12 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 33: Мечтай о большем

Вступление/Пролог

***

Это было на следующее утро после «Вест Хэма», и я сидел в кабинете с аналитиками и Витором. В окна светило солнце. Казалось, что приближается весна, а весна в Англии — самое приятное время года. Да и просто снова увидеть солнце было приятно. Мы смотрели наш первый матч против «Интера» и выявили три существенных улучшения: в нашем высоком прессинге, в нашем прессинге в центре поля и в построении атаки от нашего вратаря. Это круто, что вы более двух часов обсуждаете и анализируете, чтобы прийти к выводу из двух предложений, дабы иметь возможность четко объяснить это игрокам. До этого момента анализ ничего не значит.

У меня было предчувствие, что в следующей игре против них легко не будет. Казалось, что «Интер» показал себя с лучшей стороны на «Сан-Сиро», потому что за 65 минут они достигли уровня, которого я не видел у них в Серии А. Позвольте мне выразиться так: если бы мы не были хороши в тот день, они бы наверняка победили. После 65-й минуты мы задействовали дополнительные источники энергии, а Хендо, Луис и Наби придали нам новой тактической энергии.

Это был серьезный соперник, на каждой позиции играли настоящие качественные игроки. [Самир] Ханданович показал в той игре, что он, вероятно, один из лучших вратарей в мире при игре ногами, например. Мы планировали адаптироваться и дать им разыгрывать первый пас, а также использовать принцип «прессинга во время второго паса». Я сказал ребятам, что нам также понадобится готовое решение по поводу их высокого прессинга один в один. Мы проигрывали каждый розыгрыш ударов от ворот и снова и снова страдали из-за контратак, а их полузащитники играют лучше, если матч превращается в битву за подборы. Я поговорил с Юргеном, и мы перебрали так много разных вариантов, пока не пришли к согласию: Али — еще один полевой игрок, поэтому мы должны освободить пространство вокруг него, он лишний игрок и должен показать, что он лучше Хандановича, это поможет. Юрген привел прекрасный пример, говоря, что каждое единоборство один в один, которое вы выигрываете у команды, которая играет с персональной опекой, разрушает их структуру.

Я зашел в раздевалку; Юрген уже переодевался. «Сегодня воскресенье, — говорит он. — Если мы выиграем что-то еще в этом году, то только благодаря этим тренировкам». Каждый день ты должен завоевывать свою команду. И тогда они счастливы — и улыбка имеет самое большое значение. Я вывел Жоту из столовой и сказал ему, что во вторник он начнет в основе в качестве центрального нападающего. Мы отправились в аналитическую комнату, где Дэн отобрал две видео-нарезки Садьо в финале на «Уэмбли», где он подвергал Силву сильному давлению с этой позиции. «Вот так, как можно больше раз по отношению к [Стефану] де Врею. Если ты попытаешься обороняться против [Марсело] Брозовича в такие моменты, мы потеряем время, а на один процент меньше времени в такие моменты изменит весь тип игры», — говорю я ему. Что касается Диогу, то с ним приятно разговаривать, потому что он думает и говорит как тренер. Невероятно, как он видит игру с тактической точки зрения. Когда мы подписали с ним контракт, я сказал: «Технически он находится на уровне нашей атакующей тройки». Но теперь, зная его гораздо лучше, я должен сказать, что тактически он входит в число наших лучших игроков. Тренеры и игроки, это то же самое, как ты видишь своих детей, ты являешься частью их жизни, а не наоборот. Именно так я стараюсь видеть современное тренерство: помогать команде быть лучше, помогать команде избегать ошибок, использовать их сильные стороны. Мы очень хорошо знали, каково это — отыгрываться: все всегда начиналось с того, что другая команда чувствовала, что они уже прошли дальше, может быть, не в день игры, а во все дни до него. Однако, на мой взгляд, с нами такого не произошло.

День матча -1, и у нас было аналитическое собрание. «Хорошие новости, ребята — завтра Лига чемпионов. Не очень хорошие новости, ребята — соперник все еще думает, что они могут пройти дальше, и они хороши, — предупредил команду Юрген. — Мы должны снова ожидать интенсивной игры, еще ничего не решено. Нам нужна очень хорошая защита от основных и запасных игроков. Ребята, это старая история, но мы одна из пяти команд, которые способны выиграть это соревнование. Если вы чего-то отчаянно хотите, вы отдаете всех себя. В жизни нужно позволять себе мечтать о большем. Если вы можете себе это представить — это начало того, чтобы это оказалось возможным. Оглянитесь вокруг и посмотрите, какая мы качественная команда — вот почему можно мечтать о большем. Конец мая, Париж. Здесь есть игроки, которые выиграли этот трофей и хотят снова испытать это чувство и вспомнить. У нас есть игроки, которые никогда его не выигрывали и хотят этого чувства. Я бы сказал, что это хороший замес. Причина для того, чтобы пробежать дополнительный метр или, когда возникают проблемы на поле, отдать этот последний процент. Это вечерняя игра на "Энфилде", каждая особая игра начиналась с того, что мы вкладывали дополнительную интенсивность. Просто будьте собой, и я буду счастлив».

В конечном счете, мы попали в 1/4 финала, но только после поражения со счетом 0:1 вечером на «Энфилде», что ознаменовало нашу победу со счетом 2:1 по сумме двух матчей. Работа была выполнена, но после матча в раздевалке было не так много счастливых лиц. Я был рад, что нам не пришлось снова играть с ними в этом сезоне — вау, противостояние с ними было непростое. Лига чемпионов такова: если вы не очень хороши в этот конкретный вечер, вы вылетаете. Но мы были готовы столкнуться с проблемами. Это было так важно, что мы заранее об этом говорили, так что это не было неожиданностью. Против них было так трудно играть. У «Интера» также был дополнительный день отдыха, который дал им преимущество в физическом плане, анализе и тренировках. Было так трудно понять, что они пытались сделать, кто куда двигался, что мне пришлось много раз смотреть на экран, чтобы все-таки это увидеть. В их составе было так много вариабельности, в основном из-за Брозовича. Что было ясно, так это то, что с Лаутаро Мартинесом и Алексисом Санчесом у них было два игрока, которые хотели использовать пространство за нашей защитной линией и оказывать постоянное давление на наших центральных защитников. Тем не менее, Жоэль попал в перекладину, дважды Мо попадал в штангу, а удар Луиса был вынесен с ленточки Артуро Видалем. Обычно в таких случаях нам нужен гол, чтобы полностью высвободиться, но его не случилось. Скорость простых передач и качество первого касания определяют плавность атак; правильное выполнение этих двух маленьких действий приводит к большим свершениям, и нам слишком часто не хватало именно этого. Когда Алексис был удален, игра была окончена, так как мы смогли ее контролировать. Для меня самым важным было то, что мы уважали их и нашу ситуацию не только в день игры, но и с той секунды, как вернулись в раздевалку в Милане.

До международного перерыва нам оставалось еще три финала. Я был очень горд, когда на следующее утро слушая голландскую музыку ехал в AXA на интервью. Еще три финала, еще три больших матча до перерыва. Наша тренировка — это наш компас, она направляет нас в нужном направлении. Тренировка в четверг на этой неделе была хорошим примером. Перед ней Юрген объяснил, что игра против «Интера» научила нас тому, что мы должны были быть более смертоносными в нашем контрпрессинге — было упущено так много возможностей нанести им вред; что нам нужно было набирать обороты не только за счет хорошей игры, но особенно за счет нашего контрпрессинга. Конечно, и то, и другое идет рука об руку, но он имел в виду отношение на последнем этапе. Поэтому мы усердно тренировали наш контрпрессинг, сначала в квадратах с контрпрессингом, когда три команды по четыре человека соревновались за право владеть мячом. На пространстве 15х15 метров они тренируют прессинг-импульс при потере мяча. Во-вторых, в игре 10 против вратаря, где стартовой позицией является прессинг в центре поля, высокий прессинг или контрпрессинг, им нужно было применить принцип первого паса вперед, восстанавливая владение мячом. Одно дополнительное правило в этом упражнении заключалось в том, что прежде чем забивать в штрафной должно оказаться пять игроков. В-третьих, мы играли в игру «создай, чтобы забить», где две команды по четыре человека имели возможность объединиться с двумя дополнительными игроками в глубине, так что обычно происходила ситуация шесть против четырех, где одно дополнительное правило заключается в том, что забитый гол после контрпрессинга засчитывается за два. Принцип «победитель остается» и магия были несомненными. «Мы никогда не должны забывать, кто мы такие», — сказал Юрген, заканчивая тренировку. Это показывает, что порой, когда мы привыкаем побеждать, детали теряются. Квадрат с контрпрессингом был исключительным упражнением, нам просто нужно было активировать его в субботу в Брайтоне.

На самом деле, пока я готовился к тренировке с Витором, мы оглянулись на нашу последнюю неделю, и у нас возникло ощущение, что мы сделали слишком много за день до игры с «Интером» и слишком много за день до «Вест Хэма». Слишком много информации, слишком большая физическая активность, в основном недостаточное уважение к процессу восстановления. Момент, когда мы не были изобретательны или быстры при принятии простых решений во время матча, означал, что в предшествующие дни что-то было не так. Нелегко понять, что именно, но я был почти уверен, что мы сделали слишком много. Нам нужно было снова приспособиться к принципу «меньше значит больше». В пятницу на тренировочной площадке появился допинг-контроль. Они могут прибыть в любой момент времени, и в этот день стоя в спортивном зале они нас удивили. «Я понимаю, почему они хотят проверить тебя, Трент, если ты продолжишь так играть», — сказал я. «Я не понимаю, почему тогда они хотят взять пробы у Роббо, Пеп», — ответил он. «Клоун — ты просто клоун!» — сказал ему в ответ Роббо!

«У "Брайтона" была целая неделя на подготовку, и, давайте будем честны, это хорошая футбольная команда, которая всегда находит способы удержать мяч, — сказал Юрген ребятам. — Мы должны сосредоточиться на себе и использовать все наши защитные инструменты. Мы должны закрыть решающие участки нашей схемой, возвращаясь к нашему старому принципу: один может закрывать двоих, двое могут закрывать троих, а наша атакующая тройка может закрыть всю пятерку защитников соперника». Я видел, что Грэм Поттер сказал на своей пресс-конференции о нас: «Они очень хороши, но это круто — противостоять им лицом к лицу». У них наверняка был план. Мы должны были быть готовы достичь нашей интенсивности, убеждаясь, что он против нас не сработает. Утром в день матча, когда мы ехали под дождем от отеля к стадиону «Амекс», по телевизору в автобусе показывали Sky Sports. Я видел Марка Лейланда в «Ньюкасле», где Эдди Хау получил награду Менеджер месяца Премьер-лиги. Они сделали невозможное, снова выиграв у «Саутгемптона», и в последних девяти матчах ни разу не проиграли. Что касается нас, то Жоэль Матип стал игроком месяца в Премьер-лиге. Для защитника это нелегко. Наби вел себя так, как будто он стоял с бутылкой шампанского рядом с ним, когда мы все аплодировали Жоэлю в AXA.

Когда я вошел в гостевую раздевалку, она была красной. Наш аналитический отдел повсюду установил большие плакаты с изображением наших игроков, с цитатами и табличками с именами парней. Мы стараемся создавать маленький «Энфилд» везде, куда бы мы ни поехали. Я мельком увидел Мо, держащего Айпад с изображением поведения [вратаря «Брайтона» Роберта] Санчеса во время пенальти. Последнее послание Юргена парням было такое: «Когда вы хорошо подготовитесь, вы можете решить наслаждаться. И именно этим мы и должны заниматься сегодня. Мы хотим или мы должны? Это огромная разница. Мы хотим и ничего больше. Мы хотим отдать все. Я хочу, чтобы мы сегодня были супер-позитивными. Возможно ли выиграть 19 матчей? Да, возможно, но только когда вы сосредотачиваетесь на одном». Наши парни часто сталкиваются с критикой. Это большая часть футбола, особенно в наши дни. Мы не можем недооценивать эту часть работы футболиста или тренера; это случается со всеми нами. Проблема возникает, когда это ложь или когда это делается для того, чтобы причинить кому-то боль без какого-либо контекста. Такое случилось со мной именно на этой неделе после интервью, которое я дал голландскому телевидению. Я горжусь нашей группой игроков, наши парни психологически такие сильные. Они являются примером для меня. Объясняя это я всегда использую цитату Джона Вудена: «Будьте больше озабочены своей личностью, чем своей репутацией, потому что твой характер — это то, кем ты являешься на самом деле, в то время как твоя репутация — это просто то, что другие думают о тебе».

«Финал №28». Победа со счетом 2:0 над «Брайтоном». Мы были хороши, особенно после нашего первого гола. Диас идеально рассчитал время своего забега и выбежал перед Санчесом, пробив головой, а Санчес его нокаутировал. «Если это не удаление, то что же тогда?» — подумал я. Диаса можно выпустить на гравийное поле, и он также хорошо будет играть в футбол. Это просто безумие. Это карта джокера — и Тияго тоже, когда мы можем выводить его со скамейки запасных. Что бы ни происходило, эта карта превосходит все другие! Влияние, которое оказывают такие игроки, как он, просто огромно. Наби снова сыграл превосходно. Наша полузащита была компактной на всем протяжении матча. Что более важно, так это то, что мы извлекли урок из нашей первой игры против них, мы всегда контролировали ситуацию без мяча. Ехать в Брайтон так тяжело, а мы только что показали выдающуюся игру. Я был так горд. Уходя после матча, Витор показал мне результат команды до 23 лет, которые выиграли у «Тоттенхэма» со счетом 7:1. Тренер Шпор сказал, что они просто не могли справиться с их интенсивностью. Мне это понравилось. Одна маленькая победа для команды до 23 лет и большая, очень большая победа для менталитета всего клуба. Молодцы, Барри и парни.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.