32 мин.

«Зональная опека» Часть II: Calcio (1996—2004) 4. Гибкость

Вступление

Часть первая — Voetbal, 1992-96

Переход: Нидерланды – Италия

Часть вторая — Calcio, 1996-2000

Переход: Италия - Франция

Часть третья — Foot, 2000-04

Переход: Франция - Португалия

Часть четвертая — Futebol, 2004-08

Переход: Португалия - Испания

Часть пятая — Fútbol, 2008-12

Переход: Испания - Германия

Часть шестая — Fußball, 2012-16

Переход: Германия - Англия

Часть седьмая — Football, 2016-20

Эпилог/Библиография/Благодарности/От переводчика

***

На заключительном этапе победы «Ювентуса» в финале Лиги чемпионов 1996 года над «Аяксом» произошел необычный инцидент, который так много рассказал о «Ювентусе» и был таким итальянским.

«Аякс», в соответствии со своим обычным подходом, постоянно переключал игру в первом тайме между правым вингером Финиди Джорджем и левым вингером Кики Мусампой. Агрессивная система 4-3-3 «Юве», включающая трех чистых нападающих в лице Алессандро Дель Пьеро, Джанлуки Виалли и Фабрицио Раванелли, означала, что ни один из самых впечатляющих игроков «Ювентуса» того вечера в лице неожиданной пары защитников — Джанлуки Пессотто и Морено Торричелли, не получили защиты от вингеров «Аякса», но оба защитника были великолепны, крепко держались и не позволяли вингерам «Аякса» развернуться. Пессотто полностью свел на нет усилия Финиди, в то время как Торричелли перехватывал пасы и запускал быстрые контратаки. Луи ван Гал, очевидно, решил, что «Аякс» вряд ли одолеет Торричелли, и в перерыве убрал Мусампу. Роналд де Бур, который начинал в центре полузащиты, переместился влево.

Однако в конце игры у Торричелли начались судороги, поэтому в дополнительное время Ван Гал выпустил Нордина Вутера, еще одного скоростного вингера, чтобы атаковать фланг Торричелли, проверяя мобильность правого защитника. Босс «Ювентуса» Марчелло Липпи уже использовал все три свои замены и поэтому придумал новое решение: он поменял местами своих крайних защитников. Пессотто отыграл 90 минут на левом фланге, но в дополнительное время играл на правом фланге и остановил Вутера. Торричелли переместился на противоположную сторону, и его меньше беспокоил усталый Финиди.

На бумаге это было простое решение, но трудно представить, чтобы другие пары защитников той эпохи поступали так же. Вы бы не стали свидетелями того, как сборная Бразилии поменяла бы Кафу и Роберто Карлоса местами, или «Барселона» переместила Альберта Феррера влево, а Серхи Бардхуана направо; это было бы немыслимо и фундаментально поставило бы под угрозу их естественную игру. Итальянские команды, однако, не собирались играть в свою естественную игру; они хотели помешать соперникам играть в свою. Они были — и остаются — оборонительными, реактивными и тактически умными. Торричелли и Пессотто не играли вне своей позиции, они играли на другой позиции, на которой они умели играть.

Для всех суперзвезд «Ювентуса» середины-конца 1990-х годов именно эти недооцененные, универсальные игроки на все руки лучше всего иллюстрируют природу итальянского футбола. Липпи мог положиться на четырех игроков, для которых трудно было определить их лучшую позицию, что в других местах считалось бы признаком слабости, но не в Серии А. Торричелли, Пессотто, Анджело Ди Ливио и Алессандро Биринделли могли играть в качестве крайнего защитника, винг-бека или крайнего полузащитника, они могли играть слева или справа, а порой и в центре. Они были лидерами клуба. «Каждый год мы продавали наших лучших игроков, но костяк команды оставался, — вспоминал Липпи. — И когда появлялись новые игроки, которые не работали так усердно, такие игроки, как Ди Ливио или Торричелли, обнимали их и говорили: "Здесь, мы никогда не останавливаемся, а ну-ка!", и сообщение исходило от этих игроков, которые выиграли лигу и Лигу чемпионов, и на поле они надрывали свои задницы. Они были исключительными примерами».

Этот квартет игроков был скорее рабочими, чем гениями, и по прибытии в «Ювентус» они провели всего один год в Серии А. Торричелли был взят прямиком из любительского футбола всего за £20 тыс.; Пессотто провел пять из своих шести полных кампаний в низших лигах; Ди Ливио провел восемь сезонов без какого-либо опыта в Серии А; и Биринделли играл больше в Серии С, чем в Серии В, не говоря уже о Серии А. «Всеобщее внимание привлекли не только настоящие качественные игроки, такие как Зинедин Зидан или Дель Пьеро, — заметил Рой Кин, чья команда "Манчестер Юнайтед" регулярно встречалась с "Ювентусом" в Лиге чемпионов в ту эпоху. — Но жесткие, хитрые защитники, парни, о которых никто никогда не слышал, которые закрывали пространство, идеально рассчитывали свои подкаты, инстинктивно занимали правильные позиции в прикрытии и великолепно читали игру».

Это прекрасно описывало Торричелли, Пессотто и Биринделли; они, вероятно, были защитниками, которые могли играть в центре поля, в то время как Ди Ливио был полной их противоположностью. Роберто Баджо прозвал его Il soldatino, заметив, что он постоянно бегал вверх и вниз по бровке, как маленький солдат. Не имело значения, по какой бровке, и хотя Ди Ливио был правшой, он иногда исполнял угловые левой ногой. Обычно это признак технически выдающегося игрока, но работяга Ди Ливио вряд ли попадает в эту категорию. В его случае это был признак игрока гибкого, который усердно работал над улучшением своих слабостей и мог адаптироваться к любой ситуации.

Остальная часть костяка «Ювентуса» была столь же разносторонней. Чиро Феррара и Марк Юлиано были центральными защитниками, но когда «Ювентус» снова победил «Аякс» в следующем сезоне, на этот раз в полуфинале, оба играли на позиции крайних защитников и сыграли превосходно, в то время как Алессио Такинарди, обычно опорный полузащитник, занял позицию центрального защитника. Между тем Антонио Конте был воплощением итальянского полузащитника: надежный генерал, способный одинаково хорошо действовать как в центре, так и на фланге. Эти игроки, казалось бы, могли сыграть в любом месте оборонительной части команды, что позволило их тренеру Липпи стать самым уважаемым тактиком Европы, регулярно меняя составы между играми и по ходу самих игр. «Если у вас есть умные игроки, которые понимают тактику и чувствуют себя комфортно в больших системах, то частые изменения могут быть большим плюсом», — считал Липпи. Также считали и его игроки.

Липпи был самым знаменитым выпускником Коверчано, технической штаб-квартиры Итальянской федерации футбола. Расположенный во Флоренции, чуть более чем в паре километров к востоку от стадиона «Фиорентины» «Артемио Франки», Коверчано отличался, например, от Клерфонтена во Франции, который славился своим развитием игроков. Вместо этого Коверчано сосредоточился в первую очередь на развитии тренеров и фактически был футбольной версией Оксфорда — величайшего европейского университета футбольного коучинга.

Высший тренерский сертификат Коверчано был необходим, чтобы тренировать в Серии А, но требования к поступлению были строгими, всего 20 мест в год. Вам необходимо было быть гражданином Италии или проживать в стране в течение двух лет, вам нужно было пройти квалификацию на тренерском курсе второго уровня, а затем вы должны были пройти оценку, основанную на вашей игровой карьере (35 баллов), тренерской карьере (40 баллов) и академической карьере (5 баллов), с 20 баллами за вашу работу на собеседовании.

Игровая и тренерская карьеры оценивались в соответствии с абсурдно сложной системой начисления очков, которая присуждала 0,02, 0,04 и 0,06 балла за игры в клубах Серии C, B и A соответственно, с бонусными баллами, доступными за победу в Серии A, выступление на международном уровне или участие в чемпионате мира. Знаменитая цитата Арриго Сакки, который никогда профессионально не играл в футбол, о том, что «жокею не обязательно быть лошадью», становится более значимой, когда вы понимаете, до какой степени итальянская тренерская школа была предрасположена отдавать предпочтение бывшим игрокам.

В целом, окончание Коверчано требовало более 550 часов обучения, и, поскольку это обязательно для тренерской работы в Серии А, итальянские тренеры были в ярости, когда «Сампдория» обошла правила и назначила не получившего квалификацию Дэвида Платта, хотя технически он был всего лишь помощником, потому что у него не было необходимых лицензий. «Это похоже на то, как студентка-медсестра проводит операцию на сердце», — взорвался тренер «Бари» Эудженио Фашетти. Когда после неудачного двухмесячного пребывания в должности Платт ушел, все ликовали. Лучано Спаллетти неожиданно оказался тренером Серии А без необходимой квалификации после последовательного выхода в более высокие дивизионы с «Эмполи» и, после публичного вопроса о том, достаточно ли он хорош для высшего дивизиона, совмещал тренерскую работу с учебой, регулярно совершая поездки через Тоскану в Коверчано. Академический подход оказался бесценным для многих итальянских тренеров. С модулями по «Футбольной технике», «Теории тренировок», «Медицине», «Коммуникации», «Психологии» и «Данным» они тщательно подготовлены к суровым условиям Серии А. Перед выпуском студенты обязаны написать диссертацию. Карло Анчелотти написал об «Атакующих передвижениях в схеме 4-4-2», работа Альберто Дзаккерони была кратко обозначена — «Зона», а Альберто Малесани предложил «Общие соображения с Евро-96». Эти документы хранятся в библиотеке Коверчано, которая насчитывает 5000 подобных работ.

Липпи — один из величайших поборников Коверчано. «Я начал понимать, почему нас, когда мы были игроками, просили делать те или иные вещи, — объяснил он в книге Виалли "Итальянская работа". — Это открыло мне глаза, потому что побудило меня подвергнуть сомнению и оценить все, что мы считаем в футболе само собой разумеющимся. Вот что я действительно нашел важным в Коверчано — обмен идеями между мной и моими коллегами. Чем больше я думаю об этом, тем больше мне дорог не сам курс, а окружающая его атмосфера, эта сложная, заставляющая задуматься обстановка… Коверчано не дает вам истин, он дает возможности».

Это чувство открытости было повторено Джанни Леали, главой Коверчано в середине 1990-х годов. «Мы не обучаем какой-либо одной системе, — сказал он. — Мы учим их всем системам, а затем показываем преимущества и недостатки каждой из них. Здесь есть разнообразие, и это делает Серию А намного интереснее». В то время как голландский футбол был зациклен на 4-3-3 или 3-4-3, итальянский футбол включал почти все возможные схемы, и точно так же, как универсальные игроки обороны «Ювентуса» не имели определенной позиции, Липпи и другие итальянские тренеры не имели определенной системы. Они реагировали на тактику противника в большей степени, чем тренеры в других местах, и они регулярно заменяли звездных нападающих, чтобы вводить оборонительное подкрепление.

«Ювентус» Липпи определил итальянский футбол в этот период. Они стали чемпионами Европы и мира в 1996 году, выиграли Скудетто в следующих двух кампаниях, а также вышли в финал Лиги чемпионов в оба года, поочередно обыграв дортмундскую «Боруссию» и мадридский «Реал». «Юве» долгое время сохранял репутацию команды, теряющей суперзвезд, но продолжающей процветать, жертвуя победителями чемпионата мира, такими как Паоло Росси и Марко Тарделли в 1980-х годах, и не страдая, в то время как сами игроки угасали после отъезда из Турина. После финала 1996 года не только их побежденные соперники «Аякс» пострадали из-за правила Босмана; «Юве» потерял Раванелли и Виалли в пользу новых богатых клубов Премьер-лиги. Раванелли стал лучшим бомбардиром «Ювентуса» в том сезоне, в то время как Виалли был назван Игроком года по версии журнала World Soccer, который похвалил его за то, что тот «одинаково хорошо чувствует себя справа, слева или в центре атаки — он защищается как тигр и атакует как лев». Другими словами, в соответствии с духом «Ювентуса», он мог выполнять любую работу, которую требовал Липпи.

У «Юве» все еще был Алессандро Дель Пьеро, их золотой мальчик, и тренер заменил ушедший дуэт тремя игроками: Ален Бокшич, который эффективно руководил атакой, но редко забивал; Кристиан Вьери, совершенный нападающий, который каждое лето менял клубы; и юноша Никола Аморузо, который не совсем реализовал свой потенциал, хотя его приезд, безусловно, был оценен Дель Пьеро, который женился на сестре Аморузо. Ветеран Микеле Падовано тоже все еще был в команде и оказался полезным супер-запасным.

Таким образом, у Липпи было пять хороших вариантов в атаке, и характер забитых голов «Ювентуса» на протяжении всей их чемпионской кампании 1996/97 годов подчеркивал, как он использовал разных нападающих в разных ситуациях. Как ни странно, за чемпионов ни один из пяти нападающих не забил более восьми мячей: вдвое меньше, чем Сандро Товальери, который провел половину сезона за «Реджану» и половину за «Кальяри» — оба клуба по итогу вылетели в Серию B. Липпи обожал ротацию, и все его пять центральных нападающих сыграли одинаковое количество матчей: Бокшич забил всего три гола за 51% игрового времени в Серии А, страдавший от травм Дель Пьеро забил восемь за 48%, Вьери восемь за 43%, Падовано восемь за 39% и Аморузо четыре за 36%. Не было никакой грандиозной иерархии, никакого разделения между неприкасаемыми игроками первой команды и разочарованными резервистами, и все обладали разными качествами. Бокшич предлогал удержание игры, Дель Пьеро проявлял изобретательность, Вьери предоставлял свою воздушную мощь, Падовано был хорошим игроком штрафной, а Аморозо привнес скорость.

Примечательно, что Бокшич был наименее результативным нападающим, но в то же время наиболее часто используемым, потому что он постоянно и усердно работал и извлекал лучшее для других. «Никаких примадонн, никаких привилегий, — заявил Липпи. — Если игрок с этим не согласен, он может уйти. Вам могут нравиться выходки и эксцентричность чемпиона, но я верю, что люди ценят такие вещи, как смирение и интеллект». Склонность Липпи к ротации нападающих, используя их тактически, оставалась одной из его отличительных черт на протяжении всей долгой тренерской карьеры. Когда в 2006 году Липпи привел сборную Италии к успеху на чемпионате мира, он вызвал шестерых нападающих в свою команду из 23 человек, это были: Франческо Тотти, Пиппо Индзаги, Лука Тони, Альберто Джилардино, Винченцо Яквинта и его старый фаворит Дель Пьеро. Все шестеро отличились на турнире.

Когда Роналдо, самому потрясающему нападающему в мире, было суждено покинуть «Барселону» и перейти в Серию А, «Ювентус» отказался участвовать в торгах не потому, что сумма трансфера была слишком велика, а потому, что Умберто Аньелли, председатель клуба, считал, что такая явная суперзвезда разрушит дух клуба. Даже Зинедин Зидан, присоединившийся к команде в 1996 году и вскоре ставший самым знаменитым игроком Европы, был прилежным, замкнутым и трудолюбивым, в мире, далеком от потакающего своим желаниям galáctico, которым он позже стал в «Реале».

Зидан был шокирован интенсивностью физических занятий в «Ювентусе», которыми руководил печально известный Джампьеро Вентроне. «Дидье Дешам рассказал мне о тренировках, но я не верил, что они могут быть такими уж крутыми, как все это, — выдохнул он. — Часто к концу меня тошнило, потому что я настолько уставал». Игроки «Ювентуса» прозвали Вентроне «Морским пехотинцем», и у него было три ужасающих девиза: «Работай сегодня, чтобы бежать завтра»; «Умри, но закончи»; и «Победа достается сильным». У игроков были с ним отношения любви и ненависти; Раванелли сказал, что не может справиться без него, в то время как Виалли однажды так разозлился на подход Вентроне, что запер его в шкафу и вызвал полицию, и не в последний раз карабинеры интересовались методами физической подготовки «Юве». Однако именно Липпи оставался самым важным активом «Ювентуса». «Он был для меня как переключатель, — сказал Зидан. — Он переключил меня, и я понял, что значит работать ради чего-то важного. До того, как я приехал в Италию, футбол, конечно, был работой, но больше всего он был связан с тем, чтобы получать удовольствие. После того как я приехал в Турин, желание побеждать взяло верх».

Это, по сути, то, что определяет итальянский футбол: абсолютное первенство победы. В других крупных футбольных странах в той или иной степени акцент делается на зрелище; атакующий футбол уважают и порой считают самоцелью. Но в Италии результат имеет первостепенное значение, и цель оправдывает средства, что во многом объясняет, почему итальянские команды довольствуются тактической победой, а не за счет изящества и щегольства. Безусловно, существует уважение к определенным типам стильных игроков, особенно к классным либеро и одаренным треквартистам, но команды испытывают небольшое давление, чтобы обеспечить ослепительные коллективные игры команд, таких как «Аякс» или «Барселона». Поэтому итальянский футбол уделяет огромное внимание трудолюбивым игрокам, выполняющим функциональные роли.

«Для итальянских игроков это работа. Это не забава, не игра, — сказал Фабио Капелло. — Когда я тренировал мадридский "Реал", тренировки заканчивались, и все оставались, ели, делали массаж, вместе ходили в спортзал... В Италии они останутся ровно на столько, сколько нужно, а потом уйдут. Внутри нас нет этой радости. Как будто им не нравится быть футболистами». Капелло был еще одним знаменитым итальянским тактиком, и его опыт в мадридском «Реале» в 1996/97 годах был особенно поучительным.

Капелло сменил Арриго Сакки в «Милане» в 1992 году и за пять сезонов выиграл четыре титула Серии А, провел беспрецедентную серию из 58 матчей без поражений и выиграл Лигу чемпионов в 1994 году с памятным разгромом «Барселоны» со счетом 4:0. Капелло был менее склонен к идеологическим нападкам, чем революционер Сакки, но он предоставил творческим игрокам больше возможностей для самовыражения, обычно в широких ролях схемы 4-4-2. После того как мадридский «Реал» опустился на шестое место в сезоне 1995/96, своем худшем сезоне почти за два десятилетия, они обратились к Капелло. Президент Лоренцо Санс после назначения Капелло объявил его «величайшим тренером в мире». В своем первом сезоне Капелло выиграл чемпионат. Затем он быстро вернулся в Италию.

В то время как Капелло принес успех на «Бернабеу», этого было недостаточно для болельщиков и президента «Реала», никто из которых не оценил стиль «Реала» — или его отсутствие — при Капелло. В то время как «Барселона» демонстрировала скорость и хитрость благодаря легендарному единственному сезону Роналдо на «Камп Ноу», «Реал» был скучным, функциональным и тактическим; по сути, Капелло сделал их итальянцами. Рауля Гонсалеса, нового суперзвездного форварда испанского футбола, попросили сыграть слева, а новички Давор Шукер и Предраг Миятович были выставлены в атаку. Наиболее распространенная тактика «Реала» заключалась в том, что центральный защитник Фернандо Йерро запускал длинные пасы на убегающего вперед по флангу левого защитника Роберто Карлоса, совершенно законная тактика, которую болельщики «Реала», тем не менее, считали слишком прямой, слишком жестокой. «Реал» настоял на том, чтобы включить в контракт Капелло пункт, который не позволял ему присоединиться к «Барселоне» в течение трех лет после отъезда из Мадрида, но если бы «Реал» был так решительно настроен конкурировать с «Барселоной» в плане привлекательного футбола, то отправляющийся в Каталонию Капелло помог бы восстановить баланс. «Я считаю, что самое главное — победить, — сказал однажды Капелло. — Все остальное не имеет значения».

«В Испании все, что приходит из Италии, воспринимается в негативном свете, — сказал защитник Хосе Амависка, которого Габриэле Маркотти цитирует в биографии Капелло. — Поскольку он итальянец, все, что делал Капелло, считалось уродливым, грязным, противным или скучным». Тренировки Капелло были типично итальянскими: долгие периоды, потраченные на то, чтобы привести четверку защитников к правильному образцу, и сильный акцент на жесткой физической работе. Он провел большую часть сезона в ссорах с Сансом, президентом «Реала», отчасти потому, что Капелло последовательно отказывался выпускать его сына Фернандо, выпускника академии клуба. Он также столкнулся с проблемами с нападающими Миятовичем и Шукером, которых часто заменяли, когда Капелло вызывал подкрепление в оборону. «Мои матчи длятся всего 75 минут», — пожаловался Шукер. Более половины стартов хорвата Ла Лиги завершились уходом на скамейку, что резко контрастирует с тем, как обычно обращаются со звездными нападающими «Реала». Его заменой всегда был защитник или опорный полузащитник.

Капелло был оправдан, жертвуя громкими именами, потому что его тактическая проницательность была выдающейся. В течение 1996/97 «Реал Мадрид» регулярно начинал плохо и отставал на один гол, прежде чем инструкции Капелло позволяли им перестроиться и одержать победу. «Реал» отыгрывался и побеждал с невероятной регулярностью: против «Реал Сосьедада», «Валенсии», «Атлетико Мадрида», «Депортиво де Ла Корунья», «Эркулеса», «Расинга Сантандера», «Севильи» и «Спортинга Хихона».

Отыгрыш против «Севильи» в середине апреля был самым значительным. Капелло начал со своей обычной схемы 4-4-2, с дрейфующим слева Раулем, но «Реал» был абсолютно разбит безудержной «Севильей», особенно на флангах. Тарик Оулида, воспитанник «Аякса», левый нападающий, навесил на правого нападающего Хосе Мари, а тот головой отправил мяч в ворота на первой же минуте матча. Затем Оулида сделал счет 2:0. «Реал» мог легко проигрывать со счетом 0:4. Поэтому Капелло сделал два тактических изменения в середине первого тайма. Ветеран-защитник Мануэль Санчис заменил обложенного правого защитника Чендо. Затем Капелло пожертвовал Шукером и выпустил опорного полузащитника Зе Роберто. Болельщики хозяев были по понятным причинам ошеломлены; при счете 0:2 «Реалу» нужны были голы, а Капелло снимает нападающего.

Во-первых, однако, Капелло знал, что «Реалу» требуется надежная оборона. Рауль выдвинулся вперед, Зе Роберто сыграл слева от ромба полузащиты и прикрывал Роберто Карлоса. «Реал» теперь копировал фланги и мог пробиться в игру. В середине тайма Кларенс Зеедорф забил ответный гол, а затем Рауль сравнял счет во втором тайме. Иерро забил головой за семь минут до конца матча, а затем Зеедорф ассистировал Миятовичу. «Реал» проигрывал со счетом 0:2, Капелло сделал две замены в первом тайме чисто по тактическим соображениям, в том числе заменил своего лучшего бомбардира, и в итоге они выиграли со счетом 4:2.

Победа таким образом была бы отмечена на родине Капелло, но «Реал» требовал более зрелищных выступлений, и, несмотря на успех в завоевании титула, это был брак без любви, который длился всего год. Любопытно, что десять лет спустя Капелло вернулся на второй срок на «Бернабеу» с несколько знакомыми последствиями: он выиграл лигу, а затем был уволен. «Мы должны найти тренера, который даст нам немного больше, — сказал спортивный директор "Реала" после второго ухода Капелло. — Нам нужен тренер, который, помимо достижения результатов, что очень важно, сможет помочь нам снова наслаждаться нашим футболом». Личность спортивного директора? Миятович, часто заменяемый форвард с первого срока Капелло. Два сезона, два титула, два горьких ухода. Итальянские методы не были популярны за пределами Италии.

Но они явно способствовали успеху, потому что три самых уважаемых итальянских тренера той эпохи завершили необычайный требл в 1996/97 году. Липпи одержал победу в Серии А с «Ювентусом», Капелло одержал победу в Ла Лиге с «Реалом», а Джованни Трапаттони выиграл Бундеслигу с мюнхенской «Баварией».

Это было второе пребывание Трапаттони в «Баварии» после разочаровывающей кампании 1994/95, в которой он обвинил себя в том, что должным образом не овладел немецким, хотя по возвращении его коммуникативные навыки лишь немного улучшились. Трапаттони первоначально попытался использовать защиту из четырех игроков, прежде чем вернуться к системе с последним защитником, которая была более типичной для Германии, и действительно более типичной для Трапаттони, после некоторых разочаровывающих ранних результатов, в том числе поражения от «Валенсии» в Кубке УЕФА со счетом 1:3. «Слишком много изменений нарушили их ритм, — заявил предшественник Трапаттони Отто Рехагель после этого европейского вылета. — "Бавария" расплачивается за ошибки, подписывая не тех игроков и не придерживаясь определенной тактической системы». Однако не придерживаться определенной тактической системы было полностью планом Трапаттони.

Его тактические манипуляции продолжали расстраивать и создавали проблемы среди его ключевых игроков. В конце ноября «Бавария» к перерыву вела со счетом 2:0 против команды, которая боролась за не вылет из лиги — «Ганзы Росток», поэтому Трапаттони приказал своим игрокам сосредоточиться на том, чтобы сохранить свои ворота в неприкосновенности. Но центрфорвард Юрген Клинсманн призвал своих товарищей по команде продолжать атаковать. Игроки были застигнуты врасплох, пропустили гол после 20 минут второго тайма и, еле-еле одержали победу со счетом 2:1. «Вот почему мы потеряли образ игры, — пожаловался левый защитник Кристиан Циге. — Один игрок обороны делал забег вперед, а все остальные оставались позади и смотрели, как он исчезает вдали. Очень запутанно». Но упор Трапаттони на тактическую дисциплину и его отказ потакать суперзвездам ФК «Голливуд» оказались успешными; по сравнению с предыдущей кампанией «Бавария» забила всего на два гола больше, но пропустила на 12 меньше. «Под его руководством я научился обороняться, — объяснил полузащитник Мехмет Шолль. — Но я также узнал, что если я сделаю плохой пас, то меня заменят».

Как и Капелло в Мадриде, замены Трапаттони оказались особенно спорными в Мюнхене, особенно с Клинсманном, который сделал перерыв в ссоре с давним врагом Лотаром Маттеусом, чтобы вместо этого поссориться с Трапаттони. Клинсманн точно знал, чего ожидать, поскольку ранее играл под руководством Трапаттони в «Интере», но он часто жаловался на оборонительную тактику итальянца и на то, что его убирали с поля в середине второго тайма, как правило, для того, чтобы Трапаттони мог выпустить игрока обороны. Последней каплей стал третий с конца матч сезона, в которых команда дома сыграла вничью 0:0 с «Фрайбургом». Вместо Клинсманна Трапаттони выпустил юношу Карстена Лакиеса в его первом и последнем матче в Бундеслиге. Уходя с поля Юрген на прощание накричал на Трапаттони, сделал жест рукой «Все кончено», а затем яростно пнул большой рекламный щит в форме батарейки, на мгновение застряв в нем ногой. «Я просто пытался немного открыть игру», — объяснил Трапаттони впоследствии, жестикулируя, как будто он хотел больше забегов на более широких позициях.

Позже рекламный щит попал в музей «Баварии», памятник ярости Клинсманна и ультраитальянской тенденции Трапаттони жертвовать звездами, когда это тактически необходимо. «Бавария» выиграла чемпионат, и после праздничного парада Трапаттони с балкона мюнхенской ратуши в традиционной баварской одежде угостил болельщиков «Баварии» итальянскими песнями. Для Клинсманна все действительно закончилось после победы в его единственном чемпионском титуле — присоединившись к «Сампдории» он вернулся в Серию А. «Я хотел клуб, в котором философия футбола подходила бы мне, — объявил он. — Сампдория — именно такой клуб, а Сезар Менотти — такой тренер». Это был острый выпад в сторону Трапаттони.

«Будучи итальянским тренером в Германии, я пытался изменить их мышление, — вспоминал Трапаттони. — Я столкнулся с сопротивлением, потому что нельзя изменить менталитет за два или три месяца. Я хотел, чтобы они привыкли мыслить тактически, развивать игру и искать варианты. Я должен был позволить им играть по-своему и постепенно вписываться в мою тактику. После моего первого сезона они начали немного меняться, но это было столкновение культур. В Германии они следуют установленному плану. В Италии мы более гибки».

Вторая кампания Трапаттони была менее успешной и была наиболее примечательна его печально известной тирадой на пресс-конференции на ломаном немецком языке, во время которой он кричал в микрофон, оправдывая свое решение не выпустить на поле Шолля, классного плеймейкера, и Марио Баслера, непредсказуемого нападающего, ни один из которых добросовестно не отрабатывали в обороне. В своей обличительной речи Трапаттони стремился подчеркнуть, что «Бавария» играла в позитивный футбол. «Ни одна команда в Германии не играет в атакующий футбол так, как "Бавария", — заявил он. — В последней игре у нас на поле было три нападающих — Джованни Элбер, Карстен Янкер и Александр Циклер. Мы не должны забывать о Циклере! Циклер — нападающий, больше, чем Шолль, больше, чем Баслер!» Даже в этом раздраженном состоянии Трапаттони чувствовал себя обязанным подчеркнуть, что его выбор не был слишком оборонительным, слишком итальянским.

В самой Италии, конечно, ни у кого не было проблем с оборонительным футболом, и «Ювентус» Липпи выиграл титул Серии А 1996/97 в стереотипно непримечательной манере. В своих 34 матчах они были лишь четвертыми по количеству забитых голов, но пропустили меньше всего. Они выиграли меньше матчей, чем «Парма», занявшая второе место, но «Парма» проиграла на четыре больше. «Ювентус» не стремился забивать голы и выигрывать матчи, он стремился не пропускать голы и, следовательно, не проигрывать матчи.

Дуэт центральных защитников «Юве» Чиро Феррара и Паоло Монтеро были чрезвычайно доминирующими, хотя у обоих возникали проблемы с судьями. Монтеро был удален на выезде против «Наполи» и «Кальяри», и оба были дисквалифицированы от участия в домашнем матче против «Милана» в середине ноября, яростно оспариваемой игре, отложенной из-за сильного ливня в Турине, при этом всю разметку необходимо было наносить заново. «Ювентус», как всегда, справился без ключевых игроков, и импровизированное партнерство Серджио Поррини и Алессио Такинарди, правого защитника и центрального полузащитника соответственно, было лучше Роберто Баджо и Джорджа Веа. Матч закончился без забитых голов.

В звездных ролях выступили Зидан, который восстановился после медленного старта сезона, доминируя в атакующей игре «Юве», и Дель Пьеро, который пострадал от навалившихся на него травм, но также забил несколько важных голов, в том числе победный в Межконтинентальном кубке над «Ривер Плейт». Липпи развил свою систему по умолчанию с предыдущего сезона, перейдя с 4-3-3 на 4-4-2, которая становилась 4-3-1-2, когда Зидан перемещался вперед на позицию «десятки». Как всегда, Липпи превосходно использовал своих функциональных игроков. Более широкие полузащитники, часто Ди Ливио и Владимир Югович, играли загруженные роли, смещаясь в центр, поддерживая Дидье Дешама, который стал основным опорным полузащитником «Юве» после переезда Паулу Соузы в «Дортмунд». Подлинная ширина исходила от левого защитника, обычно Пессотто, и «Юве» при владении мячом переходил к обороне из трех человек, с правым защитником — Поррини или Торричелли — смещенным в центр, фирменный прием старой итальянской системы катеначчо.

Политика Липпи по смене местами крайних защитников, как это было видно в финале Лиги чемпионов против «Аякса», была снова использована через 20 минут после начала победного матча (2:1) против «Перуджи» в феврале. Поррини, игравший на позиции правого центрального защитника вместе с Феррарой, ушел с поля из-за травмы, но был заменен на Юлиано, который был левшой и поэтому играл по другую сторону от Феррары. Липпи решил, что Юлиано нуждается в бо́льшей защите, поэтому поменял Торричелли с позиции правого защитника на левого, а Пессотто произвел противоположную смену. Опять же, только итальянская команда так легко поменяла бы своих крайних защитников.

Липпи никогда не боялся вносить ранние изменения в оборону, пожертвовав Пессотто через 30 минут после начала матча против безудержного «Удинезе», потому что ему нужна была дополнительная скорость. Ди Ливио, правый полузащитник в предыдущей игре, вышел на позицию левого защитника. Превращение энергичных правосторонних полузащитников в неистовых левых защитников стало чем-то вроде специализации Липпи; во время второго пребывания в «Ювентусе» он сотворил нечто подобное с Джанлукой Дзамброттой, который стал лучшим в мире на этой позиции и играл как правого, так и левого защитника под руководством Липпи во время его триумфа на чемпионате мира в 2006 году.

Даже когда «Ювентус» Липпи громил соперника, они часто делали это эффективно, а не радостно. Во время разгрома ПСЖ со счетом 6:1 в первом матче за Суперкубок Европы на заснеженном стадионе «Парк де Пренс» первые четыре гола «Юве» забил со стандартных положений. Справедливости ради, они также победили беспорядочный «Милан» с тем же счетом на «Сан-Сиро» в невероятно доминирующем матче, в то время как самой впечатляющей победой сезона была полуфинальная победа Лиги чемпионов со счетом 4:1 над знакомыми врагами — «Аяксом».

В финале прошлого года «Ювентус» был сильнее, но победил лишь в серии пенальти. На этот раз они были безудержны, подчеркивая господство Италии над Голландией. Липпи, как правило, преподносил тактический сюрприз в своей схеме 4-3-1-2, используя Феррару и Юлиано, двух центральных защитников, на позициях крайних защитников по обе стороны от Монтеро и Такинарди, образуя грозный, физически доминирующий оборонительный квартет. Впереди «Юве» энергично давил, а Зидан присоединился к Бокшичу и Вьери, закрыв Данни Блинда, Марио Мелхиота и Франка де Бура. Позиционная атака «Аякса» была нарушена, и они нехарактерно прибегли к длинным забросам, которые сыграли на руку четырем центральным защитникам «Юве». «Ювентус», тем временем, превосходно играл в прямой футбол, постоянно посылая мяч на Вьери и Бокшича, сильнейшему атакующему дуэту, громя защитников «Аякса».

Тем временем Зидан руководил всем шоу. Поддержанный позиционной дисциплиной Дешама и энергией Ди Ливио и Аттилио Ломбардо, которые поменялись флангами в середине первого тайма, француз был великолепен. В первом тайме он завладел мячом в 40 метрах от ворот, продвинулся вперед с мячом, затем замедлил свой дриблинг, прежде чем пробежать мимо трех единоборств на левом фланге. Затем он навесил на Вьери, чей удар срикошетил мимо ворот. Зидан подал угловой, и Ломбардо забил головой. Француз участвовал в развитии атаки во время второго гола, забитого Вьери. В третьем случае скорость Зидана позволила ему перехватить мяч в центре поля, и он начал контратаку, сделав переступ послав в другую сторону Данни Блинда и позволил вышедшему на замену Аморозо забить в пустые ворота. Зидан сам забил четвертый гол, получив пас от Дидье Дешама и сымитировав удар, уложив Эдвина ван дер Сара на землю, после чего забил в оставленные им ворота. «Он, без сомнения, величайший игрок, которого я когда-либо тренировал, — сказал Липпи. — И я также думаю, что он величайший игрок следующих 20 лет. Предыдущие 20 лет это был Марадона, а следующие двадцать — Зидан. Я в этом убежден».

Победа над «Аяксом», возможно, была величайшей победой «Ювентуса» при Липпи и подчеркнула три области, в которых итальянский футбол имел преимущество перед голландским футболом: тактическая гибкость, физическая мощь и выдающиеся индивидуальные результаты талантливых игроков мирового класса. «Зидан был другого класса игроком, даже в такой замечательной команде, — заявил побежденный Луи ван Гал. — Это отличная команда с отличными навыками, за которой приятно наблюдать. Я повторю то, что сказал после первого матча: Я никогда не встречал соперников, которые обыгрывали бы нас так, как "Ювентус"».

«Юве» неожиданно потерпел поражение со счетом 1:3 в финале от «Дортмунда», который был лучше подготовлен к физической форме «Ювентуса» и свел на нет действия Зидана благодаря отличной опеке Пола Ламберта. Тем не менее, игра могла быть совсем другой; «Ювентус» создал лучшие моменты, дважды попал в створ ворот, и Бокшич забил гол, который не засчитали. После того, как «Юве» стал проигрывать со счетом 0:2 к перерыву, они переключились с 4-3-1-2 на 4-3-3, а Дель Пьеро вышел вместо Ди Ливио. Это вынудило «Дортмунд» отступить, и гол Дель Пьеро, забитый с фланга Бокшича, казалось, был готов запустить отыгрыш. Однако вскоре после этого 20-летний продукт молодежной академии «Дортмунда» Ларс Рикен вышел вместо Стефана Шапюиза, и ему потребовалось всего 16 секунд, чтобы сделать счет 3:1, первым же касанием забив после того, как он убежал в контратаку и исполнил замечательный дальний удар, который по дуге облетел Анджело Перуцци. Это была шоковая победа. «Наблюдая за этим финалом в качестве зрителя, единственное чувство, которое во мне есть — это гнев, — сказал травмированный Конте. — Потому что победила более слабая команда, и потому что ты ничего не можешь сделать, чтобы исправить это — ничего, кроме как снова выйти в Лигу чемпионов в следующем сезоне и выиграть ее».

1997/98 год ознаменовался изменением подхода Липпи к атаке. Вьери уехал в мадридский «Атлетико», и приход Пиппо Индзаги, самого яркого молодого бомбардира итальянского футбола, означал, что у «Ювентуса» теперь был надежный центрфорвард первого выбора. Липпи меньше ротировал состав, и три игрока атаки больше комбинировали между собой. «Теперь мы должны держать мяч на земле, а не пытаться подбить его на голову Вьери, как мы делали в прошлом сезоне», — объяснил Дель Пьеро. Зидану, Дель Пьеро и Индзаги в значительной степени разрешили свободу от оборонительных обязанностей, и в системе «Ювентуса» произошел явный раскол: семь игроков задней линии были функциональны, атакующему трио была предоставлена свобода самовыражения. «На этот раз у нас лучшая защита и лучшая атака», — похвастался Липпи.

«Ювентус» регулярно играл по схеме 4-3-1-2, используя природные качества своих нападающих, но универсальность в оборонительных позициях означала множество переключений на 3-4-1-2, особенно при игре против двух нападающих. Иногда Липпи просил Зидана и Дель Пьеро заходить с флангов в центре, превращаясь в схему 3-4-3. «Между 4-3-3 и 3-4-3 не такая уж большая разница, — объяснил Липпи. — Мне нужен фундамент из семи игроков, которые составляют блок между обороной и полузащитой, а в атаке мне нужны еще три игрока, которым не нужно беспокоиться о том, чтобы бежать назад. У них должна быть свобода создавать голевые моменты». Произошло существенное изменение по сравнению с показателями забитых мячей в предыдущем сезоне, когда никому не удавалось забить более восьми мячей в чемпионате; теперь Дель Пьеро забил 21, а Индзаги — 18.

«Ювентус» и Липпи выделялись во время своего забега к титулу. В середине марта «Ювентус» к перерыву уступал «Парме» со счетом 0:2. В перерыве Липпи совершил две замены, выпустив Ди Ливио и Такинарди вместо Дешама и Биринделли, затем пожертвовал Зиданом ради третьего нападающего Марсело Салайеты. «Юве» перешел от 4-3-1-2 на 3-4-3 и команда сыграла 2:2. В следующие выходные, с Зиданом на скамейке запасных, «Юве» разгромил «Милан» со счетом 4:1. Дель Пьеро реализовал пенальти и штрафной удар, Индзаги забил с пары выходов один на один.

Но самая известная победа была одержана над «Интером» — их главными соперниками за титул — в апреле, когда «Ювентус» одержал победу благодаря классической итальянской комбинации: тактическому мышлению тренера, магии «десятки» и чрезвычайно спорному решению судьи.

Тактика «Ювентуса» была сосредоточена на попадании длинных забросов на Дель Пьеро и Индзаги в пространство за пределами состоявшей из трех человек обороны «Интера», и когда защитник «Интера» Тарибо Уэст опасно продвинулся вверх по полю и потерял владение мячом, «Юве» немедленно ворвался на пространство позади него. Эдгар Давидс пустил мяч на Дель Пьеро, бросившись вперед со своей классической позиции левого инсайда против Сальваторе Фрези, последнего защитника, который сместился, чтобы прикрыть убежавшего вперед Уэста. №10 «Юве» забил экстраординарный гол, дважды сделав вид, что меняет направление, благодаря переступу, а затем финту, после чего ворвался во вратарскую и с мячом, «прикрепленным» к его ноге развернулся и каким-то образом направил удар в дальний угол.

В ответ «Интер» пошел вперед большими силами. С различными стычками между игроками интенсивность игры нарастала, а затем наступила печально известная 69-я минута. «Интер» забросил мяч вперед длинным пасом, любезно отскочившим к Ивану Саморано, которого задержал отчаянный выпад Биринделли на краю штрафной. Партнер Саморано по атаке Роналдо быстро бросился на подбор, прокинул мяч на выгодную для удара позицию, но был сбит с ног игрой в корпус защитника «Юве» Юлиано. К ярости игроков «Интера», судья Пьеро Чеккарини махнул рукой, чтобы игра продолжалась. «Юве» немедленно начал контратаку через Давидса и Зидана. Француз передал мяч на Дель Пьеро, на котором Уэст неуклюже сфолил. Чеккарини указал на это точку.

Даже по стандартам Серии А 1990-х годов, когда игроки не боялись открыто конфронтировать с судьями, последующая реакция была беспрецедентной. В течение нескольких секунд Чеккарини был окружен десятью разъяренными игроками «Интера», которых в итоге стало 11, как только Роналдо поднялся в штрафной соперника. Обычно спокойный тренер «Интера» Джиджи Симони был удален на трибуны и в сопровождении полицейского крича «Позор!» в сторону судей. Подкат Уэста под Дель Пьеро определенно был пенальти, его единоборство было настолько диким, что его бутса соприкоснулась с плечом Дель Пьеро. Единоборство Юлиано с Роналдо, возможно, также было пенальти, но это был тот тип контакта, который в реальном времени мог быть ошибочно интерпретирован судьей, допустившим честную ошибку, особенно всего через две секунды после единоборства Биринделли и Саморано.

Но итальянцы не верят в честные ошибки, когда речь заходит о благоприятных решениях в отношении «Ювентуса», и это решение вызвало годы теорий заговора. Дебаты достигли своего пика через три дня после игры в Палате депутатов Италии. Работа парламента была приостановлена после чрезвычайной ссоры между крайне правым политиком Доменико Грамацио, который многозначительно заявил, что «многие итальянские судьи ездят на Фиатах» — Fiat является материнской компанией «Ювентуса» — и Массимо Мауро, бывшим игроком «Ювентуса», ставшим политиком, который неоднократно скандировал «Клоун» в его адрес, при этом приставы были вынуждены физически сдерживать Грамацио, который пытался Мауро ударить. Дель Пьеро, для протокола, пробил пенальти, который был отбит Джанлукой Пальюкой, но его более ранний блестящий удар означал, что «Ювентус» все равно выиграл матч со счетом 1:0.

«Юве» завершил завоевание титула победой со счетом 3:2 над «Болоньей» благодаря хет-трику Индзаги, в том числе двум фирменным голам из вратарской площадки, и прекрасному завершению после блестящего взаимодействия между Зиданом и Дель Пьеро между линиями. Целью, однако, было возвращение в Лигу чемпионов, и «Ювентус» второй год подряд спотыкался на последнем препятствии, проиграв мадридскому «Реалу» со счетом 0:1 благодаря голу Предрага Миятовича.

Липпи, казалось, не мог объяснить свое поражение. «Это был один из тех вечеров, когда бо́льшая часть команды играла значительно ниже того уровня, на который они способны, — сказал он. — Реальность такова, что за все 90 минут мы так и не создали никакой опасности». Единственная победа в Лиге чемпионов в 1996 году недостаточно отражает доминирование «Ювентуса» в европейском футболе того периода — вероятно, они должны были выигрывать три финала подряд.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.