Трибуна
14 мин.

Что вы знаете о боли? У боли есть лицо — Паоло Монтеро

Уругвайский защитник стал настоящим знаменем эпохи грубого футбола. О его манере вести себя на поле слагали легенды. Если поколение 2010-х буквально сходило с ума от противостояния Роналду и Месси – ведущих флагманов гениальной игры с точки зрения естества и визуальной составляющей, то на рубеже веков поколение «миллениалов» не переставало спорить между собой: кто крепче – Кантона или Монтеро? В этом не было красоты с точки зрения привычного понимания этого термина, особенно применительно к спортивному состязанию.

В игре Монтеро прослеживалась животная ярость, сметающая все на своем пути, позволяющая не на шутку пугать соперников еще до выхода на газон против такого «бульдозера». В противовес Монтеро журналисты любили ставить Зинедина Зидана, создавая аллюзию на сказку Барбо де Вильневы «Красавица и чудовище». Пока Зизу создавал стиль на годы вперед, Монтеро крушил все вокруг. Талант французского полузащитника затмевал собой большинство воистину интересных дарований, а именем Паоло Монтеро называют закат грубой игры для настоящих мужчин. Тот самый олдскул, по которому нынче принято горевать.

Теперь нужно заглянуть в телеграм-канал, чтобы подписаться, и затем мы продолжим:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Ранние годы

Паоло родился в семье известного уругвайского защитника Хулио Вальтера Монтеро Кастильо в 1971 году. Хулио не понаслышке знал цену первобытного инстинкта в футбольных противостояниях, прочувствовав апофеоз его воплощения на газоне в полуфинале Чемпионата Мира 1970 года против Бразилии. Это был последний мундиаль в карьере великого Пеле, и будто приветствуя уход самого элегантного футболиста в истории, именно на этом мундиале впервые решили опробовать систему демонстрации желтых и красных карточек. Хоть бразильцы и являлись фаворитами всего турнира, особенно на фоне падения ФРГ против итальянской сборной, в полуфинале им пришлось познать на себе все истинные муки ада, чтобы затем сказать – боле мне не страшно ничего.

Уругваец Кубилья открыл счет уже на 18 минуте встречи, следующие полчаса вошли в хроники как самые грязные минуты футбольного противоборства, которые можно было себе представить. Бразильцы давили, атаковали, испробовали весь имеющийся арсенал приемов против соперника, но Уругвай буквально «лег костьми» на газон и убивал эту игру. Монтеро запомнился одним из главных задир в тот день – он преследовал Клодоало повсюду и не чурался самых грубых инструментов для ликвидации угрозы со стороны Бразилии. Тем не менее, Пеле и его армада вышли в финал, а Уругвай создал прецедент истинного футбольного хаоса.

С детских лет Паоло рос в культурных традициях футбольной семьи: повсюду игра, мяч как лучший друг, а что касается характера – отец воспитывал в своем сыне закаленного мужа, способного самостоятельно принимать решения и быть лидером всегда и повсюду. И одним из главных аргументов становления личности Монтеро была учеба. Хулио не принимал никаких оправданий в случае получения в школе плохих оценок – он просто лишал Паоло мяча и возможности играть, тем самым наказывая его едва ли не самым страшным из всех существующих способов.

Свой путь на профессиональном поприще Монтеро начал с клуба «Пеньярол», примерив их футболку в 1990 году. Всего двух лет Паоло хватило на то, чтобы впечатлить итальянских скаутов, пораженных манерой молодого защитника ежеминутно искать драки на поле с куда более возрастными футболистами, идеально прикрывая тылы своей команды во имя общего успеха. В 1992 году его подписала «Аталанта», где уругваец сумел превратиться в местную легенду едва ли не с первых же туров. Серия А не была готова к такому урагану, несмотря на присутствие легендарных фамилий в числе ветеранов оборонительного цеха – Монтеро же было на всех наплевать, он бросался на любую цель, возникшую перед ним.

Паоло в первом же своем сезоне в Италии сумел отыграть 27 матчей, не тратя времени на адаптацию, считая стилистику игры любого клуба мира не более, чем назойливой попыткой тренеров сохранять себе работу. У кого мяч – тот и побеждает, все просто. И никто, лучше Монтеро, не мог воспроизвести данный постулат в жизнь столь же рьяно и убедительно.

Четыре сезона в «Аталанте», 114 матчей за первую команду и очищение падением с мгновенным воскрешением из Серии Б помогли Паоло впитать в себя привычки жизни истинного итальянца. Оставаясь зверем на поле, Монтеро учился быть «своим парнем» за пределами стадионов. Его выражение лица зачастую отталкивало и пугало неподготовленных граждан, однако в личной беседе Паоло демонстрировал эрудицию и красноречие, что в случае любого диалога неизбежно влюбляло собеседников во внезапно утонченного уроженца Южной Америки. Сложно было себе представить, как такой не по годам мудрый и сознательный парень прошлым вечером мог валяться в грязи, провоцируя драку с игроком соперника за брошенный не по делу грозный взгляд.

Черно-белая страница, написанная слезами соперников

После победы в финале Лиги Чемпионов 1996 года «Ювентус» развернул кампанию на укрепление собственных позиций в формате продолжения доминирования на европейской арене. Победоносную машину Марчелло Липпи и Лучано Моджи покидали Виалли, Раванелли, Соуза, но что в контексте оборонительных построений было критично – Пьетро Верховод также снял с себя ювентийскую джерси.

Непроходимая связка Верховода и Феррары распалась, необходимо было привозить замену, сопоставимую если и не по качеству здесь и сейчас, то хотя бы потенциально способную компенсировать утрату столь значимой фигуры. Лаки Лучано разошелся тем летом не на шутку, понимая важность попадания на вершину и скоротечность пребывания там. Довольствоваться малым было не в духе «Юве» и семейства Аньелли, потому было принято решение вложить большие средства для продолжения работы в сторону развития.

В первую очередь Моджи согласовал переезд полузащитника «Бордо» Зинедина Зидана. Это был главный трансфер лета с учетом увеличения влияния Лучано во Франции. Вместе с тем в команду были приглашены Бокшич, Вьери, Аморузо, Тейшейра и Юлиано. Наряду с ними последовал переход Паоло Монтеро из «Аталанты», что изрядно встряхнуло раздевалку перед началом предсезонной подготовки – многие футболисты «Юве» помнили тумаки и синяки на теле после встречи с одиозным уругвайцем, благодаря чему его приход воспринимался неоднозначно. С одной стороны, было интересно понаблюдать за его безбашенной игрой в тактической среде Марчелло Липпи – отъявленного фанатика дисциплины и порядка. С другой – подобный смутьян наверняка мог привнести хаос в самобытную и сдержанную компанию победителей главного европейского первенства, где уже и так хватало характерных личностей.

Интерес победил роптание. Монтеро моментально влился в атмосферу слегка болезненного стремления побеждать вопреки всему, привнеся впоследствии немало собственного шарма в утвержденную годами концепцию работы «Ювентуса» – свою уникальную безжалостность. И по сегодняшний день уругваец удерживает рекорд по количеству собранных красных карточек в Серии А, коих удалось накопить аж 19 штук за свои 10 сезонов в Италии.

«Футбол – это война, а на войне все средства хороши. Победителей не судят, игра создана для хитрых людей. Так все было, есть и будет. Мне непонятно, почему кто-то воспринимает в штыки мое желание побеждать – это ведь естественное состояние для футболиста, разве нет? Спортсмен должен быть примером, а поражение – худший из примеров. Говорить о том, что грубость на поле служит во вред игре – лицемерие. Ведь эти же люди первыми обрадуются победе собственных фаворитов, забыв о словах и доводах. В этом красота игры – победа опьяняет нас, объединяет и дарит смысл всему»

С первых же сезонов Монтеро стал одним из ключевых фигур в структуре «Ювентуса». Он создал оборонительный тандем с Феррарой, который невозможно было сравнить с Верховодом, поскольку произрастал из других принципов – отныне монолит «Юве» держался на чистейшем разрушении. Монтеро не был одарен гениальным пасом, он плохо бил по воротам, не стремясь при этом вырываться вперед лишний раз. Но игроки, выходившие против «Ювентуса», отчетливо понимали, насколько дорого обойдется каждый созданный момент и какую цену за него придется заплатить. Пропуская гол, команда могла фиксировать поражение, ведь забить ответный мяч стоило стократ дороже. Эта была ключевая идея работы компании Аньелли – несокрушимость и беспощадность. И в основе этого воистину характерного футбола лежала убежденность Монтеро в том, что на поле все средства хороши – лишь победа имеет значение.

За следующие 10 сезонов в черно-белой футболке Паоло Монтеро сумел завоевать немало трофеев. Он трижды играл в финалах Лиги чемпионов, взял четыре Скудетто, три Суперкубка Италии, Суперкубок УЕФА, Межконтинентальный Кубок, Интертото, но все это меркнет по сравнению с тем, какое истинное наследство оставил после себя уругвайский «терминатор». Он укрепил структуру заложенной сто лет назад ДНК клуба, сформировав идейное отношение к победе не просто как к привычной роскоши, недоступной многим другим. За каждую победу придется сражаться до последнего, и лишь оставив на газоне все свои силы, можно назвать себя победителем.

Говоря о своей карьере, Монтеро никогда не рассматривал возможность изменить собственное амплуа в тактических схемах любого тренера: «Я родился защитником, им я и умру». Паоло редко забивал голы, не очень любил отыгрывать «лишнего» при стандартах, в его понимании своей роли на поле функционал крутился вокруг воспрепятствования созданию моментов у собственных ворот, этого было достаточно.

На ментальности Монтеро воспитывались многие будущие легенды «Ювентуса». Джанлуиджи Буффон нередко вспоминал, как его пугал Паоло в гневе, особенно если команда проиграла по вине самого защитника, или кого-то из партнеров по линии. Этот страх добавлял мотивации во время следующих матчей и толкал на подвиги во избежание последующей расправы в раздевалке. Зинедин Зидан называл Монтеро своим самым лучшим другом и самым страшным зверем из всех, что французу попадались на пути.

Алессандро Дель Пьеро в своей биографии припомнил случай, который называет ключевым в контексте воспитания характера и самосознания:

«Это случилось однажды вечером в Турине, в гостинице, где Ювентус отдыхал после матчей – отель Ситеа на улице Карло Альберто. Когда я возвращался в комнату, ко мне подошел Паоло Монтеро. Невероятный игрок, один из лучших защитников в черно-белой истории, и мне не нужно долго рассказывать, кто такой Паоло – это все есть в энциклопедиях и у всех на глазах. Я и Монтеро не были друзьями, не ходили вместе ужинать, не доверяли друг другу тайны – у нас были нормальные рабочие отношения между коллегам. В тот вечер Паоло подошел ко мне и сказал: Алле, что за ерунда с тобой происходит? Нет никакого желания смотреть на твою кислую рожу. В чем дело? Я смотрел на него, не зная, что ответить, и пробурчал какую-то банальность. Он застал меня врасплох. Паоло мрачно продолжил: Что бы там с тобой не произошло, постарайся это преодолеть. Разве ты не видишь, какими глазами на тебя смотрят ребята, которые тренируются с нами? Чем их сможет воодушевить унылый чемпион?»

Это был сезон 1999 года, год после ужасной травмы колена, когда все пошло наперекосяк. Дель Пьеро никак не мог набрать форму, играл плохо и без энтузиазма, многие не надеялись увидеть прежнего игрока. Но как оказалось, именно банальная поддержка от товарищей по команде была нужна игроку, и ничего более. Мелкий жест, короткая фраза, означавшая неравнодушие тех, кто рядом.

Монтеро на протяжении всех последующих тренировок искал глазами Алекса, напоминая тому о его ответственности. Один из лучших игроков команды принял молодого футболиста в качестве лидера их коллектива и всячески напоминал тому об этом. Алессандро отмечал, что именно банальный разговор в коридоре спас его от затяжной депрессии и вернул в строй. Нарастающие проблемы перестали казаться неразрешимыми, а потерянные навыки удалось восполнить новыми.

Наши дни

За год до ада под названием Кальчополи Паоло Монтеро покинул «Ювентус». Будучи в состоянии физического упадка, подверженный частым травмам уругвайский защитник решил не занимать место в составе, препятствуя тем самым появлению новой знаковой фигуры в стане обороны будущих чемпионов Италии. Паоло переехал в Аргентину, где подписал контракт с «Сан-Лоренцо» в попытке напоследок поиграть в легкий футбол без прежнего давления. Но и здесь травмы помешали показать себя во всей красе. Вернувшись в Уругвай, Монтеро отыграл один сезон в родном «Пеньяроле», после чего завершил карьеру профессионального футболиста.

Прощание выдалось на редкость трогательным. Монтеро приехал в мае 2007 года на свою последнюю тренировку, просто чтобы пожать партнерам руки и пожелать удачи. Но обойтись без слез не удалось: вся команда встала вокруг своего капитана, умоляя продолжить играть и вести их в бой. Вице-капитан Рубен Каприя в шутку грозил не выпустить Паоло с базы, пока тот не продлит контракт. Затем весь состав и технический штаб обнялись, и Монтеро отпустили. Так закончил свою карьеру один из самых грубых футболистов всех времен – в объятиях и слезах своих товарищей...

Позднее Паоло получил тренерскую лицензию в Коверчано, которая позволила ему тренировать профессиональные клубы, но с этим и по сей день как-то не сложилось. Попытав удачи в Аргентине, Монтеро вернулся в «Ювентус», возглавив команду до 19 лет, но результаты были отнюдь не впечатляющими. После увольнения Массимилиано Аллегри в прошедшем сезоне, Монтеро на два тура возглавил основной состав «Юве» – это настолько взволновало тренера, что на свою первую официальную пресс-конференцию он даже не смог прийти, переполняли эмоции!

Месяц назад его утвердили в качестве главного тренера второй команды клуба – Next Gen – которая играет в Серии С. Это весьма серьезное подспорье для обучения, поскольку в отличие от Примаверы проект всерьез борется за высокие цели, выступая против профессиональных клубов. А там – кто знает, каким окажется следующий шаг?

Закончить хотелось бы словами самого Монтеро, которые идеально отразят его отношение к клубу и к миру «Ювентуса»:

«Ради этого клуба я готов преодолеть десятки тысяч километров по одному их зову. На звонок представителей «Юве» я отвечу даже будучи в коме. Мое сердце навсегда принадлежит «Ювентусу», я их вечный фанат, и что бы не произошло в моей жизни, я буду привязан лишь к этим цветам. Горжусь быть частью такой великой истории, но куда важнее, что мое имя и сегодня находит отклик в душе фанатов по всему миру. О таком наследии можно только мечтать»

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE