Кожаное пальто, сигара во рту, убийственный взгляд. Как Марчелло Липпи покорил мир футбола
Извечный спор поклонников игровых видов спорта, мол, что важнее – победа или сама игра? Должен ли футбол развлекать зрителя, или же достижение победы вопреки всему стоит во главе пирамиды ценностей? А быть может и вовсе это все требуется совместить воедино, равно как и менять облик игры под свои требования, навязывая остальным собственные правила? Из этой дискуссии неизбежно выходит и следующая: в чем заключается истинное величие? Величие команды, лиги, игроков, тренера – не суть важно.
Достаточно ли копить трофеи, или же величие есть сосредоточение иных обязательных деталей в единой картине мира? У данного спора нет конца, поскольку каждая следующая эпоха порождает новые личности, достойные носит звание «великий». И у каждого своя история, свой путь и свои аргументы в пользу такой чести. В этом ключе фанатам достается лишь свершившийся факт, который можно подтверждать или опровергать, не исключая главного – само возникновение такого спора уже есть главное подтверждение значимости предмета обсуждения.
Но не будем сваливаться в бездушную семантику, сосредоточим взор на том, кто избегает попадания в подобные споры, безапелляционно властвуя на пьедестале восхищения масс, утверждая там свое безграничное преимущество над простыми смертными.
Личность, чье имя стало сослагательным при описании целой эпохи итальянского футбола, за которой стоит безумное количество достижений: от трофеев до признания лучших специалистов своего времени. Независимо от обстоятельств дискуссий, вороха воспоминаний людей разного возраста, неизбежно на ум приходят лишь черно-белые цвета, дымящаяся сигара во рту, и непоколебимый взор вперед, увенчанный густыми нахмуренными бровями, испепеляющий всех вокруг. Сегодня мы вспомним о карьере и жизни Марчелло Липпи: о том, кто установил свои правила игры.
Теперь нужно заглянуть в телеграм-канал, чтобы подписаться, и затем мы продолжим:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
«Мне сложно обсуждать нашу силу на бумаге. Мы докажем свою ценность на поле и сделаем все ради победы»
В пылу обсуждения значимости фигуры Липпи в европейском и мировом футболе мы вооружены аргументами любого рода. Хотите трофеи? Извольте, Марчелло наряду с Винсенте дель Боске является уникальным в своем роде специалистом, побеждавшим в Лиге чемпионов и на чемпионате мира в качестве тренера – Винсенте к этому присовокупил еще и победу на чемпионате Европы. Ключевые турниры для сборных и клубов пали под натиском итальянского мэтра. Мало? Добавим сюда пять Скудетто, в чем Липпи опережает большинство клубов Серии А за всю их историю. Итальянское господство, нашедшее затем продолжение и в распространении влияния одного человека уже на мировой сцене.
Наряду с трофеями, Липпи был тем, о ком можно говорить как о ролевой модели поведения, задавшей планку многим именитым футбольным специалистом, равнявшимся в своей работе на фактуру Марчелло, называя его образцом. Наиболее ярким признанием можно считать восхищение одного из лучших тренеров в истории футбола – сэра Алекса Фергюсона, близкого друга Липпи.
В своей биографии «Управление жизнью» САФ уделил немало времени тому, чтобы описать ту степень влияния, оказанного на него коллегой из Италии. Достаточно проникнуться сутью этих слов, чтобы осознать, каким мощным был поток энергии, источаемой фигурой тренера команды соперника, заставлявшей всех присутствующих восхищаться, наблюдать и учиться.
«Марчелло Липпи – впечатляющий человек. Это слово подходит лучше всего для описания того спектра эмоций, которые провоцирует Липпи в каждом. Достаточно просто посмотреть ему в глаза, чтобы моментально осознать, с кем Вы имеете дело, кто безукоризненно управляет собой и областью своей профессиональной деятельности. Эти глаза пылают огнем серьезности и хладнокровия, но в какой-то момент могут потухнуть и замерцать с настороженной подозрительностью – они оценивают Вас, присматриваются и изучают, и всегда в них читается живой интеллект. Стоит отнестись к нему легкомысленно, и довольно быстро Вы бы поняли, какую чудовищную ошибку совершили»
«Я помню, как был в Турине, где впервые увидел синьора Липпи на тренерской скамье великолепного «Ювентуса». Он был в кожаном пальто, в его зубах тлела маленькая сигара, его стать излучала спокойствие, в то время как я предстал пред его глазами нервным парнем в спортивном костюме, продрогшем под проливным дождем. Соревноваться с лучшими тренерами на лучших стадионах лучших чемпионатах – это волшебно»
«Во время занятий в аудитории я постоянно включал своим ребятам из «Манчестер Юнайтед» записей матчей «Ювентуса» Липпи. И основным объектом внимания был отнюдь не хитроумный тактический замысел, нет. Я призывал учиться отношению игроков к делу, к игре, вбирать их характер и следить за тем, как футболисты Липпи стремятся к победам»
Признание переросло во взаимное уважение, уважение обратилось многолетней дружбой. Ежегодно Фергюсон и Липпи обменивались бутылками вин любимых марок, на встречах обсуждали футбол в любых его проявлениях, и что самое интересное – ради этого самого общения привлекали собственные скудные знания французского языка (Фергюсон совершенно не знал итальянского, в то время как Марчелло подвергался бесчисленным шуткам за его кошмарный английский). И в этих отношениях легко читается распределение социальных ролей: Липпи был наставником, Фергюсон – ищущим ответного внимания. Таким влиянием в свое время обладал итальянский тренер на профессиональном поприще.
«При необходимости мы завоюем и Голливуд»
Несмотря на то, что имя Марчелло Липпи коррелирует с золотой эпохой расцвета итальянского футбола, в качестве игрока ему не удалось заявить о себе хоть на каком-то серьезном уровне. Родившийся в Виареджо, Липпи почти всю свою карьеру провел в «Сампдории», где на протяжении десяти лет скромно «тянул лямку» в обороне на позиции так называемого «либеро», подчищая огрехи своих товарищей по команде, являясь последним препятствием для соперника перед собственными воротами.
В пользу выбора именно Липпи на такой важной позиции говорили его невероятное трудолюбие и железная дисциплина. Ему не требовалось дополнительных наставлений от Бернардини, своего первого тренера, на грубость со стороны игроков другой команды Липпи отвечал лишь поразительным хладнокровием и спокойствием, чем выводил из себя даже самых закоренелых «дуболомов», однако в техническом плане Марчелло слабо выделялся на фоне остальных защитников.
Устав от игры на фоне более одаренных и способных работяг, Липпи прямо сообщил руководству генуэзцев о своем желании снять с себя давление. Стороны не стали продлевать контракт, Марчелло еще два года побегал за клубы из низших дивизионов, многое осознал для себя, и окончательно завершил весьма скромную карьеру футболиста. На руках уже имелись договоренности с «Сампдорией» о том, что Липпи вернется в родные стены, где потренирует молодежь, пока сам будет проходить обучение и получать лицензию профессионального тренера – это было очевидно, стремление тренировать и возглавлять коллектив, вместо того, чтобы быть просто ведомым, читалось еще с юных лет. Так в 34 года Липпи получил свою первую тренерскую работу, аккурат под знаменательное шествие итальянской сборной на чемпионате мира 1982 года.
Ему хватило трех лет, чтобы набить оскомину с подростками, оформить полноценное видение строительства игры с точки зрения физиологического подхода к особенностям имеющихся кадров, и Марчелло отправился проверять свои наработки на практике в профессиональные лиги. Сперва это были клубы без четко выраженных амбиций и весьма серьезной текучкой – игроки приходили и уходили, руководство прямо уточняло важность финансового аспекта в разрезе итоговых результатов. Ему связывали руки, не позволяли навязывать штабу свою волю, что приводило к раздражению, вспыльчивости, что так не свойственно будущему мэтру итальянского футбола.
Неудачи в «Понтедере», «Сиене», «Пистойезе», «Каррарезе» будто все крепче утверждали общественность в том, что стремление Липпи прививать тоталитарную модель управления в рамках одного клуба приводит лишь к поражениям, ссорам с игроками и последующему разочарованию. Но Марчелло упорно стоял на своем, акцентируя внимание на важности дисциплины и порядка не только в плане поведения, но и с точки зрения соответствия тактическим образованиям.
Столь рьяное упорство отторгало многих, но находились и те, кого подобный подход очаровывал и внушал определенный трепет. Довольно внезапно это сыграло в пользу Липпи в 1989 году, когда после очередной тосканской неудачи его пригласили в «Чезену», игравшую в Серии А. Дебют для молодого тренера в элитном дивизионе сыграл важную роль в итоговом становлении в будущем ставшей классической философии Марчелло Липпи – абсолютный диктат в раздевалке, беспрецедентное внимание к строгой тактической роли и ограниченного функционала каждого футболиста на поле, и ограничения в плане общения с прессой.
Не имея на руках громких историй или интересных деталей из жизни «Чезены» и их нового тренера, журналисты начинают притягивать внимание к поверхностным мелочам, вроде непосредственно событий во время матчей, поведению игроков на поле, и так же рождается знаменитая кличка Липпи, привязавшаяся к нему навсегда: в одном из интервью его в шутку называют итальянским Полом Ньюманом – голливудской звездой, намекая на внешнюю схожесть тренера и актера. Марчелло усмехнулся и парировал тем, что при необходимости его команда и Голливуд завоюет, если он поставит перед ними такую задачу.
«Это больше не наследие Марадоны, мы заложили новый фундамент для потомков»
«Чезена» под руководством Марчелло Липпи не привлекала внимание с точки зрения игровых новшеств или тактических изысков. Это был пестрый необычный коллектив, который работал в строгом порядке, как того требовал тренер – вполне рабочая схема низовых клубов с молодыми амбициозными специалистами во главе, требующими беспрекословного подчинения. В этом плане Липпи не предлагал чего-то действительно нового, необъяснимого. Серая обыденность оказывалась сильнее.
На этом поприще Липпи со своим тяжелым характером не задержался – несмотря на сильную связь с игроками, привыкшими работать в заданных условиях два года подряд, Марчелло попросили покинуть структуру «Чезены». Он не отчаялся и продолжил развивать собственные идеи раскрытия особенностей своих футболистов под идеальную совместимость с позицией на поле и на новом месте работы – «Луккезе» довольно быстро сдались под гнетом одиозного тренера, а «Аталанта» банально не потянула запросы Липпи относительно игроков. Первый долгожданный триумф поджидал тренера в Неаполе. Весьма необычное приглашение в проблемный клуб, где руководство все еще купалось в историческом наследии победоносной машины имени Марадоны, пока вся команда не получала зарплату и грозилась в скором времени покинуть тонущий корабль. Идеальный вызов для вечно голодного тренера, испытывающего потребность в навязывании строгого контроля.
Неаполитанцы, болеющие футболом столь же яростно, сколь и непоколебимо, с ужасом наблюдали падение своей любимой команды. Игроков освистывали во время матчей и на улицах, руководство отказывалось общаться напрямую с составом, высылая на переговоры лишь своего пресс-секретаря, все ложилось на плечи тренера. Марчелло Липпи весьма спокойно принял такие правила игры, после чего переписал их под себя.
Все началось с того, что «Наполи» было запрещено общаться с прессой – привычное правило для проблемного коллектива под руководством итальянца, настаивающего на ментальном спокойствии своих подопечных. А какое спокойствие может быть у любого человека, которого без устали третируют все, кому не лень? На тренировках футболисты буквально умирали под напором Липпи, взявшего за цель приготовить команду к феноменальному сезону, чтобы заставить общественность наконец забыть о прошлом и дать им повод жить настоящим. А для этого требовалось быть готовым к непомерным нагрузкам, чтобы зимой и весной в период физического упадка у большинства команд вытягивать результат именно за счет физического преимущества.
Игроки учились работать как единый механизм, где важен каждый. Это сыграло большую роль во время сезона, поскольку прежняя раздробленность раздевалки канула в лету, состав буквально парил над газоном, футболисты демонстрировали удивительное единение, радуясь каждому голу и поддерживая друг друга после локальной неудачи. Липпи заставил «Наполи» пахать до последних секунд каждого матча, не сдаваясь ни на секунду. И как итог: на фоне прежних скандалов и затянувшегося упадка неаполитанцы пробились в квалификацию Кубка УЕФА. Удивительный исход для команды и тренера, доселе не достигавшего никаких серьезных целей, набивая руку на минимальных успехах и серьезных неудачах.
«В определенном роде мы можем говорить о том, что «Ювентус» воистину бессмертен. Лучше всего это проявляется тогда, когда клубу причиняют боль»
Всего одного сезона в «Наполи» хватило Липпи для того, чтобы сделать себе мощную рекламу. За ним начали охоту едва ли не все итальянские гранды, рассчитывающие с помощью строгого и амбициозного тренера запустить процесс серьезной перестройки. Конкуренцию за душу Марчелло выиграл Витторио Кьюзано – президент «Ювентуса», что было неудивительно, с учетом финансовых возможностей и влияния семейства Аньелли. Кьюзано лично общался с Липпи на предмет грядущего перехода, и после назначения на пост генерального директора Лучано Моджи Виттори вместе с ним отправился заключать контракт с новым тренером во избежание возможного перехвата.
Если в Неаполе у Липпи был вызов создать для фанатов повод обсуждать что-то помимо Марадоны, то в Турине ему требовалось заменить самого Джованни Трапаттони. Немного облегчало задачу то, что второй приход великого и могучего Трапа вышел отнюдь не таким же феноменальным, как первая эпоха, и тем не менее, сравнений было не избежать. И чтобы не ударить в грязь лицом, Липпи и Моджи начали формировать сокрушительный состав для завоевания трофеев здесь и сейчас.
В первую очередь Марчелло озадачился формированием привычной для себя атмосферы работы с новым коллективом. Для этого требовалось внедрить в раздевалку знакомого характерного персонажа, способного поддерживать идеологию нового тренера и сходу распространять его учение среди играющей «братии» звезд. Именно с такой формулировкой перед Моджи была поставлена цель выкупить из «Наполи» Чиро Феррару – одного из лучших итальянских защитников Серии А, который был без ума от Липпи. Проведя все свою игровую карьеру в обороне, Марчелло Липпи неизменно следовал известному постулату о том, что любая атака начиная именно с защиты.
Вслед за Феррарой клубу пришлось потратиться на Пауло Соузу: ввиду необходимости акцентировать внимание на несокрушимости оборонительных построений, команде требовался могучий полузащитник, способный работать в прессинге и уничтожать попытки строительства контратак соперников еще в зародыше. Затем Моджи с позволения Липпи привез Дидье Дешама и Алессио Таккинарди, завершая формирование обновленной полузащиты.
Так точечно закладывая фундамент в уже неплохо работающую команду, Липпи старался не ломать работающую схему, просто доводя ее до совершенства. Это сказалось более, чем благостно: у «Ювентуса» не было периода адаптации или перестройки, Липпи в первый же год взял внутренний «золотой» дубль, победив в Серии А и забрав Кубок Италии. Помимо этого, команда дошла до финала Кубка УЕФА, проиграв там «Парме», но всем было очевидно – это начало чего-то воистину грандиозного!
Философия Липпи, сосредоточенная на создании симбиоза единства и командного духа, обрела новое воплощение в Турине. Первое за девять лет Скудетто принесло огромную радость, но вместе с тем было окрашено в траурные цвета: не дождавшись победы своего клуба, в клинике Молиннет скончался молодой фланговый защитник «Ювентуса» Андреа Фортунато... Это объединило команду, заставив каждого заново переоценить возможность играть и жить, чувствовать каждое мгновение этого бесконечного счастья, и знать, что клуб – это твоя вторая семья. Это проявлялось во всем: пока Андреа был в больнице, «Юве» взял на себя целиком финансовые издержки, Фабрицио Раванелли поселил у себя всю семью Фортунато, отдав им свой дом в пользование, переехав в это же время в отель рядом с больницей, игроки после каждого матча созванивались со своим товарищем и обсуждали прошедший матч. Но к сожалению всего за месяц до завоевания чемпионства Андреа умер...
Горе и радость сплелись воедино в этом первом эпохальном для обновленного «Юве» сезоне, подарив болельщикам невиданную доселе синергию на поле и за его пределами. Марчелло Липпи не пришлось прикладывать много усилий для формирования монументального взаимопонимания, ведь в его распоряжении уже оказались лучшие из лучших, объединившиеся на фоне означенных проблем. Оставалось лишь придать этому бриллианту соответствующую огранку, чем Липпи и занялся. И в этом ему оказывал посильную помощь еще один именитый специалист, именем которого частенько подписывают большую часть успехов команды во второй половине 90-х. Речь идет об ответственном за физическую подготовку игроков Джан-Пьеро Вентроне.
Дель Пьеро с восторгом вспоминал работу с этим дуэтом, подарившем Серии А одну из сильнейших команд в истории Кальчо:
«Липпи и Вентроне добились удивительного по качеству единения, они нашли пресловутую золотую середину в своей работе, что подарило нам столько великолепных трофейных лет. В день моего перехода процесс перемен все еще протекал со скоростью урагана, менялось все – от менеджмента до методики управления. Липпи искал независимости, никто ему не мог перечить или указывать, он расставлял нас так, как хотел, и заставлял играть в то, что видит сам. Мы выходили на поле с атакующей тройкой, и работали так, как еще никто не пробовал в Италии. А на базе Вентроне был одержим тренировками, он заряжал нас невиданной энергией с привкусом безумия, его упорство поражало, а внимание к деталям воодушевляло. Каждый игрок, независимо от статуса и таланта, неизменно рос в их руках, мы были на вершине и достигли всего»
Но тоталитаризм в духе Липпи приводил не только к победам. Его стремление создавать идеал вопреки всему и всем нередко приводил к конфликтам с игроками, коих тренер сходу выделил как помеху. Одним из самых громких прецедентов подобного вычленения из основы неспособных к строгому подчинению единой идее работы на конкретной позиции стала история с Роберто Баджо.
«Божественный хвостик» был в депрессии после незабитого пенальти на чемпионате мира, что усугублялось постоянными травмами. Помимо прочего, на него оказывалось сильнейшее давление со стороны прессы, подпитываемое самим Марчелло Липпи буквально с первых же дней его работы. Липпи в своем первом же интервью объявил, что намеревается создать независимую от гения Баджо команду, которая слишком страдает из-за нацеленности схемы исключительно на таланты одного единственного игрока. Фраза прозвучала невероятно надменно и несправедливо по отношению к тому, кто действительно очень многое отдал ради «Ювентуса».
В ответ Баджо со всей присущей ему дипломатией сказал лишь то, что Липпи его не критиковал, а постарался снять ответственность с конкретного футболиста. Ирония заключалась в том, что Роберто, не желая того, сам помог Липпи сделать команду независимой от себя. Пробивая штрафной в Падуе в 11 туре чемпионата Италии 1994/95, Баджо вновь получил травму колена, из-за которой пришлось пропустить половину сезона. Из-за потери лидера атаки Марчелло Липпи стал привлекать все чаще к основе молодого Алессандро Дель Пьеро, который не упустил возможности показать себя и сыграл важнейшую роль в итоговом Скудетто и Кубке Италии.
Баджо ушел в «Милан», устав мириться со статусом изгоя. Наряду с этим команду покинул Юрген Колер, так и не сумев подтвердить свой уровень в не самом комфортном для немца чемпионате. Моджи и его помощник Джираудо принялись усиленно доукомплектовывать состав, вставший на победные рельсы, чтобы закрепить внутренний успех «Ювентуса» и выйти вновь на международный уровень. В команду приобрели Владимира Юговича, Пьетро Верховода, Атилио Ломбардо и Джанлуку Пессото – будущий костяк одной из самых любимых вариаций составов болельщиков «Юве» в истории клуба.
Команда Липпи все глубже погружалась в идеологию «оборонительного» совершенства, превращаясь в истинный кошмар соперника любого уровня и класса. Забить «Ювентусу» было сродни чуду, а впереди у Виалли, Раванелли и Дель Пьеро невозможно было отобрать мяч даже на уровне фантазии. К сожалению, сходу повторить успех в Италии не удалось ввиду провальной осени, когда коллектив только собирался воедино и учился работать в нужно ключе, однако второе место в Серии А с лихвой возмещалось главным успехом команды, ставшим в итоге таковым за всю клубную историю – победой в Лиге чемпионов!
От Эйзеля до Рима. Как Ювентус взял Лигу Чемпионов в 1996 году, победив могучий Аякс
Столь резвое и поразительное возвышение обязывало продолжать заданную руководством политику своевременного обновления под нужны главного тренера. Липпи запросил в полузащиту скоростного дриблера с мощным ударом, а также усиление обороны. Моджи не стал скромничать, и вытащил из «Бордо» Зинедина Зидана, совершив едва ли не крупнейший по значимости трансфер в «Юве» за последние 10 лет, после подписания Роберто Баджо. Вместе с ним в команду пришел Паоло Монтеро, закрыв гештальт перехода на максимально закрытый футбол, а Кристиан Вьери был завербован для потенциальной замены Луки Виалли. Пришлось попрощаться с Соузой, Верховодом и Раванелли, но Моджи верил, что нельзя допускать стагнации победного состава передержкой его сверхмеры.
«Ювентус» сосредоточил свое внимание на Серии А, памятуя о прошлогодней неудаче под покрывалом успеха на европейских полях. Требовалось усиление доминирования на всех возможных рубежах, что Липпи с присущим ему хладнокровием и продолжил делать. Клуб вернул себе Скудетто, взял Суперкубок УЕФА и Межконтинентальный Кубок, а в Лиге чемпионов вновь дошел до финала, где к сожалению пал от рук «Боруссии» из Дортмунда.
Работа Липпи зиждилась на уверенность в том, что на поле побеждает отнюдь не самый сильный коллектив. Побеждает тот, кто в приведенные 90 минут был лучшим, регалии тут никак не помогут. Это проявилось в противостоянии с немцами в вышеозначенном злополучном финале, где «Ювентус» был абсолютным фаворитом, но недооценил соперника. Этот момент стал первой трещиной в последующем разломе, когда футболисты увидели, что и Липпи порой ошибается...
«Месть – это блюдо, которое подают холодным»
Несмотря на очередное Скудетто, полуфинал Кубка Италии и третий подряд финал Лиги чемпионов, итальянская общественность стала подозревать, что феноменальный спурт кампании Марчелло Липпи взял курс на понижение качества. Путь до финала ЛЧ был куда более болезненным, чем оба раза до этого: сперва состоялась опасная домашняя ничья с киевским «Динамо» в четвертьфинале, затем в ответном поединке полуфинала против «Монако» туринцы откровенно расслабились, пропустив три мяча, а в финале, несмотря на гол Миятовича из предполагаемого офсайда, команда Липпи так и не сумела провести мяч в ворота соперника, несмотря на превосходящую атакующую мощь «Юве».
Лучано Моджи понимал, сколь важен Липпи для «Ювентуса» и насколько ценен он в качестве персонального ментора для каждого футболиста, но эти мысли сам тренер уже давно не разделял. Посчитав, что он более не справляется с управлением раздевалки и не способен задавать тон на повышение, Марчелло запросил отставку летом 1999 года. Ему было отказано, что окончательно переломило мотивацию Липпи продолжать диктовать свои условия, поскольку он не терпел отказов, принимая это за оскорбление...
Еще сильнее усугубило ситуацию происшествие от 8 ноября: главный герой феноменального «Ювентуса» конца девяностых Алессандро Дель Пьеро получил страшную травму в матче против «Удинезе», порвав обе коленные связки. Зидан не сумел перенять функционал Алекса, а купленный на замену юный Тьерри Анри и вовсе провалился в Италии, отсиживаясь на замене. В середине сезона Липпи вновь повторил свою просьбу об отставке, взяв на себя ответственность за масштабное ухудшение результатов своей команды – «Ювентус» шел на девятом месте, что при всех кадровых возможностях клуба и тренерских способностях Липпи шокировало.
Моджи удовлетворил просьбу Марчелло об отставке, освободив того от обязанностей главного тренера. Решение казалось логичным, но дальнейший выбор Липпи шокировал не менее, чем результаты его «Ювентуса» в том сезоне – он выбрал миланский «Интер». Эта история оказалась еще более печальной, нежели прощание со своим прежним клубом: миланцы финишировали четвертыми, едва успев заскочить в квалификацию Лиги чемпионов на будущий год. Помимо турнирного провала, ситуацию дополняли постоянные конфликты в раздевалке. Липпи лишь усугубил и так сложную обстановку, попытавшись подговорить своего бывшего подопечного – Роберто Баджо – рассказывать ему обо всем, что тот услышит в раздевалке в адрес алленаторе. Баджо, будучи настоящей душой компании, наотрез отказался это делать. Осознав свою ошибку в выборе возможного стукача, Липпи поспешил обвинить Баджо в некорректном истолковании своих же слов:
«Я не просил тебя шпионить и доносить, ты меня неправильно понял!»
Было уже поздно. Как раз в тот момент Баджо осознал, что тренер, оступившись, теперь всеми силами постарается выдавить игрока из коллектива, повесив на того все свои грехи. Уже в скором времени после этой беседы «Хвостику» удалось в полной мере вкусить месть от Липпи. На летнем сборе тренер запретил официантам давать игрокам перец чили, узнав, что его любит Баджо, а на тренировке, когда Вьери с Пануччи аплодисментами встретили шикарный пас Роберто на сорок метров, заорал: «Мы что, в театре? Мы здесь работаем, а не нахваливаем друг друга, даже если дело касается нашей звездочки синьора Баджо». В тот момент и остальные все поняли.
К концу первого круга чемпионата Баджо отыграл всего 111 минут. Дойдя до крайней точки кипения Роберто обвинил тренера в субъективности и предъявил тому на глазах всей команды нарушение собственного обещания дать игроку шанс показать себя. Липпи ответил, что тот прав, но вина лежит исключительно на Роберто, который до сих пор не набрал форму и демонстрировал отвратительные физические показатели.
После того случая Марчелло Липпи собрал весь игровой коллектив на тренировочной базе и заявил, что Роберто Баджо не достоин играть за «Интер». Все пребывали в шоке, поскольку было очевидно, насколько Баджо превосходит всех остальных, даже на тренировочных занятиях и даже будучи не в форме. Из принципа Липпи отказывался в последующем выпускать Баджо на поле. Интересный эпизод случился 23 января 2000 года, игра против «Вероны». Важнейшая игра, поражение в которой могло бы поставить крест на чемпионских амбициях «Интера». Липпи выставил в старте Рекобу и Муту, которого клуб подписал всего месяц назад. «Интер» получил гол в свои ворота на 35 минуте. Все шло к поражению, поэтому в порыве отчаяния Липпи выпустил Баджо вместо Дзаннети, сформировав атакующий трезубец.
Следующие минуты стали настоящим бенефисом от Роберто: он отдал голевую на Рекобу, который сравнял счет, а затем забил сам после передачи от Рекобы, вернувшего должок. Празднуя гол, Баджо побежал в противоположную сторону от тренера, пнув на радости рекламный плакат. Последующие дни стали потрясающими для Баджо, и горестными для Липпи. Из-за успеха в Серии А пришлось выпустить «Хвостика» и на кубок с «Миланом», а затем и на игру с «Ромой». В каждой Баджо забил, демонстрируя невероятный по качеству футбол. А затем Липпи вернул игрока на скамейку, в то время как «Интер» погряз в поражениях и окончательно выпал из борьбы за чемпионство.
Кратким проблеском справедливости можно считать последний матч против «Пармы», который разыгрывали на нейтральном стадионе. Обе команды набрали равное количество очков и должны были разыграть между собой право представлять Италию в Лиге Чемпионов в дополнительном поединке. Липпи пришлось выпустить Баджо в стартовом составе, поскольку президент Массимо Моратти лично об этом попросил, намекнув, что в случае отказа и поражения тренер будет уволен.
На 35 минуте матча «Интер» получил право на штрафной удар. До ворот было очень далеко, тем более что в них стоял уже заявивший о себе Джанлуиджи Буффон. Все ожидали от Баджо навеса, но тот со всей силы ударил в ближнюю девятку, забив очередной шедевр. Затем «Парма» сравняла, но и здесь Баджо отличился – после подачи от Саморано Баджо после отскока мяча от газона еще одним великолепным ударом забил очередной гол. Это была победа.
После свистка толпа журналистов выбежала на поле, окружив Баджо. Это был невероятный триумф, у которого было свое имя. «Божественный хвостик» вновь возродился из пепла, и всех интересовало одно – останется ли он в команде. После журналистов Роберто окружили партнеры по команде, обнимая своего спасителя. Подошел даже Липпи, но Баджо от него отвернулся и проигнорировал протянутую для примирения руку. Он был слишком зол от того, что очередной тренер выбрал его своим врагом из-за надуманных внутренних противоречий.
«Я часто задавался вопросом, почему так происходило, но я так и не нашел ответа. Возможно, они немного завидовали, так как все любили меня, даже противники. Я крал их шоу, отказывая им в роли главных героев, о которых они отчаянно мечтали? В современном футболе все чаще доминируют тренеры и их нарциссизм»
Баджо покинул «Интер», оставив проблемную раздевалку и провалившегося тренера в прошлом. Липпи попытался начать новый сезон с чистого листа, но после вылета «Интера» из квалификации ЛЧ от шведского «Хельсингборгс» Моратти уволил Марчелло без каких либо сожалений.
«Когда я работал в «Интере», они каждый день раздражали меня обычной старой байкой «вот ты в «Ювентусе» сделал это, там были судьи, ты тоже выиграл лишь поэтому, они отличаются от нас именно этим» и так далее, и тому подобное. На что я, когда услышал эти вещи, ответил, что мы выигрываем потому что мы были лучшими, потому что мы больше работали и больше потели. Чего не было больше нигде. Никогда. Но они настаивали, и я не смог заткнуться. Мне пришлось защищать то, что мы сделали, еще и потому, что я все еще чувствовал «Ювентус» в душе, даже когда был в «Интере». И им это совсем не понравилось. Было ясно, что это не сработает. Вернуться в Турин и отомстить было огромным удовольствием. И, честно говоря, меня наполняет гордость, что меня до сих пор считают тренером именно «Ювентуса». Когда за эти годы меня спрашивали: «Хотели бы вы вернуться в «Интер»?» Я всегда отвечал категорически нет. Мне хватило одного раза»
Лучано Моджи с огромным удовольствием вернул Липпи в стан «Юве», на скорую руку попрощавшись с Карло Анчелотти, у которого в Турине, мягко говоря, не задалось. Для обеспечения качественного подспорья вернувшегося «блудного сына», руководство клуба не поскупилось на обновление состава: продав в «Реал» Зинедина Зидана за умопомрачительные 77,5 млн евро (что для 2001 года было настоящим безумием), Моджи привез на замену Джанлуиджи Буффона, Лилиана Тюрама и Павла Недведа – сложно себе представить, чтобы в дальнейшем хоть кто-то сказал, что Лучано оказался неправ при таком размене.
Липпи в свойственной ему манере не стал ломать то, что неплохо работало, ограничившись лишь грамотным переводом игроков на соответствующий его видению функционал, заставив усерднее работать в обороне. В свой первый же год после возвращения Марчелло вернул в Турин Скудетто, дошел до финала Кубка Италии, но в ЛЧ вновь не повезло – клуб вылетел из второго группового этапа.
Принято считать, что в «Ювентусе» возвращения редко оказываются успешны: Липпи доказал, что он – исключение из этого правила. Клуб и на второй сезон Марчелло забрал себе золото Серии А, дошел до финала Лиги чемпионов, где проиграл лишь в серии пенальти – иронично, что триумфатором стал «Милан» под руководством ранее уволенного из «Юве» Карло Анчелотти. Месть – это блюдо, которое подают холодным...
Помимо трофейного успеха, в перечень своих достижений Марчелло Липпи может занести себе раскрытие Павла Недведа в качестве одного из лучших полузащитников мира. Перевод команды на схему 4-3-1-2 вкупе с назначением чеха новым треквартистой, хотя в «Лацио» Недвед предпочитал играть слева, привели к тому, что Павел провел свой лучший сезон в карьере и завоевал Золотой мяч, несмотря на отсутствие в финале ЛЧ ввиду абсолютно глупой желтой карточки, полученной в ответной встрече против «Реала» в полуфинале...
«Вы побеждаете лишь тогда, когда становитесь настоящей командой»
После приобретения статуса «наследника Трапаттони» в «Ювентусе», Липпи вновь испробовал на вкус схожий титул во время приглашения в сборную Италии в качестве главного тренера в 2004 году – Марчелло вновь заменил Джованни. Это был величайший триумф в жизни итальянского специалиста, поскольку последующий путь сопровождался столь же феноменальным по сложности вызовом, подобных которому ни одному тренеру еще не выпадало...
Липпи прекрасно провел команду сквозь отборочный этап и получил квалификацию на чемпионат мира 2006 без особого труда. Буквально за пару недель до поездки на Италию обрушился невиданной мощи коррупционный скандал, названный «Моджигейтом», или более известным именем – «Кальчополи». Скандалы, интриги, громкие заголовки, бесконечный террор причастных игроков и клубов, нескончаемые звонки журналистов во все возможные ведомства – с таким грузом сборная была вынуждена начинать свою кампанию в Германии.
Это был сложнейший вызов в карьере Липпи, ему требовалось оградить команду от всего инфошума извне и сосредоточиться исключительно на футболе. Это было почти невозможно, но стране требовалось отвлечься от этой грязи. И главному тренеру пришлось совершить невозможное.
Больше всех доставалось «Ювентусу» – клуб и его руководителя в лице Лучано Моджи ставили во главу преступной пирамиды, основывая все обвинительные заключения на работе именитого менеджера. Ситуацию усугубляло то, что Липпи был плоть от плоти «Юве», равно как и немалая часть сборной. Незадолго до четвертьфинала с Украиной в штаб Адзурри поступило сообщение о том, что Джанлука Пессотто – один из лучших защитников Липпи и нынешний директор туринцев – выпрыгнул из окна.
Ювентийцы были шокированы этой новостью, капитан сборной Фабио Каннаваро все время порывался покинуть штаб и вернуться в Италию, чтобы лично проверить состояние своего близкого друга. Но Липпи сохранял невозмутимость и хладнокровие, буквально принуждая всех футболистов отрешиться от клубного футбола и забыть о том, что в Италии что-то происходить.
Значение имело лишь то, что происходило на полях Германии, только игра – ничего более. После коллективной поездки в Турин, где игроки удостоверились, что Лука жив и его здоровью ничто не угрожает, сборная сумела преодолеть тревогу и в буквальном смысле отключить свое сознание, оградив его от переживаний и стресса.
Идея победить вопреки скандалам стала основополагающей в стане Скуадры Адзурры. Мысль о том, что команда прорывается на вершину, доказывая на деле аксиому о силе Серии А и главных клубов страны в разрезе всего мирового футбола, сплотил игроков, возвысив их на собственными страхами и сомнениями. Все закончилось известным образом: в финале мундиаля французы встретились с итальянцами, у Зидана не выдержали нервы, а Фабио Гроссо забил победный гол в итоговой серии пенальти. Камеры без конца выхватывали лик Липпи на тренерской скамье перед каждым ударом сборной Италии – Марчелло было невозмутим, а на его лице не дернулся ни единый мускул.
«По сей день я не уверен в том, что привез в Германию сильнейших футболистов страны. Наверняка я упустил из виду некоторых одаренных и талантливых ребят, способных показать себя. Но я твердо убежден, что все те, кого я посадил на наш самолет и с кем прилетел на чемпионат мира, способны создать лучшую команду из всех возможных. Победа приходит не только к лучшим футболистам. Вы побеждаете лишь тогда, когда становитесь настоящей командой. Это как мозаика – собрать необходимо все части воедино, они должны идеально подходить друг другу»
«Я устал. Я ухожу»
Бесконечное давление и череда затянувшихся расставаний могут лишить опоры даже самых лучших из нас. После фиаско на чемпионате мира 2010 года в ЮАР, где Италия не смогла даже выйти из группы, Липпи принял решение покинуть стан сборной. Дорога привела его в китайскую Суперлигу, где в «Гуанджоу Эвергранд» Марчелло удалось побить немало местных рекордов, затем была попытка потренировать сборную Китая, после чего мэтр итальянского тренерского ремесла принял окончательное решение уйти на пенсию.
Липпи был одним из первых, кто внедрил в постоянный обиход идею тактической универсальности: зачастую тренер ограничен имеющимися у него кадровыми ресурсами, что фактически вынуждает специалиста подстраиваться и менять имеющиеся наработки, исходя из потребностей команды. Топовый специалист обязан не только запрашивать игроков под удобную для себя схему, но и уметь выбрать верную схему и верное сочетание позиций, исходя из способностей и навыков имеющихся футболистов.
Арриго Сакки в свое время произвел тактическую революцию в Италии. Липпи побеждал до нее, во время нее, и после нее, игнорируя основные постулаты «нового» Кальчо, навязывая собственные правила игры. Он не был ограничен единой схемой или общей идеей строительства игры через ключевые точки, присущие исключительно его методике. Липпи смотрел куда шире, адаптируясь под реалии, вынуждая затем соперников любого калибра и любой футбольной школы складывать оружие, умело выискивая при этом слабости у каждого из них. А во главе работы неизменно стоял принцип верховенства дисциплины и порядка, командного единения и единства перед лицом всех. В этом плане «Ювентус» стал идеальным местом для утоления амбиций Липпи, поскольку здесь голод был воистину неиссякаемым:
«Играть за «Ювентус» означает всегда быть в поиске. Мы выиграли скудетто? Есть Лига чемпионов. Мы выиграли Лигу чемпионов? Есть еще Межконтинентальный кубок. Мы выиграли Межконтинентальный кубок? Что ж, мы должны побеждать дважды и трижды подряд. У нас мало времени для празднования»
Эра Марчелло Липпи в «Юве» привела несколько поколений болельщиков по всему миру в стан поклонников черно-белой команды. На его футболе многие из нас росли, на его футбол мы и по сей день ориентируемся как на эталон. Липпи последним в клубе брал ЛЧ, последним в Италии брал ЧМ. Его стиль работы узнаваем по всему миру, о нем пишут книги, снимают документальное кино, а футболисты «золотой» эпохи «Ювентуса» постоянно встречаются в Турине, вспоминая о былых веселых временах. Из его команд вышло немало великолепных тренеров, на его идеях обучалось немало будущих менеджеров. И несмотря на то, что многие рекорды, поставленные в период правления Марчелло, уже оказались побиты, именно Липпи из раза в раз будет выбираться в качестве самого любимого тренера в истории «Ювентуса».
И вряд ли мы застанем время, когда это изменится.
Баджо - лучшего игрока Европы как минимум загнобили за пенальти, который на 95% даже не стал бы спасительным. Следующий у бразилов ударил бы Бебето и принёс бы им победу скорее всего.
БЛМ подростка Сака - мажет во всех отношениях решающий удар на домашнем поле для сборной - казалось бы только что промахнулся Жоржиньо, шанс продлить серию, а то и перевернуть. Всем островом вытирают ему нюни, делают ключевым игроком арсенала.
Разве это справедливо?
Да, однозначно любимейший тренер большинства поклонников Юве. И это - ключевой показатель его класса)
По Трапу уже есть))
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/harryhole/3119099.html