14 мин.

Робби Фаулер. Моя футбольная жизнь: 26. Магия Мадрида

***

Благодарности и пролог

  1. Ливерпуль (Дом)

  2. Роберт Райдер

  3. Тренировочные дни

  4. Прорываясь дальше

  5. Лондон зовет

  6. Перемены

  7. Обретение Бога

  8. Оригинальная банда Гуччи

  9. Вызов в сборную

  10. Футбол возвращается домой (В один прекрасный день... )

  11. Плата за пенальти

  12. У знал?

  13. Делая невозможное (Часть первая)

  14. Угасание нового рассвета

  15. Несбыточная мечта

  16. У отпустил Бога?

  17. Лидс, Лидс, Лидс!

  18. Мы все живем в доме Робби Фаулера

  19. Второе пришествие Бога

  20. Небесные Одиннадцать

  21. Держи голову высоко

  22. Последняя работа

  23. Получение тренерских лицензий

  24. «Ливерпуль» — третье пришествие

  25. Делая невозможное (Часть вторая)

  26. Магия Мадрида

Сноска: иду дальше

***

Сходи на любую серьезную игру в любом городе, и чем ближе ты будешь подходить к стадиону, ты услышишь приглушенный крик: «Есть лишний билетик?» Вот и мы с того момента, как прибыли в Мадрид, мы с Джейкобом задавали себе один и тот же вопрос: «Есть ли в городе болельщики «Шпор»?» (прим.перевод.: по-английски spares (лишний билетик) и Spurs (Шпоры) очень близки в произношении, поэтому оба этих вопроса звучат почти одинаково). Там были только красные футболки, красные шарфы, флаги «Ливерпуля», свисающие из окон отелей, ливерпульские песни разносились в воздухе, пока ты медленно пробираешься через центр города. Джейкоб внес свою лепту, сходив с мамой за листом красной материи и сделав свое собственное знамя: МАДРЕД. Я видел гордость на его лице, когда он развернул его рядом со всеми другими флагами — его собственная маленькая часть истории.

Я взял интервью у Садио Мане — еще раз поблагодарив его за то, что он был так добр, что побил мой рекорд по самым быстрым хет-трикам — затем мы отправились на небольшую экскурсию по Ванда Метрополитано, новому стадиону «Атлетико», где должен был состояться финал, а затем побродили по улицам рядом с нашим отелем, просто наслаждаясь атмосферой. Банда парней, которых мы все знали, устраивала пирушку на площади, и одно из моих самых дорогих воспоминаний — это то, как они втянули меня в игру «Попади мячом в урну».

Мы выстроились в два ряда по пять человек, направляя мяч от одного к другому, ни разу не позволив ему упасть. Номер один пасовал номеру Два, Два — номеру Три, это были хорошие мягкие удары головой. Последними двумя звеньями цепи были «Фаулер и Фаулер» — не было никакого давления. Джейкоб красиво откинул головой мяч мне, чтобы я закончил работу и отправил его в мусорное ведро — гол! Один из моих лучших в жизни, без всякого сомнения. Мы быстро сделали круг почета и побрели в ночь, посмеиваясь над урноболом и удивляясь огромному количеству красных вокруг.

Идет постоянно меняющаяся, нескончаемая дискуссия о том, какой клуб является самым большим в мире. Можно много говорить по поводу «Реала» и «Барселоны», но для меня это всегда был вращающийся баланс сил между «Ливерпулем» и «Манчестер Юнайтед». Я играл и работал по всему миру, и даже после завершения карьеры игрока я летал по всему свету. Вот когда ты действительно получаешь представление о глобальном охвате футбола. Нельсон Мандела просит тебя подписать его футболку «Ливерпуля». Дети в Таиланде бегают по закоулкам в форме «Ливерпуля». А потом 95 000 болельщиков «Ливерпуля» собрались на Мельбурнском крикетном стадионе, с таким великолепным исполнением нашего гимна, какого ты никогда и нигде не услышишь.

Если быть абсолютно честным, то был долгий период, когда все, что ты видел, это футболки «Ман Юнайтед», повсюду. В Африке ты тоже видел гораздо больше футболок «Арсенала», чем «Ливерпуля». Но, начиная со Стамбула и, очевидно, в более поздние времена, с тех пор как «Ливерпуль» снова начал регулярно выходить в европейские финалы, А Мо Салах, Бобби Фирмино и Садио Мане начали плести свою магию (я нападающий, понятно? Я пристрастен!), у меня нет никаких сомнений в том, что «Ливерпуль» — самый большой клуб в мире прямо сейчас.

Если бы Мадрид был чем-то похож на уик-энд финала Лиги чемпионов 2019 года, то «Ливерпуль» был примерно в десять раз больше «Тоттенхэм Хотспур». Это было феноменально-красные океаны по всему городу, куда ни глянь. Одна вещь, которую блестяще делают болельщики «Ливерпуля» — это фанатская культура. Баннеры, флаги, песни, вечеринки, пиротехника... наши поклонники — новаторы и создатели. Во-первых, есть целая куча блестящих маленьких независимых розничных торговцев и производителей, таких как Transalpino и Hat Scarf или A Badge, которые придумывают лучшие футболки и товары для матча. В преддверии Мадрида было так много замечательных дизайнов — личным фаворитом должен был стать тот, который выпустил Transalpino, основанный на флаге Джейкоба «MADRED» (ладно, попался — я помогал его разрабатывать!).

Песни и баннеры легендарны и восходят ко временам команды Брендана Роджерса, то, как болельщики начали выходить тысячами, чтобы приветствовать автобус с командой, было совершенно новым для Премьер-лиги в то время — облака дыма от их файеров и пиротехники, превращающие небо над Энфилдом в малиновое. Но лучше всего для меня то, как сам клуб признает огромную роль болельщиков «Ливерпуля» в создании ЛФК особенным клубом. Они всегда прислушивались к болельщикам и сотрудничали с различными группами, такими как Спион Коп 1906, которые координируют флаги и знамена на трибуне Коп, и Дух Шенкли, которые регулярно беседуют с клубом о билетной политике, полиции, стюардах и так далее.

Одна из менее известных фигур за кулисами на Энфилде — это парень по имени Том Кэссиди, который отвечает за экскурсии по стадиону и маркетинг ЛФК. В обязанности Тома также, по умолчанию, входит и то, что фактически он занимается в «Ливерпуле» планированием вечеринок. Через минуту мы поговорим о чистой радости от автобусного парада возвращения домой, но одна из замечательных вещей, которые определил Том — это то, как молодое поколение болельщиков празднует с клубом. Существует The Anfield Wrap, вероятно, лучший подкаст для футбольных фанатов. Кроме того, есть Redmen TV, с самыми лучшими телевизионными каналами по подписке. А еще есть Boss Night — буйные массовые фанатские вечеринки «Ливерпуля», выросшие из популярного (и, к сожалению, теперь уже не существующего) фэнзина Boss Mag street. Boss Night — это головокружительный, беззаботный праздник фанатской культуры ЛФК — в основном, массовые гуляния, пьяные песни с ливерпульскими группами и певцами, ведущими караоке Копа.

Если судить по десяткам и сотням групп, которые хлынули из этого города, от The Bunnymen, Элвиса Костелло, Пита Уайли и Lightning Seeds до The Las, The Farm и The Zutons, то Ливерпуль примерно на 90 процентов Красный! Boss Night подцепил новую породу ливерпульских исполнителей, таких как Джейми Уэбстер и Киран Молине, и начал устраивать вечеринки после больших игр или рождественских праздников. Я помню, как наш Джейкоб показывал мне клип на YouTube, где сотни людей праздновали победу над «Манчестер Юнайтед» незадолго до Рождества, и говорил, что хотел бы быть достаточно взрослым, чтобы пойти на один из таких вечеров. Том Кэссиди и Тони Барретт, офицер по связям с болельщиками ЛФК, присоединились к Boss Night, чтобы устроить фантастическую вечеринку в парке Шевченко в преддверии прошлогоднего финала Лиги чемпионов в Киеве. (Еще одно быстрое наблюдение — посмотрите, как я только что сказал «прошлогодний финал Лиги чемпионов», как будто это случай, который «Ливерпуль» просто просматривает свой ежедневник и появляется там из года в год. Я вовсе не самодоволен, но помните, что я сказал Джейкобу на той площади в Барселоне? «Как хорошо быть болельщиком «Ливерпуля» прямо сейчас?») в 2019 году в Мадриде, союз ЛФК/Boss Night хотел сделать еще лучше.

Со самого завтрака площадь начала заполняться счастливыми, шумными болельщиками «Ливерпуля». Пласа-де-Фелипе II со временем войдет в историю Копа, но на первый взгляд это был странный выбор места для фан-зоны «Ливерпуля». Это длинная, узкая, внутренняя городская площадь — скорее продолговатая, чем квадратная, со странным обелиском Стоунхенджа на одной из сторон. Может быть, мадридские власти думали, что выделение 16 500 билетов для каждой команды будет означать, что у «Ливерпуля» и «Шпор» будет, возможно, максимум 10 000-15 000 болельщиков, собирающихся в своих назначенных фан-парках.

Мы неторопливо спустились вниз, чтобы посмотреть и окунуться в предматчевую атмосферу. К тому времени, когда в 10:30 ведущий Бен Берк начал разогревать толпу, там уже должно быть было 30 000 болельщиков «Ливерпуля». И к тому времени, когда диджей взбил их в безумный, радостный, шум красного цвета, подпрыгивая под Богемскую рапсодию, там было уже более 50 000 (по некоторым оценкам, 80 000) болельщиков. Говоря о Богемской рапсодии, одна вещь, которую я никогда не смогу полностью понять — это безумный набор старинной классики, которую, похоже, любят фанаты «Ливерпуля». Такие песни, как A Horse With No Name, Ring Of Fire, Sweet Caroline, American Pie... и это еще до того, как ты окунешься во все эти старые песни Pink Floyd, Genesis и Фрэнка Заппы, которые они, кажется, напевают. Solsbury Hill? Ну, тогда ладно! Это один из тех случаев, когда ты просто улыбаешься себе, качаешь головой и принимаешься за дело. Изюминкой этих вечеринок всегда является сет Джейми Уэбстера, где он заставляет всю толпу подпевать песням обо всех игроках и клубные гимны. Я думаю, что Том Кэссиди, команда Boss Night и все остальные участники думали, что они никогда не превзойдут то, что было в парке Шевченко, но вид всех этих десятков тысяч фанатов «Ливерпуля», сходящих с ума на той площади, является абсолютным событием в жизни как для Джейкоба, так и для меня.

Несмотря на то, что стадион отражал то, что мы видели в центре города за последние пару дней, нужно отдать должное болельщикам «Шпор». Они были сильно превзойдены числом, и наполовину не подняли шума на своей трибуне! Я всегда думал о «Тоттенхэме» как о «правильном» футбольном клубе, погруженном в свою собственную общину Северного Лондона, свою историю и свои традиции. Одна из тех традиций, которые я люблю — это то, как они поют замедленную версию When the Spurs Go Marching In. Вся подготовка к финалу и сам день были настоящим праздником — два великих старых клуба шли лицом к лицу, и на кону стоял самый большой приз в клубном футболе. Само противостояние не было классикой, но кого это волнует? Я думаю, что и у «Тоттенхэма», и у «Ливерпуля» был достаточный кредит доверия после этих невероятных полуфиналов, чтобы оправдать элемент некоей пост-матчевой иронии, когда дело доходит до серьезных игр. И, как я уже достаточно ясно дал понять, все считают кубки; твои медали — это твои воспоминания. В учебниках истории записан результат, через долгое время после игры ты сидишь дома и смотришь на свои медали.

Поэтому, когда финал превратился в нервную игру в кошки-мышки после того, как Мо Салах забил тот пенальти, меня это ничуть не беспокоило. Я был полностью за скрытную, скучную победу со счетом 1:0 — если мы в конечном итоге поднимем этот прекрасный большой кубок! На этот раз я был абсолютно уверен в себе. Зная, как это больно — проигрывать в такой большой и серьезной игре, как эта, я был уверен, что ребята воспользуются горьким опытом прошлогоднего киевского финала, чтобы пережить его — и то, что они так рано вышли вперед, только укрепило мою уверенность. Мой бедный мальчик переживал каждый неточный пас, каждый упущенный шанс, каждую атаку «Шпор», но я все повторял: «Мы ведем игру, приятель! Все будет хорошо.»

Но я должен сказать, что когда Дивок Ориги записал себя в учебники истории ЛФК на все времена с этим голом, облегчение, которое хлынуло из нас обоих, было чем-то особенным! Не думаю, что я так сильно обнимал Джейкоба с тех пор, как он родился.

Что за мгновение! Что за повод! Что за чувство!

Если бы я мог вычленить небывалый пик в качестве болельщика, то он должен был бы быть именно таким — в тот момент, когда мой сын и я точно осознали, что «Ливерпуль» стал шестикратным обладателем Кубка Европы (как хорошо это звучит?). Я думаю, что радость, облегчение и чистая эмоция от гола Ориги выжали Джейкоба. Когда Джордан Хендерсон поднялся за Кубком и команда начала исполнять свой праздничный танец на подиуме, Джейкоб просто стоял там, широко раскрыв глаза, абсолютно очарованный. Капитан Хендерсон оттянул этот момент перед командой на мгновение, продлевая кульминацию так долго, как только мог, прежде чем поднять эту прекрасную чашу до небес. Стадион взорвался — как и самая широкая улыбка на лице моего парня. День, ночь и тот момент, которые никто из нас никогда не забудет.

И если в Мадриде было приятно видеть, как красные поднимают большой флаг, то в воскресенье на праздничном параде по поводу возвращения домой это была абсолютная привилегия. Как мы вовремя вернулись в Ливерпуль — это загадка, потому что вечеринка в командном отеле была особенной! Я должен сказать, что если Юргену Клоппу когда-нибудь наскучит повторение побед в кубках и лигах с «Ливерпулем», то у него есть очень многообещающее будущее на телешоу Танцы со звездами! Как же он двигается! Он скользил по гостиничному бару, как на санках.

Я не прочь скромно отпраздновать, когда того требует случай, но эти игроки — да и все окружение, по сути — пусть отжигают с огромной самоотдачей. Последней появление, которое я видел перед тем, как мы заковыляли в нашу комнату, был Алекс Окслейд-Чемберлен, запевающий на всю комнату великолепно фальшивую версию песни о Вирджиле ван Дейке. К разговору о кошачьем хоре! И все же они были там, с яркими глазами и полные энергии, позируя в самолете с большеухим трофеем, уже предвкушая парад по поводу возвращения домой. Команда игроков, клубных работников, персонала и расширенной семьи ЛФК теперь настолько велика, что им пришлось сесть на два полностью переоборудованных двухэтажных Ливер-автобуса, чтобы вместить всех желающих.

В последний раз я ехал в таком автобусе на Великую вечеринку по поводу возвращения домой ЛФК после требла в сезоне 2000/01. Забавно, когда ты оглядываешься на прошедшие времена — то вспоминаешь, о чем ты думал и что чувствовал так же ясно (иногда даже более ясно), как ты помнишь игры и сами кубки. Когда мы с Джейкобом сидели там, ожидая начала парада, я поймал себя на том, что вспоминаю о том возвращении домой в 2001 году с нежностью и небольшим сожалением. Тот сезон был впечатляющим, но я вспомнил, что в последний раз, когда ехал в автобусе с открытым верхом, среди всех этих улыбок и приветствий, я очень беспокоился о своем будущем.

Я не был игроком стартового состава в финале Кубка Англии и вышел на замену в матче с «Депортиво Алавес». Я забил голы, которые помогли нам выиграть Кубок Лиги; вывели нас в финал Кубка Англии; сохранили нас в финале Кубка УЕФА и квалифицировали нас в Лигу Чемпионов. Но уже тогда мне стало ясно, что я больше не являюсь автоматическим выбором для Жерара Улье. День радостного торжества был окрашен тревогой.

Сидя в автобусе все эти годы спустя, с моим сыном рядом со мной и новыми вызовами на носу, я обнаружил, что просто глубоко благодарен за невероятную карьеру, которая у меня сложилась — и благодарен за то, что все еще был частью этого фантастического клуба, хотя бы еще на несколько дней. Но что за способ выйти на улицу! К тому времени я уже знал, что это будет одна из моих последних обязанностей (хотя слово «долг» вряд ли подходит для такой чести) в качестве официального посла ЛФК, и я был полон решимости извлечь максимум пользы из этого дня. Игроки и босс ехали впереди на первом автобусе, а официальные лица клуба, гости и послы следовали за ними на втором Ливер-автобусе. Во всех мыслимых смыслах это было эмоционально. Джейкоб сидел рядом со мной и у меня возникло ощущение дежавю — я тоже смотрел на все это глазами маленького мальчика.

Вот именно с этого и началось мое путешествие — смотреть, как триумфаторы возвращаются домой, выставляя напоказ выигранные кубки. Я сам пережил эти взлеты как игрок, и вот теперь я здесь, отец и легенда «Ливерпуля», проживаю все это еще один великолепный раз и наслаждаюсь этим моментом, как никогда раньше. Когда этот тур только начинался на окраине города, улицы были забиты болельщиками, размахивающими флагами, и их семьями. Есть забавное, долгоиграющее клеймо, за которое любят цепляться болельщики «Эвертона», что вся поддержка «Ливерпуля» исходит из Скандинавии и за ее пределы. Если это так, то за ночь в Ливерпуль должно было приземлиться несколько тысяч самолетов, потому что 2 июня 2019 года на улицах было около миллиона болельщиков, не говоря уже о 100 000, все еще находящихся в Мадриде! Серьезно, если бы Джон Хенри, Том Вернер и остальная команда FSG все еще питали какие-либо сомнения относительно размера ЛФК и потенциальной возможности прийти в негодование, парад по поводу возвращения домой поразил бы их воображение! Время от времени я замечал, как Джон Хенри качает головой и толкает локтем свою жену Линду, словно говоря: «Это безумие!» Я хотел наклониться и прошептать: «Насчет новой трибуны на Энфилд Роуд»... мы могли бы сделать ее немного больше...

Был один блестящий момент, когда парень, раздетый догола, чтобы привлечь внимание команды, стоял на крыше в одних носках, цепляясь за дымоход! Это было безумие — момент настолько ошеломляющий, что Юрген Клопп чуть не выпал из автобуса, он так смеялся и показывал пальцем. Кстати, все это происходило в пригороде и вокруг него. Когда мы добрались до городской окраины — о, Боже мой, это было похоже на то, как будто к Дню Победы добавили канун нового тысячелетия и к этому добавили еще и фестиваль со свободных входом по поводу воссоединения группы Битлз — самое большое излияние любви, радости и красного дыма, которое когда-либо видел город.

Тот факт, что я пережил весь этот невероятный уик-энд рядом с моим сыном, останется радостью всей моей жизни.