10 мин.

Основной инстинкт. Почему «Формула-1» станет лучше без командной тактики

Стремительное выздоровление Массы, чутье Алонсо, нытье гонщиков, а также нестандартный взгляд на скандальные ситуации и их решение в «Ред Булл» и «Мерседесе» – в блоге «Наброски уездного ямщика».

Гран-при Австралии

Как-то холодным мартом, в прощеное воскресенье, когда парламент Кипра простил иностранцам все их вклады, а в России после этого не только местные нувориши с бандюками, но и солидные организации типа Сбербанка начали принимать «Корвалол», в далекой Австралии стартовал новый сезон «Формулы-1».

Трасса в Альберт-парке хоть и открывает гоночный календарь, но совершенно не пригодна для первых выводов. За исключением, правда, совершенно очевидных болезней. Таких, как половое бессилие «Макларена», трупное окоченение «Уильямса» и неожиданный приступ аппендицита «Заубера».

После того как состоялась гонка в Малайзии, предыдущий этап в Мельбурне «померк» настолько, что писать о нем стало нечего. Однако на ряде моментов, не вошедших в официальные отчеты и обзоры австралийской гонки, «Наброски уездного ямщика» делают акцент:

1. Фелипе Масса, начав успешные процедуры по омоложению организма еще в конце прошлого сезона, продолжает агрессивно выздоравливать. Для команды это хорошая новость. Теперь можно полноценно, двумя машинами участвовать в битве за Кубок конструкторов. Но только до той поры, пока Фелипе не начнет «напрягать» своими выступлениями Алонсо. А такой момент, учитывая нынешнюю форму бразильца, возможен. К сожалению, в Альберт-парке было отчетливо заметно, что Масса больше занят проблемой обороны от напарника, чем преследованием и прессингом соперников. Это понятно – за последние несколько лет у него накопилось много личных обид к признанному лидеру «Феррари». Сможет ли Фелипе на протяжении всего сезона сохранить заданный этими обидами уровень выступлений, сохранив при этом хрупкую ауру счастья в стане красных, когда все друг другом довольны?

2. Одержав 20-ю победу в карьере, Кими Райкконен начал сезон с серьезными намерениями, от которых у руководителя «Лотуса» Эрика Булье сразу начались  припадки мании величия. Слава Богу, сам финн скромно заметил, что первое место далось ему легко, что истинная правда, ибо победу гарантировал всего лишь сэкономленный заезд на пит-лейн и умеренный износ резины на Е21. Но радоваться Булье – рано. Еще свежи в памяти 2010 и 2011 годы, когда для команды из Энстоуна именно в Австралии все начиналось неплохо, после чего оставшиеся возможности – все сразу – переходили почему-то в разряд упущенных. Если сможет «Лотус» на каждом последующем Гран-при делать на одну остановку меньше, чем соперники, приезжая при этом на подиум, то это серьезная заявка на титул. Если нет, тогда это такое же топтание на месте, как и у «Мерседеса» три года подряд пред этим сезоном.

Далее, оставляя без должного внимания даже  блестящие успехи Адриана Сутиля, перемещаемся на автодром Сепанг, на главное шоу начала сезона.

Гран-при Малайзии

Так уж довелось, что не все пилоты могут отмечать свой 200-й Гран-при победой, как Дженсон Баттон в Венгрии. В большинстве случаев этот статистический праздник пилотов – просто отличный способ для «фобов» дружески поздравить «филов», плюхнуть друг друга чернилами или, на крайний случай, придумать «острую» шутку, так как юбилейные гонки, в подавляющем случае заканчиваются плохо у всех пилотов. Так было и на этот раз.

Юбиляр Алонсо чутьем бессовестного мальчика сразу заподозрил, что подиум в Малайзии будет тухлым, и предпочел сойти. Случилась как раз та ситуация, когда ему с этим сходом крупно повезло: хоть раз в жизни в сомнительных командных мероприятиях не участвовал. Однако «Феррари» можно было смело «припаять» серьезный штраф за авантюрные эксперименты с прижимной силой (надеялись, что ранка на крыле сама затянется), которые могли закончиться более плачевно не только для испанца, но и для желающих пройти Фернандо несколько раньше, чем это случилось в гонке.

Судейская коллегия все же сжалилась над итальянской командой, не иначе Дерек Уорик, катаясь, в прошлом на таких корытах как «Тоулмен» и «Эрроуз», помнил о своей мечте – попасть в великую красную команду. Но возможно решение приняли по более простой схеме, и без Уорика: раз Алонсо никого вместе с собой не «убрал», значит и выдумывать нечего.

Старт на влажной, но быстро подсыхающей трассе подразумевал быстрый переход болидов на слики, с применением упражнения – «включить Баттона». По злой иронии судьбы лучшим Баттоном на Сепанге решил стать Феттель. Однако «студенческая» выходка – выпить бутылку водки без закуски и утереть соперникам нос смелым решением – дорого обошлась Себастьяну в виде потерянного времени в трафике, в результате чего свое лидерство он уступил Марку Уэбберу. Есть подозрение, что трехкратный чемпион мира мог избежать позорного подиума и кучи лишних оправданий, если бы проехал на «зеленых ободках» не пять, а семь кругов, как напарник.

Дальнейшие события в гонке развивались стремительно, но предсказуемо. Обошлось без дождя и машины безопасности. «Форс-Индия» рассказала миру про себя анекдот, как один маленький гайковерт всю команду на лопатки положил. Кими пару раз зевнул в одном и том же месте, обнажив старую, свойственную себе проблему – присыпать за рулем. А Пастор Мальдонадо покосил немного травки в окрестностях Куала-Лумпура. Болиды «жрали» резину, как «Андроид» зарядку телефона – заездов в боксы было много. Состоялся также один заезд в чужие боксы. Пока все думали, что это было: основной инстинкт или подарок подружке, Николь изобразила такую бурю восторга от маневра Хэмилтона, что два процента телезрителей восхитились режиссером за отлично пойманный момент. Остальные 98 процентов застукали себя на другой мысли: госпожа Шерзингер – горячая штучка!

За ворохом главных событий никто не заметил, а те, кто заметил – скромно промолчали о том, что «богатые тоже плачут». То есть не плачут, а ноют. О том, кто главный нытик в «Формуле-1» даже говорить не надо – эксперты знают.

А вот Феттель, приказным тоном советуя убрать Уэббера из-под ног, чтобы не путался, не ноет. И Нико Росберг, болтаясь за Хэмилтоном, не ноет, а просто рассказывает по радио всему миру, как хорошо он воспитан, образован, и как трудно сдерживать себя в рамках приличия, когда едешь за рулем новенького джипа, а перед тобой маячит дряхленький «Запорожец».

Тема одна и та же – ноют все! Кто-то чаще, кто-то реже. Одни пилоты ноют эмоционально – по-испански, в каждой гонке, на каждом круге, обнимаясь с Капустиной, набирая твит.  Другие, с типичной финской выдержкой – раз  в детстве, потом между сезонами, последний раз – на пенсии. А сколько нытья в нижних слоях атмосферы не доносится до ушей слушателей – вообще трудно представить. Согласитесь, слушать переговоры Алонсо с «Феррари» все же интереснее, чем Макса Чилтона с «Марусей». Разве нет? Вот так и «архитекторы» трансляции считают.

У Хэмилтона, оказывается, есть не только чуткая, ранимая душа, но и совесть. Хотя диссертации на тему: «Негры – буки!» в интернете встречаются часто. Ситуацию после финиша Льюис мог бы представить с менее драматичным видом, однако этого не сделал, предпочитая кучу ненужных извинений. Хотя, по большому счету, можно было избежать неловкостей, просто остановившись в один миг на трассе, пропустив Росберга, иначе по-другому побороть свои сомнения и обогнать напарника Нико просто бы не решился.

Ситуация с «Ред Булл» еще более запутанная.

Уездный ямщик, например, считает, что команда Дитриха Матешица выбросила на растерзание общественности совсем не ту версию случившегося, что имела место на самом деле. А «порка» своего любимца – не более чем показной фарс.

Скорее всего, на последнем пит-стопе планировалось вывести Феттеля в лидеры гонки. Для этого, дабы избежать раздражения болельщиков и зрителей от откровенного применения командной тактики, Уэббера перевели в «энергосберегающий» режим. Четыре секунды разрыва исчезли, но план не сработал. После последней смены колес Себастьян все равно выехал позади не в меру ретивого напарника. Но Марк в это время «уже подстрелен» приказом из боксов, а Себ, по словам Хорнера, был в этот момент настолько голоден до побед, что совершенно не смог унять свой разыгравшийся основной инстинкт.

Обгон!

Марк сразу сообразил, что команда его жестко … обманула. Бросил борьбу; ехал, размышляя о своей роли в «Формуле-1», при этом горько понимая, что теперь он член «элитного» клуба, созданного не то Дэвидом Култхардом, не то Дэймоном Хиллом, но возможно еще раньше, в котором председательствует ныне Рубенс Баррикелло, главбух – Хейкки Ковалайнен, а исполнительный директор – Фелипе Масса.

Возможно внутри команды и есть «резолюция 21», которая запрещает обгон напарника при определенных обстоятельствах, но Феттель ее начала не знал, концовку забыл, а в «Ред Булл» подумали немного и решили о ее существовании напомнить Себастьяну только после окончания гонки. Ибо команде было не выгодно кричать трехкратному чемпиону мира в каждом повороте простую фразу: «Себастьян, мы не атакуем Марка!».  Иначе он бы ее услышал.

И тут неожиданно появляется возможность решить подобные проблемы одним махом: добавить возможность переговоров между напарниками по команде. Пусть договариваются сами!

Представляете, Росберг, нагоняя Хэмилтона спрашивает: «Покер, нарды, домино?». А Льюис отвечает: «Черта с два! Осколочная граната «Ф-1»!». Нико парирует: «Хорошо, я достаю топор для разделки мяса!». Хэмилтон смеется в ответ: «Эта та пилка для ногтей, которой ты открывал консервы в самолете?». И тут Росберг понимает, что взять на испуг «Зимний», как матросы в 1917 году, не получится и разруливает ситуацию: «Ладно, сегодня я в настроении Марии Шараповой, выходящей на поединок с Сереной Уильямс – готова проиграть, но в следующий раз я приду на пляж в розовых шортах..» и пилоты бьют по рукам. Пусть миром правит основной инстинкт!

Конечный итог гонки таков, что на подиуме лица гонщиков скорее скорбили о смерти Березовского, нежели радовались собственному успеху. Сам Гран-при Малайзии наверняка войдет в «золотой фонд» истории командной тактики, а доступ к секретным файлам имеет теперь не только знатный летописец Росс Браун, но и руководство «Ред Булл». Оставим это на их совести. В конце концов, все знают о маневрах Михаэля Шумахера в повороте «Раскасс», однако это не принижает его роль в истории мирового автоспорта. Наверняка сам Шумахер, фотографируясь когда-то с маленьким Феттелем на картодроме, рассказал ему правила поведения в зоопарке: «Запомни, мой мальчик! Чтобы собрать много яблок, нужно трусить дерево. При этом несколько плодов, падая, обязательно треснут тебя по голове. Ничего страшного, синяки сойдут за месяц, а яблочное варенье ты будешь кушать целый год!».

Вне скандала

«Макларен» не такой «мертвый», как показалось после первой гонки. Если бы Сэм Майкл – проклятье старого Фрэнка, возродившийся благодаря непонятному душевному импульсу окружения Рона Денниса, читал бы на ночь механикам «серебристых стрел» больше книжек на ночь, Дженсон мог бы побороться в этой гонке за третье место. А вообще есть подозрение, что Баттон как пришел в «Макларен», так до сих пор не «проставился» в командном гараже. Уж больно часто механики допускают себе небрежности в обслуживании его болида: то гайки, то заглушки, то пятиминутная возня в секундном деле.

Отдельное упоминание о Кими, для которого легкой прогулки к подиуму, как в Мельбурне, не получилось. Всю гонку он сражался со школьниками, бесцеремонно перебивающих речь мудрого учителя. С боку это выглядело очень мило, как Наташа Фабричнова, поправляющая по ходу трансляции такого мэтра, как Леша Попов. Жаль только, что Райкконен, кроме неуважения к своей персоне усмотрел еще «некорректную» борьбу в исполнении Нико Хюлькенберга. Забыл, наверное, как «Палыч» еще в их дебютном году, на примере с Шумахером показывал, что представляет собой «жесткая» борьба в первом повороте «Интерлагоса».

В ситуации с «Лотусом» все встало на свои места. Седьмое место Кими на Сепанге – не его уровень возможностей, но и победа в Альберт-парке – чистая математика с шансом повториться от силы три раза в году. Оценивать выступления Грожана – пока рано. Во-первых, подождем, когда оба пилота «Лотуса» будут  обладать равными болидами. А во-вторых, чувствуется, что в межсезонье Рому лечили электрическим током, что вредно для здоровья пилота, но помогает Булье прилично экономить на запчастях. В любом случае, по сравнению с прошлым периодом времени «самоубийств» и покушений в исполнении Ромена стало значительно меньше, а это не может не радовать тех несчастных, которые отважились за него болеть в этом сезоне.

Так что же мы имеем в итоге?

Пока только одно: хочется больше спорта в гонках !

10 самых эпичных ошибок на пит-стопах в «Формуле-1»

Гэри Андерсон: «Возможно, Шумахер поступил бы как Феттель»

В стиле Пирони. Почему Феттель заслужил хорошую порку за победу в Малайзии