть шире в средней и передней частях, а подъем более высокий. Верхние две модели коньков ССМ, особенно U+CL, обладают очень высоким уровнем термоформовки.

В 1919 году братья Эд и Джо Чокеты основали компанию "Choquette Wood Specialties Co. Ltd.", которая специализировалась на производстве хоккейных клюшек. Дела у братьев шли неплохо. Они открыли фабрику по производству клюшек в городке Сен-Жан и собственный магазин спортивных товаров в Монреале. В 1933 году CCM, до того не занимавшаяся производством клюшек, приобрела долю в компании братьев. CCM хотела стать ведущим производителем не только коньков, а всего хоккейного рынка и покупка предприятия, производящего клюшки должна была этому немало поспособствовать. Но чтобы выйти из середнячков в лидеры, CCM нужно было придумать что-то новенькое в производстве клюшек...

И они придумали. В 1935 году сотрудник компании Эрни Эверден разработал первую в истории ламинированную деревянную клюшку! Это был прорыв. Производство стало менее затратным, т.к. оставалось гораздо меньше отходов, да и клюшки стали значительно прочнее и удобнее.

К 1940 году "Choquette Wood Specialties Co. Ltd.", переименованная в "Cho-Wood Products Ltd." стала полностью дочерней компанией CCM. К этому времени компания производила 240.000 клюшек в год, в том числе 125 индивидуальных моделей для игроков НХЛ.

Клюшки

Линейка клюшек ССМ насчитывает 11 моделей. 9 из них относятся к линейке U+, в которой модели имеют нижнюю точку прогиба (low kick point). Другие 2 модели – RBZ и RBZ 60 (упрощенная модель оригинальной RBZ) имеют изменяемую точку прогиба, но, по сути, ведут себя как клюшки с точкой прогиба в середине шафта (mid kick point).

Признаюсь, U+ Crazy Light, являющаяся топовой моделью в линейке U+, одна из моих любимых клюшек. Она идеально подходит для владения шайбой, дриблинга, распасовок и кистевых бросков. Сильной же стороной клюшек RBZ являются мощные броски и щелчки.

16 ноября 1959 года один из ведущих игроков "Канадиенс" Берни Джеффрион получил травму. В столкновении с защитником "Бостон Брюинз" Дагом Монсом, он получил удар коньком по ахилловому сухожилию. "Разрез сухожилия и около двух недель без игр" - вынесли вердикт доктора...

Вскоре после травмы Джеффриона ассистент генерального менеджера "Монреаля", в прошлом известный защитник НХЛ, Кэн Риердон обратился к руководству CCM с просьбой разработать защиту, которая будет защищать голень и ахиллово сухожилие игрока.

И, в начале 1961, CCM придумала новую защиту голеностопа. И это вновь был успех! Она состояла из 12 слоёв нейлона - материала использовавшегося во времена Корейской войны для защиты от осколочных ранений - и облегала голеностоп практически полностью. Это было именно то, что искал Риердон - лёгкая, надёжная и почти не стесняющая движений защита. Такая экипировка могла защитить голень хоккеиста и от ударов клюшкой, и от коньков соперника. Вскоре эти щитки завоевали популярность у множества игроков НХЛ...

Экипировка игрока

Все нагрудники ССМ очень удобны и эргономичны. В ассортименте производителя имеется 8 моделей, в том числе одна модель для женщин. Топовый нагрудник U+ Crazy Light практически полностью выполнен из пены U Foam, обладает отличной вентиляцией и беспрецедентно низким весом, остающимся практически неизменным во время тренировок. Однако, если U+CL для Вас слишком дорог, то обратите внимание на модели U+CS и U+12, которые сочетают в себе довольно высокую степень защиты и более демократичную цену. Отмечу, что все нагрудники CCM удачны по длине и подойдут большинству игроков. 

В последней линейке щитков ССМ прослеживается проблема со слишком мягким пластиком и с подкладкой, которая не позволяет зафиксировать щиток на ноге. Думаю, прошлая линейка щитков ССМ была более удачной. Щитки CCM универсальные, достаточно узкие и плотно сидят по ноге. Они подойдут для использования как поверх язычка коньков, так и под него. 

А вот налокотники у производителя вполне удачные. Верхние две модели U+CL и U+CS трехсегментные по конструкции, что обеспечивает высокую степень удобства и мобильность. Налокотники U+ Crazy Light выполнены из пены U Foam, поэтому они легкие и не намокают. Остальные модели выполнены в классическом двухсегментном дизайне. Налокотники ССМ отличаются довольно короткой защитой бицепса, что порой вынуждает использовать налокотники других производителей.

Что касается трусов, то здесь ССМ предлагает 5 моделей разного уровня. Топовая модель U+ Crazy Light отличается очень низким весом, достигнутым благодаря замене классических пластиковых элементов трусов твердой пеной. Трусы ССМ обычно подходят обладателям коренастых фигур, поскольку у них низкий пояс и короткая защита на бедрах.

4 марта 1939. Обычный матч между "Чикаго Блэк Хоукс" и "Торонто Мэйпл Лифс". На льду идёт упорная борьба. Шайба приходит на крюк к 25-летней восходящей звезде "Листьев" Джорджу Парсонсу, ему противостоит игрок "Чикаго" Эрл Робертсон. В упорной борьбе клюшки оппонентов сходятся, и вдруг одна из них буквально подлетает вверх. Удар...

Крюк клюшки Робертсона случайно попадает в глаз Парсонсу. Разрыв сетчатки и потеря зрения на левом глазу. Но столь долгое время стремившийся к НХЛ и попавший в неё лишь 2 сезона назад, благодаря своему упорству, Джордж явно не собирался сдаваться и решил вернуться в хоккей. Однако руководство НХЛ ответило отказом. Они обосновали это тем, что не хотели повторения эпизода произошедшего с Фрэнком Трущински, вернувшегося в хоккей в 1921 после абсолютной потери зрения на одном глазу и получившего из-за этой травмы куда более серьёзную - перелом основания черепа.

В хоккей Парсонсу вернуться удалось в 1939. Президент CCM Джордж Брайден нанял его в отдел казначейства компании. Цепкий и упорный Парсонс быстро шагал по карьерной лестнице - через некоторое время он дорос до должности менеджера по продажам в Северной Америке, а высшей его ступенькой стала должность вице-президента компании по разработке продуктов.

40 лет упорного труда Парсонса в CCM принесли немало пользы всему хоккею. Так например, в течение многих лет Джордж лоббировал обязательное ношение шлемов в минорных лигах Северной Америки и в 1976 Canadian Amateur Hockey Association приняла решение, что все игроки должны будут носить сертифицированные CSA шлемы.

К началу всё того же 1976, отделом по разработке продуктов CCM во главе с Парсонсом, был разработан новый хоккейный шлем. Визор полностью защищал лицо и, прежде всего, глаза игрока, а специальный протектор защищал зубы и челюсть хоккеиста. В CCM были настолько уверены в качестве своего продукта, что предложили полную оплату лечения игроку, глаза или зубы которого пострадают во время использования этого шлема... 

С тех далёких и до сих времён шлемы компании CCM отличаются высочайшим уровнем защиты и не менее высоким качеством изготовления...

Шлемы и краги

Сегодня ССМ предлагает потребителю 4 модели шлемов. На мой взгляд, особого внимания заслуживают модели V08 и V10. Их отличия сводятся к используемым амортизаторам. В младшей модели им является однослойная мягкая пена, в топовой - пена EPP с комфортными гелиевыми вставками. Примечательно то, что V08 и V10 являются шлемами №1 в NHL.

Существуют две линейки перчаток ССМ: U+ и классические «роллы». В линейку U+ входят четыре модели перчаток. Посадка данных моделей клиновидная – плотная в пальцах, но постепенно переходящая в свободную манжету. Сам пользуюсь верхней моделью линейки -  перчатками U+ Crazy Light, и могу отметить высокий уровень защиты при низком весе, достигнутом благодаря использованию пены U Foam. Немаловажный фактор – это цена перчаток. U+CL можно приобрести по довольно привлекательной, в сравнении с конкурентами, цене. "Роллы" же представлены двумя моделями – 4R и 4RPro. Отличия старшей модели "Pro" заключаются в более высокой степени защиты и используемых материалах. По посадке перчатки классические, имеющие свободную посадку по всей длине руки.

Оригинальный CCM, специализирующийся на производстве велосипедов, обанкротился в 1983 году, а права на это имя впоследствии были приобретены квебекской компанией Procycle, которая использует этот бренд для различных линий своей продукции.

А вот у хоккейного CCM дела идут неплохо. В 1998 году под его крылом оказались известные хоккейные бренды: Jofa, KOHO и Heaton - именно после этого слияния компания стала официально называться CCM The Hockey Company. Но уже в 2004 году сама CCM потеряла самостоятельность. Американская Reebok выкупила компанию у владельцев, при этом, сохранив бренд ССМ, однако избавившись от логотипов KOHO и Jofa. Также с 2005 года Reebok стал производить собственную линейку хоккейной экипировки под брендом RBK Hockey... Но и на этом купля-продажа не закончилась! В 2006 году сам Reebok стал зависимой компанией немецкой Adidas Group, которая пыталась таким образом противостоять на американском и мировом рынке гиганту Nike...

Однако, несмотря на сразу две "вышестоящие" организации, одна из которых - RBK - фактически является прямым конкурентом, ССМ продолжает оставаться одним из ведущих мировых хоккейных брендов...

На этом всё. Выбирайте с умом, играйте с удовольствием! Если у Вас появились какие-либо вопросы о выборе экипировки CCM, оставляйте их в комментариях - обязательно ответим.

*******

        Авторы:

  • История компании: Александр "HockeyBird" Крупеник

  • Обзор продуктов: Алексей Стельмах